Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






у всех групп испытуемых





 


Результаты исследования представлены на рисунках 2, 3, 4.

Уровень развития установок и поведения в сфере здоровья у детей и молодежи в целом ниже среднего, при этом наблюдается негативная динамика в показателях самосохранительного аттитюда и поведения от дошкольников и младших школьников к студентам учреждений профессионального образования.

Наиболее благополучной группой, с точки зрения показателей самосохранительного поведения, выглядят дошкольники. Далее, по мере взросления и повышения образовательной ступени ситуация начинает ухудшаться. Это означает, что в дошкольном возрасте уделяется большее внимание вопросам здоровья как результата собственного поведения индивида, формированию самосохранительных паттернов. За счет системности и регулярности осуществляемых воздействий (постоянство режима активности и отдыха детей, организации регулярного питания, прогулок, занятий физкультурой и пр.), а также прямого внешнего контроля достигается сравнительно высокая результативность в процессе формирования самосохранительного поведения.

В школьном и, особенно, в постшкольном возрасте подобные систематические воздействия отсутствуют, а внешний контроль ослабевает. При этом существенно повышается нагрузка на ребенка в связи с обучением, а значимость учебной успеваемости серьезно завышается – как педагогами, так и родителями. Вследствие этого, здоровье в системе приоритетов самого ребенка, его семьи, школы оказывается на периферийных местах, а у детей и подростков не формируются и не развиваются новые, соответствующие возрасту, установки и навыки поведения в сфере здоровья.

Успехи в формировании самосохранительных паттернов, достигнутые в дошкольном возрасте, еще некоторое время сохраняют инерцию, что выражается в сравнительно благополучных показателях самосохранительного поведения младших школьников. Но, не находя подкрепления и развития со стороны системы образования (а также семьи и СМИ), часть уже сложившихся у школьников паттернов разрушается, часть заменяется другими, саморазрушительными. Формирования новых позитивных самосохранительных установок и поведенческих навыков, соответствующих особенностям возрастного периода, не происходит (или происходит недостаточно эффективно). Кроме того, по мере взросления ребенка, возрастают риски его вовлечения в саморазрушительные формы поведения (курение, употребление алкоголя и пр.), противостоять которому можно только при наличии сложившейся системы самосохранительных ценностей, диспозиций и мотивов. В результате, показатели самосохранительного поведения учащихся средней и старшей школы заметно снижаются по сравнению с младшими школьниками.

Исследование показало, что различные компоненты как установок, так и поведения в сфере здоровья у респондентов развиты неравномерно. Самосохранительная установка содержит множество противоречий – как внутри отдельных ее компонентов, так и между ними. Наиболее сформированным является когнитивный компонент, что говорит о наличии у детей, подростков и молодежи определенных (хотя нередко противоречивых и неверных) представлений в сфере здоровья, осведомленности о способах его поддержания. Наблюдаются противоречия между когнитивным и эмоциональным, когнитивным и конативным компонентами установки. Побудительный компонент установки в сфере здоровья сформирован наиболее слабо.

В структуре самосохранительного поведения респондентов всех возрастных групп наиболее развитым элементом являются умения. Остальные компоненты самосохранительного поведения - позитивный поведенческий опыт, привычки, автоматизмы и навыки, системные диспозиции в отношении здоровья развиты слабо. Наблюдается нехватка позитивных привычек и автоматизмов, преобладает саморазрушительный опыт.

Анализ по сферам жизнедеятельности показал, что в большинстве из них самосохранительные установки они не проявляются в реальном поведении. Наиболее проблемными можно назвать сферы питания, самосохранительной и саморазрушительной активности, а у подростков и молодежи – и сферу сексуальных отношений. На их фоне показатели по жизнедеятельности в целом, санитарии и гигиены в быту, саморегуляции и ответственности за здоровье выглядят более благополучными. В некоторых сферах (сексуальные отношения, самосохранительная активность, самопомощь) установки и поведенческие схемы пока не оформлены или оформлены не в полной мере, что указывает на значимость работы в соответствующем направлении.

Медицинские работники выступили своего рода контрольной группой эмпирического исследования самосохранительного поведения. Предполагалось, что по сравнению с диагностируемыми детьми, подростками и молодежью, взрослые люди, обладающими профессиональной подготовкой в сфере медицины, продемонстрируют значительно более высокий уровень развития самосохранительного аттитюда и поведения. Однако, результаты, полученные по выборке врачей и среднего медицинского персонала, оказались наиболее низкими среди всех испытуемых.

Все компоненты самосохранительного аттитюда у медицинских работников находятся на очень низком уровне развития. Показатель эмоционального компонента установки близок к границе саморазушительного поведения; по конативному компоненту показатели по всем подгруппам ниже нуля, что свидетельствует о саморазрушительных тенденциях в намерениях и устремлениях испытуемых. Уровень развития поведенческих феноменов в сфере здоровья также очень низок. Многие показатели находятся близко к границе саморазрушительного поведения: это, прежде всего, навыки, автоматизмы, привычки в сфере здоровья, поведенческий опыт, у женщин – системные диспозиции. Среди показателей самосохранительного поведения по сферам наиболее проблемными являются сфера сексуальных отношений, а также саморазрушительной активности.

Низкие показатели самосохранительного поведения у медицинских работников свидетельствуют, во-первых, о том, что само по себе медицинское образование не предусматривает изучение и освоение механизмов воздействия на поведение детей как в предотвращении (профилактике) заболеваний, так и в их лечении. А также развитие у будущих врачей собственных позитивных самосохранительных установок и поведенческих паттернов (согласно знаменитому принципу «исцели себя сам»). Тем более трудно ожидать от медицинских работников активного воздействия на своих пациентов по вопросам сохранения здоровья.

Между тем, авторитет врача, особенно педиатра, в современном обществе по-прежнему высок, его значимость и потенциал воздействия на пациента и его ближайшее окружение с целью формирования самосохранительного поведения велики. К сожалению, вышеописанные механизмы самосохранительного поведения не могут формироваться «рецептурным» методом или при помощи информирования. Необходимо дополнительно подключать методы психолого-педагогического воздействия на личность пациента: его представления, убеждения, мотивы и потребности, ответственность и т.д., интегрируя их в профессиональную деятельность медицинского работника. Активация самосохранительного поведения детей и молодежи вкупе с повышением качества медицинской помощи позволит улучшить состояние здоровья детей и молодежи.

Использованные источники

1. Войцехович, Б.А. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст] / Б.А. Войцехович. – Ростов н/Д., 2007.

2. Журавлева, И.В. Отношение населения к здоровью [Текст] / И.В. Журавлева. - М.: Институт социологии РАН, 1993. - 184 с.

3. Лисицын, Ю.П. Образ жизни и здоровье населения [Текст] / Ю.П. Лисицын. - М., 1982, - 40 с.

4. Allport, G. W. Attitudes. In: C. Murchison (ed.), Handbook of Social Psychology. Worcester, Mass: Clark Univ. Press. Pp. 798-884, 1935.

5. Сhein, I. Behavior Theory and the Behavior of Attitudes. Psychol. Rev., 1948, ¹ 55, рр. 175-188.

6. Katz, D., and E. Stotland. A Preliminary Statement of a Theory of Attitude Structure and Change. In: S. Koch (ed.), Psychology: Study of a Science. Vol. 3. New York: McGraw-Hill. Pp. 423-475, 1959.

7. McGuire, William J. The Nature of Attitudes and Attitude Change. In: Inkeles, Alex and Levinson, Daniel. National Character: the Study of Madal Personality and Sotiocultural System. In: G. Lindzey, E. Aronson (eds.) The Handbook of Sotial Psuchology. Reading, Mass, Menlo Pork, Calif., L.: 1969, vol. 4.

8. Сampbell, D. T. The Generality of Social Attitudes. Doctoral dissertation, University of California, Berkeley, 1947; Social Attitudes and Other Acquired Behavioral Dispositions. In: S. Koch (ed.), Psychology: a Study of a Science. Vol. 6. New York: McGraw-Hill, 1963. Pp. 94-172.

 

Date: 2015-07-02; view: 224; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию