Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психических состояний… 60





 

3.3. Применение метода контент-анализа

в изучении восприятия текста………………….………………………. 72

3.4. Использование метода контент-анализа

в изучении ментальной репрезентации

психологических терминов …………………………………………….. 83

 

4. Задания для самостоятельной работы ……………………………………..93

1. Общая характеристика метода контент-анализа [1]

Контент-анализ (от англ. Contents – содержание) – метод качественно-количественного анализа содержания текста, заключающийся в систематической фиксации и квантификации (подсчете) определенных единиц содержания исследуемого текста.

Текст как объект контент-аналитического исследования понимается достаточно широко – как “продукт человеческой деятельности” (Богомолова Н.Н., Стефаненко Н.Г., 1992), любая форма коммуникации (Григорьев С. И.), «пространство коммуникации» - Л. Ньюман, цит. по Войскунский А.Е., Скрипкин С.В., 2001). Таким образом, в поле внимания оказываются разные виды текстов: вербальные /естественно-языковые/ тексты (книги, газетные или журнальные статьи, интервью, исторические документы и т.д.), невербальные тексты /изображения/ (фотографии, рисунки, произведения искусства и др.), сложно построенные тексты, сочетающие вербальный и невербальный планы (теле-, киноматериалы). Кроме того, в качестве объекта контент-анализа могут выступать такие формы коммуникации, как обряд, танец, ритуал.

Контент-анализ, возникший в США в конце ХIХ века, первоначально применялся для анализа содержания газет, при этом ставилась задача получения количественной структуры содержания текста, т.е. подсчитывалась частота встречаемости интересующих исследователя смысловых и формальных элементов текста газеты.

Как специальный метод изучения документов (наряду с традиционными, интуитивно-качественными, неформализованными методами), контент-анализ стал оформляться в 30-40 г.г. ХХ века. Методические основы контент-анализа, его процедурная схема и правила были разработаны и подробно описаны в 1949 г. английскими социологами Г. Лассуэлом и Б. Барельсоном. В этот период контент-анализ рассматривается с позиций позитивистского подхода – как “исследовательская техника для объективного, систематического и квантитативного описания манифестированного явного содержания коммуникации” (B. Berelson, цит. по Алексеев А.Н., Дудченко В.С, 1976, с.143). Иллюстративным с этой точки зрения является психолого-политическое исследование, выполненное К. Левином на материале американской и немецко-фашистской литературы для юношества. В этом исследовании, имеющем своей целью «изучение различий в социальных ценностях у представителей США и Германии», «были обнаружены явные различия в ценностных ориентациях, которые пропагандировались американскими и немецкими изданиями тех лет» (Бодалев А.А., Столин В.В., 2000, с. 75).

В отечественной психологии периода 1920-30-х г.г. количественный анализ документов использовался такими исследователями, как Н.А. Рыбников (изучение мотивов различных событий, мотивов общего жизненного процесса на материале автобиографических сочинений детей), П.П. Блонский (анализ ранних детских воспоминаний, представленных в письменных текстах учителей, студентов и школьников), В.А. Кузьмичев (тематический анализ еженедельных советских газет) (цит. по Бодалев А.А., Столин В.В., 2000).

В 1960-70 г.г. в исследованиях, выполненных с применением метода контент-анализа, намечается тенденция отхода от позиций позитивизма: акцент переносится с количественных аспектов собственно текстовой реальности на анализ латентного (неявного) содержания текста, подчеркивается связь текста с некоторой порождающей его внетекстовой реальностью, под которой подразумеваются события, факты, человеческие отношения, отраженные в тексте, а также позиции, интересы, установки, которые определили принципы отбора материала для данного текста. Например, при проведении тематического анализа содержания записанных сновидений здоровых и больных людей, осуществленного В.Н. Касаткиным в 1967 г., учитывались особенности качеств и условий жизни участников исследования (содержание дня, предшествующее сновидению, состояние испытуемого при пробуждении и др.). Кроме того, контент-анализу подвергается вербальная коммуникация в малых группах (Р. Бейлз); посредством анализа диалогов, деловых бесед, дискуссий в малых группах и коллективах изучаются социально-психологический климат, стиль руководства (Обозов Н.Н., 1979). Таким образом, направленность контент-анализа на выявление качественного содержания текста, с одной стороны, и достаточно строгая и постепенно усложняющаяся процедура квантификации, предполагающая как простой, так и совместный подсчет частоты встречаемости единиц содержания с использованием статистических методов, – с другой, позволили обозначить метод контент-анализа как качественно-количественный анализ документов (Методы социальной психологии, 1977).

В настоящее время контент-анализ является междисциплинарным методом, успешно использующимся в социологии, психологии, психиатрии, исторических исследованиях, этнографии, лингвистике, литературоведении, криминологии. Посредством контент-анализа изучаются проблемы управления, рекламной деятельности, политической пропаганды. В социальной психологии контент-анализ применяется как самостоятельный исследовательский прием изучения содержания сообщения; в комплексе с другими методами, когда изучаются не только сообщения, но и другие компоненты коммуникативного акта (процесса); как вспомогательный метод обработки массива данных полученных с помощью других методов (Дмитриев И.).

Междисциплинарная природа метода контент-анализа обусловлена единством объекта исследования – текста, существование которого характеризуется такими этапами, как производство, передача и потребление. Именно поэтому можно говорить о наличии общей процедурной схемы контент-анализа независимо от специфики сферы применения этого метода. Но прежде чем перейти к описанию методических аспектов контент-анализа, обозначим методологические трудности, связанные с реализацией этого метода.

Применение контент-анализа уместно тогда, когда решаются исследовательские задачи, предполагающие углубленное понимание содержания текста. Поскольку текст в контент-анализе рассматривается как текстовый аналог действительности / деятельности (Кононенко М. А.; Сазонов В. В., 1973), то исследовательский интерес заключается не столько в самих характеристиках содержания текста, сколько во внеязыковой реальности, которая за ними стоит. Однако, как отмечается в литературе (Социология, 2000), остается не до конца проясненным вопрос, что же понимается под содержанием текста, а именно, какова специфика содержания текстов, относящихся к различным областям знания, каковы специфические способы репрезентации (отражения) в этих текстах различных внетекстовых реальностей (личных характеристик автора, его интенций, характеристик адресата текста, различных событий, ситуаций и др.). Отсутствие однозначных ответов на этот вопрос обусловливает возникновение существенной методологической проблемы контент-анализа – разработки принципов категоризации текстового материала, выделения в нем смысловых узлов, ключевых элементов. Отмечается, что эта трудность может быть преодолена не только посредством установления зависимости категорий (ключевых элементов текста) от целей конкретного исследования, а, значит, от гипотез исследователя (дедуктивный анализ), но и посредством применения стратегии следования (восхождения) от самого текста в случае отсутствия отчетливых гипотез (индуктивный анализ) (Основы прикладной социологии, 1996).

Другая методологическая проблема контент-анализа, заявившая о себе еще в период “концептуализации” этого метода, связана с определением взаимоотношения количественных и качественных аспектов. Чрезмерное усиление количественной (процедурной) стороны контент-анализа в ущерб качественной приводит к нивелированию конечной цели контент-анализа – описания реальности, отраженной в тексте, к превращению подсчета количества формальных признаков в самоцель. С другой стороны, абсолютизация качественной стороны, погружение во внетекстовую реальность в отрыве от формальных процедур имеют своим результатом допущение субъективного произвола в оперировании материалом анализа и в интерпретации данных (Соковнин В.М., 1973; Алексеев А.Н., Дудченко В.С., 1976).

Вместе с тем, как отмечают некоторые авторы (Войскунский А.Е., Скрипкин С.В., 2001), развитие метода контент-анализа привело к образованию двух различных подходов: количественного, предполагающего регистрацию частоты появления в тексте определенных характеристик содержания и дальнейшее применение математических (в т.ч. статистических) процедур, и качественного, основанного на фиксации самого факта присутствия/отсутствия в тексте каких-либо характеристик содержания, и предусматривающего реконструкцию субъективных составляющих текстового потока, например, системы значений (в частности, метод КАД – качественный анализ данных – предусматривает анализ отношений между категориальными структурами текста).

В литературе, посвященной описанию контент-анализа, указывается на целесообразность рассмотрения этого метода как одного из видов моделирования, фиксирующего посредством категорий анализа (ключевых понятий) признаки объекта изучения, релевантные целям исследования (Сазонов В.В., 1973; Коробейников В.С., 1973; Энциклопедический социологический словарь, 1995). Посредством категорий в контент-анализе представлены определенные концептуальные образования.

Таким образом, логическая (концептуальная) модель предмета анализа выступает центральным звеном контент-анализа, и в ней выделяются 3 элемента (Энциклопедический социологический словарь, 1995):

§ категориальная модель предмета анализа;

§ единицы анализа;

§ единицы измерения.

Категориальная модель включает параметры и категории анализа, отражающие признаки объекта исследования. При этом признаку объекта соответствует параметр исследования, а значению признака – категория анализа. Например, если с точки зрения исследователя существенен такой признак объекта, как индивидные характеристики, то параметром исследования выступит отражающее этот признак понятие “индивидные характеристики”, а значения признака будут отражать категории анализа:

§ “пол”

§ “возраст”

§ “особенности телосложения” и т.д.

Таким образом, каждый параметр анализа может быть представлен в виде набора категорий анализа (как это имеет место в приведенном примере). Категориальная модель исследования задается в виде кода. Процесс измерения в контент-анализе обеспечивается в рамках кодировочной процедуры, смысл которой состоит в идентификации категорий анализа с элементами содержания текста. Единицей анализа называется единица, которая служит референтом, индикатором соответствующих параметров и категорий анализа. Эта единица измеряет либо частоту появления параметров и категорий анализа (фиксация присутствия-отсутствия смысловых единиц), либо интенсивность проявления признака и его значения (регистрация значений единиц по какой-либо шкале, чаще порядковой). В зависимости от специфики исследования в качестве единиц анализа могут использоваться: понятие, выраженное определенным словом, термином или сочетанием слов; тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абзацах, целостных текстах; имена людей, географические названия; характер (герой), ситуация, событие, действие и др. Содержание категорий и единиц анализа определяется конкретной предметной областью исследования.

Что касается единиц измерения, то в соответствии с универсальными признаками любого текста – протяженностью и дискретностью – выделяются два типа единиц измерения: единицы протяженности (например, объем текста в строках, абзацах, квадратных сантиметрах площади и др.) и единицы частоты – единичное присутствие элемента содержания текста (Энциклопедический социологический словарь, 1995).

В зависимости от использования количественных мер (единиц измерения) выделяется два вида контент-анализа (Энциклопедический социологический словарь, 1995):

§ неколичественный контент-анализ, при котором фиксируется лишь наличие элемента содержания – индикатора соответствующей категории анализа, а количественные меры не используются. Такой вид контент-анализа позволяет выявить типы качественных моделей содержания;

§ количественный контент-анализ, который основан на использовании количественных мер и задачей которого является получение количественной структуры содержания текста.

Следует отметить, что в различных психологических источниках одни и те же единицы контент-анализа обозначаются по-разному.

Н.Н. Богомолова, Н.Г. Стефаненко (1992) используют:

-вместо терминов “параметры и категории анализа” термины “ категории и подкатегории анализа ” (наиболее общие или более частные понятия, составляющие концептуальную схему исследования);

-вместо термина “единицы анализа” термин “индикаторы категорий” (признаки соответствующей категории, или конкретные содержательные элементы текста, репрезентирующие категорию – отдельные слова, словосочетания, суждения и др.);

-вместо терминов «единицы протяженности» и «единицы частоты» соответственно термины «единицы контекста» (сегмент текста, в рамках которого подсчитывается частота встречаемости категорий и подкатегорий – предложение, фраза, абзац, статья и т.д.) и «единицы счета» (единицы регистрации).

При этом отмечается, что категории, подкатегории и индикаторы категорий образуют группу качественных (смысловых) единиц контент-анализа, а единицы контекста и единицы счета – группу количественных единиц. В качестве единицы счета может выступать либо частота упоминаний категорий и подкатегорий, либо объем упоминаний категорий (физическая протяженность или площадь текста, заполненная смысловыми единицами – строка, страница и др., репрезентирующие определенную категорию). В случае подсчета частоты упоминаний возможны два варианта: 1) сплошной, терминологический подсчет, при котором фиксируются все появления индикаторов определенной категории или подкатегории (принцип «сколько раз, как часто упоминается данная категория в какой-либо единице контекста»); 2) сегментарный, тематический подсчет, предполагающий регистрацию только первого появления определенной категории независимо от того, упоминается ли она повторно (принцип «присутствует или отсутствует данная категория в какой-либо единице контекста»).

А.Н. Алексеев, В.С. Дудченко (1976) рассматривают систему категорий анализа как понятийную схему контент-анализа, а совокупность единиц анализа (единиц наблюдения) и единиц измерения как операциональную схему.

Соотношение обозначений структурных компонентов логической модели контент-анализа, предлагаемых разными авторами, приведены в таблице 1.

 

Таблица 1.

Date: 2015-07-02; view: 375; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию