Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






АНАТОМИЯ и гистология человека





Фамилия _______________________ Шифр __________________

Имя _________________________

Регион _________________________ Рабочее место____________

 

Шифр _________________________ Итого: _____________________

Задания

Практического тура заключительного этапа XXXI Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2014-15 уч. год. 9 класс

Г. Саранск

АНАТОМИЯ и гистология человека

ВНИМАНИЕ! При выполнении экспериментальной части работы необходимо использовать средства защиты: халаты и латексные перчатки!

Задание 1. Определение группы крови человека. (6 баллов)

Рекомендуемое время – 15 минут

В современной клинической практике широко используется определение группы крови пациентов. В настоящее время известно около 30 систем групп крови, однако одной из наиболее клинически значимых является система АВО, согласно которой выделяют четыре группы крови в зависимости от структуры полисахаридного антигена на поверхности эритроцитов: I (O), II (A), III (B) и IV (AB). В крови людей с группой крови II (A) находятся антитела к антигену B, у людей с группой крови III (B) – к антигену А, у людей с группой крови I (О) – оба типа этих антител, у людей с четвертой группой крови нет ни анти-А, ни анти-В антител. При контакте антител с соответствующими антигенами на поверхности клеток, клетки мишени связываются с антителами и соединяются в плотные скопления (реакция агглютинации).

Определение групп крови по системе АВО заключается в выявлении антигенов А и В в эритроцитах Цоликлонами – растворами рекомбинантных антител к антигенам А или В (название «Цоликлон» происходит от названия учреждения, где они были разработаны – Центральный Ордена Ленина Институт Крови).

 

1. Используя методику определения групп крови (Приложение 1) и строго соблюдая технику безопасности, определите группу крови предлагаемого Вам образца крови (находится в шприце на Вашем рабочем месте). После выполнения эксперимента позовите члена жюри и отметьте знаком «+» правильный ответ (1 балл):

 

  I (O) II (A) III (B) IV (AB)
Группа крови образца        

Оценка за технику выполнения эксперимента (заполняется членом жюри!):

___________(максимально 1 балл) __________/ _______________________

подпись расшифровка подписи

2. В современной медицине при необходимости переливания крови крайне редко используют цельную кровь. В подавляющем большинстве случаев реципиенту переливают отдельные компоненты крови донора: плазму или эритроцитарную массу. Укажите знаком «+» группы крови реципиента, с которыми будет совместима эритроцитарная масса предложенного Вам образца крови (1 балл):

 

Группа крови реципиента I (O) II (A) III (B) IV (AB)
Совместимость эритроцитарной массы образца крови        

 

3. Укажите знаком «+» группы крови реципиента, с которыми будет совместима плазма предложенного Вам образца крови (1 балл):

 

Группа крови реципиента I (O) II (A) III (B) IV (AB)
Совместимость плазмы образца крови        

 

4. На рисунке представлено схематическое строение полисахаридов (обозначены А – Г), являющихся антигенами АВО. (1 балл)

 

A Б В Г

 

Обведите кружочком обозначение(я) полисахарида(ов), которое(ые) может(гут) присутствовать в мембране эритроцитов изучаемого Вами образца крови.

 

5. Укажите резус-принадлежность изучаемого Вами образца крови (правильный ответ обозначьте знаком «+»). (1 балл)

 

  Ответ
Резус-положительная  
Резус-отрицательная  
Определить резус-принадлежность образца в рамках выполняемого эксперимента невозможно  

 

 

Задание 2. Определение органов человека. (8 баллов)


Рекомендуемое время – 15 минут

 

Обратите внимание на находящиеся на Вашем рабочем месте конверты.

В конверте №1 находится фотография, выполненная при изучении под световым микроскопом гистологического строения некоторого органа человека. У некоторых участников в конверте №1 могут содержаться несколько фотографий, иллюстрирующих гистологическое строение одного органа в различных его участках, либо при различных увеличениях светового микроскопа.

Приведите название органа, гистологическое строение которого представлено на фотографии(иях) из конверта №1. Ответ обоснуйте (необходимо указать структурные особенности, позволяющие Вам сделать вывод о принадлежности препарата соответствующему органу).

 

Название органа (2 балла) Обоснование (2 балла)
   

 

В конверте №2 содержится фотография просвета одного из внутренних органов живого человека, выполненная при его обследовании в условиях больницы эндоскопическим методом.

Определите просвет какого органа изображен на представленной Вам фотографии. Ответ обоснуйте.

Название органа (2 балла) Обоснование (2 балла)
   

 

Задание 3. Методы исследования человека. (6 баллов)

 

Рекомендуемое время – 10 минут

 

В современной медицине для диагностики множества заболеваний используются методы неинвазивной (т.е. без нарушения целостности покровов тела) визуализации различных органов и систем. Одними из данных методов являются компьютерная томография (КТ), магнитно-резонансная томография (МРТ) и ультразвуковое исследование (УЗИ).

КТ является одним из методов рентгеновского исследования. Получение любого рентгеновского изображения основано на различной плотности органов и тканей, через которые проходят рентгеновские лучи.

При обычной рентгенографии снимок является отражением исследуемого органа или его части. При этом мелкие патологические образования могут быть плохо видны или вовсе не визуализироваться вследствие суперпозиции тканей (наложения одного слоя на другой).

Для устранения этих помех в практику была введена компьютерная томография, за которую ее создатели А. Кормак и Г.Хаунсфилд удостоены Нобелевской премии. Метод дает возможность получения изолированного изображения поперечного слоя (поперечных срезов) тканей. Это достигается с помощью вращения рентгеновской трубки с узким пучком рентгеновских лучей вокруг пациента, а затем реконструкции изображения с помощью специальных компьютерных программ. Изображение в поперечной плоскости, недоступное в обычной рентгенодиагностике, часто является оптимальным для диагностики, так как дает четкое представление о соотношении органов.

МРТ также позволяет получать изображения различных срезов (чаще поперечных) частей тела человека, однако принцип работы основан не на рентгеновском излучении, а на измерении электромагнитного отклика атомных ядер, чаще всего ядер атомов водорода, а именно на возбуждении их определённой комбинацией электромагнитных волн в постоянном магнитном поле высокой напряжённости.

Принцип УЗИ основан на генерации ультразвуковых волн, сканировании ими тела человека с дальнейшим поступлением отраженных эхосигналов в усилитель и специальные системы реконструкции. В итоге врач получает изображения срезов тела, имеющие различные оттенки черно-белого цвета.

Ниже Вам предлагаются 6 изображений (А – Е), полученных одним из вышеописанных методов.

 

1. Для изображений А – Г укажите примерный уровень прохождения «поперечного среза» (проведите маркером прямую линию на изображенной рядом схеме силуэта человека). (2 балла)

 

2. На всех изображениях (А – Е), где только возможно, найдите и четко с помощью фломастера (находится на Вашем рабочем месте)стрелочкойобозначьте органы (соответственно, №1 и №2), которые Вы определили в предыдущем задании. (4 балла)

 

А
Б  
     
В
Г    
     
Д  
     
Е  

 

Date: 2015-07-10; view: 479; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию