Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основания. В своем более раннем эксперименте по научению Селигман обнаружил, что если собак подвергать воздействию электрического тока





В своем более раннем эксперименте по научению Селигман обнаружил, что если собак подвергать воздействию электрического тока, которое они не могли контроли^ювать и не могли избежать его, в дальнейшем они теряют способность к научению избегать электрического удара в тех слу­чаях, когда это возможно. Представьте, как странно это выглядело в гла­зах психолога-бихевиориста. В лаборатории собаки подвергались воз­действию электротоком, которое должно было быть очень неприятным* но неопасным. Позднее их поместили в специальный бокс, разделенный перегородкой на две части. Электрический ток должен был поступать на пол то одной, то другой части бокса Когда собака находилась на одной стороне и вдруг чувствовала воздействие электрического тока, то чтобы избежать этого, ей нужно было всего лишь перепрыгнуть через перегород­ку и оказаться на другой стороне бокса. Обычно собаки и другие живот­ные очень быстро начинают понимать, как помочь себе (нетрудно по­нять, почему так происходит!). На самом деле собаки выучивались спа­саться, и как только сигнал (вспыхнувшая лампочка или звонок) пре­дупреждал собаку о том. что сейчас пройдет ток. животное мгновенно перепрыгивало через перегородку, и таким образом совершенно избе­гало неприятного воздействия электрическим током. Однако в экспе­риментах Селигмана были и собаки, ранее уже подвергавшиеся воз­действию электротоком, которого они не могли избежать. Если таких собак помещали в бокс с перегородкой, они уже не научались спаситель­ному поведению.

Селигман высказывал предположение, что эти животные узнали о своей возможности контролировать неприятные стимулы нечто такое, что повлияло на их способность к последующему научению. Другими словами, они усвоили в результате своего предшествующего опыта с электротоком, что все их попытки избежать неприятного воздействия оказываются неэффективными. И затем, оказавшись в новых условиях, когда у них была возможность избежать воздействия тока, то есть конт­ролировать ситуацию, они ничего не предпринимали. Они научились быть беспомощными.

Для того чтобы проверить эту теорию, Селигман и Майер предложили исследовать воздействие контролируемой и неконтролируемой ситуаций с электротоком на возможность в дальнейшем научиться избегать удара.

Метод

Данный опыт — один из нескольких экспериментов, рассматриваемых в этой книге, в которых в качестве испытуемых использовались животные. Однако, возможно, именно этот опыт больше остальных вызывает вопро­сы относительно того, насколько этично проведение экспериментов на животных. Собаки подвергались воздействию электротоком, которое должно было быть достаточно болезненным (но не наносить животным физического вреда), для того чтобы проверить психологическую теорию. Оправданно ли этически такое обращение с животными — это вопрос, который может встать перед любым исследователем или студентом, изу­чающим психологию (и к этому вопросу мы вернемся после обсужде­ния результатов исследования Селигмана),

Подопытными животными были 24 «дворняжки, от 37 до 48 сантимет­ров в холке и весом от 11,5 до 13 килограмм» (с. 2). Собак разделили на три группы, по восемь особей в каждой. Собакам одной группы предоставля­лась возможность избегать удара током (escapegroup), у второй группы та­кой возможности не было (no-escape group), и третья группа была конт­рольной — эти собаки, в отличие от остальных, были без «упряжи».

В двух экспериментальных группах на каждую из собак одевалась специальная «упряжь», подобная той, которую использовал И. П. Пав­лов (см. обсуждение методов Павлова в главе 3 «Научение и обусловли­вание»); собаки были ограничены в движениях, но не совсем лишены возможности двигаться. С каждой стороны от собачьей головы находи­лась специальная панель, благодаря которой голова собаки была направ­лена строго вперед. Собака могла нажать панель с каждой из сторон, двигая головой. При воздействии тока на животное из первой экспери­ментальной группы собака могла прервать ток, нажав на панель с любой стороны своей головы. В группе собак, не имеющих возможности спас­тись, каждое животное было соединено с собакой из группы, в которой особи могли избежать воздействия тока (эта специальная техника со­единения животных называется тодевание ярма» (yoking)). Электро­током одинаковой силы воздействовали в одно время на каждую пару собак, но собаки из второй группы не могли контролировать происходя­щее. Чтобы бы ни делала собака второй группы, воздействие током про­должалось до тех пор, пока его не прерывала нажатием на панель собака из первой группы, для которой путь к спасению был открыт. Таким об­разом, собаки как той, так и другой группы получали воздействие током одинаковой силы и длительности; единственная разница заключалась в том, что у собак одной группы была возможность (власть) прекратить ток, а у другой такой возможности не было. Восемь собак контрольной груп­пы на этой стадии эксперимента вообще не подвергались воздействию током.

Экспериментальные животные обеих групп получили 64 токовых воз­действия с интервалом в 90 секунд. Группа собак, которым давалась воз­можность найти спасение от тока, быстро научилась нажимать боковые панели и прекращать ток (для себя и для собак второй группы).

Затем, спустя 24 часа, всех собак поместили в допускающий переме­щения бокс, подобный описанному выше. На каждой стороне бокса нахо­дились лампочки. Когда на одной стороне свет гас, через 10 секунд по полу в этой части бокса пропускался ток. Если за эти 10 секунд собака успевала перепрыгнуть барьер, ей удавалось вообще избежать воздействия тока. Если не успевала, она продолжала чувствовать воздействие до тех пор, пока не перепрыгивала через барьер или пока не истекут 60 секунд, после чего воздействие прекращалось. С каждой собакой такой опыт осу­ществлялся 10 раз.

Насколько хорошо собака научилась спасаться от тока, оценивали по следующим критериям: (1) сколько, в среднем, времени проходило меж­ду выключением света в боксе и прыжком собаки через барьер и (2) про­центом собак в каждой из групп, в полной мере научившихся избегать тока. Кроме того, собаки второй группы (которые в первой части опыта не имели возможности спасаться) семь дней спустя были подвергнуты 10 дополнительным испытаниям, чтобы оценить щюдсшжительность воздей­ствия экспериментальной ситуации.

* п

Date: 2015-07-02; view: 318; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию