Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психические и поведенческие нарушения у подростков





Психический инфантилизм — незрелость личности с преимущественным

отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских

качеств личности. О психическом инфантилизме по

существу можно говорить лишь начиная со школьного и подросткового возраста,

когда присущие психическому инфантилизму особенности начинают выступать

более отчетливо. Достаточно типичными для детей этого возраста являются

преобладание игровых интересов над учебными, непонимание и неприятие

школьной ситуации и связанных с ней дисциплинарных требований, что приводит

к социальной и школьной дезадаптации.

 

Для подросткового возраста характерны антисоциальное (делинквентное) поведение, злоупотребление наркотиками, неприемлемое половое поведение.

По мнению А. Е.Личко, также распространена классификация Р.Дженкинс, которая включает 7 видов нарушений поведения в детском и подростковом возрасте: гиперкинетическая реакция, реакция ухода, реакция аутистического типа, реакция тревоги, реакция бегства, "несоциализированная агрессивность", групповые правонарушения.

Девиантное поведение подростков достаточно освещено в отечественной медицинской литературе. Оно, как правило, включает такие формы, как делинквентное (противоправное) поведение; раннее употребление алкоголя и наркотических веществ; девиации сексуального поведения; суицидальное поведение; побеги из дома и бродяжничество. При этом, разрабатывая преимущественно клинические аспекты нарушенного поведения подростка, исследователи подчеркивают ведущую роль его социально-психологических детерминант.

В течение жизни подростка происходит расширение диапазона социальных

ролей: ученика, участника самодеятельности, члена спортивной команды и т.д.

Однако их освоение происходит с трудом, что может привести к большому

эмоциональному напряжению и нарушению поведения. Среди поведенческих

нарушений могут быть следующие:

Гиперкинетическое расстройство поведения.

Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности,

требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к

другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и

чрезмерной активностью. С этим могут сочетаться безрассудность,

импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать

дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения

правил. Во взаимоотношениях со взрослыми не чувствуют дистанции, дети их не

любят, отказываются с ними играть. Может быть также расстройство поведения

и заниженная самооценка.

Расстройство поведения, ограничивающееся семьей.

Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее,

грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и

родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей,

жестокость по отношению к ним, поджоги дома.

Несоциализированное расстройство поведения.

Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного

поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями

взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием продуктивного

общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержении ими или

непопулярности, а также в отсутствии друзей или эмпатических взаимных

связей с ровесниками. По отношению к взрослым проявляют несогласие,

жестокость и негодование, реже взаимоотношения хорошие, но без должной

доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства.

Обычно ребенок или подросток одинок. Типичное поведение включает

драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и

жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление

авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости,

разрушительные действия, поджоги,

Социализированное расстройство поведения.

Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость,

прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное

поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в

группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной

компании. С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие.

Смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства сочетание стойко

агрессивного асоциального или вызывающего поведения с выраженными

симптомами депрессии или тревоги, В одних случаях

расстройства сочетаются с постоянной депрессией. В других - нарушения

поведения сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями

или переживаниями из-за своего здоровья.

Делинквентное поведение.

Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени

криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов

классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства,

издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона с

велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция,

домашние кражи. Причины социальные - недостатки воспитания.

Ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение).

Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала

наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в

подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети

злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления -

быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить

свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для

веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п. Об

аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению психической

(желанию пережить подъем, забвение) зависимости, а потом и физической

зависимости (когда организм не может функционировать без алкоголя или

наркотика). Появление групповой психической зависимости (стремления

напиваться при каждой встрече) - угрожающий предшественник алкоголизма.

Стремление подростка найти повод для выпивки или наркотизации, постоянный

поиск спиртсодержащих напитков или наркотиков, уже - ранний признак

алкоголизма, а в других случаях зависимости от наркотика.

Девиации сексуального поведения.

У подростков недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще

не завершена половая идентификация. Поэтому легко возникают отклонения в

сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и

замедленным созреванием. У первых сильное половое влечение возникает

задолго до социальной зрелости, у вторых - появляется желание

самоутвердиться, обгоняя сверстников в сексуальной активности. Кроме того,

отстающие в развитии могут стать объектом совращения своими старшими

товарищами. Сексуальные девиации у подростков зависят от ситуации и

являются преходящими. Среди них могут быть визионизм (подглядывание за

обнаженными), эксгибиционизм (демонстрация своей наготы), манипуляции с

половыми органами младших детей или животных.

По мере взросления и при переходе к нормальной половой жизни девиации

исчезают полностью. При неблагоприятных случаях они становятся дурной

привычкой и сохраняются наряду с нормальным сексуальным поведением или

возобновляются при отсутствии нормальной половой жизни, совращающем

влиянии.

Date: 2015-07-02; view: 2021; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию