Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровень нервно-психического развития и степень его гармоничности





Уровень нервно-психического развития определяется с помощью контроля за ведущими линиями (показателями) нервно-психического развития. Ведущие линии нервно-психического развития детей первых трёх лет жизни представлены в табл. 14-17. Степень нарушения нервно-психического развития дифференцируется в зависимости от количества ведущих линий, по которым диагностируется задержка, и эпикризных сроков, на которое имеется отставание развития ребёнка. Эпикризные сроки наблюдения составляют: на первом году жизни – 1 мес., на втором – 3 мес., на третьем – 6 мес. Цель определения уровня нервно-психического развития - выявление первоначальных отклонений в развитии и соответствующая коррекция. При этом предлагается следующая тактика наблюдения ребёнка. При диагностике I группы нервно-психического развития делаются физиологические назначения. Дети II группы развития получают физиологические назначения совместно с медико-педагогической коррекцией. Детям III группы развития физиологические назначения выполняются совместно с медико-педагогической коррекцией и проводятся консультации смежных специалистов.

Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни

 

Возраст, мес. Зр Ср Э Др До Рп Ра Н
10 дней Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение)   Вздрагивает и моргает при резком звуке            
18 – 20 дней Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого)   Успокаивается при сильном звуке            

 

Возраст, мес. Зр Ср Э Др До Рп Ра Н
  Плавное прослеживание движущегося предмета. Сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете   Прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки Первая улыбка в ответ на разговор взрослого   Пытается поднять и некоторое время удерживать голову лёжа на животе      
  Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым Ищущие повороты головы при длительном звуке Быстро отвечает улыбкой в ответ на разговор с ним взрослого   Поднимает и некоторое время удерживать голову лёжа на животе     Произносит отдельные звуки  

 

Возраст, мес. Зр Ср Э Др До Рп Ра Н
  Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке) Ищет источник звука В ответ на разговор проявляет радость улыбкой, оживлёнными дви-жениями ножек, звуками («комплекс оживления») Случайно наталкивается на игрушки, низко висящие над грудью 1. Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. 2. При поддержке крепко упирается об опору ногами. 3. Удерживает голову в вертикальном положении        

 

Возраст, мес. Зр Ср Э Др До Рп Ра Н
  Узнаёт близкого человека (радуется) 1. Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами. 2. По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии   1. Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления». 2. Смеётся в ответ на эмоциональное речевое общение с ним Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над ним игрушки То же, что и в 3 мес, но более ярко выражено   Гулит Во время кормления придерживает руками бутылочку или грудь матери

 

Возраст, мес. Зр Ср Э Др До Рп Ра Н
  Отличает близких людей от чужих по внещнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого) 1. Узнаёт голос матери или близкого человека. 2. Различает строгую и ласковую интонацию обращённой к нему речи (по-разному реагирует) Радуется ребёнку, берёт у него из рук игрушку, гулит 1. Берёт игрушку из рук взрослого. 2. Удерживает игрушку в руке 1. Долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук. 2. Переворачивается со спины на живот. 3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки     Подолгу певуче гулит Ест с ложки полугустую и густую пищу

 

Возраст, мес. Зр Ср Э Др До Рп Ра Н
    По-разному реагирует на своё и чужое имя   Уверенно берёт игрушки из разных положений и подолгу занимается ими, перекладывает из одной руки в другую 1. Переворачивается с живота на спину. 2. Подползает к игрушке   Произносит отдельные слоги (начало лепета) Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами
        Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает Хорошо ползает На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определённом месте Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги (2 – 3) Пьёт из чашки, которую держит взрослый

 

Возраст, мес. Зр Ср Э Др До Рп Ра Н
      Смотрит на действия другого ребёнка и смеётся или лепечет 1. Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими в зависимости от их свойств 2. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает и др.)   1. Сам садится, сидит и ложится. 2. Придерживаясь руками за барьер, сам встаёт, стоит и опускается. 3. Переступает боком, держась за барьер 1. На вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. 2. По просьбе выполняет разученные ранее действия («ладушки», «до свидания и др.) Громко повторно произносит различные слоги 1. Ест корочку хлеба (сухарик), которую сам держит в руке. 2. Пьёт из чашки, которую держит взрослый

 

Возраст, мес. Зр Ср Э Др До Рп Ра Н
    Плясовые движения под плясовую мелодию (если дома поют ребёнку и пляшут с ним) 1. Догоняет ребёнка, ползёт ему навстречу. 2. Подражает действиям и движениям другого ребёнка Действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойства (катает, открывает) Ходит при поддержке за обе руки, переходит от предмета к предмету, придерживаясь за них руками 1. На вопрос «где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от места их постоянного расположения. 2. Знает своё имя.   Подражает взрослому, повторяя слоги, которые имелись в его лепете 1. Пьёт из чашки, придерживая её руками. 2. Спокойно относится к высаживанию на горшок
ВВозраст, мес. Зр Ср Э Др До Рп Ра Н
      Играет рядом с ребёнком или одной игрушкой с ним Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет действия с игрушками (открывает, закрывает, вкладывает один предмет в другой). Действия с предметами принимают устойчивый характер   1. Входит на невысокую поверхность, держась за перила, и сходит с неё. 2. Идёт вперёд с поддержкой за обе руки 1. Знает части тела, даёт предмет по просьбе взрослого 2. Во время игры с ним («догоню-догоню», «сорока-во-рона») выполняет разученные действия и движения Повторяет за взрослым новые слоги Закрепляет ранее приобретённые навыки
Возраст, мес. Зр Ср Э Др До Рп Ра Н  
      1. Радуется приходу детей. 2. Избирательное отношение к детям Овладевает новыми разученными действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого (ставит кубики один на другой, собирает пирамидку) 1. Стоит самостоятельно. 2. Делает первые самостоятельные шаги 1. По словесной инструкции выполняет разученные действия (водит куклу, кормит собачку). 2. Появляются первые обобщения в понимаемой речи (по просьбе находит, любую куклу, любой мяч, машины и т.д.)   Произносит первые слова- обозначения (мама, ав-ав) Закрепляет ранее приобретённые навыки  
                                 

 

Возраст, мес. Зр Ср Э Др До Рп Ра Н
  1. Различает предметы по форме. 2. Узнаёт на фотографии знакомые лица   1. Протягивает другому ребёнку и отдаёт игрушку, сопровождая это смехом и лепетом. 2. Ищет игрушку, спрятанную другим ребёнком 1. Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками. 2. Переносит действия, разученные ранее с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу, мишку)   Ходит самостоятельно 1. Понимает названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди», «принеси»). 2. Понимает слово «нельзя» (прекращает действие) 1. Легко подражает новым слогам. 2. Произносит 5 - 10 слов Самостоятельно пьёт из чашки (берёт её руками, держит)

 

 

Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни

 

Возраст Развитие речи Сенсорное развитие Игра и действия с предметами Движения Навыки
Понимание речи Активная речь
1 год 3 мес. Значительно увеличивается запас понимаемых слов Пользуется лепетом и облегченными словами («би-би», «ав-ав») Различает два разных по величине предмета (например, кубики) Воспроизводит в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамиду) Ходит долго, меняет положения (приседает, наклоняется) Самостоятельно ест густую пищу ложкой
1 год 6 мес. Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов – два одинаковых по значению, но разных по цвету или величине Называет предмет, действия в момент удивления, радости или сильной заинтересованности Ориентируется в 3-4 контрастных формах и выбирает предмет предлагаемой формы Воспроизводит в игре наблюдаемые в жизни действия (кормит куклу, умывает) Перешагивает через препятствия приставным шагом (например, через палку на полу) Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой
1 год 9 мес. Отвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетной картинки Пользуется двухсловными предложениями Ориентируется в 3-4 разных по величине предметах Строит «ворота», «скамейку», «домик» Умеет ходить по поверхности 15-20 см на высоте 15-20 см над полом Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого

 

Возраст Развитие речи Сенсорное развитие Игра и действия с предметами Движения Навыки
Понимание речи Активная речь
2 года Понимает короткий рассказ о знакомых ему по опыту событиях В общении со взрослыми пользуется двух- и трёхсловными предложениями, используя прилагательные и местоимения По предлагаемому образцу и просьбе подбирает предмет того же цвета В игре воспроизводит ряд логически связанных действий (начало сюжетной игры – куклу купает и вытирает) Преодолевает препятствия чередующимся шагом Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого

 

Показатели нервно-психического развития детей 3-го года жизни

 

Возраст Активная речь Сенсорное развитие (восприятие цвета) Игра и действия с предметами Навыки Движения
2 года 6 мес Говорит многословными предложени-ями (более 3-х слов). Появление вопросов «где?», «куда?» Подбирает по образцу разнообразные предметы 4-х цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) Игра носит сюжетный характер, ребёнок отражает взаимосвязь и последовательность действий (кормит куклу, укладывает спать, гуляет)   Самостоятельно одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы и завязывать щнурки Преодолевает несколько препятствий, лежащих на полу (на расстоянии 20 см), чередующимся шагом
3 года Начинает употреблять сложные предложения. Появляются вопросы «когда?», «почему?» Называет 4 основных цвета Появляются элементы ролевой игры Одевается самостоятельно, с небольшой помощью может застёгивать пуговицы, завязывать шнурки Переступает через препятствия высотой 10 - 15 см чередующимся шагом

Таблица 18

Оценка нервно-психического развития детей 4-6 лет

Возраст, лет Мышление и речь (специальные задания) Моторика (п. 5 Анкеты и специальные задания) Внимание и память (п. 7 Анкеты)   Социальные контакты (п. 6 Анкеты) Психическое здоровье (п. 1, 2, 3, 4 Анкеты)
    Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птицы и т.п.   Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах: на месте и продвигаясь вперёд Ручная: всегда или иногда застёгивает пуговицы самостоятельно Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры     Без отклонений    
    Умеет составить по картинке рассказ в несколько предложений. Правильно отвечает на вопрос «как герой попал в данную ситуацию?» Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперёд. Всегда или почти всегда одевается и раздевается полностью самостоятельно То же   То же     То же    
  Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в них события прошлого, настоящего и будущего. Допустимы наводящие вопросы Общая: умеет прыгать с места с результатом не менее 70 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 сек То же То же То же

 

 

Определение нервно-психического развития ребёнка 4-6 лет

 

Определение соответствия нервно-психического развития возрасту ребёнка проводится по 4 показателям, отражающим особенности социальных контактов и развитие определённых психических функций. Показатели являются итогом взаимодействия биологических и длительно действующих социальных факторов.

Мышление и речь характеризуют развитие интеллекта ребёнка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.

Моторное развитие характеризует развитие движений ребёнка: общих (т.е. всего тела) и ручных. Косвенно моторное развитие отражает состояние ЦНС: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии.

Внимание и память характеризуют способность ребёнка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и воспроизведению информации (кратковременная и долговременная память).

Социальные контакты характеризуют способность ребёнка к общению, умению согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей; способность к совместной деятельности с другими детьми.

Показатели НПР определяются по следующей анкете (кроме определения развития мышления и речи и общей моторики).

Анкета для выявления особенностей

нервно-психического здоровья и развития детей 4-6 лет

1. Вегетативный статус.

Сон: не спит в дневное время; спит беспокойно, чутко; медленно засыпает, с трудом просыпается, разговаривает, ходит во сне, скрипит зубами.

Аппетит: имеет много нелюбимых блюд, продуктов питания, снижен аппетит, отказывается есть в дошкольном учреждении, не умеет хорошо жевать, давится пищей.

Боли: в сердце, в животе, не связанные с определёнными заболеваниями.

Повышенная потливость: общая или рук, ног; постоянная или в минуты волнения.

2. Эмоциональный статус.

Постоянно пониженное настроение, частые колебания настроения, плаксивость, раздражительность. Резкое побледнение или покраснение, пятна на лице в острые эмоциональные моменты.

Страхи: боится темноты, животных, неизвестности, сказочных героев, начинать новое дело, медицинских осмотров, неправильно выручить поручение взрослого и т.п.

Раздражительность.

3. Психомоторная стабильность.

Энурез (дневной, ночной): постоянно или в связи с определённой ситуацией. Энкопрез.

Двигательная расторможенность: прыгает на месте без цели, особенно - если волнуется; не может долго усидеть на месте, делает много лишних движений. Шумный, возбуждённый.

Медлителен, заторможен, долго одевается, убирает игрушки, ест.

Теребит одежду; теребит, выдёргивает волосы, облизывает губы, грызёт ногти, сосёт палец, наморщивает нос или лоб, имеет нервные тики, мигает, онанирует.

4. Особенности личности.

Жесток в обращении с другими детьми или с животными. Неэмоционален. Некритичен к своим поступкам. Не понимает дистанции в общении со взрослыми. Груб.

5. Моторика:

Самостоятельно застёгивает пуговицы: никогда, редко (иногда), всегда.

Самостоятельно завязывает шнурки: никогда, редко (иногда), всегда.

Полностью одевается и раздевается самостоятельно: никогда, редко (иногда), всегда.

6. Социальные контакты.

Играет с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры. Часто ссорится, обижается, дерётся.

Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

7. Внимание и память.

Быстро и прочно запоминает стихи, соответствующие возрасту.

Собран, внимателен.

Запоминание стихов, соответствующих возрасту, требует труда, частых повторений, но в целом проходит успешно.

Медленно и непрочно, с трудом запоминает стихи, соответствующие возрасту.

 

Оценка нервно-психического состояния и развития школьников 7-15 лет

Следует отмечать наличие или отсутствие отклонений по каждому из выделенных разделов. В случае наличия отклонений хотя бы в одной из психических сфер необходима консультация детских специалистов: педиатра, психоневролога, логопеда, психолога.

1. Эмоционально-вегетативная сфера.

При опросе-беседе отмечать:

Настроение: преобладает хорошее, ровное, устойчивое или отмечаются колебания настроения, повышенная плаксивость, раздражительность, тревожность, постоянное снижение настроения.

Наличие страхов (темноты, одиночества, чудовищ, животных, скелетов, бабы яги, болезни, смерти, высоты, огня, воды, открытого пространства, ночных страхов).

Сомато-вегетативные проявления.

Сон и аппетит. Без отклонения. Нарушения сна: затруднённое засыпание, беспокойный сон, ночные кошмары, сноговорение, трудность пробуждения.

Нарушения аппетита: пониженный, повышенный, избирательный, извращённый, тошнота, рвота, связанные с едой.

Нарушение навыков опрятности: энурез (ночной, дневной), энкопрез.

Вегето-диэнцефальные проявления.

Наличие головных болей: возникают при соматических заболеваниях, физических нагрузках или утомлении; бывают часто или редко, утром или вечером; боль диффузная, локальная, тупая, острая, приступообразная, чувство тяжести в голове, неопределённые ощущения.

Утомляемость: бывает часто или редко, связана с психическими нагрузками или физическими, снижение работоспособности.

Плохая переносимость жары, транспорта, громких звуков, яркого света, некоторых запахов. Наличие головокружений, обмороков, тошноты.

2. Психомоторная сфера и поведение.

Поведение: ровное, спокойное, уравновешенное или отмечаются повышенная возбудимость, агрессивность, двигательная расторможенность, заторможенность, моторная неловкость, замкнутость, склонность ко лжи, жестокость, недоброжелательное отношение к близким людям, негативизм.

Наличие навязчивых движений (тиков) и действий: моргание, нахмуривание лба, гримасничанье, подёргивание плечами, шмыгание носом, приглаживание волос, навязчивый счёт, ритуалы (преимущественно у школьников).

Наличие патологических привычек: кусание ногтей, выдёргивание волос, онанизм, раскачивание головы или туловища (у дошкольников).

Речь: нормальная или наличие расстройств, заикание, косноязычие, дизартрия, мутизм и др.

3. Интеллектуальное развитие.

Отмечается успешность усвоения школьных программ; наличие трудностей обучения вследствие плохой сообразительности, памяти, недостаточного внимания, нарушения выработки школьных навыков (чтения, письма, счёта – преимущественно у школьников 1-4 классов).

Память, внимание, мышление – используются тесты.

Date: 2015-07-02; view: 1320; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию