Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные разработки. Сказать, что сотни исследователей использовали теорию локуса конт­роля Роттера с тех пор, как она появилась в 1966 году





Сказать, что сотни исследователей использовали теорию локуса конт­роля Роттера с тех пор, как она появилась в 1966 году, это значит сильно недооценить реальные масштабы ее применения. В реальности насчи­тываются тысячи таких исследований! Если вы рассмотрите период с 1997 по 2000 год, время от предыдущего издания этой книги, вы обнару­жите более 600 статей, в которых есть ссылки на ранние исследования Роттера. Это значительно больше, чем ссылки на любое другое исследо­вание, упомянутое в этой книге. То, что так много людей опирается в своих работах на теорию Роттера, говорит в пользу общего согласия с влиянием и обоснованностью интернальности-экстернальности как личностной характеристики. Далее мы рассмотрим несколько примеров подобных исследований из огромного многообразия работ, опирающих­ся на изыскания Роттера Закономерно, что если вы не чувствуете лич­ную, внутреннюю силу и возможность управлять событиями в своей жизни, то, вероятно, чувствуете свою беспомондность и безнадежность, когда у вас что-то не получается. Что ж, беспомощность и безнадеж­ность — это два ключевых симптома депрессии. (Данная проблема бу­дет более детально обсуждаться в этом разделе книги, когда речь пойдет об исследовании Seligman.) Связь между локусом контроля и депресси­ей была подтверждена и расширена в работе Янга и Клама (Yang & Clum, 2000). В этом исследовании было продемонстрировано, как детский стресс, вызванный оскорблениями, нестабильность в семье или общая негативная обстановка в ней создают низкую самооценку, экстерналь-ность, а также являются причиной сильных депрессий и суицидальных тенденций во взрослой жизни.

Очень часто при обсуждении исследований Роттера возникает вопрос религиозной веры. Многие религиозные люди считают, что порой необ­ходимо вложить свою судьбу в руки Бога; в рамках теории Роттера это означает склонность к внешнему локусу контроля с соответствующими негативными последствиями. В Journal of Psychology and Religion описа­но довольно изящное исследование на эту тему (Welton, Adkins, Ingle & Dixon, 1996). Используя различные шкалы и субшкалы теста на локус контроля, исследователи оценивали степень интернальности у испыту­емых, ощущаемый контроль со стороны иных сильных, веру в судьбу и веру во власть Бога. У респондентов, имеющих высокие оценки веры во власть Бога, были, тем не менее, выявлены преимущества, связанные с внутренним локусом контроля. Авторы утверждают, что если человек — экстернал по шкале Роттера, но внешняя власть воспринимается им как исходящая от могучего высшего существа, то такие люди гораздо реже сталкиваются с проблемами, обычно ассоциируемыми с внешним локу­сом контроля (например, бессилие, депрессия, низкие достижения, низ­кая мотивация к изменениям).

Во многих кросс-культурных исследованиях было использовано по­нятие локуса контроля как личностной характеристики. К примеру, рос­сийские ученые изучили локус контроля и приверженность правым по­литическим установкам авторитаризма у студентов колледжей в Рос­сии и Америке (Дьяконова и Юртайкин, 2000). Результаты показали, что у американских студентов больший внутренний локус контроля кор­релировал с более высоким уровнем приверженности авторитаризму; у российских студентов подобной корреляции не наблюдалось. В дру­гом кросс-культурном исследовании, использовавшем шкалу 1-Е Ротте­ра, изучалась психологическая приспособляемость к поставленному ди­агнозу «рак» в глубоко суеверной коллективистской культуре (Sun and Stewart, 2000), Интересно, что результаты этого исследования показа­ли: «даже в культуре, где широко распространены убеждения о суще­ствовании сверхъестественного, он [внутренний локус контроля] поло­жительно связан, а установка на судьбу отрицательно связана с приспо­собляемостью» к таким серьезным диагнозам, как рак (с. 177). Внима­ние исследователей, обращавшихся к работам Роттера, было также направ­лено на следующие проблемы; посттравматические стрессы, проблемы контроля и старение, методики помощи при деторождении, совладание с неожиданным стрессом, зашумленность среды, академическая успевае­мость, преступления в среде «белых воротничков», взрослые дети алко­голиков, домогательства в отношении детей, связь умственного здоро­вья и природных катастроф, использование контрацептивов, а также предотвращение ВИЧ и СПИДа.

 

Заключение

Экстернальность-интернальность в целом признана относительно ста­бильным аспектом человеческой личности, которая может быть измере­на и имеет важное значение для предсказания поведения в самых раз­ных ситуациях. Словосочетание относительно стабильный использу­ется по причине того, что локус контроля человека может меняться в определенных обстоятельствах. Экстерналы часто приобретают значи­тельную интернальность, когда по ходу своей профессиональной карье­ры им доверяются власть и ответственность. Люди высоко интерналь-ные могут стать более внешне ориентированными в период стресса и неопределенности. Более того, человек может научиться быть более ин-тернальньгм, если предоставить ему такую возможность.

Концепция Роттера подразумевает, что интерналы лучше приспо­сабливаются и более эффективны в жизни. Несмотря на то что основная часть исследований подтверждает это предположение, Роттер в своих по­следних работах высказывает некое предупреждение (см.: Rotter, 1975). Каждый человек, а в особенности интернал, должен внимательно отно­ситься к окружающей среде. Если человек пытается изменить неизме­няемое, ему обеспечены фрустрация, разочарование и депрессия. Когда внешние силы фактически контролируют последствия поведения чело­века, наиболее реалистичным и здоровым подходом в данном случае было бы взять один из внешних ориентиров.

 

Литература

Davis, W., & Phares, Е. (1969). Parental antecedents of internal-external control of reinforcement. Psychological Reports, 24, 427-436.

D'yakonova, N., & Yurtaikin, V. (2000). An authoritarian personality in Russia and in the USA: Value orientation and locus of control. Voprosy Psikhologii, 4, 51-61. Rotter, J. (1975). Some problems and misconceptions related to the construct of internal versus external reinforcement Journal ofConsulting andI Clinical Psychology, 43,56-67.

Sims, J., & Baumann, D. (1972). The tornado threat: Coping styles in the North and South. Science, 176, 1386- 1392.

Strickland, B. (1977). Internal-external control of reinforcement. In T. Btass (Ed.),

Personality variables in social behavior. Hillsdale, NJ: Eribaum.

Sun, L, & Stewart, S. (2000). Psychological adjustment to cancer in a collective

culture. InternationalJournal of psychology, 35(5), 177-185.

Welton. G„ Adkins, A.. Ingle, S.. & Dixon, W. (1996). God control - The 4th dimen-

sion. Journal of Psychology and Theology, 24(1), 13-25.

Yang, В.. & Clum. G. (2000). Childhood stress leacis ro later suicidality via its effects on cognitive functioning. Suicide and Life-TlireateningBehavior, 30(3), 183-198.

 

 

Насколько вы нравственны?

Базовые материалы:

Kohlberg L. (1 963) The development of children's orientations toward a moral order: Sequence in the development of moral thought. Vita Humana, 6 ,11 -33.

Думали ли вы когда-нибудь о собственной нравственности? Какими нравственными принципами вы руководствуетесь, принимая решения? Если вы задумаетесь об этом, опыт подскажет вам, что люди отличаются друг от друга по уровню моральности их мыслей и действий. Мораль определяется психологами как социальные установки и убеждения лю­дей, которые помогают решить, что правильно, а что не правильно. Ваше понимание нравственности определяется усвоенными вами правилами и нормами поведения той культуры, в которой вы выросли. Нравствен­ность не является частью стандартной экипировки, выдаваемой при рож­дении: вы родились «безнравственными». В процессе развития в детстве, отрочестве и взрослой жизни вы формируете свое понимание хорошего и плохого. У каждого нормального взрослого человека есть свое пони­мание нравственности. Но откуда берется эта концепция нравственнос­ти? И с помощью каких процессов культурные нормы стали частью вас самих?

Возможно, двумя наиболее известными и влиятельными фигурами в истории исследований формирования морали были Жан Пиаже (см. ста­тью Пиаже в данной книге) и Лоуренс Колберг. От трудов Пиаже и до начала работы Колберга был период длиной в 20-30 лет, во время кото­рого специалисты в детской психологии уделяли нравственности очень мало внимания. Колберг в своем исследовании в Университете Чикаго объединил и расширил многие из идей Пиаже относительно интеллек­туального развития, а также возродил интерес к данной области иссле­дования. Как и его предшественники, Колберг задавался следующим вопросом: «Как безнравственный младенец приобретает нравствен­ность?».

Приняв за отправную точку исследования Пиаже, Колберг предпо­лагал, что уникальная способность человека формировать моральные суждения развивается в период детства вполне предсказуемым образом. Более того, он считал, что существуют специфические, определяемые стадии морального развития, связанные и сходные с выделенными Пи­аже стадиями интеллектуального развития. По Колбергу: «Ребенок мо­жет усвоить нравственные оценки своих родителей и культуры и сделать своими собственными, только когда он становится способным связать эти оценки с самостоятельным осмыслением социального устройства и соб­ственными целями как личности» (Колберг, 1964). Другими словами, чтобы развить определенный уровень нравственности, ребенок должен достичь определенной стадии интеллектуального развития.

Соответственно этим идеям, Колберг предпринял попытку разрабо­тать метод исследования способности детей формировать моральные суждения. Итогом исследования в этой области стала широко известная теория морального развития.

 

Date: 2015-07-02; view: 282; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию