Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие основы физиотерапии в педиатрии





В настоящее время физические методы лечения занимают значительное место в терапии детских заболеваний. Безболезненность, нетоксичность, простота и доступность определяют их широкое применение в педиатрической практике.

 

Основными принципами физиотерапии в педиатрии являются:

1) своевременное и патогенетически обоснованное применение соответствующего физического фактора, дозировка его с учетом формы и стадии заболевания, возраста, индивидуальной реактивности организма;

2) возможно более раннее назначение (на доклинической стадии) в целях профилактики, коррекции обратимых функциональных сдвигов;

3) целесообразное сочетание с другими методами (медикаментозной терапией, ЛФК, хирургическим вмешательством, специфической иммунизацией и др.);

4) последовательное использование разных факторов при хронических заболеваниях;

5) систематический врачебный контроль переносимости и эффективности физиотерапии.

При остром течении болезни физиотерапевтическое воздействие в комплексе с другими методами должно оказывать анальгезирующий, противовоспалительный и рассасывающий эффект.

При затяжном течении требуется упорное лечение физическими факторами, направленное на повышение защитных, приспособительных сил организма.

При хронических заболеваниях с целью успешной реабилитации целесообразно использовать физические и бальнеологические факторы; необходимо этапное лечение (стационар, реабилитационное отделение, санаторий) и соблюдение интервалов между курсами физиотерапии. В санаторных условиях максимальное значение приобретает использование природных лечебных факторов (воздушные и солнечные ванны, водные процедуры, бальнеотерапия и др.).

Функциональные
 особенности детского организма, состояние нервной системы, возрастные и морфофункциональные изменения кожи обусловливают специфическую ответную реакцию на действие лечебных физических факторов.

1. Повышенная чувствительность ЦНС ребенка приводит к диффузным ответным реакциям организма, и результат лечения возникает раньше, при меньших дозах воздействия и меньшей продолжительности курса лечения.

2. В период полового созревания изменяется деятельность эндокринной системы, а следовательно, могут извращаться рефлекторные реакции на физическое воздействие, поэтому дозировка физических факторов должна быть более осторожной.

3. Действие физических факторов не ограничивается местом их приложения. По нервным волокнам раздражение распространяется на соседние сегменты спинного мозга быстрее и шире, чем у взрослых.

4. Реакция организма на действие физических факторов связана не только с нервно-рефлекторными и вегетативными сдвигами, но и с влиянием измененного метаболизма клеток и тканей на ЦНС. Процессы обмена веществ у детей характеризуются большей напряженностью и лабильностью, поэтому биологически активные вещества образуются раньше и в большем количестве, чем у взрослого.

Причинами изменения реакции ЦНС на действие физических факторов могут быть инфекция и интоксикация, нарушающие условно-рефлекторную деятельность. Этим объясняются разная реакция на один и тот же фактор больного ребенка и здорового, необходимость изменения дозировок в процессе лечения по мере выздоровления ребенка.

6. Поверхность кожи у детей относительно больше, чем у взрослых, чем объясняется значительная чувствительность ребенка к действию физических факторов. У новорожденных и грудных детей роговой слой эпидермиса очень тонок, а зародышевый, где происходит рост клеток, развит сильнее; связь между эпидермисом и собственно кожей более слабая, поэтому кожа в большей степени ранима. Однако она обладает повышенной способностью к регенерации; ее капиллярная сеть более развита, просвет сосудов долго остается широким, тонус сосудов - лабильным, вследствие чего гиперемия кожи, являющаяся типичной реакцией на действие многих физических факторов, возникает легче и при меньших дозах, чем у взрослых.

7. Большое содержание воды и повышенная проницаемость клеточных мембран кожи ребенка способствуют повышению всасывания, мацерации. По этой причине тактильные, температурные, химические и болевые раздражения у детей раннего возраста вызывают не только местные, но и рефлекторные общие реакции. Однако реактивные изменения в коже проходят быстрее, например, эритемная реакция на воздействие ультрафиолетовых лучей появляется спустя 2-4 ч и исчезает быстрее, чем у взрослых.

8. Потовые железы кожи у детей полностью не развиты, потоотделение до 4 месяцев слабое, подкожно-жировой слой состоит преимущественно из рыхлой клетчатки и выражен хорошо, поэтому возможно нарушение терморегуляции организма (перегревание).

Все вышеперечисленные особенности детского организма обусловливают и своеобразие методических приемов при физиолечении у детей:

- применение гальванического тока меньшей плотности (в 2- 3 раза), чем у взрослых;

- уменьшение продолжительности процедур гальванизации и электрофореза до 15-20 мин;

- воздействие электрического поля УВЧ-аппарата небольшой мощности (30-80 Вт).

Результативность применения физических факторов зависит: от поведения ребенка, его активного отношения к лечению, веры в его эффективность.

Оценить реакцию маленького ребенка на процедуру по его поведению и мимике, как правило, трудно, поэтому с целью приучения ребенка к окружающей обстановке первую процедуру иногда приходится проводить при малой дозировке или даже без включения аппарата.

Чтобы не переутомить ребенка, не следует отпускать подряд несколько процедур, но при необходимости можно использовать два физических фактора, действующих синергично, например: УФО зева и воздействие электрическим полем УВЧ на область тонзиллярных лимфатических узлов при тонзиллите.

В курс лечения нежелательно вводить две процедуры из группы высоко-, ультра- и сверхвысокочастотных электромагнитных колебаний. Полипрагмазия - применение нескольких или многих процедур, превышающее реактивные возможности организма, - недопустима.

Каждому больному в доступных ему понятиях необходимо рассказать, как нужно вести себя во время процедуры, какие могут возникнуть ощущения. Элемент психотерапии является столь же обязательным, как и у взрослых.

Эффект физических факторов зависит от обстановки, в которой проводят лечение. Неблагоприятные условия внешней среды могут привести к образованию отрицательного условного рефлекса и ухудшить результат лечения. Поэтому в комнате отдыха и физиотерапевтических процедур должны быть соответствующая мебель, картины, легко моющиеся игрушки. Необходимо соблюдать тишину, поддерживать соответствующую температуру, иметь запас чистого белья. После процедуры ребенку рекомендуется отдых. Процедуры следует проводить не ранее чем через 1 ч после кормления и не позднее чем за 45-30 мин до следующего кормления.

Действие фактора не исчерпывается только процедурой, после ее окончания в фазе последействия в организме вновь происходят функциональные сдвиги. Ряду методов физиотерапии свойственно выраженное последействие, например ультразвуку. Более значительный терапевтический эффект выявляется через 1,5-3 месяца после курса лечения, в связи с чем необдуманное назначение процедур в этом периоде может ухудшить состояние больного.

УВЧ-терапия Первые дни жизни 2-3 месяца
Микроволновая терапия 2 года 2-3 месяца
Магнитотерапия 1 - 1,5 года 1-2 месяца
Франклинизация общая 14-15 лет 5 месяцев
Франклинизация местная 5-7 лет 2 месяца
Аэроионотерапия 5-7 лет 2 месяца
Ингаляционная терапия Первые дни 1 месяц
Инфракрасное облучение Первые месяцы жизни 1 месяц
Ультрафиолетовое облучение общее Первые месяцы жизни 2-3 месяца
Ультрафиолетовое облучение местное Первые дни жизни 1 месяц
Лазеротерапия 1,5-2 года 2-3 месяца
Ультразвуковая терапия 2-3 года 2-3 месяца
Массаж Первые дни жизни 1 месяц
Подводный душ-массаж 2 года 2-3 месяца
Подводное вытяжение 14- 15 лет 1-2 месяца
Гидрокинезотерапия Первые дни жизни 1 месяц
Углекислые, кислородные, жемчужные ванны 2-3 года 2-3 месяца
Сульфидные, скипидарные, радоновые ванны 5-7 лет 5-6 месяцев
Оксигенотерапия 4-5 лет 1 месяц
Парафинолечение Первые дни жизни 1-2 месяца
Озокеритолечение 6 месяцев 1-2 месяца
Грязелечение местное 2-3 года 2-3 месяца
Аэро- и гелиотерапия 2-3 месяца 1 -2 месяца
Талассотерапия 2-3 года 1 месяц
Иглотерапия 2 года 1-2 месяца
Лечебная физкультура Первые дни жизни 1 месяц

 

 

 

Date: 2015-07-02; view: 1623; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию