Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика подготовки и чтения лекций





ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ»

 

Лекция – логически последовательное устное изложение определенных научных знаний и материалов перед аудиторией с целью передачи ей соответствующих знаний и воспитания навыков творческого мышления.

Одно из главных достоинств и преимуществ учебных лекций заключается в том, что они чаще всего – первый источник, из которого курсант черпает совершенно новые для него понятия, привыкает к ним, включает их в свой арсенал с тем, чтобы потом свободно оперировать ими. Благодаря непосредственному контакту с лектором он усваивает особый юридический язык, характерный для юристов-профессионалов.

Одно из самых важных преимуществ лекции в том, что она приобщает курсанта к размышлению, воспитывает у него навыки научного юридического мышления. Хорошо прочитанная лекция зарождает у студента желание приобщиться к научно-исследовательской работе в области психологии: выбрать тему курсовой или выпускной квалификационной работы по этой дисциплине, подготовить доклад, самостоятельно изучить названную лектором монографию и т.п.

Ценность лекционной формы обнаруживается и в том, что в лекции, в частности по психологии, возможно учесть и отразить все новое, что появилось в законодательстве, литературе, судебной практике, политике. Иными словами лекция - это оперативный источник свежей информации, лекции должна ощущаться свежесть материала. В этом ее серьезное преимущество перед учебником.

Представляется бесспорным, что без лекций были бы невозможны либо весьма затруднительны все другие виды учебной работы - практические, семинарские занятия, самостоятельное изучение курсантами литературы и нормативных материалов, подготовка курсовых работ и т.д.

Подготовка к лекции предполагает несколько основных стадий. Прежде всего, требуется внимательное изучение части рабочей учебной программы по психологии, относящейся к данной теме. На этой стадии необходимо определить, каким вопросам программы следует уделить главное внимание, а какие светить меньше с учетом того, что отдельные темы и вопросы могут быть переданы на самостоятельное изучение. Следует ознакомиться с соответствующей главой учебника по психологии (или нескольких учебников) с тем, чтобы избежать в лекции пересказа того, что студенты сами найдут в учебниках. Ознакомление с учебниками требуется и потому, что лектор не должен допускать принципиально различное, по сравнению с учебником, решение важных теоретических вопросов без соответствующей аргументации.

Вопрос о соотношении лекций и учебников по психологии является наиболее сложным. В настоящее время ученики по психологии, подготовленные разными коллективами и отдельными авторами, издаются весьма регулярно, и ими обеспечены все курсанты. В связи с этим иногда ставится вопрос: нужны в таких условиях лекции? Представляется, что надо исходить из следующего. Во-первых, любой вопрос, рассмотренный в учебнике, лектор может изложить в соответствии с разработанными им самим теоретическими положениями. В этом случае ему придется хотя бы кратко высказать свое мнение о трактовке данного вопроса в учебнике.

Во-вторых, лектор должен уделить значительное внимание материалам уголовной статистики, которые появились последнее время и не могли быть отражены в учебниках по психологии. Необходимо исходить из того, что каждая лекция должна давать курсантам определенное представление о всей теме, предусмотренной программой, содержать анализ основных понятий, относящихся к ней. Вместе с тем, учитывая такие факторы, как общая подготовка студентов, бюджет лекционного времени, наличие или отсутствие практических занятий по данной теме, методологическое значение темы, сложность и спорность охватываемых ею вопросов, а также степень и качество их освещения в учебнике, преподаватель может одни вопросы темы рассмотреть коротко, конспективно, с отсылкой к учебнику, а другие вопросы, остающиеся спорными в литературе и практике (проблемы), рассмотреть более широко и углубленно, стараясь увлечь студентов. Таким путем он может сделать свою лекцию индивидуальной, не повторяющей учебник, обеспечить ей надлежащий теоретический уровень.

Важнейшей стадией подготовки к лекции является тщательная проверка ссылок на законы и статистические данные, которые планирует делать лектор. Нельзя допускать ссылок на утратившие силу нормативные акты или устаревшие статистические данные. Представляется необходимым выписать точное название каждого акта, который предполагается использовать, и все данные о дате его принятия, вступления в силу, источнике опубликования, внесенных в него изменениях.

Общая структура лекции определяется планом. Основной принцип построения плана лекции хорошо сформулировал О.С. Иоффе: план любой лекции должен быть построен так, «чтобы каждый следующий вопрос, к которому лектор переходит, вытекал логически из предшествующего изложения». Важнейшим элементом плана является указание в нем времени, которое намечается затратить на каждый вопрос.

Имеющийся текст лекции надо правильно использовать. По общему мнению всех, кто писал о методике лекций, читать лекцию только по тексту, не отрываясь от текста, совершенно недопустимо. Но подготовка текста очень полезна тем, что она стимулирует лектора к тщательной отработке формулировок, шлифовке языка, совершенствованию логики подачи материала. Имея текст лекции, преподаватель, как и при наличии конспекта, чувствует себя более свободно и уверенно.

Изложенные соображения о методике подготовки лекции в полной мере относятся и к подготовке лекций по психологии. Вместе с тем необходимо учитывать особенности этой дисциплины и отражать их в плане-конспекте или тексте лекции преподавателя.

Один из важных методических приемов при чтении лекции – напоминание о ранее рассмотренных фундаментальных положениях науки психологии. При чтении учебной лекции нередко возникает вопрос о том, следует ли ссылаться на авторов, мнения и разработки которых использованы лектором, и надо ли излагать дискуссии по спорным вопросам и содержание имеющихся теорий. Представляется необходимым называть основных авторов, разрабатывавших в науке данную проблему, и хотя бы одну-две фундаментальные публикации. Это можно сделать по ходу лекции, приурочив упоминание имени к изложению соответствующего вопроса темы.

Список литературы:

1. Вилънянский СИ. О методике чтения лекций // В сб.: Методические материалы. Харьковский юрид. ин-т. Харьков, 1956.

2. Галесник Л. С. О методике чтения лекций // В сб.: Вопросы методики преподавания в юридических вузах. Свердловск, 1960.

3. Иоффе О. С. Методика чтения лекций по советскому гражданскому праву // В сб.: Вопросы методики преподавания юридических дисциплин. Таджикский гос. ун-т. Труды юрид. фак-та. Вып. 5. Сталинабад, 1957.

4. Калмыков Ю.Х. Методика подготовки и чтения лекций по правовым дисциплинам // В сб.: Идейно-воспитательная работа и учебный процесс. Научно-методический сборник. Вып. 2. Саратов, 1979.

5. Кони А. Ф. Советы лекторам // В кн.: Избранные произведения в двух томах. Изд. второе. Т. 1. М.: Госюриздат, 1959.

6. Перетерский И. С. О лекциях по юридическим наукам (Из записок старого профессора) // Советское государство и право. 1950. № 9.

7. Петражицкий Л. И. Университет и наука. Т. 1. Теоретические основы. СПб., 1907.

8. Суховерхий В.Л. Подготовка и чтение лекции в юридическом вузе: Методические рекомендации. Горький, 1989.

9. Чиркин В.Е. Методика чтения учебных лекций // В сб.: Вопросы совершенствования преподавательского мастерства. Свердловский юрид. ин-т. Свердловск, 1969.

 

Date: 2015-07-01; view: 1349; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию