Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Общие Положения. К выполнению и защите





МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению и защите

выпускной квалификационной работы

по специальности

260807 Технология продукции общественного питания

 


ОДОБРЕНА Составлена в соответствии с

Предметной (цикловой) Программой государственной

технологических итоговой аттестации

дисциплин по специальности 260807 Технология продукции общественного питания

 

Протокол № __ от «___» ________ 2014 г.

Председатель___________ Г.В.Сеничкина

 

Заместитель директора

_________ Киселева Н.Р.

 

 

Авторы: Сеничкина Г.В.

Лойченко Л.Н.

 

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Выпускная квалификационная работа (далее ВКР) является одним из видов государственной итоговой аттестации (далее ГИА) выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе уровня СПО.

1.2. Требования к содержанию, объему и структуре ВКР определяются Программой государственной итоговой аттестации уровня среднего профессионального образования на основании Положения об организации государственной итоговой аттестации.

1.3. Тематика ВКР должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей и отвечать современным требованиям развития науки, техники, производства, экономики, культуры и образования.

1.4. Темы ВКР разрабатываются преподавателями техникума совместно со специалистами предприятий или организаций, заинтересованных в трудоустройстве выпускников.

1.5. Обучающимся предоставляется право выбора темы ВКР с предложением своей тематики и обоснованием целесообразности ее разработки. При подготовке ВКР каждому обучающемуся назначается руководитель.

1.6. На основании личного заявления, обучающегося утверждается тема ВКР и руководитель (Приложение 1).

1.7. Перечень тем ВКР обсуждается на заседании предметно – цикловых комиссий (далее ПЦК) и утверждается приказом директора (не позднее 15 марта).

1.8. Выбор темы должен соответствовать следующим критериям: актуальность, практическая значимость, новизна, исполнительский уровень, ресурсное обеспечение, основным видам профессиональной деятельности.

1.9. Содержание ВКР должно отражать основные виды профессиональной деятельности по специальностям.

II. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

2.1. По утвержденным темам назначенные приказом руководители ВКР разрабатывают задания на дипломную работу (выполнение ВКР) для каждого обучающегося. В отдельных случаях допускается выполнение выпускной квалификационной работы группой обучающихся.

2.2. Задание на выполнение ВКР должно включать тему, перечень подлежащих разработке задач/вопросов (план ВКР), перечень графического/ иллюстративного/ практического материала, требования к организации профессиональной деятельности по выполнению ВКР (Приложение 2).

2.3. Регламент выдачи и выполнения задания ВКР:

2.3.1. разрабатываются руководителями выпускных квалификационных работ;

2.3.2. рассматриваются на заседании ПЦК;

2.3.3. утверждаются заместителем директора;

2.3.4. практическое задание ВКР выдается обучающемуся не позднее, чем за две недели до начала производственной (преддипломной) практики;

2.3.5. по итогам практики тема ВКР согласовывается с работодателем;

2.3.6. выполнение ВКР сопровождается консультациями, в ходе которых разъясняются назначение, задачи, структура, объем, принципы разработки и оформления работы;

2.3.7. выполнение теоретической части ВКР осуществляется до выхода на преддипломную практику;

2.3.8. выполнение практической части осуществляется во время преддипломной практики;

2.4. Выполнение ВКР осуществляется обучающимся с соблюдением сроков, установленных в календарном плане (Приложение 3). В случае нарушения сроков выполнения одного из этапов ВКР руководитель ставит в известность заведующего отделением.

2.5. Общее руководство и контроль за ходом выполнения осуществляют заведующие отделениями, преподаватели ПЦК и руководитель ВКР.

2.6. Руководитель и консультанты составных частей ВКР проводят консультации обучающихся в соответствии с разработанным графиком консультаций и индивидуальным календарным планом обучающегося. Для консультирования одного обучающегося должно быть предусмотрено не более двух часов в неделю.

2.7. Срок получения подписей консультантов – до 01 июня.

2.8. ВКР выполненная в полном объеме, в соответствии с заданием, подписанная выпускником, консультантами по отдельным разделам, передается руководителю ВКР для заключительного просмотра. Руководитель ставит подписи на титульном листе, затем пишет отзыв, где отражает качество содержания выполненной ВКР, проводит анализ хода ее выполнения, дает характеристику работы выпускника и выставляет оценку уровня подготовленности обучающегося к защите ВКР.

2.9. Отзыв руководителя ВКР (Приложение 4) о работе выпускника над дипломной работой является основанием для допуска обучающегося к рецензированию ВКР.

2.10. Срок получения обучающимся отзыва руководителя ВКР – до 02 июня.

2.11. Пояснительная записка ВКР вместе с заданием, графической частью и письменным отзывом руководителя ВКР предъявляются обучающимся на смотр дипломных работ на заседание ПЦК 02 июня.

2.12. Решением ПЦК в соответствии с приказом директора техникума об утверждении рецензентов ВКР обучающийся передает выполненную дипломную работу на рецензию.

2.13. Рецензирование выполненных ВКР осуществляется специалистами из числа работников отраслевых предприятий и организаций, а также преподавателей, хорошо владеющих вопросами, связанными с тематикой ВКР (Приложение 5).

2.14. Рецензия должна включать:

- заключение о соответствии ВКР заданию на нее;

- оценку качества выполнения каждого раздела ВКР;

- оценку степени разработки перспективных вопросов, оригинальности и практической значимости ВКР;

- оценку ВКР.

2.15. Срок сдачи ВКР на рецензию – 03 июня.

2.16. Срок рецензирования ВКР – три дня (до 06 июня).

2.17. Рецензент тщательно знакомится с пояснительной запиской и графическими материалами ВКР, ставит подписи на титульном листе. Затем составляет обоснованную критическую рецензию, где отражает соответствие и качество содержания выполненной ВКР, проводит анализ обоснованности предлагаемых решений, указывает достоинства и недостатки ВКР, выставляет оценку по стандартной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно») и дает заключение о возможности присвоения автору ВКР соответствующей квалификации.

2.18. По окончании срока рецензирования (08 июня) обучающийся знакомится с содержанием рецензии, забирает ВКР у рецензента и участвует в предварительной защите. Внесение изменений в ВКР после получения рецензии не допускается. Во время защиты обучающийся вправе согласиться или не согласиться с рецензией, обосновав свой выбор.

2.19. Проведение предзащит и обзорных лекций по профилирующим дисциплинам планируется за неделю до начала работы ГАК – 08 – 14 июня.

2.20. Допуск к ИГА оформляется приказом директора техникума на основании результатов учебной деятельности, прохождения учебной, производственной, преддипломной практики и готовности ВКР.

2.21. На организационном собрании обучающиеся выпускного курса знакомятся с графиком работы ГАК для проведения ИГА, составленным заместителем директора техникума по учебной работе и утвержденным директором техникума – 10 июня (за 5 дней до защиты ВКР).

2.22. Обучающиеся выпускного курса сдают отзыв руководителя ВКР о работе обучающегося над дипломной работой и рецензию на ВКР заведующему отделением для предоставления их в ГАК до 15 июня.

III. ВИДЫ ВКР

3.1. Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломной работы.

3.2. Дипломная работа может носить практический или опытно - экспериментальный характер, в отдельных случаях может быть выполнена дипломная работа теоретического характера.

3.3. Объем дипломной работы должен составлять в пределах 40 - 60 страниц печатного текста, не включая приложения.

3.4. Дипломная работа, носящая практический или опытно-практический характер, имеет следующую структуру:

- введение, в котором раскрываются актуальность выбора и значение темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, гипотеза или проблема, цели, задачи работы и др.;

- теоретическая часть, в которой содержатся теоретические основы разрабатываемой темы;

- практическая часть, которая направлена на решение выбранной темы, описания ее реализации, оценки ее результативности.

- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;

- список используемых источников (не менее 20 источников);

- приложения (схемы, диаграммы, графики, таблицы; анкеты, фотографии в соответствии с видами профессиональной деятельности и темой дипломной работы).

3.5. Дипломная работа, носящая теоретический характер, состоит из:

- введения, в котором раскрываются актуальность выбора и значение темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, гипотеза или проблема, цели, задачи работы и др.;

- теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанной проблемы в теории и практике, посредством глубокого сравнительного анализа литературы, обоснования проблемы;

- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования;

- списка используемой литературы (не менее 20 источников);

- приложений (различные варианты анализа проработанной литературы; схемы, таблицы, графики диаграммы; наглядные материалы и т.п.).

3.6. Если учебным планом по специальности подготовки предусмотрено выполнение курсовой работы, то выпускная квалификационная работа является логическим продолжением курсовой работы, идея и выводы которой реализуются на более высоком теоретическом и практическом уровне. Курсовая работа может быть использована в качестве составной части (раздела, главы) выпускной квалификационной работы.

3.7. Выпускные квалификационные работы могут выполняться обучающимися как в учебном заведении, так и на базах практического обучения.

 

IV. СТРУКТУРА ВКР

4.1. Титульный лист

4.2. Содержание

4.3. Введение (объем 2 – 3 листа).

Введение отражает: актуальность, цель, задачи, объект, предмет исследования, разработанность проблемы в теоретических и практических исследованиях, теоретическую и практическую значимость, методы исследования, структуру работы.

Актуальность исследования определяется несколькими факторами:

– потребностью в новых данных;

– потребностью в новых технологиях;

– потребностью практики.

Обосновать актуальность, значит, проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.

Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта, определенные свойства объекта их соотношения, зависимость объекта от каких–либо условий. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области исследуемого объекта, в которой выявлена проблема, требующая решения)

Цель исследования – это желаемый конечный результат исследования.

Наиболее типичны следующие цели:

Определение характеристики явлений не изученных ранее, мало изученных, противоречиво изученных;

Выявление взаимосвязи явлений;

Изучение динамики явлений;

Обобщение, выявление общих закономерностей;

Создание классификаций, типологий;

Создание методик;

Адаптация методик.

Задачи исследования – это выбор путей и средств достижения цели.

Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач.

Основные методы исследования – перечисляются методы, с помощью которых проводилось исследование: теоретические и практические.

Структура исследования – исследователь указывает количество глав, параграфов, таблиц, исследуемых источников, приложения.

Теоретическая значимость выражает, на какую область специальности могут оказать влияние полученные теоретические выводы, каковы перспективы прикладных работ,

Практическая значимость – определяет влияние полученных рекомендаций, предложений на изучаемый процесс, решением практических вопросов.

4.4. Основная часть:

Глава I. Анализ специальной литературы по теме. Глава I содержит методические основы избранной темы исследования, освещает ее теоретические аспекты, в главе дается многоплановый, сравнительный теоретический анализ проблемы, ее актуальность и история, критический анализ исследования и практики изучаемого процесса.

Глава II. Практическая часть работы по теме. Глава II раскрывает этапы

исследования, описывает и анализирует данные проблемы исследования. В ней могут быть представлены таблицы, графики, позволяющие наглядно представить полученные данные. Дается тщательный анализ полученных результатов (количественный и качественный), выявляются определенные зависимости и связи в изучаемых явлениях и проблемах.

Каждая глава завершается выводами (объем 1– 2 листа)

4.5. Заключение (объем до 5 листов)

Текст заключения не должен дублировать содержание выводов.

В заключении ВКР формулируются общие выводы, отражающие наиболее значимые результаты проведенной работы, и предлагаются конкретные рекомендации по теме исследования.

4.6. Список используемых источников.

Отражает список источников, проработанный автором, независимо от того имеются ли в тексте ссылки на нее или нет.

ВКР должна иметь не менее 20 источников.

4.7. Приложения. Представляются протоколы исследования, нормативные документы, практические разработки и т.д.

V. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВКР

5.1 Общие требования

5.1.1 Страницы текста документа и включенные в него иллюстрации, таблицы должны соответствовать формату А4.

5.1.2 Текстовый документ выполняется на одной стороне белой (писчей) бумаги формата А4 (210х297) с использованием ПК (персонального компьютера) в текстовом редакторе Microsoft Word for Windows.

5.1.3 Текст документа выполняют, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10 мм, левое – не менее 30 мм, верхнее, нижнее – 20 мм.

5.1.4 При выполнении текста документа с помощью ПК следует соблюдать следующие требования:

шрифт Times New Roman, размер (кегль) – 14, стиль (начертание) – обычный, цвет шрифта – черный;

выравнивание – по ширине; красная (первая) строка (отступ) – 1,25 см; межстрочный интервал – 1,5;

автоматический перенос слов (устанавливается на ПК: Сервис ® Язык ® Расстановка переносов ® Автоматическая расстановка переносов – поставить флажок).

5.1.5 Страницы документа следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту, включая приложения. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точек и черточек.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц документа. Номер страницы на титульном листе, не проставляют.

Структурному элементу документа «Задание» номер страницы не присваивается. Он помещается в документе последовательно после титульного листа и в «Оглавление» не включается.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц отчета.

Иллюстрации и таблицы на листах формата A3 и более учитывают, как одну страницу. В этом случае они должны быть сложены или разрезаны без ущерба для чтения до формата А4 и помещены в приложение, если распечаток много; если мало – допускается располагать непосредственно в тексте после первого упоминания о них.

5.1.6 При выполнении документа необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему документу. Линии, буквы, цифры и знаки должны быть четкие, не расплывшиеся.

5.1.7 Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью – рукописным способом.

Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

5.1.8 Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, название изделий и другие имена собственные приводят на языке оригинала. Допускается приводить названия организаций в переводе на язык документа с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.

5.1.9 Сокращение русских слов и словосочетаний в документе – по ГОСТ 7.12–93.

5.1.10 Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках в библиографическом описании - по ГОСТ 7.11–78

5.2 Титульный лист.

5.2.1 Титульный лист является первой страницей ВКР, предшествующей основному тексту.

5.2.2 Размеры полей титульного листа те же, что и для текстового документа.

5.2.3 Титульный лист выполняется тем же способом, что и весь документ (с использованием ПК).

5.2.4 В общем случае на титульном листе (Приложении 6) могут быть размещены следующие реквизиты (сведения):

1 – наименование департамента;

2 – название учебного заведения;

3 – гриф допуска к защите;

4 – наименование документа;

5 – наименование (тема) работы

6 – фамилия, инициалы автора; специальность; форма обучения

7 – должность, ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы руководителя;

8 – организация, должность, фамилия, инициалы работодателя (социального партнера);

9 – год выполнения работы.

5.3 Содержание

5.3.1 Содержание включает введение, наименования всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение (выводы), список использованных источников и приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы документа.

5.3.2 Содержание помещают после титульного листа.

5.3.3 Содержание включают в общее количество листов текстового документа (Приложение 7).

5.3.4 Наименования, включенные в содержании, записывают строчными буквами, кроме первой прописной буквы, с абзаца, с указанием номеров разделов, подразделов, пунктов. Если заголовок раздела, подраздела состоит из нескольких строк, то следующая строка выполняется под первой буквой предыдущей строки заголовка.

5.3.5 В содержание не включают листы задания на выпускную квалификационную работу.

5.3.6 Заголовки «Введение», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложение» начинают писать на уровне первой буквы наименования раздела.

5.3.7 Цифры, обозначающие номера страниц (листов), с которых на­чинается раздел или подраздел, следует располагать на расстоянии 10 мм от края листа, соблюдая разрядность цифр. Слово «стр.» не пишется.

5.3.8 Между наименованием раздела и номером страницы нельзя выполнять заполнители, например точки.

5.4 Построение документа

5.4.1 Основную часть документа следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами без точки в конце и записывать с абзацного отступа.

5.4.2 Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, за исключением приложений, например: 1, 2, 3 и т. д.

5.4.3 Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится, например: 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.

5.4.4 Номер пункта включает номер раздела, подраздела и порядковый номер пункта в пределах подраздела, разделенных точкой, например: 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т. д. Точка после номера пункта не ставится.

5.4.5 Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

Если документ не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта точка не ставится.

5.4.6 Если раздел состоит из одного подраздела, то подраздел не нумеруется. Если раздел или подраздел имеет один пункт или пункт имеет один подпункт, то он не нумеруется.

5.4.7 Пункты, при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.3 и т.д. Внутри пунктов и подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или, при необходимости, ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, о, г, ь, й, ы, ъ), после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, например:

а) _____________

б) __________

1) __________

2) __________

Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа.

5.4.8 Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

Заголовки разделов, подразделов, пунктов следует писать через один пробел после номера раздела (подраздела) с абзацного отступа с прописной буквы, не подчеркивая. Точка в конце заголовка не ставится. Например,

1 Организация коммерческой деятельности в оптовой торговле

1.1

1.2 Нумерация подразделов первого раздела документа

1.3

2 Рынок товаров как сфера коммерческой деятельности

2.1 Модель товарного рынка

2.1.1

2.2 Нумерация пунктов первого подраздела второго раздела документа

2.2.1

Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. При переносе заголовка на вторую строку первая буква второй строки размещается под первой буквой первой строки. Межстрочный интервал в этом случае – одинарный.

5.4.9 Заголовки «Содержание», «Заключение», «Список используемых источников» выполняют симметрично тексту (по центру) без абзацного отступа с прописной буквы без нумерации.

5.4.10 При использовании ПК заголовки разделов, подразделов, пунктов следует выполнять шрифтом Times New Roman Cyr, размер (кегль) – 14;

5.4.11 При выполнении документа на ПК расстояние между заголовком раздела и заголовком подраздела – два интервала (12 пт).

Расстояние между заголовком раздела и текстом, если заголовок подраздела отсутствует – два интервала (12 пт).

Расстояние между заголовком подраздела и текстом – один интервал (12 пт).

Расстояние между текстом и заголовком подраздела – два интервала (12 пт).

Заголовки пунктов интервалами не выделяются.

Интервал устанавливается: Формат → Абзац → интервал → перед → … пт → после → … пт.

5.4.12 Каждый структурный элемент, каждый раздел текстового документа следует начинать с нового листа (страницы).

5.4.13 Заголовки подразделов, пунктов, подпунктов не должны выполняться в конце листа, необходимо, чтобы за ними следовало несколько строк текста.

5.4.14 Раздел должен заканчиваться текстом, последний лист раздела должен быть заполнен минимум наполовину.

5.5 Изложение текста документа

5.5.1 Текст документа должен быть четким и не допускать различных толкований.

При изложении обязательных требований в тексте должны применяться слова «необходимо», «следует», «требуется», «должен», «запрещается» и т.д. При изложении других положений следует применять слова – «могут быть», как правило», «при необходимости», «в случае» и т.д.

При этом допускается использовать повествовательную форму изложения текста документа, например, «применяют», «указывают» и т.п.

В документах должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в научно-технической литературе.

5.5.2 В тексте не допускается:

применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;

применять для одного и того же понятия научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

применять произвольные словообразования;

применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами, а также установленными в данном документе;

сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.

5.5.3 В тексте документа, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается применять:

математический знак (-) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»);

математические знаки без числовых значений, например > (больше), < (меньше), = (равно), ³ (больше или равно), £ (меньше или равно), ¹ (не равно), а также знаки № (номер), % (процент);

индексы стандартов, технических условий и других документов без регистрационного номера.

5.5.4 Перечень допускаемых сокращений слов установлен соответствующими стандартами (ГОСТ 7.12–93).

5.5.5 Если в документе принята особая система сокращения слов и наименований, то в нем должен быть приведен перечень принятых сокращений, которые помещают в конце документа перед перечнем терминов.

5.5.6 Если в тексте документа приводят диапазон числовых значений физической величины, выраженных в одной и той же единице физической величины, то обозначение единицы физической величины указывается после последнего числового значения диапазона.

Например:

от 1 до 5 мм;

от 10 до 100 кг;

от плюс 10 до минус 40°С.

Недопустимо отделять в тексте единицу физической величины от числового значения (переносить их на разные строки или страницы), кроме единиц физических величин, помещаемых в таблицах, выполненных машинописным способом.

5.6 Формулы и уравнения

5.6.1 Уравнения и формулы впечатываются или вписываются черными чернилами в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должна быть оставлена одна свободная строка. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после математического знака, например равенства (=), плюс (+), минус (-) или других, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «´».

5.6.2 Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложении, следует нумеровать в пределах всей работы арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (1.1). Одну формулу обозначают – (1).

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (B.1).

5.6.3 Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где», без двоеточия после него. После формулы ставится запятая.

Пример – Плотность каждого образца , кг/м3, вычисляют по формуле

, (1)

где m – масса образца, кг;

V – объем образца, м3;

5.6.4 Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой.

5.6.5 Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Например: … в формуле (1).

5.6.6 Порядок изложения математических уравнений такой же, как и формул.

5.7 Иллюстрации

5.7.1 Под иллюстрацией понимают графики, чертежи, схемы, рисунки, диаграммы, фотоснимки.

5.7.2 Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту документа, так и в конце его в приложении.

5.7.3 Иллюстрации, выполненные в компьютерном варианте, могут быть цветными.

5.7.4 Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы формата А4 белой бумаги.

5.7.5 Иллюстрации следует располагать в документе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота текста или с поворотом по часовой стрелке.

5.7.6 Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всего документа. Если рисунок один, то он обозначается – Рисунок 1

Допускается иллюстрации нумеровать в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например – Рисунок 1.1

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например – Рисунок А.3

5.7.7 Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и его наименование помещают после подрисуночного текста следующим образом: Рисунок 1 – Алгоритм формирования товарного ассортимента. Точка в конце не ставится.

Рисунки следует выделять из текста увеличением интервала на 6–12 пт перед и после рисунка (его наименования).

5.7.8 На все иллюстрации должны быть даны ссылки в документе.

При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 1» при сквозной нумерации и «... в соответствии с рисунком 1.1» при нумерации рисунка в пределах раздела.

5.7.9 При выполнении структурных схем составные части изображают в виде геометрических фигур (прямоугольник, ромб, окружность) или условных изображений, заполненных текстовой информацией.

Анализ способов использования товаров
Рассмотрение наличия товаров субститутов

 

Рисунок 1 –Алгоритм формирования товарного ассортимента

 

5.7.10 Диаграммы

5.7.10.1 Под диаграммами понимают графики и диаграммы различной формы: плоские (столбиковые, полосовые, секторные) и объемные.

5.7.10.2 Диаграммы изображают линиями, с учетом размера, сложности и назначения диаграммы.

5.7.10.3 Оси координат, ограничивающие поле диаграммы, следует выполнять сплошной основной линией. В диаграммах оси координат надо заканчивать стрелками.

При выполнении диаграмм с использованием Microsoft Word или Microsoft Excel стрелки на осях координат допускается не выполнять (рисунок 2).

5.7.10.4 Линии координатной сетки (при необходимости) выполняют сплошной тонкой линией.

5.7.10.5 На диаграмме одной функциональной зависимости ее изображение следует выполнять сплошной линией. В случае, когда в одной диаграмме изображают две и более функциональные зависимости, их выполняют различными типами линий (сплошной, штриховой и т.д.) в соответствии с рисунком 2.

5.7.10.6 Значения переменных величин откладывают на осях координат.

5.7.10.7 В качестве шкалы следует использовать координатную ось или линию координатной сетки, которая ограничивает поле диаграммы.

5.7.10.8 Если началом координат является нуль, то его указывают один раз у точки пересечения осей координат. Частоту нанесения числовых значений и промежуточных делений шкал следует выбирать с учетом удобства пользования диаграммой.

Рисунок 2 – Динамика продаж конкретного товара

Числа у шкал надо размещать вне поля диаграммы и располагать горизонтально. Характерные точки линий функциональной зависимости следует обозначать числами, буквами, символами; допускается изображать кружочком.

5.7.10.9 Единицы измерения наносятся одним из следующих способов:

в конце шкалы между последним и предпоследним числами шкалы; при недостатке места допускается не наносить предпоследнее число (рисунок 3);

вместе с наименованием переменной величины после запятой (рисунок 2).

5.7.10.10 Диаграмма может содержать:

легенду (наименования), поясняющую изображенную функциональную зависимость;

поясняющую часть (текстовую, графическую), разъясняющую примененные в диаграмме обозначения, которую следует размещать под диаграммой или на свободном месте поля диаграммы в соответствии с рисунком.

5.7.10.11 При выполнении диаграмм с использованием Microsoft Word или Microsoft Excel диаграмму следует отформатировать в соответствии с вышеуказанными требованиями.

5.7.10.12 Гистограмму следует рассматривать как столбиковую диаграмму. Столбики располагаются на базовой линии, которая выполняется сплошной основной линией (рисунок 3). Расстояние между столбцами равно ширине столбца. При необходимости допускается группировать столбцы между собой без зазоров.

Рисунок 3 – Успеваемость студентов в баллах

Наименование оси х (базовой линии) помещается в конце базовой линии (фамилии) либо перед последним столбцом. Ось у в столбиковой диаграмме не задается.

Легенду располагают под диаграммой по центру без рамки. Численное значение столбцов, в зависимости от ширины столбца, располагают над столбцом или в верхней части столбца.

В объемной диаграмме линии координатной сетки и отдельные плоскости построений допускается не выполнять (рисунок 4).

 

Рисунок 4 – Успеваемость С.Ю. Иванова в баллах

5.8 Таблицы

5.8.1 Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей и оформляют в соответствии рисунком 5 и размещают по центру страницы без абзацного отступа. Допускается шрифт Times New Roman, размер (кегль) – 12

Рисунок 5- Оформление таблицы

5.8.2 Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, или, при необходимости, в приложении к документу.

5.8.3 Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, точка в конце номера не ставится, например, Таблица 2

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например, Таблица 1.2.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например, Таблица А.2, если она приведена в приложении А.

Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица Б.1», если она приведена в приложении Б.

Слово «Таблица» выравнивается по левому краю таблицы.

5.8.4 Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева (первая буква прописная, остальные строчные), без абзацного отступа, в одну строку с ее номером через дефис (тире).

5.8.5 На все таблицы должны быть ссылки в документе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера, например, «…в таблице 2.1».

5.8.6 Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.

5.8.7 Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки, подзаголовки граф следует указывать в единственном числе.

Допускается заголовки и подзаголовки таблиц выполнять через один интервал и применять размер шрифта в таблице меньше, чем в тексте.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

5.8.8 Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.

5.8.9 Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица», ее номер и название (заголовок), если оно есть, указывают один раз слева над первой частью таблицы. Над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например – Продолжение таблицы 1.

Таблица 1- Оценка конкурентоспособности фирм

В баллах

Конкурентные преимущества Весомость преимуществ, Аi Весомость преимуществ, Аi
     
Б1 АiБ1 Б2 АiБ2 Б3 АiБ3
               
               
               

Продолжение таблицы 1

В баллах

Конкурентные преимущества Весомость преимуществ, Аi Весомость преимуществ, Аi
     
Б1 АiБ1 Б2 АiБ2 Б3 АiБ3
               
               
               

Рисунок 6 – Оформление переноса таблицы на другую страницу

В каждой части повторяют головку таблицы.

Если в конце страницы таблица прерывается и ее продолжение будет на следующей странице, в первой части таблицы нижнюю горизонтальную линию, ограничивающую таблицу, не проводят (рисунок 6).

5.8.10 Таблицу с большим количеством граф (графы таблицы выходят за формат страницы) допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. В этом случае в каждой части таблицы повторяется боковик.

5.8.11 Таблицы с небольшим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть рядом с другой на одной странице, при этом повторяют головку таблицы в соответствии с рисунком. Рекомендуется разделять части таблицы двойной линией (рисунок 7).

Таблица 2

Наименование показателя Формула для расчета Наименование показателя Формула для расчета
       
       
       

Рисунок 7 – Оформление таблицы с небольшим количеством граф

5.8.12 Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице измерения, то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа, а при делении таблицы на части – над каждой ее частью в соответствии с рисунком 6.

Если в большинстве граф таблицы приведены показатели, выраженные в одних и тех же единицах измерения (например, в рублях), но имеются графы с показателями, выраженными в других единицах измерения, то над таблицей следует писать наименование преобладающего показателя и обозначение его физической величины, например, «Размеры в рублях», а в подзаголовках остальных граф приводить наименование показателей и (или) обозначения других единиц физических величин в соответствии с рисунком 8.

Таблица 3- Основные экономические показатели работы предприятия

В рублях

Показатели 2011 год 2012 год Темп роста, % Абсолютный прирост
Товарооборот        
Валовой доход        
Издержки обращения        
Прибыль        
Рентабельность, в %        

Рисунок 8

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

5.8.13 Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается.

При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера следует указывать в первой графе (боковике) таблицы непосредственно перед их наименованием в соответствии с рисунком 9.

Таблица …

Наименование показателей Значение
   
     
     
     

Рисунок 9

5.8.14 Нумерация граф таблицы арабскими цифрами допускается, когда в тексте документа имеются ссылки на них, при делении таблицы на части, а также при переносе части таблицы на следующую страницу в соответствии с рисунком. При этом нумеруются арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы.

Для сокращения текста заголовков и подзаголовков граф отдельные понятия заменяют буквенными обозначениями, установленными государственными стандартами, или другими обозначениями, если они пояснены в тексте или приведены на иллюстрациях, например D – диаметр, Н – высота, L – длина.

5.8.15 Ограничительные слова «более», «не более», «менее», «не менее» и др. должны быть помещены в одной строке или графе таблицы с наименованием соответствующего показателя после обозначения его единицы физической величины, если относятся ко всей строке или графе. При этом после наименования показателя перед ограничительными словами ставится запятая.

5.8.16 Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю.

Date: 2015-06-11; view: 510; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию