Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитиечеловека





 

Данный раздел психологии рассматривает те изменения, через которые проходит каждый человек в течение своей жизни. Это один из самых больших и сложных предметов рассмотрения в сфере наук о поведении человека. Хотя все мы растем и развиваемся, чтобы со временем стать неповторимой индивидуальностью, очень большая часть нашего разви­тия протекает довольно сходно, предсказуемо и в сштветствии с неко­торыми относительно твердыми схемами. К числу самых важных об­ластей исследования в психологии развития относятся процессы при­вязанности и тесного контакта между ребенком и матерью, развитие интеллектуальных способностей человека и изменения, которые появ­ляются по мере старения.

В предлагаемой главе г^ссштриваются некоторые из самых извест­ных и самых важных исследований, когда-либо сделанных в психо­логии. Работа доктора Гарри Харлоу с обезьянами продемонстрирова­ла важность ранних детских привязанностей для более поздней психо­логической адаптации. Имеющие широкое значение открытия Жана Пиаже сформировали основу наших современных знаний о когнитив­ном развитии. Небольшой образец его исследования подробно рас­сматривается в этой главе, чтобы читатель получил представление о чрезвычайной искусности Пиаже в методологии эксперимента и яс­ности его выводов. Также рассматривается важное исследование Ро­берта Зайонца относительно влияния окружения на умственное раз­витие. Кроме того, поскольку человек развивается всю свою жизнь, здесь приводится также исследовательский проект Эллен Ланже и Джудит Роден (который часто называют «скрытым исследованием»); он показывает, что любой человек, независимо от возраста, нуждает­

ся в ощущении того, что он контролирует свою жизнь, свои действия и свою судьбу.

 

 

Открытие природы любви

Базовые материалы:

Harlow I Т. F. (1958) Hie nature of love. American Psychologist, 137 (-73 C85.

Иногда может показаться, что психологи-исследователи заходят в сво­их амбициях слишком далеко. В самом деле, как можно научно исследо­вать такое явление, как любовь? Какие бы определения мы ни давали любви, необходимо признать, что именно она оказывает влияние на очень большую часть нашего поведения. Если мы признаем это, стано­вится очевидным, что психологов должно интересовать, что такое лю­бовь, где ее истоки и как она «работает».

Многие считают, что Гарри Харлоу (Harry Harlow), психолог, зани­мающийся развитием человека, внес наибольший — после Фрейда — вклад в изучение того, как младенческий опыт человека влияет на его взрослую жизнь. Большая часть психологов признает, что неразрывная связь младенца и матери, материнские прикосновения и ласки, привя­занность ребенка к матери (самому главному в его жизни человеку — человеку, который заботится о нем) — все это чрезвычайно важно и вли­яет на способность человека любить и иметь близкие отношения с дру­гими людьми в последующей жизни. Постарайтесь-ка вспомнить, какой у вас был первый в жизни опыт любви? Это была та связь, которая воз­никла между вами и вашей матерью в момент вашего рождения. Но поче­му именно эта связь имеет такое огролшое значение в жизни человека? Последователи Фрейда фокусируют внимание на важности женской гру­ди и инстинктивных оральных тенденциях, свойственных ребенку в пер­вый год жизни (знаменитая оральная стадия). Позднее бихевиористы противопоставили этому мнению свои взгляды, что все человеческое поведение связано с так называемыми основными потребностями: го­лод, жажда, инстинктивное стремление избежать боли. Мать может удов­летворить эти потребности, и кроме того, она постоянно обеспечивает ребенка питанием, и это обстоятельство всемерно способствует усиле­нию у ребенка ощущения близости с матерью. В результате мать начи­нает ассоциироваться у младенца с приятными событиями, и поэтому у ребенка развивается любовь к ней. Как в той, так и в другой концегадии любовь представляется чем-то вторичным по сравнению с инстинктами или жизненно важными потребностями. Однако Харлоу обнаружил, что любовь и привязанность также могут быть базовыми потребностями, столь же сильными или даже еще сильнее, чем голод или жажда.

Для того чтобы раскрыть, как именно формируется любовь между ребенком и матерью, можно было бы поместить новорожденных детей в ситуации, когда мать удовлетворяет не все потребности ребенка, и при этом в целях исследования изменять различные компоненты окруже­ния. Следовало бы препятствовать возникновению связи между мате­рью и ребенком или варьировать качество и силу этой привязанности, изменяя способность матери удовлетворять базовые потребности ново­рожденного ребенка. Однако по этическим причинам очевидно, что по­добные исследования не могли проводиться на людях. Поскольку Хар-лоу, исследуя способность к обучению, в течение ряда лет работал с ма-каками-резус, для него было несложно начать исследования любви и привязанности с этими же испытуемыми. Биологически макаки-резус очень сходны с людьми. Харлоу считал также, что базовые реакции ма-как-резус на привязанность и любовь в раннем возрасте (такие проявле­ния, как уход, физический контакт, ласка и прижимание малыша к себе) у людей, в общем, такие же. Вопрос, насколько этично проводить подоб­ное исследование не с людьми, а с другими субъектами, будет рассмат­риваться дальше в этом разделе.

 

Date: 2015-07-02; view: 248; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию