Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические новообразования подросткового возраста





Познавательное развитие в подростковом возрасте. Младший подростковый возраст характеризуется возрастанием познавательной активности («пик любознательности» приходится на 11-12 лет), расширением познавательных интересов.

В отрочестве интеллектуальные процессы подростка активно совершенствуются. В западной психологии развитие интеллекта в под-ростковом возрасте рассматривается с точки зрения совершенство-вания его структуры: происходит переход к формально-логическим операциям (Ж. Пиаже). В отечественной психологии в рамках системно-функционального подхода считается, что в подростковом возрасте центральной, или ведущей, функцией является развитие мышления, функция образования понятий. Под влиянием обуче­ния, усвоения более обобщенных знаний и основ наук высшие психические функции постепенно преобразуются в хорошо органи­зованные, произвольно управляемые процессы. Изменения в когни­тивной сфере влияют на отношение подростков к окружающей дей­ствительности, а также на развитие личности в целом.

Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью. Качественно улучшают­ся все основные параметры внимания: объем, устойчивость, ин­тенсивность, возможность распределения и переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом. Па­мять внутренне опосредствована логическими операциями; запо­минание и воспроизведение приобретают смысловой характер. Увеличивается объем памяти, избирательность и точность мнеми-ческой деятельности. Постепенно перестраиваются процессы мышления — оперирование конкретными представлениями сме­няется теоретическим мышлением. Теоретическое дискурсивное (рассуждающее) мышление строится на умении оперировать по­нятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от од­ного суждения к другому. В связи с развитием самостоятельного мышления, переходом к инициативной познавательной активно­сти усиливаются индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности.

Представленная выше идеальная модель того уровня психиче­ского и личностного развития, которого при благоприятных услови­ях (обучения и воспитания) должен достигнуть каждый подросток, реализуется далеко не всегда.

 

Комплексное исследование, проведенное в средних и старших классах школы, показало, что достижения многих школьников весьма далеки От теоретически воз­можных.

Реальные семиклассники имеют невысокий уровень общего психического разви­тия. Познавательная потребность у них бедна и однообразна, преобладают занима­тельные и пассивные формы ее удовлетворения. Общекультурные интересы достаточ­но широки и неустойчивы. Школьники опираются на способы механического запоминания, недостаточно используя приемы смыслового запоминания. Они не владеют в достаточной мере интеллектуальными приемами и умениями (вербального анализа, обобщения, образного анализа и синтеза). Теоретическое понятийное мыш­ление развито слабо. Личностные особенности средних школьников свидетельствуют о низком уровне саморегуляции, о выраженной школьной тревожности, неуверенно­сти в себе, эмоциональной усталости, несоответствии уровня притязаний возможно­стям учащихся.

Не умея и/или не желая учиться, не понимая необходимости этого, подросток тратит много времени и сил на домашние задания, испытывает перегрузку, от­сутствие радости и отрицательные чувства к учению. Причины неуспеваемости в средних классах связаны с отсутствием адекватной мотивации учения, со смеще­нием акцентов на формальные элементы учебной деятельности. Клеймо «непер­спективных», обвиняющая позиция учителей и самообвиняющая позиция детей довершают «проблемность» успешного обучения и интеллектуального развития в подростничестве.

Старшие подростки (9—10-й класс) в целом проявили несколько более высо-кий, но совершенно недостаточный уровень интеллектуального и личностного разви-тия. При этом индивидуальные результаты отдельных школьников могут быть весьма впечатляющими.

 

Решающее значение для развития теоретического мышления и логической памяти имеет организация и мотивация учебной дея-тельности в средних классах школы, содержание учебных программ система методов подачи учебного материала и контроля за его ycвоением.

Date: 2015-07-01; view: 470; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию