Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распределение дисциплины по темам и видам работ (очная форма обучения)





 

Наименование темы Всего Часов Виды учебных занятий Самостоят. Работа
Лекции Практич.
  Третий семестр     -  
  Раздел 1. Введение в общую психологию     -  
1. Общее представление о психологии как науке     -  
2. История развития представлений о предмете психологии     -  
3. Методология исследования и система методов психологии     -  
4. Эволюционное введение в психологию     -  
  Раздел 2. Психические процессы     -  
5. Психология ощущения и восприятия     -  
6. Психология памяти, внимания, воображения     -  
7. Психология мышления и речи     -  
8. Психология эмоций и воли     -  
  Четвертый семестр        
  Раздел 3. Психология личности     -  
9. Проблема психологии личности в психологии     -  
10. Направленность личности     -  
11. Темперамент и характер     -  
12. Психология способностей     -  
13. Типология индивидуальности     -  
  Итого:        

 

 

Содержание дисциплины

Раздел 1. «Введение в общую психологию» - 90 часов:

Лекции - 10 часов,

Самостоятельная работа - 80 часов

 

Тема 1. Общее представление о психологии как науке (2 часа). Общее представление об объекте и предмете психологии, плюрализм подходов к решению проблемы предмета психологии в современной науке. Житейская и научная психология: связь и различия. Общее представление о научной психологии как исторически развивающейся системе знаний и способов его получения, а также определенном социальном институте. Специфика психологического познания: человек как субъект и объект познания.

Круг задач, решаемых психологами в различных областях производственной, социальной, духовной жизни общества. Отрасли психологии. Место психологии в системе наук. Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина. Психологическая наука и психологическая практика: проблемы соотношения.

Основные категории психологической науки. Соотношение понятий «психика», «сознание», «бессознательное». Категория отражения в психологии. Человек как субъект познания, общения, деятельности. Функции и структура психики.

 

Вопросы по теме № 1 для самостоятельного изучения (15 часов):

1. Описательные характеристики психических явлений.

2. Внешние и внутренние факторы развития психологической науки.

3. Предметно-логический, социальный и личностный аспекты развития психологического знания.

4. Специфика психологического познания.

5. Место психологии в системе наук. Значение психологии для педагогики, медицины, других областей человеческой деятельности.

6. Психология и практика. Особенности практической психологии.

7. Отрасли психологии и критерии их выделения. Специфика задач и методов различных отраслей психологии в зависимости от предмета изучения.

8. Предмет и структура общей психологии.

9. Основные категории и понятия, используемые в научной психологии.

10. Представления о функциях и структуре психики человека.

 

Тема 2. История развития представлений о предмете психологии (4 часа). Исторический подход к пониманию предмета психологии. Роль истории психологии как отрасли психологической науки в развитии современной психологии. Необходимость введения в античной философии понятия души для объяснения ряда явлений психической жизни. Представления о душе в философии Платона и Аристотеля. Предпосылки возникновения психологии как науки о сознании. Метод интроспекции, его сущность и варианты. Интроспекция и эксперимент. Интроспекция и самонаблюдение: связь и различия. Критика метода интроспекции. Понятие ассоциации в психологии. Виды и свойства ассоциаций. Общее представление об ассоциативной психологии: ее возникновение, развитие и судьба.

Современные проблемы, понятия и направления психологии. Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме. Обоснование объективного подхода и объективного метода.

Проблема неосознаваемых процессов в психологии. Роль З.Фрейда в разработке проблемы бессознательного в психоанализе. Предсознательное и бессознательное. Методы исследования бессознательного.

Целостный подход в психологии. Краткая история постановки проблемы целостности в психологии. Возникновение Берлинской школы гештальтпсихологии. Метод феноменологического самонаблюдения.

Идеографический и номотетический подходы в современной психологии. Гуманистическая психология, основные представители и идеи.

Проблема социальной обусловленности сознания во французской социологической школе. Культурно-исторический подход в психологии (Л.С.Выготский).

Развитие представлений о предмете психологии в отечественной науке (в трудах И.М.Сеченова, И.П.павлова, Г.И.Челпанова, К.Н.Корнилова, В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и их последователей). Деятельностный подход в психологии. Необходимость введения категории “деятельность” в психологическую науку (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Современные подходы к определению предмета психологии. Основные принципы психологии, сформулированные в отечественной науке.

 

Вопросы по теме № 2 для самостоятельного изучения (30 часов):

1. Метод универсального сомнения Р.Декарта и его путь к понятию сознания.

2. Понятие рефлексии в эмпирической психологии Дж.Локка.

3. Сознание как предмет экспериментального психологического исследования.

4. Свойства сознания (В.Вундт, У.Джемс), примеры их исследования.

5. Кризис «классической» эмпирической психологии сознания.

6. Обоснование объективного подхода в психологии Дж.Уотсона. Схема «стимул-реакция».

7. Проблема обусловливания. Понятие научения. Примеры эмпирических исследований в бихевиоризме.

8. Развитие идей объективного подхода в необихевиоризме Э.Толмена.

9. Необходимость введения понятия «промежуточные переменные». Примеры экспериментальных исследований.

10. Возможные классификации неосознаваемых явлений в психологии.

11. Примеры экспериментальных исследований в гештальтпсихологии. Номотетический подход в современной когнитивной психологии.

12. Две линии развития психических процессов человека.

13. Высшие психические функции (ВПФ) и их свойства. Понятие интериоризации. 14. Примеры экспериментальных исследований ВПФ в школе Л.С.Выготского.

15. Метод формирования как метод исследования ВПФ.

16. Знак и значение.

17. Историческое развитие познавательных процессов в работах А.Р.Лурии.

18. Общее строение деятельности человека. Предметность деятельности.

19. Проблема побуждения к деятельности, ее внутренней регуляции. Понятия потребности и мотива.

20. Основные свойства потребностей, их опредмечивание.

21. Функции мотива: побуждение и смыслообразование. Виды мотивов, критерии их классификации и примеры исследований.

22. Понятие действия. Цель как представление о результате, который должен быть достигнут.

23. Понятие задачи, ее объективная и психологическая структура. Процессы целеобразования и поиска средств решения задач.

24. Действие и операции. Соотношение действий и деятельности.

25. Проблема возникновения мотивов (потребностей) в ходе выполнения деятельности.

26. Взаимосвязи действий и операций в процессе формирования и выполнения навыка. Виды операций.

27. Ориентировочная, исполнительная и контрольная «части»действия (П.Я.Гальперин). Виды и свойства операций.

28. Принцип единства сознания (психики) и деятельности.

29. Проблема соотношения «внешней» и «внутренней» деятельности.

30. Проблемы интериоризации и экстериоризации.

31. Психика как ориентировочная деятельность (ориентировочная «часть» деятельности) субъекта (П.Я.Гальперин).

32. Принципы исследования в отечественной психологии - принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип системности.

 

Тема 3. Методология исследования и система методов психологии (2 часа). Понятие о методологии и методе научного исследования. Принципы психологического исследования. Связь методов психологии с методами других наук. Проблема соотношения субъективного и объективного методов в психологии.

Этапы психологического исследования. Различия понятий метода и методики в психологии. Классификация методов психологии. Методы организации научного психологического исследования: лонгитюдный метод и метод поперечных срезов. Специфика выбора и применения различных методов.

Эмпирическое исследование в психологии. Наблюдение и эксперимент, их виды и особенности. Опрос, анкетирование, интервью, беседа. Метод анализа продуктов деятельности, биографический метод. психодиагностиченские методы, метод тестов. Методы психологического воздействия и психологической коррекции.

 

Вопросы по теме № 3 для самостоятельного изучения (20 часов):

1.Понятия методологии, метода, методики в психологии.

2. Специфика методов психологии по сравнению с методами других наук.

3. Классификация методов психолгического исследования (по Б.Г.Ананьеву).

4.. Методы общей психологии.

5. Классификации методов в зарубежной и отечественной психологии.

6.. Деление методов на экспериментальные и неэкспериментальные.

7..Методы научные и практические, описательные и конфирматорные (направленные на проверку гипотез), качественные и количественные, срезовые и лонгитюдные, с одним испытуемым и группой.

8. Классификация эмпирических методов психологии.

9.. Эксперимент как основной метод современной психологии. Способы выделения связей между независимыми и зависимыми переменными (физическая изоляция, рандомизация, статистический контроль).

10. Виды экспериментов. Квазиэксперименты. Естественный и формирующий эксперимент как квазиэкспериментальные методы.

11. Методы опроса: Структурированный и полуструктурированный опрос, анкетирование, беседа.

12. Тесты и их виды.

13. Косвенные методы получения информации, анализ продуктов деятельности. 25. Сравнительно-генетические методы.

14. Научное наблюдение: формулирование цели; выбор объекта, определение единиц, формирование выборки, выбор степени и формы включенности исследователя в ситуацию, выбор способа регистрации данных. Самонаблюдение.

15. Валидность методов: внутренняя и внешняя; критериальная и конструктная.

16. Этические проблемы психологического исследования.

17. особенности методов психологического воздействия на человека.

 

Тема 4. Эволюционное введение в психологию (2 часа). Роль психики в эволюции живых существ. Психика и отражение. Формы отражения в неживой и живой природе. Проблема возникновения психики в эволюции. Гипотеза А.Н.леонтьева о происхождении и развитии психики. Проблема критериев психического, понятия раздражимости и чувствительности. Этапы психического развития в филогенезе, по А.Н.Леонтьеву: сенсорная психика, перцептивная психика, стадия интеллекта. Видовое и индивидуально-изменчивое поведение животных, навык и интеллект. Исследование интеллекта животных, функциональное использование орудий. Роль психики в эволюции животного мира (А.Н.Северцов). Современные представления о периодизации развития психики в филогенезе (К.Э.Фабри).

Возникновение, историческое развитие и структура сознания. Основные отличия психики человека от психики животных, их обусловленность качественными различиями между деятельностью человека и деятельностью животных. Психика человека и сознание человека: соотношение между ними. Неосознаваемые процессы в психике человека. Необходимость возникновения сознания в антропогенезе. Роль трудовой деятельности в формировании сознания. Ее особенности: социальность, орудийная опосредствованность, продуктивность. Биологические предпосылки трудовой деятельности. Особенности общения у животных и у человека. Качественное отличие «средств» у животных и «орудий» у человека. Орудия труда и «психологические орудия» (знаковые системы). Общественно-исторический опыт, формы его сохранения и воспроизведения. Сознание и язык. Происхождение и развитие языка в трудовой деятельности. Его функции. Качественные отличия «языка» животных от человеческого языка.

 

Вопросы по теме № 4 для самостоятельного изучения (15 часов):

1. Разные точки зрения на решение проблемы возникновения психики в эволюции (антропопсихизм, панпсихизм, нейропсихизм, биопсихизм).

2. Проблема субъективных и объективных критериев психического.

3. Понятия абиотических и биотических раздражителей, раздражимости и чувствительности, биологического смысла.

4. Психика как ориентировочная «часть» (функция) деятельности субъекта.

5. Гипотеза А.Н.Леонтьева об условиях возникновения чувствительности в эволюции и ее экспериментальное подтверждение (эксперименты по формированию светочувствительности кожи ладоней рук).

6. Взаимоотношение деятельности животного и форм отражения им мира. Общая характеристика и примеры инстинктивного поведения животных. Облигатное и факультативное научение.

7. Роль психики в биологической эволюции.

8. Происхождение сознания человека в антропогенезе.

9. Сравнение сознания человека и интеллекта животных.

 

 

Date: 2015-06-11; view: 548; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию