Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.1. Развитие теории и практики менеджмента





При изучении этой темы необходимо изучить следующие вопросы:

1. Понятие о менеджменте, предмет и содержание науки

2. Историческое развитие менеджмента (основные этапы развития менеджмента, школы управления, современные подходы к управлению)

3. Категории менеджмента

4. Принципы менеджмента

 

 

Понятие «менеджмент» трактуется в мировой литературе по управлению и практике весьма широко. Но между разными вариантами нет противоречий. Они взаимодополняют и конкретизируют друг друга. Это позволяет глубже уяснить сущность и содержание менеджмента, сделать правильный вывод о его общественной значимости и необходимости изучения.

 

Единую методологическую основу разнообразных форм менеджмента создает его общая теория, содержащая функциональные категории и понятия, принципы и методы, систему функций и задач менеджмента, независящую от отраслевой или функциональной специфики деятельности организации.

 

Менеджмент предполагает выполнение ряда требований, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих поставленных целям. Умение ставить и реализовывать цели, что и как предстоит сделать, лежит в основе менеджмента.

Менеджмент выделился в самостоятельную науку в конце 19 века и происходит от англ.слова «manage» - менедж – управлять.

 

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение субъектом хозяйствования, действующего в рыночных условиях, определенных заданных целей путем эффективного использования имеющихся финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

 

Управление – это совокупность скоординированных мер, направленных на достижение определенной цели.

 

Существует 3 класса управления:

- в неживой природе (технических системах);

- в организмах (биологических системах);

- в обществе (социальных системах)

 

Следует различать понятия: управление, менеджмент и руководство.

 

Управление > Менеджмент

Менеджмент > Руководство

Субъект менеджмента – менеджер – специалист по управлению.

Объект менеджмента – чаще всего выступает работник, но это может быть и предприятие (организация) или его отдельное подразделение, определенная сфера деятельности, процессы, системы.

 

Предмет науки управления - это отношения управления, возникающие между руководителями и подчиненными.

 

Содержание менеджмента можно рассматривать в трех аспектах:

· как вид деятельности и процесс управления;

· как науку и искусство управления;

· как аппарат управления деятельностью современной организации.

 

Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

 

Основная задача менеджмента – сделать информацию, знания, опыт, нововведения производительной силой, что и обеспечит существование и успех фирмы на рынке.

Категории менеджмента – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.

Категории, используемые в управлении:

· объект и субъект управления;

· функции;

· виды;

· методы;

· принципы.

Виды менеджмента:

· стратегический менеджмент;

· маркетинговый менеджмент;

· производственный менеджмент;

· финансовый менеджмент;

· кадровый менеджмент;

· инновационный менеджмент.

 

Принципы менеджмента – это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций.

Принципы менеджмента:

· Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления

· Принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в управлении

· Принцип научной обоснованности управления

· Принцип плановости

· Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности

· Принцип демократизации управления

· Принцип мотивации

 

Данные принципы не являются какой-то догмой (положение, неизменное при всех обстоятельствах), т.к. экономическая жизнь общества не стоит на месте, она меняется, а вместе с изменением реалий хозяйствования претерпевают изменения и правила управления.

 

Вся история человечества – это и история управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами. Даже в самых древних обществах требовались люди, которые направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья). Например, строительство египетских пирамид, где необходима была четкая организация работы множества людей и контроль за их деятельностью.

Поэтому, управление является неотъемлемой частью любой коллективной деятельности, в любой период истории развития общества.

Эволюция менеджмента – это процесс его изменения, исторического развития и оформления в систематизированную научную дисциплину.

Выделяют несколько исторических периодов развития теории и практики управления:

I период – древний период (начиная с 9-7 тыс.лет до н.э. до 18 в) самый длительный

 

II период – индустриальный период (1776-1890)

 

III период – период систематизации (1856-1960)

 

IV период – информационный период (1960г. по настоящее время)

 

 

В начале 20 в США и странах Зап. Европы в науке управления были сформулированы и получили практическое применение 4 основные концепции менеджмента.

 

1. Школа научного управления (1885 – 1920 гг.), наиболее яркими представителями которой являлись Фредерик Уинслоу Тейлор, Френк и Лилия Гилбрет, Генри Гант. Основной заслугой этой школы было доказательство того, что управление – это самостоятельная специальность, и организация в целом выиграет, если планировать и управлять проведением работ будут не те рабочие, которые выполняют, как это было до сих пор, а те которые умеют управлять профессионально.

 

2. Школа административного управления (1920 – 1950 гг.). Основатели школы - Анри Файоль, Линделл Урвик, Джеймс Муни стремились создать универсальные принципы эффективного управления организацией в целом, сосредотачивая внимание на изучении сущности и содержания управленческой деятельности (задачах управления).

 

3. Школа «человеческих отношений» (1930 – 1950 гг.) в ее основе было осознание человеческого фактора как основного элемента эффективных организаций. Наиболее яркие ее представители – Мэри Паркер Фоллетт, Элтон Мэйо, Роберт Оуэн.

4. Школа поведенческих наук (начиная с 50-х годов по настоящее время), представленная Крисом Анджерисом, Ренсисом Лайкертом, Дугласом Мак-Грегором, Абрхамом Маслоу и др., основной упор делает на различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, коммуникаций, содержания и качества трудовой жизни.

В ходе развития теории управления взгляды на менеджмент претерпевали различные изменения. Многие школы предлагали свое понимание сущности и основных идей управленческой деятельности. Наиболее общим, можно сказать философским, взглядом на менеджмент является подход.

 

Подход – это главная (концептуальная) идея.

 

Современные подходы к менеджменту имеют свои особенности. Они рассматривают управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, зависящее от внутреннего состояния и внешнего окружения организации. Такие подходы нередко называют синтетическими.

 

В менеджменте выделяют следующие современные подходы к управлению, которые внесли большой вклад в развитие теории и практики управления:

 

  • Процессный
  • Системный
  • Ситуационный

 

Уровень управления – это часть организации, где могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше- или нижестоящими звеньями.

Менеджеры – это руководители, сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников. Однако, не все руководители, выполняющие управленческие решения, занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Т.е. отдельные руководители затрачивают время на координацию работы других руководителей, которые в свою очередь координируют работу менеджеров более низкого уровня и т.д.

Такое разделение труда образует уровни управления:


Date: 2015-06-11; view: 733; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию