Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод исследования и результаты





Процесс развития когнитивной способности «сохранение объекта» изу­чался Жаном Пиаже с помощью методов неструктурированной оценки (unstructured evaluation). Для младенцев и детей раннего возраста эти методы часто принимали форму разных игр, в которые Пиаже играл со своими детьми. Наблюдая, как проявляется способность детей к реше­нию задач, ошибки, которые они совершали в играх, Пиаже выделил шесть подстадий развития ребенка в течение сенсорно-моторного пери­ода которые связаны с формированием способности «сохранения объек­та». Для того чтобы вы лучше поняли особен ноети данного исследова­ния, эти шесть субстадий кратко представлены ниже и иллюстрирован ны примерами взаимодействия Пиаже с детьми (взято из журналов на­блюдений Пиаже):

Стадия i (от рождения до 1 месяца) Эта стадия прежде всего харак­теризуется рефлексами, связанными с приемом пищи и прикосновения­ми. Нет доказательств существования мыслительной способности «со­хранение предмета».

Стадия 2 (от одного до 4 месяцев). На протяжении этой стадии еще нет общего представления об объекте, но отмечаются некоторые особен­ности поведения, которые Пиаже считает подготовкой ребенка к появле­нию этой способности. Ребенок начинает намеренно повторять поведен­ческие акты, которые имеют отношение к его собственному телу. Напри­мер, если ручка ребенка нечаянно согарикоснулась с его ножкой, это может вызвать повторение вновь и вновь тех же самых движений, чтобы повто­рить это соприкосновение. Пиаже назвал эти проявления первичными кру­говыми реакциями. Кроме того, на этой стадии дети способны следить гла­зами за движущимися объектами. Часто, если объект уходит из поля зре­ния ребенка, его глаза продолжают смотреть на то место, откуда предмет только что исчез, как будто малыш ждет его возвращения. Может пока­заться, что ребенок стал осознавать сохраняемость объекта. Но Пиаже утверждает, что это не так, ведь малыш еще активно не ищет исчезнув­ший объект, и если предмет не появляется вновь, внимание ребенка пере­ключается на другие видимые объекты. Пиаже назвал это поведение пас­сивным ожиданием. Иллкхгграцией такого поведения может служить опыт, который провел Пиаже со своим сыном Лораном:

 

«Наблюдение 2. Лоран, возраст 0; 2 [О лет, 2 месяца]. Я смот­рю на него сквозь прутья его плетеной колыбели и время от времени появляюсь примерно в одном и том же месте; Лоран потом смотрит на это место, когда меня уже там нет, и совер­шенно явно ждет, что и снова появлюсь там» {с. 9).

 

«Ребенок только смотрит на то место, откуда исчез предмет: таким образом, у него просто какое-то время сохраняется позиция более раннего восприятия, и если объект вновь не появляется, он вскоре забывает о нем. Если бы в сознании ребенка было общее представление о предмете... он бы стал активно стараться разыскать пропавший объект....Мо малыш совершенно очевидно не знает, что тут можно бы сделать, по­тому что исчезнувший объект еще не воспринимается ребен­ком как нечто постоянно существующее, которое куда-то пе­реместилось; для него это просто какой-то образ, который, исчезнув из поля его зрения, уходит в никуда. И возникает оттуда без какой-либо объективной причины» (с, 11).

Стадия 3 (от 4 до 10 месяцев). Именно на протяжении этой стадии дети начинают целенаправленно и многократно манипулировать объек­тами, которые их окружают, причем эти действия повторяются вновь и вновь (вторичные круговые реакции). Ребенок старается дотянуться до раз*гых вещей и схватить их, подтащить поближе к себе, чтобы рассмот­реть или сунуть в рот; при этом ребенок уже может быстро перемещать взор, и дети начинают следить за интенсивно движущимися или падаю­щими предметами. Позднее на этой стадии появляются первые призна­ки осознания сохраняемости предмета Например, дети начинают искать объекты, которые почти целиком исчезли из их поля зрения и осталась видна только маленькая часть.

 

«Наблюдение 23. Люсьен 0;9 (9 месяцев). Я показал ей цел­лулоидного гуся, которого она никогда прежде не видела; она сразу же схватила его и тщательно изучила. Я положил гуся рядом с девочкой и в поле ее зрения накрывал гуся иногда целиком, иногда оставляя на виду его голову. Были две со­вершенно отчетливо проявляющихся реакции... Когда гусь исчезал целиком, Люсьен сразу же переставала искать его, даже если до этого она уже почти схватила игрушку... Когда был виден гусиный клюв, Люсьен не только сразу же хватала гуся за эту видимую часть и тащила к себе, но... иногда она сначала снимала с гуся покрывало, чтобы схватить птичку це­ ликом!...Никогда, даже после того как она несколько раз под­нимала покрывало, видя перед собой торчащий клюв, Люсь­ен не старалась поднять покрывало, когда гусь был спрятан целиком! Это является... доказательством того факта, что ребенку намного легче представить себе весь предмет, видя перед собой какую-то его часть, чем заниматься поисками полностью невидимого объекта» (с. 29-30).

 

Однако, по Пиаже, к этому времени у малыша еще не полностью сформировалось представление о предмете. Для ребенка на этой стадии когнитивного развития предмет еще не имеет отдельного существова­ния, но он связан с действиями ребенка и его чувственным восприяти­ем. Другими словами, «совершенно неверно утверждать, что наполови­ну скрытые предметы воспринимаются ребенком как закрытые чем-то; просто ему представляется, что идет процесс исчезновения» (с. 35).

Стадия 4 (от 10 до 12 месяцев). В течение последних недель стадии 3 и на ранних этапах стадии 4 дети научаются тому, что объекты продолжа­ют существовать, даже если их больше не видно. Ребенок активно и изоб­ретательно разыскивает предмет, который совершенно исчез из поля его зрения. Хотя на первый взгляд может показаться, что концепция объек­ та уже сформировалась, Пиаже полагает, что это не так, что данная ког­нитивная способность еше не установилась в полкой мере, ведь дитя еще не понимает видимые перемещения. Чтобы прояснить этот факт, рассмот­рим следующий пример (можете попробовать это сами!). Если вы сиди­ те с 11-месячным ребенком и полностью прячете от него игрушку под полотенце (назовем это место А), ребенок начнет искать игрушку и най­дет ее. Этот объект явно продолжает существовать в сознании ребенка и не уходит в никуда. Однако если затем вы на глазах ребенка прячете иг­рушку под одеяло (место В), дитя, вероятно, будет снова искать игруш­ку там, где она прежде была, — на месте А. И далее вы можете повторять этот процесс снова и снова, и ребенок будет снова и снова делать ту же самую ошибку, называемую А -не-В эдЬфектом.

 

«Наблюдение 40. В возрасте 0; 10 Жаклин сидит на матраце... Я беру у нее из рук игрушечного попугая и два раза подряд прячу его под матрац слева от нее, на место А. Оба раза Жак­лин немедленно начинает поиски, находит и хватает попугая. Затем я беру у нее игрушку и медленно перемещаю попугая у нее перед глазами в такое же место под матрацем, но справа от нее, на место В. Жаклин очень внимательно наблюдает за движением, но в тот момент, когда попугай исчезает на мес­те В, она поворачивается налево и ищет игрушку там, где та была спрятана раньше, на месте А» (с. 51).

 

Пиаже объясняет эту ошибку, обычную для детей на стадии 4, не дет­ской невнимательностью, а тем, что общее представление о предмете у маленького ребенка не такое, как у нас с вами. Для 10-месячной Жаклин ее попугай не является чем-то отдельным, постоянно сутцествуюптим независимо от ее действий. Когда попугай был спрятан и успешно най­ден на месте А, он стал попугаем-на-месте-А, вещью, которая определя­ется не только тем, что является попугаем, но и тем местом, куда ее пря­чут. Другими словами, для ребенка попугай — это не какой-то отдель­ный объект, но часть некоей целостной картины.

Стадия 5(от12до18 месяцев). Приблизительно в конце первого года жизни ребенок приобретает умение следить за последовательностью ви­димых перемещений и искать предмет там, куда он был положен — на глазах у ребенка — в последний раз. Когда это происходит, Пиаже заяв­ляет, что ребенок перешел на стадию 5 сенсомоторного периода.

 

«Наблюдение 54. Лоран в возрасте 0; 11. Сидит между двух по­душек, А и В. Я прячу часы под одну либо под другую подушку. Лоран каждый раз ищет предмет там, где он только что исчез, то на месте А, то на месте В, не считая какое-то из этих двух мест главным, какэтобыло на предшествующей стадии» (с, 67).

Однако Пиаже указывает, что истинное «сохранение предмета» все еще остается неполным: ребенок не может понять то, что Пиаже называ­ет невидимыми перемещениями. Представьте следующий пример. Вы наблюдаете, как некто прячет монету в маленькую коробочку, а потом, повернувшись к вам спиной, несет коробочку к шкафчику и выдвигает в нем ящик. Потом человек возвращается, и вы обнаруживаете, что коро­бочка пуста. Это невидимое перемещение предмета Естественно, вы пойдете к шкафу и заглянете в ящик. Так вот, как показал Пиаже, это не так уж естественно.

 

«Наблюдение 55. В возрасте 1;6 Жаклин сидит на зеленом коврике и играет с картофелиной, которая ее очень интере­сует (для нее это новый объект). Она... забавляется тем, что кладет картофелину в пустую коробку и берет ее оттуда сно­ва. Затем я беру эту картофелину и кладу ее в пустую коробку на глазах у Жаклин. Затем я помещаю руки с коробкой под коврики переворачиваю ее там вверх дном, не давая ребенку видеть, что именно я делаю; затем выдаю Жаклин пустую ко­робку. Я говорю Жаклин, которая не перестает смотреть на коврик, поскольку понимает, что я что-то под ним делал: «Дай папе картошку». Она ищет объект в коробке, смотрит на меня, потом снова смотрит на коробку, потом на коврик и т. д., но ей не приходит в голову идея приподнять край коврика, чтобы проверить, не там ли картофелина. В продолжение пяти по­следующих попыток реакция ребенка одна и та же — без до­стижения результата» (с. 68).

 

Стадия 6 (от 18 до 24 месяцев). В конце концов, по мере того как ребе­нок приближается к завершению сенсомоторного периода (вернемся к табл. 1), он в полной мере осваивает идею о сохранении объекта. Вхожде­ние в эту стадию определяется способностью ребенка мысленно представ­лять себе объекты, которые подверглись невидимым перемещениям.

 

«Наблюдение 66. В возрасте 1;7 у Жаклин обнаруживается... способность осознавать существование предмета, который во что-то заворачивают или прячут... Я кладу карандаш в ко­робочку, обворачиваю ее бумагой, потом заворачиваю обер­нутую коробочку еще в носовой платок, затем прикрываю все это беретом и покрывалом. Жаклин быстро снимает берет и покрывало, затем разворачивает платок. Сразу ей не удается найти коробочку, но девочка продолжает искать ее, явно уве­ренная в ее существовании; затем она замечает бумагу, быс­тро вспоминает, что это такое, разворачивает бумагу, откры­вает коробочку и хватает карандаш» (с. 81).

Пиаже считал это когнитивное умение осознавать постоянство пред­мета началом истинной мысли, т. е. способности проникать в самую суть и использовать символическую функцию для решения задач. Это уме­ние подготавливает ребенка для продвижения на новую большую ста­дию когнитивного развития: дооперациональную, в течение которой мысль ребенка отделяется от действий, что позволяет сильно увеличить скорость протекания умственных операций. Другими словами, осозна­ние постоянства предмета является основой для всех последующих про­движений в интеллектуальном развитии, Пиаже утверждает:

 

«Осознание сохранения предмета, кроме всего прочего, свя­зано с наблюдением за его локализацией; то есть ребенок одновременно и обучается тому, что исчезнувший из поля его зрения предмет не перестал существовать, и старается узнать, куда этот предмет делся. Этот факт с самого начала по­казывает, что образование схемы сохранения предмета тесно связано с пространственно-временной и причинной органи­зацией реального мира в целом» (Piaget & Inhelder, 1969).

 

Date: 2015-07-02; view: 279; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию