Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последующие исследования и современные разработки. В этой книге представлены еще два исследования, которые непосред­ственно основаны на теории классического обусловливания И





В этой книге представлены еще два исследования, которые непосред­ственно основаны на теории классического обусловливания И. П. Пав­лова. Дж. В. Уотсон выработал у 11-месячного мальчика Альберта реак­цию страха на белую крысу (и различные меховые вещи), используя те же самые принципы, которые Павлов использовал для обусловливания реакции слюноотделения у собак. Тем самым Уотсон продемонстриро­вал, как формируются эмоциональные реакции. Позднее Джозеф Уолп (J. Wolpe) (см. главу 9 о психотерапии) разработал терапевтическую методику лечения интенсивных страхов (фобий), основанную на клас­сическом обусловливании. Его работа основывалась на предположении, что для ослабления реакции страха необходимо разорвать связь между условным и безусловным стимулами.

Это направление исследований классического обусловливания и фо­бий продолжается и в настоящее время. Например, в одной из работ по­казано, что у детей, чьи родители страдают определенными фобиями, могут развиваться такие же самые фобии (в отношении, например, змей и пауков). Это происходит посредством «косвенного» обусловливания, т. е. через имитацию поведения отца или матери, без какого-либо прямо­го контакта с порождающими страх объектами (Fredrikson, Annas & Wik, 1997). Более того, открытия Павлова по-прежнему используются при лечении фобий как у взрослых, так и у детей (например: King et al., 2000).

Примеры использования теории Павлова в психологических и меди­цинских работах слишком многочисленны, чтобы можно было здесь сколько-нибудь детально их обсудить. Вместо этого мы рассмотрим не­сколько дополнительных примеров ее практической значимости.

Обычной проблемой для о]>ермеров по всему свету являются хищни­ки, чаще всего волки и койоты, убивающие и поедающие скот. В начале 1970-х годов были проведены исследования, нацеленные на поиск пу­тей решения этой проблемы без необходимости убивать хищников. Была использована техника классического обусловливания по Павлову (см.: Gustafson, Garcia and Rusiniak, 1974). Волкам и койотам давали куски баранины, содержащие небольшие количества хлорида лития (БС) — химического вещества, которое при попадании в организм вызывает бо­лезненные расстройства. Когда хищники съедали такое мясо, у них на­чинались головокружение, тошнота и рвота (БР). После выздоровления голодных животных помещали в загон, в котором находились овцы. Вол­ки и койоты начинали атаковать овец (УС), но, почувствовав запах сво­ей добычи, останавливались и оставались так далеко от нее, как только было возможно. Когда ворота загона открылись, хищники на самом деле убегали (У Р) от овец! Как следствие этого и других подобных исследо­

ваний, теперь среди фермеров стало обычной практикой использование метода классического обусловливания, чтобы держать волков и койо­тов на почтительном расстоянии от своих стад.

Потенциально важной областью исследований, связанных с класси­ческим обусловливанием, является медицина. Существуют данные, что деятельность иммунной системы может быть изменена с помощью тех­ник, основанных на классическом обусловливании. Ader и Cohen {1985) давали мышам воду, подслащенную сахарином (мыши любят такую воду). Затем они стали давать им такую подслащенную воду в сочетании с инъ­ екцией вещества, которое ослабляет у мышей иммунную систему. Когда затем этим же мышам давали пить сахаринную воду без инъекции пре­парата, у животных появлялись признаки иммуносупрессии, ослабле­ния иммунной активности, В настоящее время проводятся исследова­ния, цель которых состоит в том, чтобы определить, возможно л и обрат­ ное- Налабораторных крыс воздействовали сильным запахом камфоры, после чего им делали инъекцию препарата, повышающего иммунную активность. Первые результаты показали, что запах камфоры становит­ся условным стимулом для повышенного иммунного функционирова­ния.

Если подобная методика может быть эффективной в работе с людь­ ми, а есть основания верить, что это так, то вскоре будет вполне возмож­но усиливать вашу сопротивляемость болезням (условная реакция) не­медицинским способом, а именно посредством воздействия условными стимулами. Например, если вы чувствуете, что у вас начинается просту­да или грипп, вы ставите специальнььй «повышающий иммунную актив­ность» музыкальный диск на ваш CD-проигрыватель. Звучит музыка, и срабатывает условный рефлекс на этот стимул — ваша сопротивляемость повышается и останавливает начинающееся заболевание.

Подтверждением сохраняющегося влияния открытий Павлова на со­временные психологические исследования может служить тот факт, что за период 1997-2000 годов (со времени первого издания настоящей кни­ги) более чем в 220 научных статьях были приведены цитаты из ранней Книги Павлова, которые составляют основу данного обсуждения. Одно особенно интересное исследование было посвящено тому, как принципы классического обусловливания могут быть использованы, чтобы помочь людям преодолеть тревожность, состояние панического страха и стресса Посредством изменения способов дыхательных движений (Ley, 1999). Это исследование — пример нового подхода к лечению подобных нарушений, который называется респираторной психофизиологией; данный подход основывается на том, что тело условнорефлекторно противостоит начи­нающемуся состоянтпо страха посредством изменения дыхания при сла­бом сознательном контроле со стороны индивида. *4

Заключение

Из немногих рассмотренных примеров ясно, сколь широко влияние И. П. Павлова на развитие психологии Немного найдется ученых, ко­торые оказали столь большое воздействие в какой-либо отдельной об­ласти науки. Классическое обусловливание является одной из фунда­ментальных теорий, на которых основывается современная психология. Без вклада Павлова исследователи поведения не смогли бы еще несколь­ко десятилетий открыть эти принципы. Маловероятно, однако, чтобы такая цельная, элегантная и четко сформулированная теория условных рефлексов вообще когда-нибудь появилась, если бы Павлов не принял решение рискнуть своей карьерой и не отважился вступить в непрове­ренную, неизученную и весьма сомнительную область науки — психо­логию XIX века.

 

Литература

Ader, R., & Cohen, N. (1985). CNS-immune system interactions: (conditioning phenomena. Behavioral and Brain Sciences,. 8t 379-394.

Epstein, L.T Paluch, R„ & Coleman, K. (1996). Differences in salivation to repeated food cues in obese and non-obese women. Psychosomatic Medicine, 58(2), 160-164. Fredrikson, M., Annas, P., & Wik. G. (1997). Parental history, aversive exposure, and the development of snake and spider phobias in women. Behavior Research and Therapy, 35(1), 23-28.

Gustafson, С R., Garcia J., Hawkins, W., & Rusiniak, K. (1974). Coyote predation control by aversive conditioning. Science, 184, 581-583,

King, N., Ollendick, Т., Murphy, G., & Muris, P. (2000). Animal phobias in children: Etiology, assessment, and treatment. Clinical Psychology and Psychotherapy, 7(1), 11-21.

Ley, R. (1999). The modification of breathing behavior: Pavlovian and operant control in emotion and cognition. Behavior Modification, 23(3), 441 -479.

 

 

Эмоции маленького мальчика по имени Альберт

Базовые материалы:

Watson, J. В. & Rayner, R. (1920). Conditioned emotional responses. Journal of Experimental Psychology, 5,1-14.

Приходилось ли вам задумываться о том, откуда появляются ваши эмо­циональные реакции? Если да, то вы не одиноки в этом. На протяжении всей истории психологии источники эмоций вызывали большой инте­рес у ученых. Некоторые свидетельства этого представлены в данном

книге; мы рассмотрим четыре исследования, которые непосредственно связаны с эмоциональными реакциями (глава 5t Harlow, 1958; глава 6, Eknran and Friesen, 1971; глава 8, Seligman and Meier, 1967; глава 9, Wolpe, 1961). Предлагаемое в этой главе исследование Уотсона и Рейнера, про­демонстрировавшее формирование условной эмоциональной реакции, произвело необычайно сильный эффект более 70 лет назад и продолжа­ет оказывать значительное влияние и в наше время. Вам трудно было бы найти учебник по общей психологии или работу, посвященную теориям научения, в которой бы отсутствовало описание полученных ими резуль­татов.

Историческое значение этого исследования заключается не только в полученных данных, но и в новизне психологической «территории», на которую вступили авторы. Если бы мы могли перенестись в прошлое, к началу XX столетия, и увидеть состояние психологии того времени, то мы обнаружили бы, что она почти полностью находилась под влиянием работ Фрейда (о Фрейде см. в главе 8). Психоаналитическая теория Фрейда трактует человеческое поведение, основываясь на идее о том, что мы мотивированы неосознанными инстинктами и подавленными конфликтами, берущими начато в раннем детстве. По теории Фрейда, если говорить проще, поведение и особенно эмоции генерируются ин-тернально посредством биологических и инстинктивных процессов.

В 1920-х годах стало формироваться новое направление в психоло­гии, известное как бихевиоризм, появление и распространение которого стало возможным благодаря работам Павлова и Уотсона. Точка зрения бихевиористов была радикально противоположной психоаналитическим взглядам; согласно утверждениям сторонников этого направления, по­ведение детерминируется не какими-то внутренними силами, но внеш­ними причинами, а именно различными стимулами, воздействующими на организм из окружающей среды. Другими словами, мы научаемся реагировать эмоциональными состояниями. Уотсон был убежден, что любое человеческое поведение является продуктом научения и обуслов­ливания, и провозгласил в своем знаменитом заявлении 1913 года:

 

«Дайте мне дюжину нормальных здоровых младенцев и воз­можность организовать для них особый мир и необходимые условия воспитания, и я могу гарантировать, что взяв любо­го, случайно выбранного из них, я выращу любого, какого хо­тите, специалиста: доктора, юриста, художника, торговца и даже нищего и вора?* (Watson, 1913).

 

Это был для того времени крайне революционный взгляд. Большин­ство психологов, как и общественное мнение в целом, не были готовы принять новые идеи такого рода. Особенно это касалось эмоциональ­ных реакций, которые, как считалось, каким-то образом генерируются изнутри. Таким образом, Уотсон задался целью продемонстрировать, что эмоции могут быть экспериментально обусловлены.

 

Date: 2015-07-02; view: 370; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию