Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критические замечания и современные разработки. Возможно, наиболее важным пунктом приложения критики к модели Зайонца и Маркуса является вопрос, достаточно ли велика разница в оценках IQ между первенцами и





Возможно, наиболее важным пунктом приложения критики к модели Зайонца и Маркуса является вопрос, достаточно ли велика разница в оценках IQ между первенцами и последними в семье детьми, чтобы счи­тать ее чем-то значимым. Средний уровень показателей теста Равена у перворожденных в семье с двумя детьми всего на 5 пунктов выше пока­зателей последнего ребенка в семье с 9 детьми. Эта разница может зна­чить очень мало для реальных жизненных возможностей человека. Тео­рия, соперничающая с рассмотренной выше, предлагает понятие ра­створения духовных ресурсов. В целом, эта концепция не противоречит мнению Зайонца и его коллег о том, что интеллектуальные способности уменьшаются в зависимости от очередности рождения и величины се­мьи. Теория растворения духовных ресурсов оспаривает объяснения этих результатов, построенные на понятии «общего интеллектуального климата», и, вместо этого, предлагает другие объяснения. По мере уве­личения семьи родительские ресурсы, как в плане межличностного вза­имодействия, так и экономического статуса, все более истончаются, рас­пыляясь, так что последние в семье дети получают очень мало возмож­ностей интеллектуального роста (Downey, 1995; Vaneijck & Degraaf, 1995).

Несмотря на эти критические высказывания и наблюдения, работа Зайонца и Маркуса продолжает оказывать влияние на попытки иссле­дователей человеческого поведения понять истоки различий в интеллек­туальных возможностях. На самом деле, дискуссия продолжается, и она все еще не стихла. Например, исследователи, уверенно обещавшие «раз­решить споры относительно очередности рождения, величины семьи и интеллектуального уровня», заявили, что данные о внутренних услови­ях изучаемых семей должны сопоставляться с данными об их широком окружении, чтобы делать действительно обоснованные выводы (Rodgers et al., 2000), Когда исследователи обратились к данной проблеме, исполь­зовав такой подход, они заявили, что не обнаружили никакой связи меж­ду очередностью рождения и умственными способностями. Вот их вы­вод: «Выяснено, что хотя родители с низким IQсоздают большие семьи, большие семьи в современном обществе США не создают детей с низ­ким IQ. Кажущаяся связь между очередностью рождения и уровнем интеллекта — методологическая иллюзия» (Rodgers et al., 2000, с. 599). Здесь нет никакой натяжки. Однако в другом исследовании, по данным более чем 1000 семей, обнаружено, что первенцы были более способны­ми и более добросовестными (Paulhus, Trapnell & Chen. 1999). По сло­вам этих авторов, «в целом, наши результаты согласуются с предложен­ной Зайенсом моделью интеллектуального слияния» (с. 482). Итак, дис­куссия продолжается, как это и должно быть. Понимание сложности влияния очередности рождения на интеллектуальный уровень или лю­бую другую характеристику очень важно, и нужно надеяться, что при продолжении исследований наступит наконец ясность, и это принесет пользу семьям и обществу в целом.

Между прочим, прежде чем вы, появившийся на свет последним, нач­нете огорчаться или будете важничать, поскольку были в семье первен­цем, учтите, что есть и оборотная сторона вашего первенства, и есть не­которые положительные стороны появления на свет в последнюю оче­редь (Ickes & Turner, 1983; Paulhus, Trapnell„& Chen, 1999; Sulloway, 1997). Хотя первенцы превосходят братьев и сестер в умственных спо-

собностях, они чаще бывают беспокойнее, ревнивее, консервативнее и агрессивнее, чем более поздние дети. И кроме того, есть данные, что бо­лее поздние дети чаще оказываются более упорными, открытыми в при­обретении опыта, более дружелюбными и приятными в социальном от­ношении. Следовательно, обычно именно эти дети популярны у сверст­ников и легче вступают в контакт с незнакомцами. И наконец, младшие дети в семье, как правило, проявляют больше оригинальности в мышле­нии и чаще совершают творческие прорывы, чем первенцы.

 

Литература

Belmont, L, & Marolla, F. (1973). Birth order, family size, and intelligence. Science, Ж1096-1101.

Downey, D. (1995). When bigger is not better: Family-size, parental resources, and children's educational performance. American Sociological Review, 60(5), 746-761. Ernst, C, &Angst, J. (1983). Birth orden Its influence on personality. New York: Sprin-ger-Verlag,

Ickes, W., & Turner, M (1983). On the social advantage of having an older, opposite-sex sibling: Birth order influences in mixed-sex pairs.Jowmoi ofPersonality and Social Psychology, 45, 210-222.

Paulhus, D., Trapnell, P., & Chen, D, (1999). Birth order effects on personality and achievement within families. Psychological Science, 10(6), 482-488. Rogers, J., Cleveland, H„ van der Oord, E., & Row, D. (2000), Resolving the debate over birth order, family size, and intelligence. American Psychologist, 55(6), 599-612. Vaneijck, K., & Degraaf, P. (1995). The effects of family structure and the educational attainment of siblings in Hungary. European Sociological Review, 11(3), 273-292.

 

 

Я контролирую ситуацию и очень этому рад!

Базовые материалы:

Langer Е. J. & Rodin J. (1976). The effects of choice and enhanced per­sonal responsibility for the aged: A field experiment in an institutional setting.yowrnaf of Personality and Social Psychologyf 34, 191-198.

Контроль. Это, казалось бы, незначительное психологическое понятие оказывает, возможно, самое важное влияние на все человеческое пове­дение. Здесь речь идет не о способности человека контролировать дей­ствия других, но о той личной власти, которую вы имеете над своей соб­ственной жизнью и над событиями в ней. С этой возможностью связано ощущение собственной компетентности и силы, а также возможность выбора в любой ситуации. Многие из нас чувствуют, что могут, по край­ней мере, контролировать свою собственную судьбу. Вам приходилось что-то выбирать в жизни, и не один раз — иногда вы делали хороший выбор, а иногда, может быть, плохой — и вот все, что вы выбирали, при­вело вас к вашему теперешнему положению. Когда вы почувствуете, что ваша возможность контролировать ситуацию находится под угрозой, то испытаете негативные чувства (гнев, возмущение, негодование), взбун­туетесь и будете делать все возможное, чтобы вернуть возможность лич­ной свободы. Всем известно, что если человеку сообщить о его непре­ложной обязанности что-либо сделать, то очень может быть, что он л ибо откажется, либо сделает нечто противоположное. И наоборот, стоит толь­ко запретить людям что-то делать, и они найдут это занятие более при­влекательным, чем оно казалось им до того, как его запретили (помните Ромео и Джульетту?). Эта тенденция противиться любым попыткам по ограничению нашей свободы называется реакцией сопгхггивления (reac­tance).

Итак, если наша потребность контролировать окружающие обстоя­тельства является столь базовой для человеческой натуры, то что, как вы думаете, случится, если отнять у вас возможность такого контроля, да так, чтобы вы не могли вернуть себе такую возможность? Очень веро­ятно, что вы испытаете страдания, которые могут выразиться в форме беспокойства, гнева, раздражения, депрессии, чувства своей беспомощ­ности и даже физической болезни. Исследования показали, что когда люди оказываются в сложных ситуациях, негативные воздействия стрес­са могут быть снижены, если субъекты считают, что имеют возможность отчасти влиять на события, вызывающие стресс. Например, пассажирам в переполненном лифте последний представляется не таким уж пере­полненным, и они меньше тревожатся, если стоят в непосредственной близости от контрольной панели в кабине лифта; им кажется, что они в большей степени могут влиять на то, что происходит (Rodin, Solomon & Metcalf, 1979). В другом хорошо известном исследовании испытуемые подвергались воздействию очень громких шумов и в таких условиях должны были решать задачи. Одна группа испытуемых не имела ника­кого контроля над шумом. Другой группе было сказано, что можно на­жать кнопку и в любой момент прекратить шум. Однако людей просили не нажимать кнопку, если они еще могут терпеть этот звук. Испытуемые из группы, не имеющей права контроля, выполнили задания значитель­но хуже тех, кто считал, что может осуществлять контроль над шумом. Между прочим, никто из участников этой последней группы на самом деле не нажимал кнопку, так что они подвергались такому же шуму, что и группа, не имеющая возможности воздействовать на ситуацию.

Все это говорит о том, что мы чувствуем себя счастливее и наши дей­ствия бывают эффективнее, когда в нашей власти тот или иной выбор. К несчастью, в нашем обществе в жизни многих людей наступает ста­дня, когда они теряют эту власть; когда им уже не позволено делать для себя даже самый простой выбор. Эта стадия жизни называется старо­стью. Многие из нас слышали о разных случаях или же непосредствен­но наблюдали внезапное ухудшение здоровья и потерю бодрости у по­жилых людей, что приводило к помещению человека в дом для преста­релых или какой-либо интернат больничного типа. Многие болезни, такие как колит, сердечные недомогания и депрессия, соединяются с чув­ством беспомощности, потери контроля над ситуацией, которые появи­лись еще до болезни. Один из самых трудных переходов, который долж­ны преодолеть старые люди, начиная жить в условиях интерната или дома для престарелых, это потеря возможности лично контролировать свою повседневную жизнь и влиять на свою судьбу. Ланже и Родин, ко­торые уже занимались вопросами самостоятельности решений и конт­роля, решили проверить эти идеи в настоящем доме для престарелых госпитального типа.

 

Date: 2015-07-02; view: 323; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию