Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
По курсу неврологииСтр 1 из 7Следующая ⇒ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА НЕВРОЛОГИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ УЧЕБНОЙ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ ПО КУРСУ НЕВРОЛОГИИ
Новосибирск 2009 Раздел I. СХЕМА ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ ПО КУРСУ НЕВРОЛОГИИ ПАСПОРТНАЯ ЧАСТЬ Фамилия, имя и отчество больного; Возраст; Пол; Национальность; Образование; Профессия; Семейное положение; Время поступления в клинику; Кем направлен.!
ЖАЛОБЫ БОЛЬНОГО Излагаются основные жалобы больного в порядке значимости на момент поступления и отдельно на момент курации, а также жалобы, не отмеченные больным, но выявленные при опросе родственников или сопровождающих больного лиц.
АНАМНЕЗ НАСТОЯЩЕГО ЗАБОЛЕВАНИЯ: С какого времени считает себя больным. Как началось заболевание (внезапно, медленно, постепенно, нарастающее). Вероятный этиологический фактор болезни. Провоцирующие факторы. Первичные проявления болезни и их последовательность. Развитие болезни, ее течение (прогрессирующее, ремиттирующее, с обострениями и ремиссиями), изменение симптомов во времени и под воздействием лечения. Данные ранее полученных дополнительных исследований. Лечение до поступления в клинику и его результаты.
АНАМНЕЗ ЖИЗНИ БОЛЬНОГО Место рождения, наличие осложнений у матери во время беременности, во время родов, послеродовом, раннем детском и детском периоде. Время наступления полового созревания. Для женщин:- начало и регулярность менструального цикла, беременности, выкидыши, аборты, роды. Перенесённые заболевания, хронические интоксикации (алкоголь, курение). Хирургические операции. Инфекции. Трудовая деятельность: характер работы, режим труда, справляется ли больной с работой. Жилищно-бытовые условия, питание. Наследственные заболевания (схема генеалогического дерева) в семье: алкоголизм, эпилепсия, мигрени, психические заболевания, сифилис, туберкулёз, болезни обмена и секреции. Число детей в семье родителей, их возраст, здоровье. Родство между родителями. Семейная предрасположенность к заболеваниям. Причины смерти родителей и родственников.
ДАННЫЕ ОБЪЕКТИВНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ Настоящее состояние больного (удовлетворительное, средней тяжести, тяжёлое, крайне тяжёлое). Сознание: ясное, оглушенность, сонливость, сопорозное, коматозное, состояние возбуждения.. Положение больного: активное, пассивное, вынужденное. Телосложение; нормостеническое, астеническое, гиперстеническое. Рост, вес больного, аномалии развития. Окраска и состояние кожных покровов и слизистых оболочек. Наличие трофических расстройств (сухость кожи, гипергидроз, ломкость волос, облысение, пигментные пятна, пигментация и ломкость ногтей, трофические язвы, пролежни и т. д.). Форма черепа, его размеры. Перкуссия черепа (локальная болезненность) Особенности строения костей, суставов, наличие костных дефектов и рубцов, контрактуры суставов. Конфигурация позвоночника (наличие кифоза, сколиоза, кифосколиоза), болезненность при перкуссии остистых отростков позвонков. Болезненность позвоночника при нагрузке, движении. Наличие или отсутствие признаков дизрафического статуса. ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ Частота и ритм дыхания. Данные перкуссии и аускультации. СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА Данные перкуссии и аускультации. Артериальное давление на правой и левой плечевых артериях. Частота и характеристика пульса. ЧСС. Состояние периферических сосудов: пульсация лучевой, бедренной, артерий стопы, общих сонных и височных артерий. Аускультация сонных артерий. ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ Данные аускулътации и перкуссии. Пальпация живота, точки жёлчного пузыря, печени. Размеры печени. Пальпация селезёнки- МОЧЕПОЛОВАЯ СИСТЕМА Перкуссия проекции почек. Перкуссия мочевого пузыря ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА Осмотр и пальпация щитовидной железы (признаки гипер- или гипотиреоза). Синдром Иценко-Кушинга, акромегалия, адипозогенитальная дистрофия, инфантилизм, гигантизм, ожирение, кахексия., несахарный диабет.
НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС I пара - обонятельный нерв (_n. olfactorius) Обоняние сохранено, снижено (гипосмия), утрачено (аносмия), извращено, нарушение идентификации запахов, обонятельные галлюцинации. Одно- или двухсторонние симптомы. II пара - зрительный нерв (n. opticus) Острота зрения, состояние полей зрения (зарисовать схему) -концентрическое сужение, центральная или периферическая скотома; гемианопсия: гомонимная, гетеронимная - битемпоральная, биназальная. Цветоощущение (ахроматопсия, дальтонизм), Глазное дно (застойные диски, отек дисков, неврит, атрофия зрительного нерва, состояние артерий и вен, другие изменения). III, IV, VI пары - глазодвигательный, блоковый, отводящий нервы (n.oculomotorius, n.trochlearis, n.abducens) Ширина и равномерность глазных щелей (птоз), объем движений глазных яблок в различных направлениях. Косоглазие (сходящееся, расходящееся). Диплопия. Паралич взора (вверх, вниз, в сторону). Проба с цветными стеклами. Плавающие движения глазных яблок. Экзофтальм. Зрачки: величина (миоз, мидриаз), форма, равномерность, анизокория, реакция на свет (прямая и содружественная, вялая, отсутствует, живая). Конвергенция, аккомодация, симптом Арджилл-Робертсона. V пара - тройничный нерв (n. trigeminus) Боли и парестезии, онемение на лице. Болезненность в точках выхода ветвей тройничного нерва. Чувствительность кожи лица (периферические и сегментарные зоны). Движение нижней челюсти: склонение в сторону рта при открывании. Напряжение и трофика жевательных мышц. Вкус на передних 2/3 языка. Фибриллярные подергивания. Корнеальный рефлекс. VII пара - лицевой нерв (n. facialis) Мимика (симметричность мимических движений), равномерность лобных и носогубных складок, глазничных щелей в покое. Асимметрия при наморщивании бровей, зажмуривании глаз, свисте, надувании щёк (симптом "паруса"). Лагофтальм (симптом Белла). Сухость глаза, слезотечение, гиперакузия. VIII пара - слуховой и вестибулярный нервы (n. vestibulocochlearis). Звон и шум в ухе (постоянный, преходящий), острота слуха (шёпотная речь с расстояния 6 метров). Нистагм (горизонтальный, вертикальный, ротаторный, крупно- или мелкоразмашистый, постоянный или пароксизмальный, установочный). Головокружение (системное). IX - X пары - языкоглоточный и блуждающий нервы (n.glossopharyngeus, n.vagus). Положение мягкого нёба в покое и подвижность его при произнесении звука "а" (асимметрия, отклонение язычка в сторону). Глотание (дисфагия). Голос (звучность, осиплость, гнусавый оттенок, дисфония, афония). Глоточный рефлекс. Вкус на задней трети языка. XI пара - добавочный нерв (n. accessorius) Поднимание надплечий и поворот головы, подъем рук выше горизонтали, сближение лопаток. Напряжение и трофика грудинно-ключично-сосцевидной мышцы. XII пара - подъязычный нерв (n. hypoglossus) Положение языка при высовывании и во рту. Объём движений языка. Атрофия мышц языка, фибриллярные подёргивания. Артикуляция (дизартрия, анартрия).
ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА Осмотр, ощупывание и измерение мышц: определение атрофии, псевдогипертрофий мышц, фибриллярных и фасцикулярных подёргиваний. Объём активных движений по суставам (полный, ограничение, отсутствие). Мышечная сила по 5 бальной системе во всех группах мышц плеча, предплечья, бедра, голени, стопы. Проба Барре. Пассивные движения (объём, наличие контрактур и анкилозов). Мышечный тонус (гипотония, атония; гипертония по пирамидному или экстрапирамидному типу). Сухожильные рефлексы с двуглавой, трёхглавой мышц, коленные и ахилловы. Надкостничный, карпо-радиальный. Кожные: брюшные (верхний, средний и нижний), подошвенный. Рефлексы симметричны, асимметричны, снижены, отсутствуют, повышены, расширение зон вызывания. Патологические рефлексы: пирамидные (Бабинского, Оппенгейма, Гордона, Шефера, Россолимо, Корнилова-Жуковского, Мендель-Бехтерева). Рефлексы орального автоматизма (хоботковый, назолабиальный, дистанс-оральный, ладонно-подбородочный Маринеску-Радовичи). Насильственный смех и плач. Гипокинезия, акинезия, амимия, скованность, брадикинезия. Гиперкинезы (тремор, хорея, атетоз, хореатетоз, баллизм, миоклония, торсионная дистония, тики, локализованный спазм, их характер: постоянный или пароксизмальный). Походка (атактическая, спастическая, спастико-атактическая, гемипаретическая, парапаретическая, "петушиная", "утиная"). Синкинезии. Припадки и судорожные подёргивания. Клонический или тонический характер припадка, припадки большие и малые (локальные, типа Джексона) и др. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ Парестезии, дизестезии, гипестезии, гиперестезии, гиперпатии, боли, их характер и локализация. Поверхностная чувствительность: болевая, тактильная, температурная. Глубокая чувствительность (мышечно-суставное чувство, вибрационная). Сложная чувствительность (двумерно-пространственная, стереогноз). Болезненность нервных стволов при пальпации и натяжении, исследование симптомов Ласега, Нери, Вассермана. Противоболевые установки туловища (аналгический сколиоз) и конечностей. Дефанс. Определение видов расстройства чувствительности и типов расстройства чувствительности (невритический, полиневритический, корешковый и т.д.). Зарисовать схему. КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ Пробы Ромберга (простая и усложнённая). Пальценосовая, пяточно-коленная пробы (мимопопадания, неуверенность). Интенционный тремор. Адиадохокинез. Скандированная речь. Асинергии. Астазия / абазия. ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСЕМА Синдром Бернара-Горнера. Кожа (изменение окраски: побледнение, покраснение, эритема). Отёки, их локализация. Потоотделение. Сальность кожи. Трофические расстройства кожи (истончение, сухость; их локализация). Дермографизм (местный, рефлекторный). Акроцианоз. Оволосение (гипертрихоз, алопеция). Ногти (потускнение, ломкость, утолщения, деформация). Симпатикалгии. Глазо-сердечный рефлекс Ашнера; ортоклинрстатические пробы. ТАЗОВЫЕ ОРГАНЫ Задержка или недержание мочи и кала. Императивные позывы на мочеиспускание
ОБОЛОЧЕЧНЫЕ СИМПТОМЫ Светобоязнь, звукобоязнь, скуловой симптом Бехтерева, симптом Кернига, симптомы Брудзинского. Ригидность затылочных мышц.
РЕЧЬ Устная речь: понимание, произношение. Письменная речь: чтение, письмо. Анартрия, дизартрия, афазия (моторная, сенсорная, амнестическая, семантическая). Скандированная или немодулированная речь.
ПСИХИЧЕСКАЯ СФЕРА Исследование праксиса: выявление идеаторной, моторной, конструктивной и других видов апраксии. Исследование гностических функций. Узнавание собственного тела и определение частей тела. Высшая нервная деятельность: состояние сознания, ориентировка во времени и месте, контакт с окружающими, внимание, нарушение памяти, ассоциативные процессы, поведение, настроение, критика. Отношение к своему заболеванию.
ЛАБОРАТОРНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Клинические и биохимические анализы крови, мочи, кала, спинномозговой жидкости Данные ЭЭГ, ЭНМГ, Эхо-ЭГ, РЭГ, рентгенографии черепа, УЗДГ МАГ и шеи. компьютерной и магнитнорезонансной томографии, ангиографии и т. д. ТОПИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ На основании данных обследования больного определяется и обосновывается локализация патологического процесса или его диффузный характер. Схема (зарисовка очагов поражения). КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ И ЕГО ОБОСНОВАНИЕ На основании жалоб, анамнеза, клиники, лабораторных и др. специальных методов исследования обосновывается диагноз основного заболевания. Проводится дифференциальный диагноз. Клинический диагноз отражает характер основного заболевания, локализацию патологических /-кого/ процессов, осложнения и сопутствующие заболевания.
ДНЕВНИК Дата, жалобы, статус. Динамика неврологического статуса. Назначения ПРОГНОЗ в отношении жизни, нарушенных неврологических функций и прогноз трудоспособности. ЭПИКРИЗ Краткие анамнестические данные и данные клинического исследования, эффективность проведённого лечения, течение и исход болезни, рекомендации по дальнейшему лечению, режиму, трудоспособности.
ЭТИОЛОГИЯ, ПАТОГЕНЕЗ, ДИАГНОСТИКА, ПРОГНОЗ, ЛЕЧЕНИЕ, ПРОФИЛАКТИКА Раздел 2 Пример учебной истории болезни
|