Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Реабилитация в педиатрии. Теоретические основы курса





План:

1. Цель реабилитации в педиатрии

2. Особенности развития в детском возрасте – гетерохронность и системогенез

3. Возрастная периодизация в педиатрии

4. Общие методические указания по реабилитационным мероприятиям в работе с детьми

5. Особенности физитерапии в детском возрасте

6. Особенности массажа в детском возрасте

7. Особенности кинезитерапии в детском возрасте

Медицинская реабилитация в педиатрии - четко очерченный этап в стройной системе детского здравоохранения. Начинается он с момента возникновения заболевания, травмы или дефекта развития и заканчивается восстановлением физического, психического и социального благополучия.

За последние десятилетия в мире отмечается увеличение рождаемости детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта и хроническими инвалидизирующими заболеваниями, которые составляют 6-8 % от общего числа новорожденных. Хронические заболевания диагностируются у 40-45 % школьников, а среди здоровых около 75 % составляют дети с различными морфофункциональными нарушениями.

Результатом вышеуказанных тенденций является увеличение общего числа детей-инвалидов.

Цель реабилитации в педиатрии - не только вернуть больному ребенку здоровье, но и развить его физические и психические функции до оптимального уровня.

Местом осуществления реабилитационных мероприятий в педиатрии являются все учреждения здравоохранения и просвещения, а также семья ребенка, обеспечивающие восстановление его здоровья на определенном этапе.

В онтогенезе изменяется скорость развития отдельных организмов и систем. Быстрее созревают те органы и системы, которые необходимы для существования организма на данном этапе онтогенеза или в недалеком будущем. И, наоборот, развитие функциональных систем, которые пока не являются необходимыми - задерживаются. Пример, так в середине беременности формируются функциональные системы, которые необходимы для осуществления таких процессов как дыхание, питание после рождения, но механизмы поддержания равновесия тела остаются еще не зрелыми.

Обобщением соответствующих фактов явилась теория П.К. Анохина о гетерохронизме развития в онтогенезе отдельных функциональных систем - совокупности структур, деятельность которых обеспечивает организму полезный приспособительный результат.

Функциональные системы созревают не равномерно, включаются поэтапно, сменяются, обеспечивая организму приспособление в различные периоды онтогенеза.

Структуры, которые к моменту рождения в совокупности должны составить ф. с. закладываются и созревают избирательно и ускоренно (Пример: круговая мышца рта иннервируется раньше, чем др. мышцы лица и мышцы сгибатели пальцев, участвующие в хватательном рефлексе).

Такое избирательное и ускоренное развитие морфологических образований, которые составляют полноценную функциональную систему, обеспечивающую новорожденному выживание, называется системогенез.

Гетерохронное созревание – это неравномерность, т. е. период ускоренного роста сменяется его замедлением. Неравномерность роста – приспособление, выработанное эволюцией. Бурный рост тела в длину на первом году жизни связан с увеличением массы тела, а замедление роста обусловлено проявлением активных процессов дифференцирования органов, тканей и клеток.

Нервная система всегда функционирует как единое целое, но ее отдельные части развиваются и формируются разными темпами: например центростремительная часть н. с. уже зрелая при рождении ребенка и окончательно созревает к 6-7 годам. Тогда как центробежная н. с. окончательно созревает к 23-25 годам.

Детство охватывает значительный временной отрезок в жизни современного человека и включает в себя ряд этапов развития, отличающихся друг от друга по своему содержанию. Каждому возрастному периоду характерны ярко выраженные, специфические особенности. Смена периодов происходит скачкообразно, периоды ускорения развития сменяются периодами замедления. Особенности развития ребенка в каждый период имеют количественные и качественные отличия от предыдущего. Знание особенностей возрастной периодизации необходимо для правильного построения индивидуальной программы физической реабилитации ребенка, имеющего отклонения в состоянии здоровья.

В нашей стране используется классификация детского возраста, принятая в 1965 г. на Международном симпозиуме по возрастной физиологии в Москве:

I — период новорожденности с рождения до 29 дней;

II — грудной возраст 30 дней - 1 год;

III — раннее детство 1 - 3 года;

IV — первое детство 4 - 7 лет;

V — второе детство: мальчики от 8 до 12 лет, девочки от 8 до 11 лет;

VI — подростковый возраст: мальчики 13 - 16 лет, девочки 12-15 лет;

VII — юношеский возраст: юноши 17 - 21 год, девушки 16 - 20 лет.

В основе периодизации лежат особенности физического, нервно-психического и социального развития ребенка. Отдельные этапы жизнедеятельности ребенка характеризуются различной степенью зрелости и особенностями функционирования органов и систем, а также механизмов, определяющих взаимодействие организма с внешней средой.


Выделяют следующие основные категории жизнедеятельности у лиц до 18 лет: 


- способность к передвижению; 


- способность к самообслуживанию; 


- способность к общению; 


- способность к ориентации; 


- способность к обучению; 


- способность к контролю своего поведения; 


- способность к ведущей возрастной деятельности.


Оценка ведущей возрастной деятельности основана на тех 
видах деятельности ребенка, присущих различному возрастному периоду: 


· От 0 до 1 года - эмоционально-личностное общение (с матерью, лицом, осуществляющим уход);

· С 1 года до 3 лет - предметная деятельность;

· С 3 до 6 лет - игровая (сюжетно-ролевая) дельность; 


· С 6 до 14 лет - учебная (школьно-образовательная) деятельность;

· С 14 до 18 лет - готовность к профессиональному обучению и трудовой деятельности или трудовая деятельность.

Существует определенная стадия развития функционального состояния той или иной системы, способствующая или препятствующая последующему развитию основных способностей, обеспечивающих «ступенчатое» снижение социальной зависимости ребенка от взрослого и приводящая, в конечном итоге, к формированию его полной социальной независимости. В том случае, если физическое, психическое и социальное развитие ребенка осуществляется в соответствии с возрастными нормами, оно приводит к достаточной реализации или сформированности сложных биосоциальных функций, обеспечивающих в будущем социальную компетентность личности. Если же это развитие (в силу заболевания, травмы, врожденного дефекта) подвергается задержке, то последующая реализация его конечной цели (обеспечение независимости по основным социальным параметрам) сомнительна, а зачастую невозможна.

Таким образом, говоря о категориях жизнедеятельности у детей, подразумевается в первую очередь степень развития этих навыков, приводящих к законченному понятию «самообслуживание», «передвижение», «общение» и т.д. на различных этапах физического, психического и социального развития ребенка. Причем периоды «созревания» этих способностей не предполагают определенно точной возрастной даты, а имеют «скользящий» график в зависимости от физиологических особенностей развития детей различных возрастных периодов.

Период новорожденности протекает без осложнений у большинства детей, родившихся от здоровых матерей. Такие дети в постнатальном периоде легче адаптируются к новым для них условиям внешней среды. К внешним признакам адаптации можно отнести неустойчивость температуры тела новорожденного, выраженную в транзиторной лихорадке (3-4 дня). Температура повышается до 38-40°С и удерживается несколько часов. Физиологическая желтуха присутствует у 50 % новорожденных. На 3-4-й день жизни ребенка отмечается физиологическое снижение массы тела на 5-7 %, которая возвращается к исходному уровню к 10-11-му дню. В этот период все системы организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Пассивный иммунитет предохраняет новорожденного от острых вирусных инфекций (корь, скарлатина, краснуха и т. д.), но вместе с тем дети восприимчивы к стафилококкам, сальмонеллам.

Период грудного возраста характеризуется повышенной интенсивностью обменных процессов на фоне функциональной незрелости основных систем организма. Пассивный иммунитет ослабевает, а приобретенный еще достаточно слаб, поэтому во второй половине года возрастает вероятность заболеваний вирусными инфекциями, острыми желудочно-кишечными болезнями, пневмонией, кожными заболеваниями, рахитом.

Преддошкольный период (раннее детство) характеризуется заметным снижением энергии роста, но более быстрым развитием центральной и периферической нервной системы, расширяются условно-рефлекторные связи, происходит становление второй сигнальной системы. Дети подвижны, любознательны, активно контактируют с внешним миром. У них совершенствуется речь, быстро развивается психика, расширяются границы эмоциональных проявлений: радости, обиды, удивления, страха, застенчивости, которым свойственна лабильность. Продолжает созревать двигательный анализатор, центральное звено которого расположено рядом с центром речи и письма. Под действием сигналов из двигательных центров стимулируется развитие близлежащих областей, поэтому, давая ребенку задания на развитие мелкой моторики (мозаика, игры с конструкторами и др.), можно совершенствовать его речь, учить счету. Задержка созревания движений повлечет задержку речи и общее отставание в психомоторном развитии. Не следует ограничивать двигательную активность ребенка и различные игры, в которых закладываются бытовые и трудовые навыки.

Дошкольный период (первое детство) характеризуется качественным и функциональным совершенствованием головного мозга, органов и систем. Большинство детей начинают посещать детские дошкольные учреждения. В контактах со сверстниками расширяется кругозор ребенка, его взаимодействие с окружающим миром. Продолжает укрепляться опорно- двигательный аппарат, увеличивается объем активных движений. К концу периода начинается смена молочных зубов.

До 4 лет дети не могут сочетать четкие движения с ходьбой. Бег похож на семенящий шаг. Дети легко играют с мячом, но им еще трудно ловить его и бросать. Внимание неустойчиво, ребенок быстро утомляется от однообразных движений. К 5 годам координация улучшается, осваиваются прыжки. К 6 годам дети бегают уже легко, исчезают боковые раскачивания. В этом возрасте у детей часто развиваются инфекционные болезни, связанные с низким иммунитетом и возрастными контактами. К концу пребывания в детских садах увеличивается количество детей, часто болеющих или имеющих слабое физическое развитие. Завершается период первым физиологическим вытяжением - значительным увеличением длины конечностей. Отставание в развитии сердечно-сосудистой системы приводит к появлению в это время функционального изменения сердца.

Младший школьный период (второе детство) характеризуется равномерным ростом и развитием ребенка. Ежегодная прибавка в росте составляет 5 см, в массе - 2-3 кг. С позиции физиологов это один из наиболее скоростных периодов в развитии высшей нервной деятельности. Продолжает улучшаться память, повышается интеллект, концентрация внимания. К этому возрасту закончил свое формирование позвоночник, но он остается подвижным и легко поддается негативным воздействиям, поэтому требуется постоянный контроль за осанкой. Впервые проявляется половой диморфизм физического развития. У мальчиков формируется характерное мышечное сложение. У детей совершенствуются кистевые и пальцевые движения, отмечается их легкость и естественность.

Средний школьный и старший школьный периоды. Это наиболее трудные и ответственные периоды в жизненном цикле человека, основная особенность которых - половое созревание, связанное со сложными «физическими и психическими состояниями ребенка, Дети еще не становятся взрослыми, но уже перестают быть детьми. На этот период приходится второй «пик» скелетного вытяжения, называемы пубертатным скачком роста: у мальчиков - до 1,5 см в год, у девочек - до 8. Затем скорость роста резко снижается и доходит до нуля.

Продолжают совершенствоваться функции основных систем организма. У девочек в этот период наблюдаются так называемые вегетативные вспышки и взрывы: возникают неожиданные сердцебиения, одышка, сосудистые расстройства; жалобы на болевые ощущения в области сердца. Данные явления - результат временного расстройства регуляции работы внутренних органов. В результате у девочек часто отмечается и повышенная возбудимость: резкая смена настроения, склонность к слезам. Все отмеченные изменения в высшей нервной деятельности у мальчиков выражены менее, чем у девочек. Это объясняется тем, что у мальчиков значительно больше объем двигательной активности, что частично уменьшает отмеченные изменения.

Юношеский период: 17-21 год - для юношей, 16-20 лет - для девушек. Организм начинает переходить на взрослый уровень функционирования. Увеличиваются размеры тела в ширину; за исключением крупных трубчатых костей, завершается окостенение. По уровню суточных энерготрат юноши и девушки приближаются к мужчинам и женщинам. В этот период возрастает уровень этических, эстетических и интеллектуальных эмоций, самосознания. Особенности психики в юношеском возрасте во многом связаны с появляющимся чувством полового влечения. Дети по-прежнему очень ранимы.

Рациональный режим дня, оптимальная двигательная активность станут основой нормального функционирования разных систем организма, а своевременная коррекция (средства ЛФК) развивающихся отклонений в состоянии здоровья позволит ребенку переходить в каждый новый период жизни с определенным запасом прочности. Главной особенностью физической реабилитации больных и ослабленных детей является то, что после болезни они страдают от гипокинезии, на фоне которой к страданиям патологическим добавляются нарушения физического, психического и моторного развития.

Средства ЛФК, используемые в детском возрасте, - лечение положением, массаж, физические упражнения, естественные факторы природы. ЛФК показана при абсолютном большинстве заболеваний как общеразвивающая, общеукрепляющая и патогенетическая терапия. Противопоказания те же, что и у взрослых, но добавляются временные противопоказания по применению отдельных видов двигательных заданий.

 

Общие методические указания по реабилитационным мероприятиям в работе с детьми:

1. Учитывать характер патологического процесса, его стадию.

2. Принимать во внимание психомоторное развитие ребенка.

3. Наблюдать за особенностями реакции на лечебную гимнастику.

4. Осуществлять строгий медико-педагогический контроль за детьми всех возрастных периодов.

5. Учитывать признаки утомления (недовольство, ухудшение качества выполнения, вялость, отказ от выполнения).

6.Переход к занятиям по комплексу с большей психофизической нагрузкой необходимо осуществлять постепенно, добавляя новые упражнения в старый комплекс.

7. Проводить занятия минимум за 30 мин до еды или через 45-50 мин – после принятия пищи.

8. Кабинет, где проводятся занятия ЛФК, должен быть хорошо проветрен, температура воздуха в нем +22° - +20° а в теплое время года лучше проводить занятия лечебной гимнастикой при открытом окне (форточке).

9. Начинать и заканчивать процедуру легким поглаживанием, этот прием включать и между упражнениями, так же как и дыхательные упражнения, чтобы расслабить мышцы ребенка, успокоить его, дать ему отдых после сложного упражнения - снизить нагрузку на организм ребенка.

10. Моторная плотность занятия ЛГ к концу курса возрастает до 80-90 % независимо от возраста ребенка.

11. Использовать музыкальное сопровождение: для возбудимых детей - тихая, мелодичная, для флегматичных, заторможенных - бодрая, ритмичная музыка.

12. Своевременное назначение ЛГ в период ранних нарушений.

13. Занятия должны проводиться ежедневно или через день, с обязательным выполнением упражнений несколько раз в день.

14. Время для проведения корригирующей гимнастики с детьми составляет: при индивидуальном методе занятий - 30 минут; при групповом методе занятий 45 минут. Для проведения корригирующей гимнастики с детьми дошкольного возраста: при индивидуальном методе занятий - 25 минут; при групповом методе занятий - 30 минут.

Date: 2015-07-02; view: 1882; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию