Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности реорганизации акционерных обществ
Оценка основных экономических показателей предприятий различных форм собственности показала, что потенциалом, достаточным для реализации крупных производственных программ, обладают государственные и акционерные предприятия. Наибольшие же надежды на преобразование российской промышленности следует возлагать на акционерные структуры с отечественным капиталом. В этой связи акционерные предприятия, базирующиеся на российском капитале, должны быть в зоне особого внимания системы государственного регулирования. Реорганизацию акционерного общества в соответствии со статьями 57-59 ГК РФ и статьями 15-20 Федерального закона «Об акционерных обществах» можно проводить в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Данные формы реорганизации можно подразделить в свою очередь на три группы: объединение, к этой группе относятся слияние и присоединение; дробление, к этой группе относятся выделение и разделение; преобразование, к этой группе относится изменение организационно-правовой формы акционерного общества. Реорганизация акционерного общества может быть добровольной либо принудительной. Решение о добровольной реорганизации в формах слияния, при соединения, разделения, выделения и преобразования принимается общим собранием акционеров общества большинством в три четверти голосов владельцев участие в общем собрании. Решение о проведение реорганизации АО относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Инициатором принятия решения о реорганизации может выступать совет директоров. Решение принимаются общим собранием акционеров — владельцев голосующих и привилегированных акций, принимающих участие в собрании. При минимальном кворуме в половину голосующих акций на общем собрании акционеров, решение принимается большинством в три четверти голосов. К общим для всех способов реорганизации относится обязанность учредителей юридического лица или органа, принявшего решение о реорганизации, утвердить специальный документ (передаточный акт либо разделительный баланс), содержащий положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. Акционерному обществу вменяется в обязанность не позднее 30 дней с момента принятия решения о реорганизации (ст. 60 ГК РФ, ст. 15 ФЗ «Об акционерных обществах») письменно уведомить об этом своих кредиторов. Моментом принятия решения следует считать дату проведения общего, собрания реорганизуемого общества принявшего решение путем письменного уведомления в срок, установленный Законом (п. 5 ст. 15), вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемое общество, и возмещения убытков. Не предъявленные требования в установленном законодательством порядке означает фактическое согласие кредитора на перевод долга на правопреемников реорганизуемого общества. Право требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций Правом требовать выкупа всех или части принадлежащих акций наделены владельцы голосующих акций. Общая сумма средств, направляемая обществом на выкуп не может превышать 10 процентов стоимости чистых активов общества на дату принятия решения о реорганизации. Если количество акций, в отношении которых заявлены требования о выкупе превысит количество акций, которые могут быть выкуплены пропорционально заявленным требования. Решение о реорганизации АО приводит к наступлению следующих правовых последствий: необходимость регистрации изменений в государственном реестре; если у АО есть лицензия на лицензируемый вид деятельности, то она теряет свою силу в случае прекращения деятельности хозяйствующего субъекта в результате реорганизации, за исключением преобразования; акционеры, голосовавшие против реорганизации, вправе требовать от АО выкупа всех или части принадлежащих им акций по рыночной стоимости; правопреемство реорганизуемого АО в отношениях с контрагентами и государственными органами; размещение ценных бумаг при реорганизации. Важный аспект реорганизации связан с урегулированием взаимоотношений с внешними держателями акций. Рассеянность пакетов акций дает преимущества при проведении голосования. Возможным вариантном проведения решения о реорганизации, при наличии крупных консолидированных пакетов будет игра на противоречиях. Опасения части инвесторов во много могут быть оправданы, если не будет разработан детальный план реорганизации и просчитаны все возможные варианты. Возникает опасения, что налоговая проверка, которая в большинстве случаев проводится при реорганизации предприятия, продлится долго и входе нее выяснятся нарушения налоговой дисциплины. Это может ухудшить финансовое состояние предприятия. Существует вероятность того, что для удовлетворения прав на часть имущества, предусмотренное законодательством для не голосовавших против ее проведения акционеров, потребуются значительные оборотные средства, и в результате может быть дезорганизована работа предприятия. ГК и федеральный закон РФ “Об акционерных обществах” предоставляют кредиторам гарантии прав при реорганизации юридических лиц, а это может привести к тому, что к реорганизуемому юридическому лицу будут предъявлены многочисленные требования о долгосрочном погашении обязательств и, как следствие, предприятие может оказаться на грани краха. Можно понять опасения акционеров за последствия реорганизации, однако настойчивая необходимость реорганизации заставляет искать иные схемы, не требующие квалифицированного большинства для принятия нужного решения. Решение о реорганизации АО должно быть доведено до сведения кредиторов, исполнительного органа власти осуществляющего регистрацию, налоговые органы, антимонопольные органы и региональные органы федеральной комиссии по ценным бумагам, а так же до акционеров не принимавших участие в общем собрании акционеров. Государственный контроль за реорганизацией юридических лиц, направленной на укрупнение бизнеса, осуществляется в виде обязательного получения предварительного согласия антимонопольного органа на проведение реорганизации либо в форме последующего уведомления его о проведении реорганизации. Согласно Закону РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-1 предварительное согласие антимонопольного органа требуется при слиянии и присоединении коммерческих организаций, если суммарная стоимость их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. установленных законом минимальных размеров оплаты труда (п. 1 ст. 17); в случае, если сумма активов объединяющихся обществ превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, то требуется лишь последующее уведомление антимонопольного органа (п. 4 ст. 17). Ходатайство о реорганизации подается органом, принимающим решение о реорганизации, уведомление о реорганизации подается коммерческой организацией, возникшей в результате слияния или присоединившей при реорганизации в форме присоединения. Решение в отношении проведения реорганизации в форме слияния или присоединения должно быть принято в срок не позднее 30 дней со дня подачи в антимонопольный орган необходимых документов, данный срок может быть увеличен, но не более чем на 15 дней. Решение направляется заявителю в письменной форме. Основными критериями при принятии решения являются, во-первых, возможность возникновения или усиления доминирующего положения соответствующей организации и (или) ограничения конкуренции; во вторых, достоверность представленной информации, имеющей значение для принятия решения. Возможность удовлетворения ходатайства даже при возможности наступления указанных неблагоприятных последствий предусмотрена законодательством в случае, если лица или органы, принимающие решение о реорганизации, докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка (п. 3 ст. 17 Закона о конкуренции). Законом предусмотрены способы государственного контроля за укрупнением бизнеса даже в случаях, когда антимонопольный орган не подлежит уведомлению о слиянии или присоединении. Так, если антимонопольный орган после предварительного изучения информации придет к выводу, что слияние (присоединение), о котором его уведомили, может привести к ограничению конкуренции, он принимает решение о дополнительной проверке соответствия реорганизации коммерческой организации требованиям антимонопольного законодательства. Реорганизация АО в форме разделения или выделения может быть осуществлена по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда в случаях, установленных Законом (п. 2 ст. 57 ГК РФ). В случае, когда акционерное общество занимает доминирующее положение и совершило два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган вправе принять решение о его принудительном разделении или выделении из его состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции. Решение федерального антимонопольного органа о принудительном разделении подлежит, исполнению в срок, определенный в решении федерального антимонопольного органа. Если реорганизация не будет осуществлена в назначенный срок, суд по иску указанного органа назначает внешнего управляющего обществом и поручает ему осуществить реорганизацию (п. 2 ст. 57ГК РФ). В контексте стратегии управления акционерным капиталом результатом реорганизации АО становится механизм размещения акций, которое может осуществляться путем: 1. Конвертации в акции акционерного общества акций присоединенного к нему акционерного общества; 2. Обмена на акции акционерного общества созданного в результате слияния, выделения или разделения; 3. Приобретения акций акционерного общества, созданного путем выделения, коммерческой организации, реорганизованной путем такого выделения и (или) ее участниками; 4. Возмездного приобретения акций акционерного общества работниками преобразуемой коммерческой организации и иными лицами.
|