Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция методов обучения





Метод обучения — категория историческая. Уровень развития произво­дительных сил и характер производственных отношений оказывают влия­ние на цели, содержание, средства педагогического процесса. С их измене­нием меняются и методы обучения.

На ранних этапах общественного развития передача социального опыта подрастающим поколениям осуществлялась стихийно в процессе совмест­ной деятельности детей и взрослых. Наблюдая и повторяя за взрослыми определенные действия, главным образом трудовые, дети овладевали ими в ходе непосредственного участия в жизни социальной группы, членами которой они являлись. Преобладали методы обучения, основанные на под­ражании. Подражая взрослым, дети овладевали способами и приемами до­бывания пищи, получения огня, изготовления одежды и т. д. В основе ле­жал репродуктивный метод обучения (“делай, как я”). Это самый древний метод обучения, из которого развились все другие.

По мере расширения объема накопленных знаний, усложнения освоен­ных человеком действий простое подражание не могло обеспечить доста­точный уровень усвоения культурного опыта. С момента организации школ появились словесные методы обучения. Учитель с помощью слова переда­вал готовую информацию детям, которые усваивали ее. С возникновением письменности, а затем и книгопечатания стало возможным выражать, на-


капливать и передавать знания в знаковой форме. Слово становится глав-s ным носителем информации, а обучение по книгам — массовым способом ^взаимодействия учителя и ученика.

Использовались же книги по-разному. В средневековой школе учащие­ся механически заучивали тексты, главным образом религиозного содержа­ния. Так возник догматический, или катехизисный, метод обучения. Более совершенный его вид связан с постановкой вопросов и представлением го­товых ответов.

В эпоху великих открытий и изобретений словесные методы постепен­но утрачивают свое значение единственного способа передачи знаний уча­щимся. Общество нуждалось в людях не только знающих закономерности природы, но и умеющих их использовать в своей деятельности. В процесс обучения органично вошли такие методы, как наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа, упражнение, направленные на развитие самостоя­тельности, активности, сознательности, инициативности ребенка. Развитие получают наглядные методы обучения, а также методы, помогающие на практике применять полученные знания.

На рубеже XIX и XX вв. важное место стал занимать эвристический ме­тод как вариант словесного, который более полно учитывал потребности и интересы ребенка, развитие его самостоятельности. “Книжным” методам учебы противопоставлялись “естественные” методы, т. е. обучение в ходе непосредственного контакта с действительностью. Интерес вызвала кон­цепция “учение через деятельность” с использованием практических мето­дов обучения. Основное место в процессе обучения отводилось ручному труду, различного рода практическим занятиям, а также работе учащихся с литературой, в процессе которой у детей формировались навыки самостоя­тельной работы, использования собственного опыта. Утверждаются частич­но-поисковые, исследовательские методы.

Со временем все большее распространение получают методы проблемно­го обучения, основанные на выдвижении проблемы и на самостоятельном движении учащихся к знаниям. Постепенно общество все больше начинает осознавать, что ребенок нуждается не только в обучении, в усвоении им знаний, умений и навыков, но и в развитии его способностей и индиви­дуальных особенностей. Распространение получают методы развивающего обучения. Широкое внедрение техники в учебный процесс, компьютериза­ция обучения приводит к появлению новых методов.

Американский педагог К. Керр выделяет четыре “революции в области методов обучения”. На ранних этапах развития человеческого общества ос­новными учителями детей были родители. Первая революция произошла тогда, когда им на смену пришли профессиональные учителя. Вторая рево­люция связана с заменой устного слова письменным. Третья революция привела к введению в обучение печатного слова, а четвертая — направлена на частичную автоматизацию и компьютеризацию обучения.

' Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. Ч. 1. М., 2002. С. 269.


Поиск методов, обеспечивающих совершенствование процесса обуче­ния, остается постоянным. Однако независимо от роли, которую в разные периоды развития образования отводили тем или иным методам обучения, ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обес­печивает нужных результатов. Ни один метод обучения не является универ­сальным. В учебном процессе следует использовать разнообразные методы обучения.

Date: 2015-07-02; view: 645; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию