Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение открытых закономерностей и их применение в современных исследованиях





Работа Тенбалла подлила масла в огонь споров об относительном влия­нии, оказываемом на наше поведение биологическими факторами в срав­нении с факторами среды (научением): речь идет о полемике «приро­да—воспитание». Наблюдения Тенбалла, сделанные в отношении вос­приятия Кенжа, указывают на значимость в данном вопросе воспитания или средовых факторов. Была проведена серия необычайно интересных экспериментов (Blakemore & Cooper, 1970), когда котят выращивали практически в полной темноте, за исключением того, что им предъявля­лись либо вертикальные, либо горизонтальные полоски. Позже, когда котят извлекали из темноты, те из них, кому предъявлялись вертикаль­ные полосы, реагировали на такие же полосы на окружающих объектах, но не замечали горизонтальных линий. Соответственно, кошки, кото­рым в ходе развития предъявлялись горизонтальные линии, позднее могли, по-видимому, распознавать лишь наличие горизонтальных фи­гур. Способность кошек видеть не была нарушена, но определенные пер­цептивные способности у них не были развиты. Эти отдельные дефици­ты носят, по-видимому, долговременный характер.

Однако результаты другого исследования позволяют предположить, что некоторые наши перцептивные способности могут быть представле­ны от рождения; это означает, что они даются нам от природы без какого-либо научения. Например, в ходе одного исследования (Adams, 1987) но-

То, то вы видите, — это то, чему вы научились

€3

 

ворожденным детям (им было лишь три дня от роду) предъявлялись квад­раты различного цвета (красные, синие, зеленые) и квадраты серого цве­та, который был той же самой яркости. Все эти недавно рожденные мла­денцы проводили значительно больше времени, рассматривая разно­цветные, но не серые квадраты. Маловероятно, что у младенцев была возможность за три дня научиться данному предпочтению, поэтому по­лученные результаты служат доказательством того, что некоторые из на­ших перцептивных способностей являются врожденными.

Общий вывод, который следует из результатов проведенных в дан­ной области исследований, таков: когда речь идет об источнике наших перцептивных способностей, единственно правильного ответа просто-напросто не существует. Тенбалл и Кенж четко продемонстрировали, что некоторые из этих способностей являются результатом научения, но вместе с тем есть также и способности, которые могут быть врожденны­ми или частью «поставляемой с фабрики стандартной экипировки». Итак, данная область исследований ясно очерчена, и работа в этом на­правлении будет продолжена в будущем.

Следует отметить, что данная статья Тенбалла хотя и была опублико­вана в психологическом журнале, оказала долговременное содействие развитию антропологии — той области, в которой работал Тенбалл, и по­могла гфоиллюстрировать важные взаимосвязи между двумя областями. Психологи постоянно извлекают информацию об осногополагающих при­чинах человеческого поведения посредством проведения кросс-культур­ных и крсюс-зтнических исследований. Соответственно, и антропологи также расширяют сферу своих исследований, обращаясь к рассмотрению психологических детерминант человеческого поведения в рамках обще­ственного и культурного контекстов (см., например: Fisher & Strickland, 1989; GalaniMoutafi, 2000).

В заключение стоит сказать, что, вероятно, самым ярким признаком влияния работы Тенбалла на психологию служит то, что его напечатан­ную в 1961 году статью и соответствующую книгу (Turnbull, 1962) про­должают упоминать и цитировать в большинстве учебников по общей психологии для демонстрации того, как среда влияет на перцептивное развитие человека (см., например: Morris, 1996; Plotnik, 1999). Колин Тенбалл умер в 1994 году в возрасте 70 лет. Он был одним из самых из­вестных и неординарных антропологов за всю историю развития дан­ной области. Если вы хотите больше узнать о подробностях его жизни, то мы советуем обратиться к превосходной, прекрасно изложенной био­графии, которая была недавно опубликована и называется «В руках Африки: жизнь Колина М. Тенбалла» (W>* the Arms of Africa: The Life of Colin M, Turnbull*, Grinker, 2000).

Литература

Adams, R. J. (1987), An evaluation of color preference in early infancy. Infant Behavior and Development, 10, 143-150.

Blakemore, C, & Cooper, G. F. (1970). Development of the brain depends on physical environment. Nature, 228, 227-229.

Fisher, J., & Strickland, H. (1989). Ethnoarchaeology among the Efe Pygmies, Zaire: Spacial organization of campsites. Amerkanjournalof Physical Anthropology, 78, 473-484.

GalaniMoutafi, V. (2000). The self and the other Traveler, ethnographer, tourist. Annals of Tourism Research, 27(t), 203 -224.

Grinker, R. (2000). In the arms of Africa: The life of Colin M. TurnbulL New York: St. Martins Press,

Morris, C. (1996). Understanding psychology (2nd ed.). Englewood Gifts, NJ: Prentice Hall.

Plotnik, R. (1999). Introduction to psychology (5th ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/ Cole.

Turnbull, С (1962). The forest people.Nevs York: Simon & Schuster.

 

 

Спать — значит видеть сны

Базовые материалы:

Aserinsky Е. & Kleitman N. (1953). Regulary occurring periods of eye mobility and concomitant phenomena during sleep. Science, 118, 273-274.

Dement W. (i960). The effect of dream deprivation. Science, 131, 1705-1707.

В тгредлагаемом ниже разделе обсуждаются две статьи: исследования Юджина Азерински, открывшего основной феномен сна и сновидений, и работа Вильяма Демента по депривации сновидений, которая стала нозможной благодаря открытиям Азерински. Описанию экспериментов В. Демента уделено особое внимание, однако начать необходимо с рас­смотрения исследований Азерински.

В 1952 году Ю. Азерински — тогда еще аспирант — изучал процессы сна, в том числе у детей. Он обнаружил у спящих не только редкие мед­ленные вращения глаз, но и периоды активного движения глазных яб­лок. Азерински предположил, что активные движения глаз связаны со сновидениями. Однако дети не могли рассказать, видели ли они сны или нет. Для проверки своего предположения ученый привлек к участию в эксперименте взрослых.

Юджин Азерински и его соавтор Натаниэль Клейтман пригласили 20 здоровых взрослых людей. К коже лица у глазных мышц испытуе­

мых прикрепили электроды, соединенные с помощью проводе в с чув­ствительной электронной аппаратурой, находящейся в другой комнате. Таким образом, велось непрерывное наблюдение за спящими. Каждого из испытуемых обследовали не менее двух ночей. Эксперимент прово­дился следующим образом. Сначала людям позволяли спокойно заснуть, а затем в течение ночи их будили и опрашивали, как во время активных ижений, так и при незначительных движениях глаз или полном от­сутствии таковых. Идея заключалась в том, чтобы, разбудив испытуе­мых, спросить их, видели ли они сновидения и — если могли вспомнить — рассказать содержание. Результаты были вполне показательными.

Всего во время сна с быстрыми движениями глаз испытуемых буди­ли 27 раз. В 20 случаях они детально рассказывали виденные сны. В ос­тальных семи случаях они испытывали «ощущение виденного сновиде­ния», но пересказать его содержание в деталях не могли. 23 пробужде­ния приходилось на периоды отсутствия движения глаз. В 19 случаях испытуемые утверждали, что не видели снов, а в остальных четырех они испытывали чувство неопределенности — как будто видели сновидения, но ничего конкретного вспомнить не могли. Некоторых испытуемых вообще не будили. За ночь (при средней продолжительности сна 7 ча­сов) регистрировали 3-4 периода быстрых движений глаз.

Открытие Азерински стадии (фазы) быстрого движения глаз (сино­нимы: сон со сновидениями, быстрый сон, парадоксальный сон) в то вре­мя могло показаться не столь значительным. Теперь же оно широко из-но и к тому же стало отправной точкой для громадного количества сследований сна и сновидений, продолжающихся до сих пор. Спустя годы, обладая более совершенными методами и приборами физиологи­ческого наблюдения, стало возможным конкретизировать открытия Азе­рински и раскрыть многие тайны сна.

Теперь известно, что в начальной стадии сна можно выделить четыре фазы. Засыпая, человек погружается в самый легкий сон (фаза 1), кото­рый постепенно становится все более и более глубоким (фазы 2-4). По­сле самой глубокой, четвертой, фазы сон становится все более легким — чередование фаз происходит в обратном порядке. После достижения зы 1 характер сна становится совершенно другим. Наступает пара­доксальный сон. Именно в это время возникает большинство сновиде-ий. Вопреки распространенному мнению, доказано, что на стадии па-оксатьного сна человек почти не меняет положения тела. Тело оста-неподвижным благодаря электрохимическим сигналам, с помощью торых мозг активно стремится ослабить мышцы. Этот естественный еханизм препятствует движениям, которые могли бы нарушить снови-ения и тем самым нанести вред, причем очень большой.

 

Короткий период парадоксального сна сменяют фазы 1-4, которые ^ьтаются сном с медленными движениями глаз (медленный сон).

Date: 2015-07-02; view: 254; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию