Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основания. В психологии существуют две обширные и важные области изучения — речь идет об ощущении и восприятии





В психологии существуют две обширные и важные области изучения — речь идет об ощущении и восприятии. Данные области являются само­стоятельными, но в то же время сильно взаимосвязанными сферами. Ощущение имеет отношение к информации, которую вы постоянно по­лучаете из окружающей среды при помощи органов чувств. В любую минуту любого дня вы находитесь под бомбардировкой огромного ко­личества сенсорных данных. Если вы просто остановитесь и на минуту задумаетесь об этом, то заметите, что волны света отражаются от всех предметов, на которые вы бы ни смотрели вокруг себя, вблизи или вда­леке. Вероятно, множество звуков достигает ваших ушей в каждый от­дельно взятый момент, части вашего тела контактируют с разнообраз­ными предметами, зачастую актуальными бывают сразу несколько вку­сов и запахов. Если вы на мгновение оторветесь от чтения данной книги (я знаю, что это сложно сделать!) и будете фокусировать свое внимание на ощущениях, по одному ощущению за раз, то у вас начнет формиро­ваться некоторое представление о количестве «поступающей сенсорной информации», находящейся ниже уровня вашей осознанности. На са­мом деле, если я выполню это задание прямо сейчас, то начну осозна­вать гудение моего компьютера, шум от проезжающей машины, хлопа­нье где-то дверьми, висящую на стене картину, небо, местами затянутое тучами, свет, падающий от моей настольной лампы, свои локти, покоя­щиеся на подлокотниках кресла, вкус только что съеденного яблока и т. д. Но буквально несколько секунд назад ни одно из описанных ощущений мною не осознавалось. Мы постоянно занимаемся фильтрацией всей по­ступающей доступной нам информации и используем лишь ее малую толику. Если вдруг механизмы сенсорной фильтрации перестал!! бы функ­ционировать, то в мире все стало бы столь перепутано, что вы были бы потрясены и, вероятно, не способны выжить в нем.

Тот факт, что сенсорный мир (то, что вы видите, слышите, вкушаете, вдыхаете, чего касаетесь) обычно предстает перед вами в организован­ном виде, существует благодаря вашим способностям к восприятию.

Ощущения являются сырым материалом для восприятия. Перцеп­тивные процессы вашего мозга участвуют в трех основных видах дея­тельности: 1) выборе ощущений, на которые стоит обратить внимание (о чем уже упоминалось выше); 2) организации данных ощущений в узна­ваемые паттерны и формы; 3) интерпретации полученной структуры с целью объяснения и вынесения суждений об окружающем мире. Дру­гим словами, восприятие имеет отношение к тому, как перерабатывает­ся эта беспорядочная масса ощущений и как ей придается значение. Ваши зрительные ощущения от страницы, которую вы читаете, не что иное, как беспорядочные черные формы на белом фоне. Это то, что про­ецируется на сетчатку ваших глаз и посылается к зрительным зонам мозга. Однако вы обращаете на них внимание, организуете и интерпре­тируете таким образом, что они превращаются в слова и предложения, которые содержат смысл,

Б распоряжении вашего мозга находится мною хитрых приемов или стратегий, помогающих организовывать ощущения так, чтобы они об­ладали значением и были доступны пониманию. Чтобы рассмотреть работу Тенбалла под верным углом зрения, следует обратиться к рассмот­рению нескольких таких стратегий. Перцептивная стратегия, к использо­ванию которой вы, вероятно, прибегаете чаще всего, называется ъфигу-pa—фот. Широко известный пример отношений фигура—фон изобра­жен на рис, 1, Когда вы смотрите на рисунок, что вы видите в первый момент? Некоторые из вас увидят белую вазу, но будут также и те, кто увидит два профиля, обращенные друг к другу Когда вы лучше изучите рисунок, пы сможете увидеть второе изображение и осуществлять пере­ходы, видя попеременно то вазу, то профили. Вы заметите, что если смот­рите на вазу (фигура), то кажется, что профили (фон) уходят на задний план. Но стоит сфокусировать внимание на профилях (фигура), и уже ваза (фон) — на заднем плане. По-видимому, нам присуще естественное стремление подразделять ощущения как взаимоотношения фигуры и фона Если задуматься, то выходит, что это делает окружающий мир на­много более организованным местом. Представьте, что вы пытаетесь най­ти в толпе нужного вам человека. Если бы у вас отсутствовали способно­сти выстраивать отношения «фигура—фон*-, то выполнить данную зада­чу было бы невозможно. Когда солдаты надевают камуфляжную форму, различия между фигурой и фоном сглаживаются до такой степени, что становится сложно отличить фигуру (солдата) от фона (растительности).

Другие стратегии организации, к которым мы постоянно прибегаем для придания порядка и смысла всем этим хаотическим ощущениям, на­зывают константностью восприятия. Такие стратегии возникают из на­шего знания, что характеристики объектов остаются теми же, даже не­смотря на то, что наши ощущения относительно этих объектов могут круто меняться. Например, одна из стратегий — это константность фор­мы. Если вы встанете и обойдете вокруг стула, то изображение стула,

 

 

Рис. 1. Отношения «фигура—фон» — рисунок-пере­вертыш. Из: Charles G. Morris, Understanding Psycho­logy, 7й1 ed., p. 101. Copyright 1990. Перепечатано с раз­решения Prentice Hall.

проецируемое на вашу сетчатку (ощущения), будет меняться с каждым совершаемым вами шагом. Однако вы воспринимаете форму стула как нечто неизменное. Только представьте, насколько невозможно беспоря­дочным был бы наш мир, если бы все объекты воспринимались по-раз­ному каждый раз, когда менялся угол зрения.

Другая из стратегий касается константности размеров. Это перцеп­тивная способность, которая имеет наиболее непосредственное отноше­ние к статье Тербалла. Благодаря константности размеров вы воспри­нимаете знакомый объект как имеющий одну и ту же величину, вне за­висимости от того, на каком расстоянии от вас он находится. Если вы видите школьный автобус, находящийся от вас на расстоянии двух квар­талов, то изображение, проецируемое на сетчатку, будет идентично про­ецируемому изображению маленького игрушечного автобуса, рассмат­риваемого вблизи. Тем не менее вы воспринимаете находящийся вдали автобус в его большую, натуральную величину. Схожим образом, если вы смотрите на двух стоящих в поле людей и один из mix располагается на расстоянии примерно трех метров от вас, а другой — тридцати, то вы будете ощущать того, ктаболее отдален, как человека ростом в один метр. Причина, в соответствии с которой вы все же воспринимаете его как че­ловека нормального роста, заключается в вашей способности поддержи­вать константность размеров.

Ваше восприятие, прибегающее к использованию какой-либо из опи­санных стратегий, можно и обмануть. Это то, на чем строится работа зри­тельных (оптических) иллюзий. Режиссер может снять сцену, в которой корабль попадает в ужасный шторм. Хотя камера снимает модель кораб­ля длиною в 60 сантиметров, плавающую в специально обустроенном ре­зервуаре, мы воспринимаем его как полноразмерный корабль по причине эффекта константности размеров и по причине отсутствия каких-либо других объектов для сравнения, дающих ключ к определению его истин­ных размеров. В фильме-мистификации «Аэроплан» (Airplane) 1980 года мы видим комнату, снимаемую камерой, расположенной в углу, снизу При этом съемка происходит прямо за телефоном, стоящим на письменном столе (мы, соогветственно, полагаем, что вскоре этот телефон должен за­звонить). Телефон находится так близко к объективу камеры, что кажет­ся огромным на экране, но мы воспринимаем его как телефон обычной величины благодаря нашей способности поддерживать константность раз­меров. Перцептивный сюрприз возникает тогда, когда телефон начинает звонить и актер проходит через комнату, чтобы ответить. Как только ак­тер поднимает трубку, мы видим, что телефон и вправду так огромен, как выглядит его высота составляет около метра!

Последний важный момент, который должен быть рассмотрен до того, как мы обратимся к представленному в данной главе исследова­нию, касается ответа на вопрос, являются ли наши перцептивные спо­собности результатом научения или же врожденными. Результаты ис­следований, проведенных с участием людей, которые были от рождения слепыми, а затем смогли обрести зрение, позволяют предположить, что наша способность к восприятию отношений «фигура—фон» является, по крайней мере, отчасти врожденной; то есть она присутствует от рож­дения. Но с другой стороны, перцептивная константность — это продукт опыта Когда маленькие дети (в возрасте 5 лег и менее) видят машины или поезда на расстоянии, они воспринимают их как игрушечные и по­рой весьма настойчиво заявляют о своем желании иметь эту вещь. К се­ми-восьми годам формируется константность восприятия размеров, и дети уже могут правильно оценивать размеры объектов с учетом изме­нения расстояния до них

Психологи задаются вопросами: какой именно опыт позволяет нам приобретать эти способности? И может ли сложиться такая ситуация, что человек достигнет зрелости, но не будет обладать некоторыми пер­цептивными способностями? Что ж, краткий доклад Тербалла, опубли­кованный 30 лет назад, проливает свет на данные вопросы.

 

Метод

Как уже было сказано в начале главы, Тербалл не психолог, а, скорее, антрополог. В конце 1950-х и начале 1960-х годов он находился в густых лесах Итури (Ituri Forest) в Заире (в настоящее время территория Кон­го), изучая жизнь и культуру пигмеев БаМбути.

Поскольку Тербалл — антрополог, базовым методом его исследова­ния было естественное наблюдение; то есть наблюдение за поведением по мере того, как оно развертывается в естественных условиях. Для пси­хологов данный метод исследования также имеет большое значение. Например, различия в агрессивном поведении между мальчиками и де­вочками во время игры могут быть изучены посредством техник наблю­дения. Для изучения социального поведения, проявляемого такими при­матами, как шимпанзе, также потребовался бы метод, предполагающий наличие естественного наблюдения. Подобные исследования часто бы­вают дорогими и поглощающими много времени, но существуют опре­деленные поведенческие феномены, которые не могут быть правильно исследованы при использовании каких-либо других способов.

Тенбалл совершал экспедицию, перемещаясь по лесу от одной груп­пы живущих там пигмеев к другой. Его сопровождал молодой человек (ему было около 22 лет) — Кенж (Kenge), житель одной из деревень мест­ных пигмеев. Кенж всегда сопровождал Тенбалла, когда тот проводил свои исследования, выполняя функции гида и представляя Тенбалла тем группам БаМбути, которые не были с ним знакомы. Наблюдения Тен­

балла, вошедшие в его опубликованный доклад, начались, когда он и Кенж достигли восточного склона холма, очищенного от деревьев для постройки там миссионерского пункта. Вследствие произведенной вы­рубки деревьев открывался дальний вид над лесом — такой, что просмат­ривались высокие горы Рувензори (Ruwenzori Mountains). Поскольку леса Итури чрезвычайно плотны, крайне необычно было видеть пейза­жи наподобие этого.

 

Date: 2015-07-02; view: 265; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию