Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из дневника заведующего IV ЕО МИД СССР С. П. Кирсанова. Из записи беседы с первым секретарем посольства Польши в СССР Л. Погорилесом о репатриации из СССР в Польшу силезских шахтеров





г. Москва

23 июня 1949 г.
СЕКРЕТНО

Сегодня в 13.30 принял Погорилеса по его просьбе.

1. Погорилес сказал, что в свое время польским посольством были направлены в МИД СССР списки на находящихся в СССР силезских шахтеров в количестве 9877 человек в целях репатриации их из СССР в Польшу. Указанные шахтеры, по его словам, во время войны были направлены из Польши в СССР в порядке очистки тыла Советской армии. Причем, семьи большинства этих шахтеров остались в Польше и в настоящее время проживают на ее западных землях1.

 

В целях выяснения вопроса о национальной принадлежности и возможности репатриации в Польшу указанной группы шахтеров, сказал Погорилес, советскими властями был произведен среди них анкетный опрос. В результате такого опроса часть шахтеров заявила о своей польской национальной принадлежности и репатриировалась в Польшу. До настоящего момента из вышеуказанного количества шахтеров репатриировалось в Польшу лишь 1549 человек, остальные же заявили, что они являются немцами и не пожелали вернуться в Польшу. Шахтеры, о которых идет речь, сказал Погорилес, по своему происхождению являются поляками, но в результате длительного господства немцев над Силезией онемечились и являются теперь фольксдойчами, вследствие чего они боялись вернуться в Польшу, опасаясь, что польские власти будут преследовать их за это. Погорилес высказал мнение, что, если бы указанным шахтерам рассказать о теперешнем положении в Польше и о том, что они могут спокойно вернуться в Польшу к своим семьям и получить там работу, то значительная часть из них, вероятно, пожелала бы вернуться не в Германию, а в Польшу.

Погорилес напомнил, что по вопросу о репатриации силезских шахтеров из СССР в Польшу советник посольства Замбрович в беседах с Александровым от 26/VII и 4/IX.48 г.2 просил вновь вернуться к этому вопросу, однако, поскольку тогда репатриация шахтеров в Польшу продолжалась, посольство не настаивало на ускорении ответа. Сейчас, сказал Погорилес, посольство просило бы еще раз вернуться к указанному вопросу и, в частности, хотело бы знать, нельзя ли провести среди находящихся в СССР силезских шахтеров вторично анкетный опрос по вопросу о репатриации их в Польшу.

Я ответил, что об этой просьбе посольства доведу до сведения руководство МИД, и одновременно просил Погорилеса изложить указанную просьбу в письменном виде.

Погорилес обещал прислать в МИД памятную записку по этому вопросу...3

С.Кирсанов

АВП РФ. Ф. 0122. Оп. 31. П. 232. Д. 6. Л. 116-117. Подлинник.

___________________
1 В 1945 г. советскими военными властями в Польше были мобилизованы и вывезены в СССР для работы на угольных шахтах около 15 тыс. шахтеров Силезии. В этом районе Польши проживало смешанное немецкое и польское население, подвергшееся в годы войны насильственной германизации. Национальная самоидентификация шахтеров и являлась одной из причин тех сложностей, которые возникали при репатриации их из СССР. Упомянутыми в документе списками составители не располагают.
2 Записями бесед составители не располагают.
3 Опущены сюжеты о репатриации в Польшу конкретных лиц, передаче советской стороной материалов о военном преступнике Вейскинде и др.

 

 

 

№ 35

Из дневника первого секретаря посольства СССР в Югославии
В.С.Семенова. Запись беседы со вторым секретарем посольства
Чехословакии в Югославии Майснером о пропагандистской
работе югославских дипломатических служб в Чехословакии,
засоренности чехословацких учреждений за границей
враждебными элементами и др.
1

г. Белград

23 июня 1949 г.
СОВ. СЕКРЕТНО

1. В беседе Майснер указал, что югославское правительство через своих официальных дипломатических и торговых представителей в Чехословакии, а также чехословацких троцкистов проводит большую политическую работу среди чехословацкого населения. Для этой цели под видом торговых специалистов засылаются в Чехословакию лица для разведывательной работы и работы среди населения. В настоящее время в Чехословакии находится до 140 человек так называемых югославских торговых сотрудников.

С пропагандистской целью югославским посольством в Праге издается бюллетень, тиражом в количестве 3.000 экземпляров. Этот бюллетень распространяется среди населения Чехии. В Братиславе имеется свое югославское издательство, которое также выпускает для населения Словакии бюллетень в количестве 800 экз.

2. Касаясь вопросов торговых отношений, Майснер указал, что практически торговля с Югославией в настоящее время прекратилось, хотя официального сообщения о расторжении заключенного на 1949 год торгового соглашения еще нет. При этом он заметил, что в 1949 году торговля с Югославией протекала с большим напряжением, и югославы поставляли Чехословакии в основном товары, не имеющие какого-либо существенного хозяйственного значения, как например, вино. Такие товары, как цветные металлы, почти не отгружались в Чехословакию.

3. Ссылаясь на недостаток кадров в Чехословакии, в особенности торговых специалистов, Майснер заметил, что до настоящего времени аппараты чехословацких учреждений за границей засорены людьми, чуждыми новой демократической Чехословакии, что в настоящее время назрела необходимость пересмотреть весь аппарат за границей, а также в министерствах, и освободиться от людей, мешающих строить социалистическую Чехословакию. До 1947 года, заметил Майснер, коммунистам было очень трудно попасть на дипломатическую работу. Так, например, в 1946 году Министерство иностранных дел не пропустило его на загранработу, и он был направлен за границу по линии Министерства информации. Далее он указал, что ярким примером засоренности чехословацкого аппарата за границей чуждыми людьми является случай с их быв. торговым атташе Новачеком, который по своим политическим взглядам являлся реакционером. Есть все основания предполагать, что Новачек был завербован англо-американской разведкой. В отношении попытки

 

завербовать его (Новачека) югославскими органами безопасности Новачек сообщал посольству, в частности, об этом он лично информировал и самого Майснера. Однако имеются некоторые основания полагать, что он все же был завербован югославскими органами безопасности. Так например, после того, как Новачек бежал в Австрию и об этом уже было известно, он неожиданно вновь появился в Белграде и пытался пробраться в свою квартиру, которая была опечатана и закрыта посольством. После неудавшейся попытки попасть в свою квартиру Новачек беспрепятственно опять выехал в Австрию. Подобного рода поездки Новачека через границу вряд ли происходили без ведома и разрешения югославских органов безопасности. Кроме этого, нужно полагать, что УДБ были известны коммерческие мошенничества Новачека, которые могли быть ими использованы в качестве предмета давления на него. Известно, что Новачек производил большие коммерческие комбинации, как например, после международной выставки в Загребе в 1948 году Новачек имевшиеся на выставке в Чехословацком павильоне товары продал на черном рынке, в отчете же показал, что эти товары проданы по государственным ценам. Разницу между ценами черного рынка и государственными он присвоил. В квартире Новачека после того, как он бежал, нашли 3.300.000 югославских динар[ов]. Это деньги, которые он не успел еще использовать и обменять на эффективную валюту. Имеются также сведения, что Новачек был связан с невозвращенцем — быв. послом Чехословакии в Югославии Корбелом. Майснер также отметил, что Новачек находился в тесной дружбе с польским коммерческим советником Поляк, который якобы получал от Новачека товары для личных целей.

В заключение беседы Майснер заявил, что он считает своим долгом информировать о всех ему известных и заслуживающих внимания фактах советского официального представителя в Югославии.

ПЕРВЫЙ СЕКРЕТАРЬ ПОСОЛЬСТВА
СССР В ЮГОСЛАВИИ
(В.Семенов)

АВП РФ. Ф. 07. Оп. 22. П. 42. Д. 372. Л. 37-39. Копия.

___________________
1 Разослана А.Вышинскому, А.Громыко, В.Зорину, Е.Киселеву, в дело.

 

 

№ 36

Из дневника В.С.Семенова. Запись беседы
с профессором-богословом Белградского университета
Алексеевым о преследовании властями православной церкви и
притеснении советских граждан органами госбезопасности
1

г. Белград

26 июня 1949 г.
СЕКРЕТНО

26 июня с.г. Алексеев через свою жену, являющуюся преподавательницей английского языка в посольстве, попросил при-

 

нять его на моей квартире, ввиду того, что в посольство он не может прийти по причине преследования югославскими государственными органами безопасности лиц, которые посещают советское посольство. 27 июня с.г. с разрешения посла Алексеев мною был принят на квартире.

1. В беседе Алексеев заявил, что ему известно, что Патриарх Гавриил направил Тито меморандум по поводу притеснения православной церкви (аресты священников, разрушение церквей и т.д.). По имеющимся у него сведениям, этот меморандум передан на рассмотрение в контрольную комиссию при правительстве ФНРЮ. Ответа на свой меморандум Гавриил еще не получил2.

2. Далее в беседе Алексеев остановился на вопросах притеснения советских граждан югославскими государственными органами безопасности3. Он указал, что в настоящее время органы УДБ повсеместно вызывают к себе советских граждан на допросы и предлагают перейти в югославское гражданство. Менее устойчивые лица соглашаются с предложением о принятии югославского гражданства, но большинство советских граждан еще держится, несмотря на принятие к ним со стороны югославских органов репрессивных мер в виде увольнения с работы, ареста и предписаний о выезде за пределы Югославии. В отношении его (Алексеева) пока еще никаких мер не предпринималось со стороны югославов, но он ожидает, что он будет арестован или ему будет сделано предложение принять югославское гражданство. Лично он не хотел бы принимать югославское гражданство и в то же время опасается репрессивных мер со стороны УДБ. Поэтому он хотел бы выехать в какую-либо из стран народной демократии.

Я ответил, что в отношении его сейчас говорить преждевременно, поскольку югославы пока не предлагают ему принять их гражданство и по отношению его не принимают никаких репрессивных мер. С моим замечанием он согласился, но просил, что в случае принятия к нему каких-либо репрессивных мер со стороны югославов, оказать ему по линии посольства содействие в части выезда с семьей из Югославии. Я ответил, что посольство принимает меры в части защиты советских граждан, и, поскольку он является советским гражданином, то эта защита распространяется и на него4.

3. В беседе Алексеев также указал, что югославы проводят сейчас собрания рабочих и служащих под лозунгом «бесславной годовщины резолюции Информбюро». Подобное собрание профессорско-преподавательского состава, служащих и студентов назначено на 28 июня и в Университете. На это собрание предложено явиться всем в обязательном порядке.

ПЕРВЫЙ СЕКРЕТАРЬ ПОСОЛЬСТВА
СССР В ЮГОСЛАВИИ В.Семенов

АВП РФ. Ф. 0144. Оп. 33. П. 134. Д. 10. Л. 98-99. Подлинник.

 

___________________
1 Разослана в ОБС МИД СССР, в дело.
2 Ответом на меморандум стало письмо Й.Тито патриарху Гавриилу с сообщением о создании специальной комиссии для расследования фактов притеснения православной церкви. В ходе расследования на Гавриила было оказано определенное давление со стороны руководства комиссии, целью которого было признание фактов, изложенных в меморандуме, не соответствующими действительности. Позднее, как стало известно в посольстве СССР в Белграде, из канцелярии Тито сообщили, что расследование не подтвердило факты притеснения православной церкви.
3 Документы свидетельствуют о том, что аналогичные действия югославские власти предпринимали и по отношению к гражданам стран народной демократии. 4 июля 1949 г. второй секретарь посольства Чехословакии в Югославии Майснер сообщил В.Семенову о фактах притеснения постоянно проживавших в Югославии граждан Чехословакии со стороны службы госбезопасности. Он, в частности, назвал фамилии четверых чехов, вынужденных скрываться, и просил содействия советской стороны в их переброске за пределы Югославии. «Я ответил, что мы не имеем возможности оказать им какую-либо помощь в этом деле, — записал В.Семенов в своем дневнике. (АВП РФ. Ф. 07. Оп. 22. П. 42. Д. 372. Л. 41).
4 Начиная со второй половины декабря 1949 г., югославские власти перешли к массовому принудительному выселению советских граждан из страны. Секретарь Консульского отдела посольства СССР в Югославии А.Ханов сообщал 10 января 1950 г. в Москву: «Выселению часто предшествует подробный допрос, в ходе которого ставятся дилеммы вроде: «...либо принимаете югославское гражданство, либо мы вас выселим» или «...либо сделайте антисоветское заявление, и тогда вас оставят в покое, либо выкидывайтесь из Югославии» и т.д. Выселяемым обычно дается срок от 10 до 5 дней, иногда срок точно не устанавливается. За это время никто из них никаких выездных виз получить не успевает. Это влечет за собой арест и принудительную высылку без вещей.

...Советские граждане... немедленно обращаются в посольство с просьбой о помощи, главным образом с просьбой о выдаче им виз на въезд в СССР или хотя бы о содействии в получении виз на въезд в страны народной демократии. Отказ посольства оказывать какое-либо содействие гражданам даже перед лицом варварских репрессий со стороны югославов производит крайне угнетающее впечатление. Советские граждане, настаивая на своих просьбах, часто ссылаются на противоестественность такого положения, когда государство отказывает в самых элементарных формах помощи своим гражданам....В подавляющем числе случаев Консотдел не имеет возможности оказать какую-либо помощь....Консотдел не в состоянии сделать что-либо в настоящее время по существу вопроса» (Восточная Европа в документах российских архивов. 1944-1953 гг. Т. II. 1949-1953 гг. С. 285-286).

 

 

 

№ 37

Справка второго секретаря миссии СССР в Албании
А.С.Мандибуры об итогах процесса по «делу» К.Дзодзе
и его «группы»
1

г. Тирана

6 июля 1949 г.
СЕКРЕТНО

Date: 2015-06-11; view: 615; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию