Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Френсис БЭКОН как осно­ватель эмпирического направления в филосо­фии и психологии





В XVII столетии наибо­лее передовые позиции как в экономическом, так и в куль­турном отношении занимала Англия. Сила философских представ­лений английских мыслителей этого периода заключалась в их материалистической направленности. Отсюда материализм распространялся на другие страны, в том числе и в Россию.

Одним из первых английских философов, выразив­ших новые веяния в общественной жизни и обобщивший успехи и достижения естествознания, был Ф. Бэкон (1561–­1626), с которого начинается родословная английского материализма и эмпирического направления в филосо­фии и психологии. Основные философско-психологические и методо­логические взгляды изложены в книге “Но­вый органон” (1620). Уже самим названием своей работы Ф. Бэкон как бы провозглашает обязательство раскрыть новые пути и подходы к познанию действительности. “Великое восстановление наук” Бэкон предлагает начать, прежде всего, с освобождения их от средневековой мистики.

При объяснении природы души Ф. Бэкон, тем не менее, не смог преодолеть многовеко­вого влияния богословских идей эпохи феодализма и был вынужден встать на позиции деизма. По его мнению, че­ловек наделен двумя душами – чувствующей и разумной. Первая из них по своей природе телесна — это особое свойство тела, как способность, име­ющая материальную природу. Разумная душа — имеет божественное происхождение, должна оставаться в ведении теологии. Весь чувственный материал (чувствующая душа), доставляемый челове­ку органами чувств, подвергается обработке этой разумной души, деятель­ность которой по отношению к первичным ощущениям проявляется в памяти, воображении и мышлении. По этим трем составляющим разумной души Ф. Бэкон считал возможным классифицировать и самих лю­дей, и род их занятий, и даже науки. Он полагал, что на­званные три способности разумной души (память, вооб­ражение и рассудок) даны людям в разной степени, и в зависимости от того, какие из этих свойств представлены в большей мере, должно определить тот или другой род деятельности человека.

· Причины человеческих заблуждений и недостатков по Ф. Бэкону.

Бэкона больше занимает не психология, а методология познания. На пути познания, считал Ф. Бэкон, человек встречается с рядом трудностей и препятствий, которые мешают правильному познанию мира. Эти трудности познания, чаще лежат в самом человеке, его «недостатках». Эти недостатки Ф. Бэкон свел к четы­рем основным видам, которые аллегорически были на­званы им призраками Рода, Пещеры, Рынка и Театра. Первые два “призрака” обусловлены главным образом природными свойствами человекам его психики, а два дру­гих “призрака” приобретаются при жизни и порождаются особенностями совместной жизни людей.

Заблуждения первого вида (Призраки Рода), выражаются в том, что каждый чело­век искажает, подобно неровному зеркалу, природу по­знаваемых вещей в результате общеродовых пороков, т.е. таких, которые свойственны всем людям без исключения (например, глазу недоступно атомар­ное строение вещей, и стало быть наши ощущения и вос­приятия в известной степени обманывают нас в отноше­нии реальных свойств предметов). В данном и подобных случаях на помощь человеку могут прийти микроскоп или другие приборы, исправляющие возможные искажения и заблуждения.

Заблуждения второго вида (Призраки пещеры) — связаны с индивидуальны­ми особенностями каждого человека, которые могут иметь не только врожденное происхождение, но также приобретаться в индивидуальном опыте. Примерами по­добных заблуждений могут служить, в частности, нали­чие у отдельных лиц цветовой слепоты, не позволяющей им видеть мир в красках. Исправление этих пороков и им подобных возможно через коллектив­ную деятельность людей.

Заблуждения третьего вида (Призраки Рынка, Призраки Театра) — связаны с совместной деятельностью людей. При­зраки Рынка — это широко распростра­ненное среди людей неправильное использование языка, неодинаковое толкование слов и понятий. Львиную долю вины в словесной путанице Ф. Бэкон отводил схоластике, по­этому и преодоление данного порока должно быть преж­де всего связано с борьбой со схоластическими злоупот­реблениями. Призраки Театра — это те препятствия в познании истины, которые основаны на некритическом принятии ложных учений и теорий, подверженности предрассудкам, на слепом преклонении перед авторитетами, которые, подобно ак­терам, в театре, подчиняли себе чувства и умы людей. Для того, чтобы сорвать созданные устным и печатным словом “театраль­ные маски” с ложных авторитетов и их философских, умозрительных систем, необходимо, согласно Ф. Бэкону, перейти к опыту, т.е. непосредственному изучению самой природы.

Опытное познание мира — это не толь­ко путь преодоления несовершенств и заблуждений чело­века, а именно тот новый метод постижения истины, спо­соб обогащения человечества новыми открытиями, обес­печивающими могущество и господство человека над силами природы.

Сам опыт разделялся Ф. Бэконом на жи­тейский или случайный и опыт научный, который высту­пал в форме направленного наблюдения или управляемо­го эксперимента, как искусственного приема допрашивать природу и проникать в ее внутренние законы. Для того, что­бы из полученного эмпирического материала могли быть выведены и открыты общие принципы мироздания необ­ходим специальный метод научного поиска, который бы позволял подниматься от частных и отдельных фактов к установлению самых общих законов природы. Это — индукция как способ обобщения эмпирических данных, получен­ных после предварительного расчленения вещей и явле­ний природы на отдельные части и составные элементы. Для того, что­бы предотвратить и удержать разум от преждевременных и опрометчивых обобщений Ф. Бэкон предлагает специальные методические приемы при проведении опыта и упорядочивании его результатов.

Приписываемое Ф. Бэкону якобы пренебре­жительное отношение к дедукции как синтетическому ме­тоду познания достаточных оснований не имеет, хотя не­которая недооценка познавательной роли дедукции дей­ствительно имела место в разработанной им методологии. Сам Ф. Бэкон не имел возможно­сти приступить и распространить свой индуктивно-эм­пирический метод на область психических явлений, од­нако общее значение идей Ф. Бэкона для психологии весьма велико и существенно.

Date: 2015-07-02; view: 574; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию