Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Товарищу СТАЛИНУ И.В. 1. Вгоды войны с фашистской Германией и в послевоенный период с 10 мая 1945 г





1. Вгоды войны с фашистской Германией и в послевоенный период с 10 мая 1945 г. по 1 января 1947 г. Советский Союз поставил югославской армии вооружение и военное имущество, без учета износа и амортизации, на сумму 642,7 млн руб. по внутренним ценам СССР 1945 г. или на сумму 628,3 млн руб. в перерасчете на цены, установленные советско-югославским соглашением от 30 января 1947 г. о предоставлении Югославии вооружения и военно-технического имущества в кредит.

Кроме того, на основании Постановления СНК СССР от 10 ноября 1945 г. № 2870-836сс югославам были переданы безвозмездно трофейные боеприпасы и вещевое имущество на сумму 77,3 млн руб.

 

В указанную выше сумму 628,3 млн руб. не входит стоимость поставленного вооружения, оформленного в порядке торговых поставок по линии МВТ СССР.

Часть из указанного выше вооружения и военного имущества на сумму 294,1 млн руб. из 628,3 млн руб. была передана Югославии в период войны с Германией в соответствии с постановлениями ГОКО № 4598сс от 17 ноября 1943 г., № 5847сс от 8 мая 1944 г., № 6512сс от 7 сентября 1944 г. 2, № 7627сс от 3 марта 1945 г.

Другая часть вооружения на сумму 334,2 млн руб. (из 628,3 млн руб.) была поставлена в послевоенный период, с 10 мая 1945 г. по 1 января 1947 г., в соответствии с постановлением ГОКО № 7527сс от 10 февраля 1945 г.3 Причем условия поставок Советским Союзом Югославии вооружения и военно-технического имущества не были предусмотрены в вышеуказанных постановлениях ГОКО. Поэтому каких-либо соглашений с Югославией, обязывающих югославское правительство к возмещению задолженности Советскому Союзу за переданное вооружение и имущество на указанную сумму, не имеется. Военное министерство СССР располагает лишь двусторонними актами передачи югославам вооружения и военного имущества в послевоенный период на сумму 298,0 млн руб.

Поскольку поставка части вооружения и военного имущества Советским Союзом Югославии на сумму 294,1 млн руб. производилась в период совместных военных действий и поскольку у нас нет документов, обязывающих югославов к погашению этой суммы, Министерство иностранных дел, Министерство внешней торговли, Военное министерство, Министерство финансов и Министерство путей сообщения СССР считали бы возможным не предъявлять ее югославскому правительству. Однако это возможно было бы сделать при условии, если югославское правительство, со своей стороны, будет считать также погашенной сумму 55,1 млн руб., переданную югославским правительством на содержание частей Советской Армии на территории Югославии во время войны.

При определении окончательной суммы наших претензий югославскому правительству за поставленное вооружение и имущество в послевоенный период следует учесть: а) наличие в Военном министерстве СССР двусторонних актов на сумму 298,0 млн руб., б) скидку на износ и амортизацию в 10%, что составляет от 298,0 млн руб. сумму в 29,8 млн руб., в) перевод югославским правительством в послевоенный период на содержание Советской Армии, в счет неурегулированных расчетов, югославской валюты на сумму 28,9 млн руб.

Таким образом, считаем возможным предъявить югославскому правительству требование к оплате суммы в 239,3 млн руб. по этой статье задолженности.

2. В 1944 г. Главное управление военно-восстановительных работ Министерства путей сообщения СССР произвело работы по восстановлению железнодорожных сооружений в Югославии, за которые, по подсчетам Министерства путей сообщения СССР,

 

югославское правительство должно возместить Советскому Союзу расходы в сумме 991,0 тыс. руб.

Никакими документами, подтверждающими обязательства югославов за произведенные частями Советской Армии восстановительные работы, Министерство путей сообщения СССР не располагает. В распоряжении Министерства путей сообщения СССР имеется лишь технический акт о приемке одного железнодорожного участка, расходы по восстановлению которого, по данным МПО СССР, составляют сумму в 228 тыс. руб. На остальную часть железнодорожных участков Министерство путей сообщения СССР не имеет даже технических передаточных актов.

В связи с этим Министерство путей сообщения СССР считает нецелесообразным предъявлять к Югославии требования о возмещении 763 тыс. руб. из 991 тыс. руб.

Кроме того, правительство Югославии не возместило МПС СССР стоимость 1447 вагонов, принадлежащих Советскому Союзу как военные трофеи и числящихся по акту советско-югославской комиссии от 7 апреля 1948 г. за югославскими железными дорогами.

Исходя из средней стоимости одного товарного вагона в 762 ам. доллара, установленной советско-югославским соглашением от 28 августа 1947 г. о продаже трофейного подвижного состава, общая стоимость 1447 вагонов равна 1.102,6 тыс. ам. долларов или 4.410 тыс. руб.

Таким образом, общая сумма требований Союза ССР к Югославии за восстановление железных дорог и за трофейные вагоны может составлять 4,6 млн руб.

Югославы оспаривают свою задолженность Советскому Союзу за вышеуказанные железнодорожные вагоны.

3. В 1946 г. Советское правительство произвело расходы в сумме 302 тыс. руб., с учетом 50% скидки, на содержание и обучение югославских граждан в учебных заведениях МВД СССР. Соглашения с югославами об оплате за обучение и содержание югославских граждан в учебных заведениях МВД СССР не имеется. По этой статье мы считаем также целесообразным предъявить претензии югославскому правительству.

4. В связи с прекращением с 1949 г. действий перестраховочных договоров, заключенных между Управлением иностранного страхования СССР (Ингосстрах) и Государственным страховым учреждением Югославии, задолженность Государственного страхового учреждения Югославии Ингосстраху по указанным договорам составляет на 20 сентября 1950 г. сумму 10,1 млн руб. в разных валютах, что подтверждается имеющимися в Министерстве финансов СССР документами.

Таким образом, по всем статьям претензии Советского Союза к югославскому правительству выражаются в подлежащей оплате югославским правительством сумме 254,3 млн руб.

Наряду с указанными требованиями, Советский Союз имеет обязательства перед Югославией по довоенным расчетам за связь

 

в сумме 139 тыс. руб., а также по расчетам Госбанка СССР с югославскими банками в сумму 2,4 млн руб.

Министерство иностранных дел, Министерство внешней торговли, Военное министерство, Министерство финансов и Министерство путей сообщения СССР считают возможным направить югославскому правительству ноту Советского правительства, в которой предложить начать переговоры о порядке, условиях и сроках погашения долга Югославии Советскому Союзу по указанным выше статьям.

В этой ноте мы считаем целесообразным не указывать сумм задолженности югославского правительства, так как, не имея принципиального согласия югославского правительства на ведение переговоров, это было бы преждевременно.

При этом мы исходим из того, что в случае, если югославское правительство согласится вести переговоры о погашении своей задолженности Советскому Союзу, необходимо будет дополнительно подготовить директиву, в которой должна быть определена наша позиция как в отношении общих размеров наших претензий5, так и в отношении претензий по отдельным статьям для предъявления югославам.

Проект постановления прилагается.

Просим рассмотреть.

ГРОМЫКО, МЕНЬШИКОВ, ВАСИЛЕВСКИЙ, ЗВЕРЕВ, БЕЩЕВ

Проект
СОВ. СЕКРЕТНО

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК ВКП(б)

Утвердить представленный Министерством иностранных дел, Министерством внешней торговли, Военным министерством, Министерством финансов и Министерством путей сообщения проект ноты Советского Правительства Югославскому правительству относительно возмещения долгов Югославии Советскому Союзу (прилагается).

Ноту вручить через югославское посольство в Москве.

Проект ноты Советского правительства
правительству Югославии

Правительство Союза Советских Социалистических Республик заявляет Югославскому правительству следующее.

Советское Правительство в период Второй мировой войны и в послевоенный период поставляло для югославской армии вооружение и военно-техническое имущество, в связи с чем образовался долг Югославского правительства Советскому Союзу, не отраженный кредитным советско-югославским соглашением, заключенным в 1947 г.

Кроме того, Югославское правительство не погасило Советскому Союзу образовавшейся задолженности за восстановление Со-

 

ветским Союзом железных дорог Югославии и за вагоны, принадлежащие Советскому Союзу как военные трофеи и числящиеся за югославскими железными дорогами, а также за содержание и обучение югославских граждан вспециальных учебных заведениях СССР. За Югославским правительством образовался также долг в связи с прекращением с 1949 г. действий перестраховочных договоров по страхованию имущества от огня и транспортных рисков по заключенным договорам в 1946 г. между Управлением иностранного страхования СССР и Государственным страховым учреждением Югославии.

Советское Правительство считает необходимым приступить к переговорам с Югославским правительством о производстве расчетов по указанным выше статьям долга Югославского правительства Советскому Союзу и ожидает ответа Югославского правительства по этому вопросу.

АП РФ. Ф. 3. Оп. 66. Д. 910. Л. 167-174. Подлинник.

___________________
1 Разослано В.Молотову, Г.Маленкову, Л.Берии, А.Микояну, Л.Кагановичу, Н.Булганину, Н.Хрущеву.
2 Постановление опубл.: Советский фактор в Восточной Европе. 1944-1953 гг. Т. I. 1944-1948 гг. С. 91-94.
3 Постановление публикуется: «Советский фактор в Восточной Европе. Т. I. 1944-1948 гг. С. 144-150.
4 Принципиальная позиция югославской стороны была сформулирована ею в ноте советскому правительству от 29 сентября 1950 г. МИД Югославии сообщил, что югославское правительство признает свои обязательства по упомянутым соглашениям (1946—1948 гг. — Сост.), но что оно «будет отвечать в соответствии со своими возможностями и обстоятельствами, при которых эти обязательства возникли и выполнялись» (АП РФ. Ф. 3. Оп. 66. Д. 910. Л. 181).
5 24 ноября 1951 г. первый заместитель министра иностранных дел А.Громыко, министр финансов А.Зверев и министр внешней торговли П.Кумыкин по поручению ЦК ВКП(б) подготовили проект ноты по вопросам погашения Югославией задолженности Советскому Союзу. По представленным ими расчетам общая сумма задолженности составила 643,1 млн руб. (АП РФ. Ф. 3. Оп. 66. Д. 910. Л. 182).

 

 

№ 154

Из дневника К.Д.Левычкина. Из записи беседы с поверенным
в делах Югославии в СССР Булаичем о возвращении на родину
югославских детей-воспитанников суворовских училищ СССР
1

г. Москва

30 декабря 1950 г.
СЕКРЕТНО

Принял Булаича по его просьбе и с согласия тов. Лаврентьева А.И.

Ссылаясь на ноту югославского посольства в Москве от 25 апреля 1949 года и ноту МИД Югославии от 11 июня 1949 года по

 

вопросу о возвращении в Югославию югославских детей, обучающихся в СССР в суворовских училищах, а также ссылаясь на просьбу родителей этих детей о возвращении последних в Югославию, Булаич просил ускорить ответ МИД СССР на указанные выше ноты. Он просил передать посольству список югославских детей, обучающихся в суворовских училищах, и предоставить работникам посольства возможность посетить суворовские училища, в которых обучаются югославские дети, для установления с ними связи.

Я сказал Булаичу, что вопрос о возвращении с Югославию югославских детей, обучающихся в суворовских училищах, зависит не только от желаний их родителей, но и от желаний самих детей возвратиться в Югославию. По имеющимся у нас сведениям, югославские дети, обучающиеся в суворовских училищах, полностью обеспечены, проходят обучение, чувствуют себя хорошо и не высказывают никаких желаний о своем возвращении в Югославию2.

Булаич просил передать его просьбу руководству МИД и выразил надежду на скорое получение ответа...3

ЗАМ. ЗАВ. ОТДЕЛОМ БАЛКАНСКИХ
СТРАН МИД СССР К.Левычкин

АВП РФ. Ф. 0144. Оп. 34. П. 140. Д. 7. Л. 17-18. Подлинник.

___________________
1 Разослана А.Вышинскому, А.Лаврентьеву, в Секретариат МИД СССР, в дело. На документе имеется резолюция: «т. Лаврентьев, дайте предложения. А.Вышинский. 31.ХII».
2 Речь идет об удерживавшихся в Советском Союзе 63 воспитанниках суворовских училищ, приехавших на учебу в СССР в 1945 г. Начиная с апреля 1949 г., югославская сторона многократно поднимала вопрос о репатриации детей на родину, используя все возможные каналы воздействия вплоть до трибуны Генеральной Ассамблеи ООН. Также см. док. № 197.
3 Опущен сюжет о просьбе к советской стороне гражданина Югославии Живановича выяснить судьбу его сына — жителя г. Житомира.

 

 

№ 155

Изложение доклада советского военного советника при
начальнике Управления военных судов Войска Польского
полковника юстиции Зайцева о состоянии польских органов
военной юстиции
1

г. Москва—Варшава

8 января 1951 г.
СОВ. СЕКРЕТНО

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
доклада советского военного советника при начальнике
Управления военных судов Войска Польского полковника
юстиции тов. Зайцева

В своем докладе тов. ЗАЙЦЕВ состояние работы органов военной юстиции Войска Польского определяет стоящей на низком

 

политическом уровне и считает ее неудовлетворительной; он указывает, что в работе органов военной юстиции в Польше нет плановости, нет направленности и целеустремленности. При наличии низкого уровня работы со стороны ряда руководящих работников проявляется не в меру самомнение о себе и своей работе. Органы юстиции в Польше укомплектованы только на 70%, причем старыми юристами, выходцами из буржуазной среды. Они не внушают политического доверия. Это можно отнести в известной степени и ко всему государственному аппарату Польши. Тов. ЗАЙЦЕВ подчеркивает, что гомулковщина и спыхальщина очень сильно чувствуются в вопросах подбора и укомплектования кадров государственного аппарата.

До марта 1949 года первым вице-министром национальной обороны был генерал дивизии СПЫХАЛЬСКИЙ — польский еврей, ярый националист, сторонник ГОМУЛКИ, проводивший линию ГОМУЛКИ в армии, линию так называемого «особого» пути строительства социализма в Польше. Во всех звеньях юридической службы СПЫХАЛЬСКИМ насаждались реакционные элементы из числа старых довоенных юристов, преимущественно евреев, и под разными предлогами изгонялись советские офицеры-юристы.

Разработка нового законодательства, отвечающего интересам нового народно-демократического государства, всячески тормозилась.

Непосредственное руководство деятельностью военных судов и прокуратуры было возложено на департамент юстиции, который, будучи засоренным реакционно-настроенными элементами, не выполнял своих функций.

Начальником департамента юстиции был полковник ГОЛЬ-ДЕР — еврей, старый буржуазный юрист, карьерист, советскую власть признает с оговорками, имеет связь с США, получал оттуда посылки, с готовностью проводил линию Спыхальского в юридических органах. Департамент юстиции ГОЛЬДЕР превратил в правовой отдел при Президенте Республики, а работой судов и прокуратуры не интересовался.

С момента увольнения генерала дивизии СПЫХАЛЬСКОГО из армии (март 1949 года) и до прибытия в Польшу наших военных советников положение дел в органах юстиции Войска Польского мало изменилось. Более того, до настоящего времени ряд ответственных должностей в Верховном военном суде и Главной прокуратуре занимают люди, не внушающие политического доверия (заместители председателя Верховного военного суда полковник ДРАГОМЕРЕЦКИЙ, подполковник МЕДУССКИЙ, члены Верховного военного суда КРУПСКИЙ, ТОМАЕР, СЕРАФИН, МИЛЕВСКИЙ, главный военный прокурор полковник ЗАРАКОВСКИЙ и др.).

Засоренность органов юстиции классово-чуждыми элементами, отсутствие контроля за их деятельностью, неправильная организация системы подготовки кадров военных юристов привели к тому,

 

что органы военной юстиции не выполняют стоящих перед ними задач.

ГЕНЕРАЛ-МАЙОР ТАНКОВЫХ ВОЙСК Сидорович
ГЕНЕРАЛ-МАЙОР Агевнин

АП РФ. Ф. 3. Оп. 66. Д. 811. Л. 14-16. Подлинник.

___________________
1 8 января 1951 г. документ за подписью министра вооруженных сил СССР А.М.Василевского и начальника Генерального штаба С.М.Штеменко был направлен И.В.Сталину. Копии разосланы В.Молотову, Г.Маленкову, Л.Берии, А.Микояну, Л.Кагановичу, Н.Булганину, Н.Хрущеву.

 

 

№ 156

Из справки советника посольства СССР в Польше Д.И.Заикина
«Проблемы кадров в Польской Республике в свете решения
задач 6-летнего плана экономического развития и построения
основ социализма»
1

г. Варшава

[ Ранее 12 января 1951 г. ] 2
СЕКРЕТНО

[...] 3

Date: 2015-06-11; view: 445; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию