Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выводы и их современное применение





Хотя Анна Фрейд совершенно ясно высказывает в своей книге мнение, что использование защитных механизмов часто связано с невротичес­ким поведением, следует заметить, что на самом деле это не всегда так. Почти все люди время от времени используют защитные механизмы; осо­бенно это бывает необходимо, когда нужно справиться с периодами силь­ного стресса. Защитные механизмы помогают нам усмирить наши тре­воги и сохранить свой положительный имидж. Тем не менее защитные механизмы связаны с самообманом и искажением реальности, и если мы переусердствуем с защитами, последствия этого могут быть самыми от­рицательными. Например, человек, который каждый раз при возникно­вении по-настоящему серьезных жизненных проблем использует регрес­сию, может вообще оказаться неспособным справляться с трудностями и решать вопросы, требующие его внимания. Из-за этого вся жизнь дан­ного человека может оказаться не такой успешной, какой она могла бы быть. Более того, по мнению как Фрейда, так и многих других психоло­гов, если беспокойство, связанное с какими-то специфическими внут­ренними конфликтами, вытесняется, оно может найти себе выражение другими путями, такими как фобии, приступы неконтролируемой тре вожности или расстройства, связанные с маниакальными и навязчивы­ми стремлениями.

Теории Фрейда всегда были очень противоречивыми. Действитель­но ли защитные механизмы реально существуют? На самом ли деле они действуют бессознательно, чтобы заблокировать беспокойство, создан­ное запретными импульсами, пробивающимися в сознание? Возможно, наиболее частые критические замечания по поводу работ Фрейда состо­ят в том, что в лучшем случае их трудно научно проверить, а в худшем — вообще невозможно. Многие исследования имели своей целью проде­монстрировать реальность различных концепций Фрейда. Результаты неоднозначны. Некоторые из его идей получили научное подтвержде­ние (см.: Cramer, 2000), другие же либо не подтвердились, либо их про­сто невозможно научно изучать (см.: Fisher & Greenberg, 1977,1995).

Два недавних чрезвычайно любопытных исследования нашли науч­ное и даже физическое свидетельство существования защитных меха­низмов вытеснения (искажающая действительность вера в то, что ре­альное событие не случилось) и формирования реакции. В одном заме­чательном исследовании изучались пациенты с поражением правого полушария мозга, которые часто отрицают, что у них паралич (см. об­суждение исследования М. Гэззениги (Michael Gazzaniga) о специали­зации полушарий мозга в первом разделе этой книги). Рамачандран (Ramachandran, 1995) протестировал этих пациентов, чтобы проверить, есть ли у них «подразумеваемое» (tacit) или, говоря фрейдистскими тер­минами, вытесненное знание о своем параличе. Он предложил испытуе­мым на выбор выполнить один из видов деятельности; одна работа тре­бовала участия обеих рук — завязывание шнурков на обуви, другая — активности одной руки (вставление болта в отверстие). Испытуемые почти всегда выбирали задание для двух рук, и хотя паралич делал успех работы невозможным, после многочисленных неудачных попыток они как будто даже не расстраивались. В другом эксперименте исследова­тель придумал виртуальную программу, дающую субъектам иллюзию того, что они двигают своей левой рукой. Когда субъекты чувствовали движение своей парализованной руки, они совсем не удивлялись этому. Данные наблюдения показали, что у людей совершенно нет осознания своего паралича. В конце опыта, и это самая непостижимая часть иссле­дования, Рамачандран промыл холодной водой левое ухо одной из па­циенток. «Удивительно, но это позволило пациентке выпустить из бес­сознательного "вытесненную" память о параличе; она сказала, что уже несколько дней постоянно чувствует себя парализованной» (с, 22). Ав тор предполагает, что холодная вода стимулировала у пациентки часть внутреннего уха, известную как вестибулярная система, от которой зави­сит равновесие, прямохождение и слежение глазами во время движения головой. В последнее время эту систему также связывают с быстрым (REM) сном и четкостью сновидений, и если основываться на выводах

Рамачандрана, она может стать неврологаческим звеном фрейдистского психологическою феномена вытеснения.

По свидетельству авторов второй статьи, гомофобия (homophobia) — существующий у некоторых гетеросексуалов иррациональный страх в отношении геев и лесбиянок и желание избежать любого общения с эти­ми людьми — на самом деле может быть формированием реакции. То есть защитным механизмом, который используется, чтобы уберечься от силь­ного беспокойства, вызванного собственными подавленными гомосек­суальными тенденциями (Adams, Wright & Lohr, 1996). Группе мужчин предложили тест, чтобы определить уровень гомофобии и разделить их на две группы: гомофобов и негомофобов. Затем испытуемым показали видеофильмы, изображающие откровенные сцены гетеросексуальной, гомосексуальной и лесбийской любви, и пока субъекты смотрели филь­мы, фиксировались возникающие физиологические признаки сексуаль­ного возбуждения. Единственная разница между группами обнаружи­валась при просмотре видеофильма с сюжетом гомосексуальной любви. При этом условии «результаты свидетельствуют, что у мужчин с гомо-фобией отмечалось значительное усиление возбуждения, в то время как в группе мужчин, не выкалывавших гомофобии, этого не отмечалось» (с. 443). В самом деле, 66% негомофобной группы не показали значимых признаков возбуждения, и только у 20% гомофобов такие признаки от­сутствовали или были очень мало выражены. Когда же мужчин опраши­вали о том, как они сами оценивают уровень своего возбуждения, муж-чины-гомофобы недооценивали степень своего возбуждения при про­смотре гомосексуальных сюжетов. Результаты этого исследования явно подтверждают то описание защитного механизма формирования реак­ции, которое дала Анна Фрейд, и свидетельствуют в пользу выдвинутого выше объяснения жестокой ярости, направленной на отдельных геев.

 

Заключение

Как показали два описанных выше опыта, научный интерес к защитным механизмам очень высок,причем он таков среди психологов, работающих в самых разных областях, включая когнитивную психологию, психологию развития, психологию личности и социальную психологию (Cramer, 2000). Через осознание и понимание защитных механизмов усиливается наша способность прояснять причины, по которым люди так или иначе себя ве­дут. Это понимание может подсказать, как и когда поведение человека мо­жет мотивироваться не теми силами, которые лежат на поверхности и хо­рошо видны. Если вы будете держать список защитных механизмов в на­грудном кармане рубашки и всегда сможете заглянуть в него, возможно, вы станете замечать, когда кто-то другой или вы сами используют эти меха­низмы. Между прочим, если вам кажется, что кто-то использует защит­ный механизм, не забывайте, что этот человек стремится избежать непри-

ятного беспокойства Поэтому, скорее всего, не следует доводить вашу догадку до сведения этого человека. Знание защитных механизмов может стать мощным оружием при вашем общении с другими людьми, но пользо­ваться таким оружием следует осторожно и ответственно.

Вы сами почувствуете, насколько серьезным образом продолжают влиять на современную науку та работа по синтезу собранного материа­ла, которую проделала Анна Фрейд, и сама концепция ее отца о защит­ных механизмах, если фактически соберете все доступные современные академические труды или работы более широкого профиля, в которых детально обсуждается психоаналитическая теория. Многие цитаты, ко­торые попадутся вам в этих работах, будут взяты из трудов человека по фамилии Фрейд. И большая часть этих цитат будет из работ Зигмунда, и это естественно. Но вот при обсуждении такой темы, как защитные механизмы^ вы явно встретите ссылки на книгу Анны Фрейд 1946 года и разные переиздания, потому что эта книга является очень авторитет­ным исследованием поданному вопросу (см.: Couch, 1995).

 

Литература

Adams, Н., Wright, Lr & Lohr, В. (1996). Is homophobia associated with homosexual arousal? Journal of Abnormal Psychology, 105(3), 440-445.

Couch, A. (1995, February). Anna Freud's adult psychoanalytic technique: A defense of classical analysis. International Journal of Psychoanalysis, 76, 153-171. Cramer, P. (2000). Defense mechanisms in psychology today: Further processes for adaptation. American Psychologist, 55(6), 637-64C.

Fisher, S„ & Greenberg, R. (1977). The scientific credibility of Freud's theories and therapy. New York: Basic Books.

Fisher, S., & Greenberg, R. (1995). Freud scienlifically reappraised; Testing the theories and therapy. New York: Wiley.

Freud, S. (1936). Adisturbance of memory on the Acropolis. London: Hogarth Press. (Original publication in German, 1936)

Freud, S. (1961). Civilisation and its discontents. London: Hogarth Press. (Original publication in German, 1930)

Ramachandran, V. (1995). Anosognosia in the parietal lobe syndrome. Consciousness and Cognition, 4(1), 22-51.

 

 

Научение депрессии

Базовые материалы:

Seligman М. Е. P., Maier S. Е (1967). Failure to escape traumatic shock. Journal of Experimental Psychology, 74, 1-9.

Если вы похожи на большинство людей, то предполагаете, что ваши дей­ствия влекут за собой определенные последствия. И поскольку вы жде­те, что так оно и будет, вы стараетесь вести себя таким образом, чтобы последствия были желательными, и стремитесь избегать поступков, ко­торые могут привести к нежелательным последствиям. Другими слова­ми, ваши действия, по крайней мере частично, предопределяются вашей уверенностью в том, что они могут принести определенные плоды, — они зависят от возможных последствий. (См. статью по материалам Б. Ф. Скиннера в главе 3 «Научение и обусловливание» и статью по ма­териалам Д. Роттера в главе 7 «Личность», для обсуждения последствий поведения.)

Давайте представим, что вы недовольны вашей работой и поэтому начинаете принимать меры для того, чтобы изменить ситуацию. Вы вхо­дите в контакт с людьми, работающими в вашей сфере, читаете объявле­ния с предложениями о работе, которая может вас интересовать, по вече­рам стараетесь приобрести какие-то новые знания или умения и т. д. Все эти действия мотивируются вашей уверенностью в том, что усилия не­пременно увенчаются успехом, вы найдете работу получше и ваша жизнь станет счастливее. То же самое касается межличностных отношений. Если вы связаны с каким-то человеком и эти отношения тяготят вас или ка­кие-то еще связанные с этим человеком обстоятельства приносят вам не­счастье, вы постараетесь что-то придумать и начнете предпринимать не­обходимые действия, чтобы изменить обстоятельства, или положите ко­нец тягостным отношениям, и при этом вы, конечно, будете надеяться, что преуспеете в желательных переменах.

Все эти вопросы имеют отношение к проблемам власти и контроля. Многие верят, что они имеют власть над происходящим — по крайней мере частично, поскольку в прошлом они действительно могли успешно осуществлять контроль над событиями своей жизни. Люди верят, что могут сами справиться с проблемами и достичь желанных целей. Если у человека нет ощущения, что многое зависит только от него, что он спосо­бен контролировать происходящее, у него остается только беспомощность. Если вы чувствуете, что увязли в работе, которая вас не удовлетворяет, что вы не способны найти другую работу или же приобрести какие-то дополнительные навыки, чтобы улучшить свою профессиональную жизнь, маловероятно, что вы окажетесь способны на усилия, необходимые для того, чтобы изменить жизнь. Если вы слишком зависите от человека, с которым у вас мучительные отношения, и вы чувствуете, что бессильны что-то изменить или положить этим отношениям конец, возможно, эти тягостные отношения будут продолжаться и вы будете и дальше тер­петь вашу боль.

Ощущение власти над событиями и возможность самому контроли­ровать их очень важны для психологического и физического здоровья человека (см. главу 5 «Развитие человека», раздел «Обсуждение» по иго­гам исследования Ланжера и Родена, о проблемах возможности контро­ля событий собственной жизни в домах для престарелых). гЗообразите себе, что бы вы сами почувствовали, обнаружив, что уже не властны пере­менить свою жизнь, не можете контролировать события и все, происхо­дящее с вами, идет помимо вашей воли. Вероятно, у вас возникнет ощу­щение своей беспомощности и безнадежности и вы перестанете даже пытаться что-то изменить. Другими словами, у вас начнется депрессия.

Мартин Селигман (Martin Seligman), очень известный и авторитет­ный психолог, занимающийся проолемами поведения, придерживается мнения, что наше восприятие власти и контроля над событиями прихо­дит в результате опыта. Он считает, что если попытки человека контро­лировать какие-то события постоянно терпят одни неудачи, то в конце концов этот человек вообще может отказаться от любых попыток контро­лировать происходящее. Если поражения случаются достаточно часто, че­ловек может перенести ощущение, что он не в состоянии контролировать происходящее, на вообще все ситуации, даже на обстоятельства, когда на самом деле контроль возможен. Человек начинает в таком случае считать себя просто пешкой в руках судьбы, чувствует свою беспомощность, и у него наступает депрессия. Подобные случаи депрессии Селигман назвал приобретенной беспомощностью (learned helplessness). Он развил свою теорию, работая в универаггете Пенсильвании, где проделал серию опы­тов на собаках. Сейчас эти опыты считаются классическими. Экспери­мент, обсуждаемый здесь, Селигман провел вместе со Стивеном Мане­ром (Steven Maier); этот опыт считается первой основополагающей де­монстрацией его теории.

 

Date: 2015-07-02; view: 250; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию