Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






419 3 page





Гиперкинетический вариант отличается острым психо­моторным возбуждением — “двигательной бурей” по Е. Кречмеру. Больные бесцельно мечутся, стремятся куда-то бежать, движения хаотичны, нецеленаправленны. На лице у них выражение ужаса, они часто издают нечлено­раздельные звуки, кричат, рыдают. Состояние сопровожда­ется выраженными вегетативными реакциями: тахикардией, потливостью, бледностью или гиперемией кожных покровов, непроизвольными мочеиспусканием и дефекацией. Воспо­минания об этом периоде не сохраняются.


Продолжительность аффективно-шоковых реакций — от нескольких минут до нескольких часов, реже дней.

Аффективно-шоковые реакции у детей и подростков про­являются в тех же вариантах. У детей отмечается значи­тельная выраженность вегетативных расстройств: замедле­ние пульса, акроцианоз, озноб, гипертермия, обездвижен-ность обычно частичная. Выраженность реакций часто обусловлена поведением взрослых.

У подростков аффективно-шоковые реакции могут встре­чаться в виде “мнимой смерти” и “двигательной бури”.

Острое транзиторное сумеречное состоя­ние как гиперкинетический вариант часто проявляется паническим бегством, нецеленаправленными действиями и амнезией на период этого расстройства.

Гипокинетический вариант — острый реактивный ступор характеризуется внезапным оцепенением, мутиз-мом и амнезией. У подростков наряду с отмеченными рас­стройствами при аффективно-шоковых реакциях наблюда­ются обморочные состояния, головная боль и головокруже­ние.

Кроме двух вариантов аффективно-шоковых реакций, у подростков выделяют особый вариант нарушенного созна­ния — эмоциональный ступор. В этом состоянии подросток, оказавшийся в тяжелой травмирующей ситуа­ции, совершает сложные целенаправленные действия, чтобы спастись от опасности и спасти других, с полной эмоцио­нальной безучастностью к происходящему. Амнезия при этом бывает частичная и касается главным образом проис­ходящих событий (А. Е. Личко).

28.1.1.2. Истерические психозы

С истерическими психозами чаще приходится встречать­ся судебным психиатрам, и только некоторые их варианты встречаются в общей психиатрической практике. К истери­ческим психозам относят псевдодеменцию, пуэрилизм, син­дром Ганзера, синдром бредоподобных фантазий и синдром регресса психики (“одичания”). Четких границ между от­дельными формами не наблюдается — возможны как со­четания их, так и переходы одной формы в другую.

Истерические психозы иногда называют психогенными расстройствами сознания. Сознание при них бывает сужено под влиянием аффекта — аффективно-суженное или из­менено в виде погружения в фантастические переживания.


L


На период психоза наблюдается амнезия, что указывает на состояние измененного сознания.

Псевдодеменция. Относительно легким и неглубоким из истерических расстройств считается псевдодеменция. Обыч­но через несколько недель после привлечения человека к ответственности и в ожидании наказания поведение его становится неправильным. Он перестает правильно отвечать на вопросы, с нарочито расстроенным выражением лицам оглядывается по сторонам, таращит глаза, как бы изображая слабоумного и беспамятного. На простые вопросы дает не­лепые ответы, но, как правило, по содержанию вопроса. Неправильные ответы иногда сочетаются с неправильными действиями: так, больной, успешно совершая более сложные движения, не может отпереть ключом дверь, открыть ко­робку спичек и совершить другие простейшие операции. Типичной особенностью псевдодементного состояния явля­ется контраст между неправильными ответами, поступками и действиями в простых обстоятельствах при одновременном сохранении сложных решений и действий.

Псевдодементное поведение может продолжаться до не­скольких недель, после чего происходит восстановление пси­хических функций.

Пуэрилизм. Пуэрилизм (от лат. puer — дитя, ребенок) также возникает под влиянием психической травмы и со­провождается истерическим сужением сознания. Речь боль­ных становится детской, они говорят с детскими интона­циями, шепелявят, иногда не выговаривают отдельные бук­вы, неправильно, как дети, произносят слова, обращаясь к окружающим, называют их “дяди” и “тети”, заявляют, что хотят “на ручки”, “в кроватку”. В движениях, гримасах также проявляется детскость. Больные суетливы, дотраги­ваются до -всех предметов, не ходят, а бегают мелкими детскими шажками. Аффективные реакции сопровождаются детской мимикой. Они надувают губы, хнычут, сосут паль­цы, топают ногами, когда им что-то не дают, играют ко­робочками, катают их, как машинки.

Псевдодеменция и явления пуэрилизма могут наблю­даться и при остром истерическом сумеречном расстройстве сознания, которое было описано С. Ганзером в 1897 г. и с тех пор называется синдромом Ганзера.

Синдром Ганзера. Характеризуется истерическим суме­речным помрачением сознания с преобладанием в клини­ческой картине явлений мимоговорения (неправильные от­веты на вопросы).

15—1039 449


Бредоподобные фантазии (бредоподобные идеи) — воз­никающие у больных реактивных психозом идеи преследо­вания, величия, реформаторства, обвинения и самообвине­ния и т. д., содержание которых изменяется в зависимости от внешних обстоятельств. В отличие от бреда при бредо-подобных фантазиях у больного отсутствует убежденность в этих идеях; они сопровождаются театральностью поведе­ния. Больные рассказывают о своих изобретениях, откры­тиях, космических полетах, богатствах, успехах, иногда пишут научные труды. В содержании высказываний прямо или косвенно звучит травмирующая ситуация. На период бредоподобных фантазий может наблюдаться полная или частичная амнезия. В процессе развития истерического пси­хоза бредоподобные фантазии могут возникнуть после псев-додементного поведения или пуэрилизма, при утяжелении психоза после бредоподобных фантазий могут появиться псевдодементные или пуэрильные формы поведения.

Синдром регресса психики (“одичания”). Этим терми­ном обозначают возникающее на фоне истерического рас­стройства сознания поведение больного, напоминающее по­вадки животного. Больной не носит белье, бегает на чет­вереньках, лакает из миски, издает нечленораздельные звуки, проявляет агрессивность, кусается, рычит, пищу об­нюхивает, при приближении скалит зубы, принимает уг­рожающую позу.

Такое состояние может возникнуть остро при психиче­ской травме особой тяжести либо при утяжелении состояния после других истерических расстройств.

У детей истерические психозы наблюдаются крайне ре­дко. Они могут проявляться в виде кратковременных со­стояний пуэрилизма или псевдодеменции: дети начинают вести себя, как младенцы, картавят, лепечут, просятся на руки. При псевдодеменции не могут ответить на простые вопросы, не говорят, а показывают жестами, что не знают, неправильно определяют части своего тела.

У подростков истерические психозы наблюдаются редко, обычно в случаях привлечения к судебной ответственности. Истерические психозы у подростков, как и у взрослых, могут проявляться в виде пуэрилизма, псевдодементного поведения, бредоподобных фантазий. Считается, что исте­рические психозы у подростков если и возникают, то на фоне истероидной психопатии.


28.1.1.3. Реактивные психозы, обусловленные субъективно значимой психической травмой

К этой группе относятся различные варианты психоген­ных депрессий и психогенные бредовые состояния.

Реактивные депрессии. Реактивные депрессии как само­стоятельное психогенное заболевание выделены француз­ским ученым Е. Регли (1910). Выраженность депрессивных переживаний различна, диапазон их колеблется от психо­логически адекватных переживаний утраты, сопровождаю­щихся грустью и подавленностью, до витальной глубокой тоски с переживанием безысходности, невосполнимости ут­раты и идеями самообвинения.

Наиболее частой психической травмой, приводящей к депрессии, является ситуация эмоционального лишения, т. е. потеря близкого, его смерть, отъезд, уход. “Эмоцио­нальным лишением” является и переезд, особенно пожилого и одинокого человека, в другое место с утратой эмоциональных привязанностей и эмоциональных контактов (описаны де­прессии у пожилых в связи с переездом), переезд в другую страну, вынужденная жизнь далеко от родины и близких.

В зависимости от закономерностей развития депрессив­ной симптоматики выделяют чистую, или простую, депрес­сию, истерическую и тревожную.

Депрессивная симптоматика возникает обычно через не­сколько дней после известия о случившемся несчастье. Счи­тается, что в эти дни происходит внутренняя обработка, оценка значимости потери.

В момент известия о трагическом событии у части боль­ных, у которых может возникнуть истерическая или тре­вожная депрессия, наблюдаются кратковременные аффек­тивно-шоковые реакции (гипо-и гиперкинетические). Они являются прогностическим признаком клинического вари­анта реактивной депрессии и представляют опасность для больного, так как в состоянии психомоторного возбуждения с аффективной суженностью сознания они могут внезапно выпрыгнуть из окна, броситься под машину.

При чистой, или простой, депрессии, как правило, не наблюдается аффективно-шоковой реакции, вся клиниче­ская картина исчерпывается депрессивными расстройствами, тоскливое настроение обычно сопровождается двигательной заторможенностью, замедлением течения мыслительных процессов. Все переживания сконцентрированы на случив-

15* 451


шемся, отвлечь внимание, переключить мысли на другие события обычно не удается. Будущее рисуется в мрачных красках, возникают идеи самообвинения. Тоскливое настро­ение усиливается к вечеру и при оживлении воспоминаний о психотравмирующей ситуации (беседа, встреча с людьми, посещение тех мест, где произошло несчастье, кладбища и т.д.).

Депрессия сопровождается вегетативными симптома­ми — расстройствами сна и аппетита, тахикардией, гипер­гидрозом, гипертензией. Могут наблюдаться гипнагогиче-ские галлюцинации, отражающие содержание психической 'травмы.

Больная Р., 46 лет. Росла и развивалась правильно, училась хорошо, по характеру была спокойной, уравновешенной, общительной. Первый муж погиб на фронте, тяжело переживала его смерть. Второй брак удачный, муж хорошо относился к ней и сыну от первого брака. Родила еще двух детей, но особую привязанность испытывала к старшему сыну. Во время купания он утонул в реке. Получив известие, ничего не могла сказать — “застыла на месте”. После похорон стала тосклива, лежала в постели, отказывалась от еды, высказывала суицидальные мысли, уверяла, что она виновата в смерти сына, “не уберегла”, “недосмотрела”. По вечерам слы­шала его шаги, звонок в дверь, голос. Плохо спала, засыпала с трудом, просыпалась с чувством тяжести на сердце. Все мысли сосредоточились на несчастье. Была убеждена в исключительности своего горя и своей потери. О будущем думать не могла: “Все стало мрачным и сейчас и в будущем”. О младших детях не заботилась и не думала. Вспоминала мельчайшие подробности из жизни погибшего сына, его слова, выражения, привычки, поступки. Ходила медленно, часами сидела в одной позе с выражением скорби на лице. Аппетит понижен: “все как трава”. Пульс учащен до 96 ударов в минуту. Артериальное давление 150/90 мм рт.ст., гипергидроз, запоры.

В данном наблюдении реактивная депрессия возникла у личности без психопатических черт в преморбидном пери­оде. Развитию болезни предшествовала тяжелая психиче­ская травма типа “эмоционального лишения” — внезапная смерть 20-летнего сына. Клиническая картина реактивного психоза исчерпывалась только депрессивной симптоматикой, поэтому о таких вариантах говорят как о “чистых”, или простых, психогенных депрессиях.

При истерическом варианте депрессии аффект тоски бы­вает менее глубоким, сочетается с недовольством, раздражи­тельностью и капризностью. Тоска сопровождается демонст­ративным поведением, театральностью, стремлением вы­звать к себе сочувствие окружающих. Идей самообвинения, как правило, не бывает или они носят нарочитый, демонст­ративный характер. Чаще имеется тенденция обвинять ок­ружающих в своих несчастьях. На фоне депрессии могут на-


блюдаться истерические “стигмы”, расстройства походки, блефароспазм, параличи, афония и др. Психогенные галлю­цинации обычно ярки и сценоподобны: больные могут видеть целые сцены, связанные с психической травмой, или умер­шего родственника, разговаривают с ним, кормят его и т. д.

Больная А., 25 лет. Развитие правильное. Окончила школу с золотой медалью, поступила в университет, отличалась непосредственностью ре­акций, эмоциональной живостью, всегда выглядела моложе паспортного возраста. В 24 года полюбила молодого человека, который был моложе ее на 6 лет. Решила выйти за него замуж. После конфликта (она отказалась ехать вместе с ним на работу в город, где жили его родители) молодой человек повесился.

В первый момент не могла осознать, что случилось, бесцельно металась по комнате. Затем возникла слабость, все время лежала, плохо спала, боялась выключить свет. Окружающее было, “как в тумане”, “говорили как не про меня”. Ходила с трудом, ноги были “как резиновые”. Во время еды возникала рвота, “сжимало горло”. Тоска появилась на похоронах. На следующий день, надев траурное платье, сидела на видном месте в холе общежития. Почти ничего не ела, плохо спала. На 7-й день была помещена в больницу.

Ориентирована правильно, общительна, говорит, что все стало “мрач­ным и неинтересным”. Временами слышит его “голос”, оклики по имени, ощущает его прикосновение. Винит себя в его смерти, считает, что теперь не имеет права на счастье. Возникают яркие представления о его речи, отчетливо вспоминает сказанные им фразы. Постоянно думает о нем, часто плачет. Считает, что “никто ранее не переживал ничего подобного”. По­степенно стала общительнее, проявляла интерес к окружающим больным, охотно ходила в кино, гуляла, но продолжала утверждать, что “все жи­тейское ей неинтересно”.

Вся депрессивная симптоматика у этой больной сопро­вождается истерическими расстройствами: рвотой, ощуще­нием кома в горле, демонстративностью высказываний и поведения.

При тревожной депрессии наиболее часто наблюдаются аффективно-шоковые реакции гиперкинетического типа. Нарастающая депрессия сопровождается двигательным бес­покойством, тревогой до ажитированных приступов отчая­ния. Эти больные наиболее опасны в отношении совершения самоубийств.

Больная В., 48 лет. Рано лишилась родителей, вынуждена была начать работать с 14 лет. Внезапно получила известие о гибели мужа. В течение нескольких часов металась по комнате, громко кричала, не понимала обращенную к ней речь, рвалась убежать, выпрыгнуть в окно, возбуждение сменялось приступами слабости. В последующем не помнила, что с ней было в первые часы. Во время похорон то кричала, то лежала неподвижно “в обмороке”. После похорон усилилась тоска и тревога. Была возбуждена, не могла сидеть на одном месте, испытывала неприятные ощущения в теле, боли в области сердца, постоянно высказывала суицидальные мысли и была стационирована.


Ориентирована правильно, тревожна, ходит по отделению, заламывает руки, говорит, что не переживет такой утраты, не сможет жить без него. Не может сосредоточиться ни на чем. При засыпании видит у постели мужа, слышит его голос, кажется, что он сидит рядом. Испытывает тоску, в груди “жжет”, давит на сердце, “нечем дышать”. Отказывается от еды: “зачем есть, когда его нет”. Злобно настроена в адрес виновников гибели мужа, пишет в различные инстанции, требуя их наказания.

Больные с тревожной реактивной депрессией представ­ляют серьезную опасность из-за возможности совершения ими суицидальных действий, особенно в первые недели развития заболевания.

Психотические реактивные депрессии у детей не наблю­даются, у подростков встречаются достаточно редко.

Выделяют два варианта реактивной депрессии: так на­зываемую открытую, при которой имеются все признаки депрессивного состояния с переживанием тоскливого на­строения, слезливостью, заторможенностью, фиксацией на несчастье, и диссимулятивную, при которой отсут­ствуют активные жалобы на тоску, больные стараются не говорить о травмирующей ситуации, держатся тихо и не­заметно. Переживания не раскрывают. Суицидальные мыс­ли скрываются, суицидальные попытки готовятся и часто оказываются неожиданными для окружающих.

Отмеченные различия депрессивных состояний у взрос­лых и подростков обусловлены преморбидными особенно­стями заболевших. Так, чистые, или простые, депрессии наблюдаются обычно у личностей, близких к гармоничным: сдержанных, собранных, активных, целеустремленных, от­личающихся четкими эмоциональными привязанностями к своим близким.

Истерические варианты реактивных депрессий обычно наблюдаются у лиц с чертами психического инфантилизма и истерическими акцентуациями.

Тревожные депрессии чаще возникают у лиц эмоцио­нально неустойчивых или тревожно-мнительных, склонных к постоянным сомнениям, неуверенных в себе.

Диссимулируемый вариант психогенной депрессии чаще наблюдается у сенситивных подростков, включение ипохон­дрических расстройств в структуру депрессии обычно встре­чается у истероидных и лабильных подростков.

Атипичность депрессий у подростков дала основание вы­делить эквиваленты депрессий: делинквентный, ипохондри­ческий, астеноапатический.

Делинквентный эквивалент реактивной депрессии встречается примерно в 20% случаев у мальчиков в млад-


шем и среднем подростковом возрасте и проявляется нару­шениями поведения. Подросток становится угрюмым, оз­лобленным, прогуливает уроки, слоняется без дела по ули­цам. На всех поступках лежит печать отчаяния. Несмотря на мрачность, подросток обычно отрицает угнетенное на­строение. Этот вариант еще называют психопатоподобным (О. Д. Сосюкало).

Ипохондрический эквивалент характеризуется постоян­ными жалобами на плохое соматическое состояние. Такие подростки охотно обращаются к врачам, ложатся в боль­ницу, подвергаются обследованиям, выполняют различные процедуры. Уклоняются от учебы, бездельничают, бывают плаксивы и раздражительны, особенно если не верят их “болезни”. Плохое настроение обычно связывают с “тяже­лым заболеванием”. Этот эквивалент наблюдается в среднем и старшем подростковом возрасте.

Астеноапатический эквивалент реактивной депрессии характеризуется прежде всего затруднениями в учебе за счет повышенной утомляемости. Подростки становятся вя­лыми, недостаточно активными, бездеятельными. Утрачи­вается интерес к развлечениям и компаниям сверстников. Аппетит и сон обычно не нарушены, но едят без удоволь­ствия, сон не освежает и не приносит бодрости. Больные не отмечают тоски, но жалуются на скуку, хандру, испы­тывают недовольство собой, бывают идеи самообвинения и суицидальные мысли. Этот вариант наблюдается у подро­стков среднего и старшего возраста (А. Е. Личко).

Реактивные (психогенные) параноиды. Реактивным па-раноидом называют бредовый психоз, возникающий вслед­ствие психической травмы.

Реактивные параноиды были описаны во второй поло­вине прошлого века в группе тюремных психозов. Позднее С. А. Суханов наблюдал параноиды у лиц, приехавших из глубокой провинции в шумный, многолюдный город, а также аллерс-параноиды у военнопленных в ино­язычной среде и у тугоухих, плохо понимающих речь ок­ружающих.

Аллерсом были описаны боязливо-тревожные состояния с бредом преследования, с отказом от пищи у русских военнопленных из нацио­нальных меньшинств, не знавших никаких языков, кроме своего родного; перевод их в другие учреждения, где их понимали, приводил к исчезно­вению бреда и успокоению, появлению критического отношения к пере­житым страхам и “глупым мыслям” [цит. по В. А. Гиляровскому, 1931].


Острым реактивным параноидам обычно предшествует период выраженной тревоги, беспокойства, “предчувствия несчастья”. Затем остро возникает бред отношения, пресле­дования, особого значения, сопровождающийся галлюцина­циями. Наблюдается более или менее выраженное измене­ние сознания по типу аффективно-суженного.

В бредовых идеях отражается содержание травмирующей ситуации. Настроение тревожно-тоскливое с выраженным аффектом страха. В этом состоянии больные могут быть возбуждены. Мечутся по отделению, прячутся, стремятся куда-то бежать, просят пощады, плачут, прощаются с род­ными или лежат неподвижно, “ждут своей участи”, на лице выражение тревоги, страха, обреченности.

На высоте психоза наблюдаются расстройства сна, ко­торый становится тревожным и поверхностным, с кошмар­ными сновидениями. Иногда по ночам возникают устраша­ющие зрительные галлюцинации. Возможны суицидальные тенденции, “чтобы избежать наказания”.

Психотравмирующей ситуацией может быть новая, не­привычная ситуация, создающая тревогу, беспокойство, вы­нужденное лишение сна. Такая ситуация имеет место у транзитных пассажиров, которые вынуждены по нескольку дней находиться в дороге, плохо спать, тревожиться за вещи, испытывать влияние непривычных ранее воздействий. Бредовые психогенные психозы, возникающие в такой си­туации, были описаны Е. А. Поповым (1931) и С. Г. Жис-линым (1934). С. Г. Жислин дал им название “железно­дорожные параноиды” и в возникновении их большое значение придавал “изменен­ной почве”, т.е. соматическому состоянию больного.

Психотическое состояние при острых параноидах про­должается 1—5 нед и сменяется постреактивной астенией. Выздоровление обычно сопровождается появлением крити­ки, однако наблюдаются случаи, когда бредовая интерпре­тация окружающего исчезает, но критическое отношение к перенесенному бреду появляется через более или менее продолжительное время.

Реактивное паранойяльное бредообразование характе­ризуется возникновением сверхценных или паранойяльных идей, не выходящих за рамки психотравмирующих обсто­ятельств. По содержанию могут быть идеи ревности, изо­бретательства, ипохондрические, которые часто сопровож­даются сутяжными и кверулянтскими тенденциями. Боль-


ные обычно насторожены, подозрительны, тревожны. Те матика бреда психологически понятна и связана с реаль ными, конкретными ситуациями, обидой, ущемлением ин тересов, оскорблением их достоинства и т. д. Бред носит интерпретативный характер, в ситуациях, не связанных с бредом, длительное время сохраняется достаточно правиль­ное поведение.

Индуцированный бред (индуцированное помешательст­во) — такое болезненное состояние, при котором бред, чаще преследования, возникает как результат передачи “зараже­ния” от одного лица к другому. Индуктором обычно бывают лица, страдающие психическим заболеванием, например параноидной шизофренией. Индуцированию подвергаются близкие люди, находящиеся под влиянием больного и эмо­ционально к нему привязанные, интеллектуально ограни­ченные, пассивные, легко внушаемые, неспособные пра­вильно оценить ситуацию.

Изоляция от индуктора ведет к постепенному исчезно­вению бреда.

Близкими по механизмам формирования являются бре­довые расстройства у тугоухих и бред в иноязычной среде (в чужой стране, без знания языка).

В прошлом были описаны психические эпидемии, связанные с широким распространением индуцированного бреда (В. X. Кандинский, А. А. Токар-ский и др.). Многие психиатры расценивали “психические эпидемии” как массовые истерические психозы, в основе которых лежит подражание и внушение. Чаще наблюдались истерические судорожные эпидемии и кли­кушество (массовые припадки с резкими криками, взвизгиваниями, кото­рые обычно проходили в церквях при богослужении).

Реактивный параноид у детей и подростков встречается крайне редко, в детском и подростковом возрасте он может возникнуть в результате длительных травмирующих ситу­аций, во время которых длительно переживаются страх и тревога.

Определенную роль в формировании и систематизации бреда у подростков играет индуцирующее влияние среды и в первую очередь родителей (В. В. Ковалев).

Реактивные параноиды у пожилых людей могут прояв­ляться чувственным ипохондрическим бредом. Параноид­ным переживаниям сопутствуют кратковременные периоды с измененным сознанием, тревогой, страхами, слуховыми галлюцинациями, отражающими содержание психической травмы.

В старости почти не встречаются аффективно-шоковые


реакции. Начало заболевания чаще бывает медленным, кли­нические проявления отличаются фрагментарностью, монотонностью. Им свойственна меньшая глуби­на расстройств. Удельный вес психогенных депрессий в старости обычно бывает достаточно высоким. Постоянно ведущими в клинической картине являются различные ипо­хондрические симптомы.

Реактивные бредовые психозы в старости встречаются реже, чем депрессии, и носят стертый, неочерченный ха­рактер.

28.1.1.4. Психогенные аномальные реакции

Термин “психогенная реакция” — общее название па­тологических изменений психической деятельности, возни­кающих в ответ на психическую травму или психическое напряжение и находящихся с ними в психологически по­нятных связях.

Типичными признаками аномальных реакций является неадекватность стимулу как по силе, так и по содержанию.

Невротическими (психогенными) являются также реак­ции, содержание которых критически оценивается пациен­том и которые проявляются главным образом вегетативными и соматическими расстройствами.

Психопатическим (ситуационным) реакциям свойствен­на недостаточность критического отношения к ним. Психо­патические реакции оцениваются как реакции личности, однако реакции личности — понятие более широкое. Под реакцией личности понимают ограниченное во времени со­стояние измененного поведения, обусловленное теми или иными ситуационными воздействиями, которые являются субъективно значимыми для личности. Характер и выра­женность реакции определяются, с одной стороны, воздей­ствиями среды, с другой — особенностями личности, вклю­чая историю ее развития, социально и биологически детер­минированными компонентами.

Патохарактерологические реакции проявляются в вы­раженных и стереотипно повторяющихся отклонениях в поведении, сопровождающихся соматовегетативными и дру­гими невротическими расстройствами и приводящих к вре­менным нарушениям социальной адаптации.

Условно выделяют реакции оппозиции, отказа, имита­ции, компенсации, гиперкомпенсации и др.

Реакции оппозиции возникают при предъявлении ребенку


или подростку чрезмерных требований и в результате ут­раты им привычного внимания и заботы со стороны близких и особенно матери.

Проявления этих реакций различны — от уходов из дома, прогулов школы до попыток самоубийства, часто де­монстративных.

Эти реакции обычно преследуют цель избежать трудно­стей либо привлечь к себе внимание.

Реакции отказа наблюдаются у детей при внезапном отрыве от матери, семьи, помещении в детское учреждение и проявляются в отказе от контактов, игр и иногда от пищи. У подростков такие реакции наблюдаются редко и свиде­тельствуют о выраженном инфантилизме.

Реакции имитации проявляются в подражании в пове­дении определенному лицу, литературному или кинемато­графическому герою, лидерам подростковых компаний, ку­мирам молодежной моды.

Отрицательная реакция имитации проявляется в том, что все поведение строится как противоположное определенному лицу. Например, в противопоставление гру­бому отцу, пьющему и устраивающему постоянные скан­далы, подросток вырабатывает сдержанность, доброжела­тельность, заботливость о близких и т. д.

Реакции компенсации заключаются в том, что неудачи в одной области подростки стремятся компенсировать в другой. Например, физически слабый мальчик компенсирует свою неполноценность успехами в учебе и, наоборот, за­труднения в учебе компенсируются определенными форма­ми поведения, смелыми поступками, озорством и т. д. Счи­тают, что, пока поведение способствует социальной адап­тации, — это реакция компенсации, если же эти реакции приводят к дезадаптации, то речь идет о реакции гипер­компенсации. Эти поведенческие реакции могут быть как вариантами нормального поведения, так и патологическими реакциями.

Патологические поведенческие реак­ции характеризуют следующие признаки: 1) склонность к генерализации, т. е. они могут возникать в разных си­туациях и в связи с неадекватными причинами; 2) склон­ность к повторению однотипных поступков по разному по­воду; 3) превышение определенного “потолка” нарушений поведения; 4) нарушение социальной адаптации (А. Е. Личко).


28.1.2. Этиология и патогенез

Причиной реактивных психозов является психическая травма, однако одна и та же психическая травма не у каждого человека вызывает реактивный психоз и даже не всегда у одного и того же человека. Все зависит не только от психической травмы, но и от ее значимости в данный момент для данного человека и еще от состояния нервной системы этого человека. Конечно, легче возникают болез­ненные состояния у людей, ослабленных соматическими болезнями, длительным недосыпанием, утомлением, эмо­циональным напряжением.

Для таких реактивных психозов, как аффективно-шо­ковые реакции, не имеют большого значения премор-бидные особенности личностей. В данной ситуации действует сила и значимость психической травмы — угроза жизни.

При истерических психозах болезнь возникает по меха­низмам внушения и самовнушения и по механизмам защиты от непереносимой для личности ситуации. В возникновении истерических психозов, по-видимому, играет роль механизм представления о психических болезнях, распространенный у недостаточно грамотных и образованных людей: “сошла с ума” и “стал глупым”, “превратился в ребенка”, “стал как зверь”. Чем образованнее становится общество, тем реже наблюдаются столь примитивные формы реагирования. Истерические психозы утратили свое своеобразие и чет­кость.

Date: 2015-07-02; view: 408; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию