Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Корни из комплексного числа и их вычисление2.5.1. Определение. Пусть n ¾ натуральное число. Корнем n - й степени из комплексного числа a называется такое комплексное число b, что = a. Корень n -й степени из комплексного числа a обозначается через . 2.5.2. Теорема. Существует в точности n различных значений корня n - й степени из комплексного числа a. Они вычисляются по формуле = (cos + i sin ), (2.5.1) где r ¾ модуль числа a, j ¾ его аргумент, l ¾ произвольное целое число, k пробегает все значения от 0 до n -1. Таким образом, множество значений корня n -й степени ¾ следующее = (cos + i sin . (2.5.2) 2.5.3. Упражнение. Вычислить: а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) ; ж) ; з) . Решение. б) Найдём тригонометрическую форму числа -1: -1= =cos p + i sin p. Тогда по (2.5.2) имеем ={ wk =cos + i sin | k =0, 1, 2, 3}. Найдём каждое значение wk в отдельности: w 0 = cos + i sin = + i; w 1 = cos + i sin =cos + i sin = - + i; w 2 = cos + i sin =cos + i sin = - - i; w 3 = cos + i sin =cos + i sin = - i; Ответ: б) ={ + i, - + i, - - i, - i }. 2.5.4. Вычисление квадратного корня из комплексного числа в большинстве случаев удобно производить по следующей схеме. Пусть требуется найти . Будем искать в виде x + yi: = x + yi. (2.5.3). Возведём обе части (2.5.3) в квадрат: a + bi =(x 2- y 2)+2 xyi. Теперь, приравняв в обеих частях действительные и мнимые части, приходим к системе решая которую, находим x и y. Например, пусть требуется найти . Положим = = x + yi, откуда получаем -28+8 i =(x 2- y 2)+2 xyi и приходим к системе Выражая из второго уравнения y через x (y = ) и подставляя его в первое, приходим к уравнению x 2- =-28, которое приводится к виду x 4+28 x 2-16=0. Оно - биквадратное. Положим t = x 2 и решим полученное квадратное уравнение t 2+28 t -16=0. Получаем решения: t 1=-14+2 и t 1=-14-2 . Второе отбрасываем из рассмотрения, так как x = должен быть действительным. Поэтому x 1,2= . Отсюда y 1,2= , то есть ={ + i, - - i }. 2.5.5. Упражнение. Вычислить , , , . 2.5.6. Можно показать, что квадратное уравнение ax 2+ bx + c =0, где a, b, c Î C, имеет корни . 2.5.7. Упражнение. Решить уравнения: а) x 2-1=0; б) x 2+2=0; в) x 2-2- i =0; г) x 2+2 x +2=0; д) x 2+(2+ i) x +(3-2 i)=0; е) 4 x 2-(2- i) x +(6-2 i)=0. Решение. д) Корнями являются числа x 1,2= . Найдём отдельно выражение под корнем: (2+ i)2-4×(3-2 i)=4+4 i -1-12+8 i =-8+12 i. Поэтому = . Этот корень будем искать по правилу, изложенному в 2.5.4: -8+12 i =(x 2- y 2)+2 xyi, откуда Далее, опуская комментарии, имеем y = , x 2- =-8, x 4+8 x 2-36=0, t = x 2, t 2+8 t -36=0, D =82-4×(-36)=208=16×13, t =2 -4, t 1, 2= =-4±2 , x =± , y =± , =±( + i). Теперь x 1,2= = = = = = . Ответ. x 1= , x 2= .
[1] Понятие «множество», другие понятия и обозначения,связанные с ним, см. Приложение 3. [2] Ниже в угловых скобках мелким шрифтом приводятся комментарии к преобразованиям
|