Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы психологического исследования





В силу специфики предмета психологии важное значение приобретают методы исследования психики. За основу мы берём предложенную Б.Г.Ананьевым их классификацию.

Организационные методы. Они характеризуют общую организацию исследования и, прежде всего, способ подбора групп для исследования.

Метод поперечных срезов (сравнительный метод). Состоит в том, что исследования проводится на нескольких различных группах. Позволяет установить различие в группах по заданному признаку, влияние одних явлений на другие (например, влияет ли темперамент на характер противоправной деятельности).

Метод продольных срезов (лонгитюдный метод). Состоит в том, что исследование проводится на одной и той же группе испытуемых. Например, психологическое исследование проблем формирования личности юриста в вузе даст более надёжные результаты, если отследить динамику личности на одном потоке в течение пяти лет с первого по пятый кус, нежели в течение нескольких месяцев провести сравнительное изучение интересующих нас параметров путём сравнения представителей всех курсов.

Комплексный метод. Сочетает в себе достоинства того и другого. Например, при изучении динамики личности осуждённого следует помнить, что она может определяться различными условиями, например, опытом отбывания наказания. Хорошие результаты даст лонгитюдное исследование нескольких групп, дифференцированных по наличию данного опыта, например, мы поделим испытуемых дополнительно на группы в зависимости от того, какой раз он находится в местах лишения свободы.

 

Методы сбора первичных психологических данных:

Наблюдение и самонаблюдение:

Наблюдение — целенаправленное восприятие поведения субъекта или группы лиц для получения сведений об искомых психологических явлениях. Ведется систематично и результаты фиксируются.

Главным достоинством является естественность протекания изучаемых явлений. Главными недостатками - невозможность влиять на эти явления и искажающая роль наблюдателя-интерпретатора.

Виды наблюдения:

Внешнее и включенное наблюдение (наблюдатель принимает участие в работе группы).

Самонаблюдение (интроспекция) – наблюдение за собственными познавательными процессами, переживаниями и т.п.

 

Эксперимент. Состоит в варьировании условий, влияющих на протекание изучаемого явления.

Первоначально возник как лабораторный эксперимент. Основные достоинства: возможность вызывать явление необходимое количество раз; возможность изменять условия протекания по своему усмотрению.

Основным недостатком является искусственность ситуации, при которой нарушается естественность протекания изучаемых явлений. Попробуйте изучать семейные конфликты пригласив в лабораторию семейную пару и дав инструкцию поконфликтовать.

Виды эксперимента:

1.Лабораторный и естественный.

При лабораторном эксперименте испытуемые исследование проводится в искусственной обстановке, в которой испытуемые будут работать не так как в действительности.

При естественном эксперименте варьируются условия естественной среды, в которой испытуемый выполняет деятельность, субъект не знает, что является участником эксперимента.

2.Констатирующий и развивающий.

При констатирующем эксперименте устанавливается психологический факт или закономерность (например, различия в ценностных ориентациях подростков законопослушных и склонных к противоправному поведению).

При развивающем эксперименте варьируются условия развития тех или иных психических явлений (например, исследование эффективности программы коррекции противоправных установок для подростков-правонарушителей).

Опросные методы представляют собой группу методов, в которых на вербальный стимул (вопрос, утверждение) испытуемый даёт аналогичный ответ.

Основными представителями этой группы являются анкета, беседа, интервью, опросник и т.п. они очень разнообразны. Так, анкета даёт возможность быстро разработать, провести на большой выборке и обработать результаты, однако, результаты могут отличаться малой надёжностью и достоверностью, так как испытуемый часто легко может определить предмет изучения и исказить ответы. В то же время серьёзные стандартизированные опросники, содержащие иногда по нескольку сотен вопросов, дают возможность выявить различные стороны личности испытуемого, при этом специальные корректировочные шкалы позволяют проверять достоверность ответов, диагностируя различные тенденции к подделыванию реакций.

Праксиметрический метод (метод изучения процесса и продуктов деятельности) строится на принципе единства сознания и деятельности. Психика проявляется в деятельности, поэтому анализ процесса деятельности и её продуктов может служить источником информации о психических особенностях субъекта. Ярким примером практического применения этого метода могут служить рассуждения Шерлока Холмса, который по часам или по оставленной посетителем трости мог многое сказать о человеке. Наиболее разработанными вариантами данного метода являются анализ почерка (психографология) и анализ рисунков.

Проективные методы. В их основе лежит механизм проекции, т.е. склонность человека переносить на других людей свои собственные качества и мотивы. Наиболее распространёнными являются интерпретационные методики, в которых испытуемому предъявляют недостаточно определённое изображение с просьбой проинтерпретировать его (методики Роршаха, ТАТ и т.п.).

Тест представляет собой испытание, как правило, кратковременное, по результатам которого делается вывод об уровне и характере развития того или иного психического явления. Например, для определения уровня развития памяти надо просто предъявить испытуемому какой-то материал для запоминания.

Методы обработки и интерпретации данных.

Методы количественного и качественного анализа первичных психологических данных. Наиболее разработанными являются статистические методы анализа, позволяющие выявлять достоверность различий, связь параметров, группировать объекты и т.п.

В последнее время в психологии активно развиваются компьютеризованные формы психодиагностических методик и даже целые их системы. На наш взгляд, самой удачной является психодиагностическая система «Psychometric expert», разработанная ярославскими психологами Варёновым и А.А.Васищевым. эта разработка представляет собой фактически полное программное обеспечение психологического офиса: база данных, набор из более 500 психодиагностических методик, различные методы математической обработки результатов как индивидуального, так и группового обследования, интерпретаторы, нормы, систему конструирования психологических методик и т.д.

 

 

Date: 2015-07-02; view: 474; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию