Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краниальные синхондрозы. 12 page





Оси.

Две поперечные оси: одна для сфеноида, другая для затылочной кости, идентичны осям флексии-экстензии.

а) Вертикальный стрейн с высокой сфеноидальной костью (рис. 11).

Квадранты. По Сатерленду и Магуну.

 

перед Обозначения:

RE – наружная ротация

RE

 

 

RE

 

RI. – внутренняя ротация

 
 

 


RI.

 

 

RI.

 

Л Пр

 

зад

 

Лево Сфеноид в высоком положении Флексия Наружная ротация Сфеноид в высоком положении Флексия Наружная ротация Право
Затылочная кость в высоком положении Экстензия Внутренняя ротация Затылочная кость в высоком положении Экстензия Внутренняя ротация

 

в) вертикальный стрейн со сфеноидом в низком положении (рис 12).

Квадранты. По Сатерленду и Магуну.

 

перед Обозначения:

RE – наружная ротация

RI

 

 

RI

 

RI. – внутренняя ротация

 
 

 


RE

 

 

RE

 

Л Пр

 

 

зад

 

Лево Сфеноид в низком положении Экстензия внутренняя ротация Сфеноид в низком положении Экстензия внутренняя ротация Право
Затылочная кость в низком положении Флексия наружная ротация Затылочная кость в низком положении Флексия наружная ротация

 

Примечания.

Мы знаем, что вертикальные стрейны образуются вокруг тех же поперечных осей флексии-экстензии.

Но механически существует разница. При флексии-экстензии клиновидная и затылочная кости движутся в противоположных направлениях. В то время как при стрейнах клиновидная и затылочная кости двигаются в одном и том же направлении.

Для флексии мы получим квадранты с наружной ротацией, а для экстензии, всё наоборот, т. е. кавадранты с внутренней ротацией.

Для стрейнов между клиновидными и затылочными квадрантами возникает диссоциация. Передние квадранты находятся в наружной ротации, в то время как задние квадранты пребывают во внутренней ротации и наоборот, в зависимости от типа стрейна.

В практическом плане для определения поражения необходимо с помощью тестов сравнить вертикальный стрейн при высокой клиновидной кости с вертикальным стрейном при низкой клиновидной кости. пО различиям в качестве подвижности определяется возможное поражение такого типа.

Глобально клиновидная кость стоит высоко, в то время как затылочная кость глобально лежит в низком положении, и наоборот. Это поражение может сопровождать любое другое поражение СБС.

Прямая или косвенная травма затылка заставляет его подняться или опуститься относительно сфеноида. Падение на спину передаётся через мыщелки в череп. Сильное давление или удар по лямбде способно поднять вверх базилярную часть. И наоборот, удар на уровне верхней части затылка или затылочно-сосцевидное поражение может опустить вниз базилярную часть. Эти примечания также относятся и к стрессам трудных родов.

Положение пальцев остеопата.

ДОСТУП ЧЕРЕЗ СВОД.

Точки контакта: как для флексии.

 

Стр. 252.

Рис. 13.

Вертикальный стрейн с высокой сфеноидальной костью. Доступ со стороны свода.

 

Рис. 14.

Вертикальный стрейн с низким положением затылочной кости. Со стороны свода.

 

Манёвры (рис. 13-14):

Например: мы тестируем вертикальный стрейн с высокой клиновидной костью, тогда:

указательные пальцы лёгким импульсом билатерально посылают большие крылья сфеноида во флексию (вперёд);

мизинцы таким же импульсом направляют затылочные кости в экстензию.

Примечание: для вертикального стрейна с низкой клиновидной костью, тест нужно перевернуть.

Варианты.

Это можно выполнить простым билатеральным движением указательных пальцев и мизинцев.

Для вертикального стрейна с высоким сфеноидом достаточно раздвинуть указательные пальцы и мизинцы относительно друг-друга.

Для вертикального стрейна с низким сфеноидом достаточно сблизить указательные пальцы с мизинцами.

 

N.B. Не следует понимать движение буквально. Речь идёт об импульсе, направленном в сторону разведения пальцев или в сторону их сближения.

2. СФЕНО-ОКЦИПИТАЛЬНЫЙ доступ.

Точки контакта: как для флексии.

Стр. 253.

Рис. 15.

Сфено-окципитальный доступ.

Вертикальный стрейн с высоким сфеноидом.

 

Манёвр (рис. 15):

Для вертикального стрейна с высоким сфеноидом:

одна рука мостиком стоит на лбу и посылает сфеноид во флексию,

другая рука лодочкой лежит под затылочной костью, посылая его в экстензию,

для вертикального стрейна с низким сфеноидом – наоборот.

 

В) Латеральный стрейн.

Этиология.

Причиной возникновения является латеральная сила, направленная на СБС, с ротацией сфеноида и затылочной кости в одном направлении относительно соответствующих этим костям осей. (рис. 17).

Оси.

Две вертикальные оси, проходящие через центр тела сфеноида и через центр затылочного отверстия.

 

Рис. 16.

Рис. 17.

 

Примечания.

Латеральный стрейн не затрагивает квадрант. Когда он не травматический, он остаётся компенсационным по отношению к физиологическому поражению. При таком типе поражения мы обнаруживаем череп, деформированный в виде параллелограмма. (рис. 16).

Когда поражение более сильное, клиновидная и затылочная кости с одной стороны черепа выдвигаются вперёд, в то время как контр-латерально клиновидная и затылочная кости отодвигаются назад. Это сопровождается латеральным смещением на уровне СБС.

Определение.

Например: правый латеральный стрейн определяется смещением вправо базилярной части СБС. В этом случае мы обнаружим смещение затылочной кости влево (и наоборот для левого латерального стрейна) (рис. 18 стр. 254 Латеральный правый стрейн.)

 

Положение пальцев остеопата.

Доступ через свод.

Точки контакта: как для флексии.

 

Стр. 254.

Рис. 19.

Латеральный правый стрейн.

Рис. 20.

Латеральный правый стрейн. Сфено-окципитальный доступ.

 

Манёвр (рис. 19):

Например, для тестирования правого латерального стрейна.

указательный палец и мизинец правой руки посылают импульс, чтобы толкнуть большое правое крыло сфеноида и латеральный правый угол затылочной кости вперёд,

указательный палец и мизинец левой руки посылают противоположный импульс, направляющий большое левое крыло сфеноида и левую затылочную кость назад.

 

СФЕНО-ОКЦИПИТАЛЬНЫЙ доступ.

 

Точки контакта: как для флексии.

Манёвр (рис. 20):

Например: для правого латерального стрейна:

одна рука мостиком на лобной кости, правый большой палец направляет большое правое крыло вперёд, левый указательный палец направляет большое левое крыло назад,

окципитальная рука: возвышение тенар справа направляет правый латеральный угол затылочной кости вперёд (в том же направлении, что и большое правое крыло),

указательный и средний пальцы этой же окципитальной руки направляют левый латеральный угол затылочной кости назад.

N.B. чтобы распознать поражение, достаточно сравнить тесты между левым и правым латеральными стрейнами. Поражение находится на стороне наибольшей подвижности.

Практически, чтобы выполнить тест с помощью обыкновенного импульса, достаточно представить себе, что череп с каждой стороны лежит на рельсах и движется по ним, как поезд. Но одна сторона поезда отправляется в путь вперёд, а другая направляется в противоположное направление, т. е. назад. Такая картина облегчает восприятие и выполнение теста. Такой тип поражения довольно часто встречается, если роды были трудными.

Компрессия СБС.

Определение.

Это «плотный, тесный» контакт или лёгкое сближение тела клиновидной кости с базилярной частью затылочной кости.

Примечания:

Такие поражения могут быть вызваны:

либо обычным плотным контактом (слишком тесная шляпа);

либо ушибом, создающим компрессию на этом уровне;

либо в результате трудных родов из-за избыточной компрессии головкм плода при слишком сильных сокращениях матки, или, такое случается иногда, когда сестра-акушер задерживает роды, не позволяя роженице некоторое время раздвигать ноги;

либо когда выход ребёнка не происходит в результате неожтданного сопротивления;

либо в результате падения ребёнка на лоб (на уровень назиона или глабеллы) или на лобную чешую, когда сила удара передаётся кзади от симфиза:

либо из-за сильной тракции, идущей снизу и передающейся спинальной твёрдой мозговой оболочкой.

Тесты:

Для тестирования такого типа поражений:

Первый этап: прослушать череп, через доступ по вашему выбору, чтобы оценить физиологические движения флексии-экстензии СБС и чтобы проанализировать «витальность», т. е. жизнеспособность черепа ребёнка. Такой простой тест-прослушивание позволяет найти поражение СБС в компрессии.

Второй этап: попытаться выполнить различные тесты на СБС. Оценить возможность их выполнения и возможность их регистрации. Какие ощущения возникают при перцепции? При каких тестах? Есть ли ощущение, что голова ригидна и не имеет витальности и напоминает монолитный блок мрамора? Оцените состояние внутри-черепных мембран: они эластичны, растянуты или наоборот напряжены? Как реагирую на ваши тесты жидкости и ПДМ? Столько вопросов, требующих ответа!

 

Примечание.

Ощущение при прослушивании позволяет диагносцировать подвижность или ограничение подвижности краниальной структуры. В зависимости от состояния мембран и суставов мы получим движение малой амплитуды или нулевой амплитуды, сильной или слабой интенсивности, ритма -затруднительного для подсчёта или или почти непрослушивающегося. «у меня впечатление, что этот череп инертен, он твёрд, как мраморный шар, в нём нет энергии».

Доступ со стороны свода.

Точки контакта:

указательные пальцы с каждой стороны, на наружных стержневых точках лобных костей;

мизинцы и безымянные пальцы каждой руки на чешуе затылочной кости;

остальные пальцы распределяются между указательным и безымянными.

Маневр (рис.21):

укзательные пальцы билатерально толкают большие крылья и наружные стержневые точки лобных костей вперед. Сохранять это положение не сдавливая слишком сильно голову ребенка;

безымянные и мизинцы направляют затылочную кость вниз к поверхности кушетки.

Примечание. Обычного веса головы, удерживаемой указательныими пальцами, достаточно для освобождения от компрессии головы грудного ребенка.

Стр. 256.

Рис.21.

Декомпрессия СБС доступом через свод.

 

Рис. 22.

Декомпрессия СБС через сфено-окципитальный доступ.

 

Сфено-окципитальный доступ.

Точки контакта:

фронтальная рука мостиком: её указательный, средний или большой палец стоят на наружных столбах лобных костей;

рука под затылком держит затылочную кость как в лодочке.

Маневр (рис.22):

Фронтальная рука делает декомпрессию кпереди, направляя наружные лобные столбы вперед.

Окципитальная рука направляет чешую назад и вниз.

Вариант:

Попросите ребенка помочь вам, поставив свои указательные пальцы под наружные столбы лобных костей.

остеопат стоит в головах пациента, встает на указательные пальцы ребенка и делает декомпрессию кпереди;

вес слегка приподнятой головы доделает всё остальное.

Таблица:

Доктор Могун дает произвольную классификацию поражений СБС.

0: фиксация – компрессия - отсутствие движений;

1: ограничение движения;

2: умеренносвободное движение;

3: нормальное движение;

4: избыточное движение.

Примечание. Если мы хотим обменяться наблюдениями мы должны пользоваться одной симантикой и одинаковыми терминами. Только так можно достичь взаимопонимания и не потерять время.

Чтобы правильно тестировать необходимо необходимо не прогнозировать возможные ощущения. Это самая большая трудность для остеопата. Самого большого усилия и терпения от остеопата требует молчаливое, пассивное и сосредоточенное ожидание.

Это трудно, так как функция руки заключается в том, чтобы двигать, приводить в действие, касаться, а заставлять её неподвижно лежать становится для руки истинной пыткой. Почти невозможно заставить руку расслабиться, стать мягкой, как куча тряпок. Для этого нужна самодисциплина и тренировка, обучающая наши руки своей новой функции: функции прослушивания тела.

Прослушивающая рука воспринимает ритм тела, слышит, воспринимает и передает закодированную просьбу и потребности структуры, жидкостей и фасций тела. Это не так просто. Этого нельзя симпровизировать. Это требует серьезных, регулярнгых, постоянных упражнений и состояния постоянного сомнения у остеопата. Именно по этой причине так мало компетентных краниальных остеопатов. Доверяют больше тем структурам, которые легки для пальпации. Структуры, кажущиеся трудными для пальпации и интерпретации пугают и обескураживают. Краниальная остеопатия не допукает посредственностей. Она требует воли, смелости и настойчивости. Если вы ищите легкую жизнь, готовые рецепты – не занимайтесь остеопатии и тем более краниальной.

Итак, несомненно, тесты – это самые тонкие и деликатные манёвры для исполнения. Однако они самые полезные. Хороший тест подтверждает правильность диагноза. Диагноз включает два важные понятия: стремление к подвижности или пластичности или тенденция к её потере, т. е. к ограничению.

Без теста, этого необходимого диагностического инструмента, нет эффективного лечения методами остеопатии, корректно программированного на длительный положительный результат.

Значит, нужно пытаться совершенствовать свой уровень пальпаторного прослушивания. Со всех точек зрения это пойдёт вам на пользу.

NB: позиционные стрейны существуют только у детей. Эти стрейны имеют травматическую природу и вызывают изменения формы и симметрии эмбриологического черепа, кости котрого не срослись. Наше раннее вмешательство может исправить поражение,уравновесить мембранозные натяжения и промоделировать форму ещё пластичного черепа.

Если эти стрейны не коррегировать своевременно, то они сохранятся у взрослого человека. Такой череп развивается по извращенной схеме, а потом функционирует в сторону адаптации к стрейну. У взрослого можно только коррегировать потри подвижности и нарушение гармонии мембранозных натяжений. Форма же черепа останется неизменной, сохранившей позиционный стрейн.

 

Выводы.

Тонкость остеопатической работы, а в частности краниальной остеопатической работы, заключается в пальпации и в субтильном прослушивании тканей. Остеопат без колебаний путём определённых тестов должен узнавать о качестве, эластичности, мобильности различных суставов и органов тела. От него требуется совершенное владение всеми законами физиологии, механики, как артикулятной, так и висцеральной.

В своём остеопатическом лечении он может:

воздействовать либо руководствуясь симптомами и используя серию глобальных неспецифических манёвров, адаптируясь более или менее к ним и к конкретному случаю (это значит работать по рецепту, шаблону). Такая работа не требует ни тестирования ни диагносцирования. Если такая работа успешна, браво! Если не получается, можно послать пациента к другому остеопату и попытаться заняться другим больным. Но такой путь ведёт к поражению;

либо остеопат реашет потратить немного больше времени на поиск истинной первичной причины, провоцирующей симптом. В этом случае, он не занимается симптомом, хотя и не игнорирует его. После тестов и строгой диагностики он предпринимает глобальное лечение техниками остеопатии, а потом соответствующее специфическое остеопатическое лечение, которое как можно ближе к результатам его исследований. Его остеопатическое правильно выстронное програмирование пойдёт далее в направлении тканевого, структурального или жидкостного, ожидания, чтобы как можно лучше ответить на потребности тела;

понятие результатов всего лишь конкретное доказательство того, что тело получило ответ на свои запросы. Возвращение к состоянию здоровья, к гармонии, равновесию – это всего лишь проявление хорошего взаимопонимания между остеопатом и настоятельными просьбами тела пациента.

 

NB Эта глава содержит тезисы наших учителей доктора Сатерленда и доктора Мегуна на тему поражений сфенобазилярного симфиза (СБС).

Ранее доктор остеопатии Бюске в своей работе «Краниальная остеопатия» 1985 года приводит различные размышления об отдельных параметрах торсии и латеральной флексии в ротации. Этот автор, опираясь на очень логичный механистический подход, предлагает версию квадрантов торсии и латеральной флексии в ротации, противоположных версиям Сатерленда и Мегуна.

Вот квадранты по Бюске:

 

Правая торсия: Правая латерофлексия

в ротации

       
   

 

 


RI

 

 

RE

 

 

RI

 

 

RE

 

Л Пр Л Пр

 

 

ОБОЗНАЧЕНИЯ:

RE – наружная ротация,

RI – внутренняя ротация.

 

Как видите, эти квадранты противоположны квадрантам Сатерленда и Магуна.

 

Это не имеет значения для практикующего остеопата. Но имеет значение в плане обследования лица, когда некоторые важные параметры окажутся перевёрнутыми.

Это новое предложение заслуживает интереса, т.к. сегодня является предметом палемики и размышлений. Оно

Целью этой работы не является попытка найти компромис или принять сторону одного из авторов и ни в коем случае не подвергнуть сомнению принципы краниального лечения приемами остеопатии. Мы думаем, что для того чтобы понять причину этого феномена расхождения во мнениях, нужно время и дополнительные исследования.

 

Глава 11.

Рука, прослушивающая череп.

Методология обучения прослушивания черепа.

Введение.

Вы не узнаете здесь ничего исключительного, нового и необычного или возвышенного. Нет! И не думайте!

Автор предлагает вам искренний и честный отчёт, основанный на его личном опыте практикующего в своём кабинете остеопата. Он желает донести до вас полезную информацию о роли руки при прослушивании тела и в частности черепа.

Для остеопатии роль умной руки является первостепенной. Рука делает из нас истинных специалистов в области познания ритмов тела и черепа. Речь идёт о руке, имеющей привычку и специализирующейся на прослушивании, анализе и понимании “жизни” различных структур тела.

Так как я являюсь преподавателем одной из остеопатических школ Франции, где владеют этим искусством руки, прослушиваюшей различные части тела, мне дано право утверждать, насколько трудно овладеть той частью нашего тела, которая называется рукой.

Наш прошлый опыт терапевтической руки не ориентирован в большинстве своём в направлении внимания к телу с позиций ощущения. Большинство наших студентов,бывших кинезитерапевтов, парамедиков и медиков используют руку для осмотра, пальпирования, массажа и лечения своих пациентов. Но эта рука часто бывает не способной почувствовать реальные потребности тела. На самом деле, рука потеряла способность к тонкой, мягкой, терпеливой и внимательной чувствительности, которая предшествует любому другому подходу к телу.

Сегодня рука действует слишком прямо, в соответствии с той или иной концепцией, а не с потребностями тела, но многие терапевты используют и навязывают такой терапевтический жест, поскольку он кажется им полезным и необходимым для тела.

Такой способ работы остеопата является заблуждением. Во-первых, остеопат должен сохранять связь, чистую и простую, при тканевом прослушивании кожных покровов, фасций, жидкостей и исследуемой структуры. Для этого нужно придерживаться пассивного подхода и ожидания ответа от тела. Тело диктует и выражает, говорит руке о своих потребностях, нуждах и просьбах посредством всех жидкостных, тканевых и фасциальных своих реле. Это удаётся не всегда. Просить остеопата не вмешиваться, а только слушать, даже это не легко. Вменить ему в обязанность ничего не делать, а пассивно ждать прихода информации от тела – это трудно. Однако, не невозможно! Это требует от того, кто хочет, играть в серьёз, сделать огромное и значительное усилие по обучению своей руки.

Наши стажёры встречаются со всеми трудностями такого выбора во время своей практики.

Привычка – вторая натура. Не правда ли? Поэтому ставить под сомнение свои вредные привычки, ошибки в точной пальпации на различных уровнях, искать точные анатомические ориентиры, прослушивать череп и ткани. Всё это требует большого внимания и сосредоточенности.

Для достижения этого нужна методика. Основываясь на практике автор попытается создать технологию, методологию руки, занимающейся краниальным прослушиванием. Чтобы быть эффективным, надо перейти от книжной теории к практике, не теряя нить Ариадны, обеспечивающей вам быструю систематизацию вашего краниального подхода. Такое умственное усилие не является потерей времени. Очень часто несложные размышления приводят к эффективной практике. Их забвение порождает посредственность, рутину и мешает совершенствоваться в остеопатическом искусстве.

В любой методике важно медленно, серьёзно, а иногда долго тренироваться. Для достижения совершенства и значительного результата любое искусство требует создания условного рефлекса, обеспечивающего быстроту выполнения и безопасность действия. Постоянно ставить под сомнения ощущения на уровне руки, добиться дисциплинированности, оттачивать и укрощать свои тактильные и тонкие эпикритические ощущения – это значит развивать свою проприоцептивность.

Всё это возможно благодаря строгим тренировкам, день за днём. Они трансформируют грубую руку в качественный, точный и эффективный инструмент, сравнимый с наилучшими вычислительными машинами.

Недаром доктор Стилл говорил о руке, которая “чувствует, думает, видит”.

 

Первая установка.

В остеопатической практике и остеопатическом концепте нет места импровизации.

Недостаточно владеть книжными знаниями, чтобы заявлять: “Я краниальный остеопат”.

Нельзя довольствоваться тем, что положить руку и делать вид...!

 

Следовательно: необходимо и обязательно получить хорошую остеопатическую подготовку по Стиллу, прочную и серьёзную подготовку в остеологии, физиологии и в краниальном механизме поражения. Но прежде всего долгую практическую подготовку, во время которой рука превращается в неятрогенную, расширяет свой диагностический и терапевтический спектр и обеспечивает особые возможности при прослушивании, а также умную тактильную утончённость.

От размышлений к краниальной практике.

В краниальной практике трудность состоит в определении уровня и интерпретации прослушивания тканей,жидкостей, фасций, ПДМ, т. е. черепного ритма.

В краниальной терапии много призванных, но мало избранных. Почему? Всего навсего по причине той же нетерпеливой руки. Через несколько секунд неподвижности, она желает вторгаться в обследуемую структуру, навязывая свою волю и свои указания к действию. Тогда остеопат перестаёт что-либо воспринимать, отчаивается, бросает прослушивание, формулируя свою усталость в следующих терминах: “В черепе нет движения, и я зря теряю время!” (конечно я теряю время, раз я ничего не делаю!).

Кто хочет доказать... не докажет ничего...

Некоторые думают (их это устраивает или же они боятся поколебать уже устоявшиеся идеи), что кости черепа не имеют никакой подвижности, а краниальный ритм – это всего лишь уопическая идея. Этим недоверчивым и подозрительнымлюдям скажем следующее: “Мы уважаем ваши идеи, но знайте, что вы пребываете в абсолютном забляждении. Это прежде всего вредит вам, как остеопатам. Но это вредит и вашим пациентам, которые могли бы быть облагодетельствованы остеопатической мягкой и не иятрогенной методикой”. В действительности для хорошей остеопатической работы следует соблюдать два основных параметра:

открытость: она обеспечивает прослушивание и умное воспитание руки;

отрешенность: она обеспечивает состояние рецептивности для ума и состояние нервной разрядки, неоходимой для тела и рук.

Остальному можно научиться. Достаточно хотетьпоставить под сомнение. Эта фаза кажется самой трудной для принятия и реализации. Здесь нельзя говорить об особом “даре”, и о посланной тебе “изотерической власти”. Нет. Речь идёт всего лишь о желании увеличить проприоцептивные способности своей руки, сделать её всё более и более восприимчивой. Это достигается путём непрерывной практики.

Именно поэтому данная глава кажется нам самой главной в этой книге. Она вас стронго програмирует на систематическую работу при прослешивании, тестировании и лечении методами остеопатии.

Без соблюдения и без практического следования некоторым советам ваше остеопатическое вмешательство будет эфемерным и безуспешным. Вы познаете горечь поражения и потеряете желатие заниматься краниальным исскуством.

Мы знаем, что человек – это единое целое, куда входят его конституция, его сложение, то есть статическое состояние, на которое накладывается ментальный скелет человека, которым определяется его стиль, его способ существования, чувствования и действия.

итак, человек – это не только структура, динамизирующая функции тела, но так же голова, которая командует и динамизирует структуру. Всё это написано для того, чтобы остеопаты понимали, что краниальная терапия, оставаясь мануальной привилегерованной медициной терапевтическиги вмешательства, не модет быть ни в коем случае отделена от глобальной остеопатии индивида. Так же как и остеопат, занимаясь лечением структуры и внутренних органов тем самым так или иначе вмешивается в краниальные отношения.

Date: 2015-07-02; view: 402; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию