Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Матрица выбора
Кто выбирает
| Кого выбирают
| №
| Фамилия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Антонова
|
|
|
| 3
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| 2
|
|
| Буланова
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Васильев
|
|
|
|
| 2
|
| 3
|
|
|
|
| 1
|
|
|
|
| Дятлова
| 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| 2
|
|
| Иглов
|
|
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Климов
|
|
| 1
|
|
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Леонов
|
|
| 1
|
| 2
| 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Никитина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Орехов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Орфеева
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Павлов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Родных
|
|
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Семенчук
| 3
|
|
|
| 2
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1
|
|
| Тимофеева
| 2
|
|
|
| 3
|
|
|
|
|
|
|
| 1
|
|
|
| Устюгова
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Количество полученных выборов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Количество взаимных выборов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Те, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), затем «предпочитаемые» (имеющих среднее количество выборов), «пренебрегаемые» (число выборов меньше среднего), «изолированные» (не получивших ни одного выбора). Если в эксперименте использовались отрицательные критерии, т. е. у испытуемых спрашивали, с кем они не желают работать, появляется категория лиц, которых относят к «отверженным»: они получают только отрицательные выборы.
Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе (О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто)
"ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА" ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Авторами методики являются О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто. Методика разработана на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского Университета. Опыт показывает, что проводимые исследования психологического климата, как правило, преследуют две цели: 1) подтверждение гипотезы о взаимосвязи между особенностями психологического климата в группах и закономерностями протекания в них ряда процессов, т.е. предположения о том, что производственные, социальные или социально-психологические процессы по-разному протекают в коллективах с различным психологическим климатом; 2) выработку конкретных рекомендаций по оптимизации психологического климата в коллективе. Если для решения второй группы задач необходимо создание в каждом случае специальной методики, то в первом случае, как показывает практика, возникает потребность делать периодические "срезы" с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать действенность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат и т.д. Такие измерения могут быть полезны, например, при изучении адаптации новых работников, отношения к труду, динамики текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности. Психологический климат первичного трудового коллектива понимается авторами как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий "нравится - не нравится", "приятный - неприятный". При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий "желание - нежелание работать в данном коллективе", "желание - нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга". Основной критерий когнического компонента - переменная "знание - незнание особенностей членов коллектива".
Тестовый материал
Инструкция: "Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в Вашем коллективе".
Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо: а) внимательно прочитать варианты ответа; б) выбрать один из них, наиболее соответствующий Вашему мнению; в) поставить знак "+" в пустой клетке против выбранного Вами ответа. 1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?
Обработка результатов
Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +!;-!; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом: - положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа - положительные, а третий имеет любой другой знак); - отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа - отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком); - неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса не определены, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки). где? (+) - количество положительных ответов, содержащихся в столбце,? (-) - количество отрицательных ответов, n - число членов коллектива, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от -1 до +1) делится на три равные части: от -1 до -0,33; от -0,33 до +0,33; от +0,33 до+1. Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй - противоречивыми, неопределенными, а третий - положительными. Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения: 1) полностью положительное; 2) положительное; 3) полностью отрицательное; 4) отрицательное; 5) противоречивое, неопределенное. В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором - как в целом благоприятный; в третьем - как совершенно неудовлетворительный; в четвертом - как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны. В опросном листе вопросы 1, 4 и 7 относятся к эмоциональному компоненту; 2, 5, 8 - к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами 3 и 6, причем вопрос 3 содержит два вопроса. Обследование по данной методике может проводиться как индивидуально, так и в группе. Время тестирования - 5-10 мин. Простота обработки результатов дает возможность быстрого их получения.
|