Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Личность как основная категория психологии. Социализация личности





Понятие личности в психологической литературе. Личность как субъект и объект социальной деятельности и отношений. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Формирование личности. Социализация. Самоактуализация. Социализация как реализация «Я - концепции». Неадекватность самооценки и оценки социума как пусковой механизм делинквентности. Развитие ответственности личности в процессе социализации. Взаимодействие социальных и биологических факторов в процессе формирования личности.

Психологическая структура личности.

Структура личности по С.Л. Рубинштейну (направленность - потребности, интересы, идеалы, убеждения, доминирующие мотивы деятельности и поведения, мировоззрение); знания, умения, навыки; индивидуально-типологические особенности (темперамент, характер, способности).

Структура личности по А.Г. Ковалеву: (направленность; характер; возможности (система способностей); система упражнений (саморегуляция, самоконтроль, коррекция действий и поступков).

Иерархическая структура личности по К.К. Платонову: подструктура направленности (отношения и моральные черты личности); подструктура социального опыта (знания, навыки, умения, привычки); подструктура форм отражения (психологическая) - индивидуальные особенности психических процессов; подструктура биологически обусловленная (типологические свойства личности, половые и возрастные особенности).

Соотношение биологического и социального в иерархической структуре личности.

Конституционные и клинические типологии личности.

Конституционная типология личности Кречмера. Типы телосложения и психические особенности личности: астеник - шизотимик; пикник - циклотимик, атлетик - тискотимик.

Клинические типологии личности. Шизоидный тип. Циклоидный тип. Гипертимный тип. Сензитивный тип. Психостенический тип. Эпилектоидный тип. Конформный тип.

Сенсорная типология.

Типология по основным сферам сенсорного опыта: визуальный тип, аудиальный тип, кинестетический тип.

Психогеометрическая типология. Типология на основе предпочитаемого вектора человеком какой-либо геометрической фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг.

Понятие темперамента. Гиппократ - основоположник учения о темпераменте. Типология темпераментов К. Галена, И. Канта. Конституционная типология (Э. Кречмер, Шелдон).

Современные теории темперамента и учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности.

Темперамент и типы высшей нервной деятельности: сангвинический (сильный, уравновешенный, подвижный, тип ВНД - сильный); холерический (сильный, неуравновешенный, подвижный, тип ВНД - безудержный); флегматический (сильный, уравновешенный, малоподвижный, тип ВНД - инертный); меланхолический (слабый, неуравновешенный, малоподвижный, тип ВНД - слабый).

Психологические особенности психики и поведения представителей различных темпераментов.

Учет свойств темперамента в профессиональной деятельности юриста.

Характер личности: понятие, структура. Черты характера, в которых проявляются отношение к себе, отношение к другим людям, к окружающему миру, отношение к вещам.

Воля в структуре характера личности. Понятие о воле, волевом усилии, волевых качествах, волевой регуляции поведения и деятельности.

Волевые качества характера: решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, инициативность, целеустремленность, сила характера, твердость характера.

Эмоциональные проявления характера: порывистость, впечатлительность, инертность, безразличие и т.д.

Интеллектуальные проявления характера: любознательность, сообразительность, глубокомыслие, находчивость и др.

Выразительные признаки характера: поступки и действия, особенности речи, внешний облик (мимика, походка, жестикуляция).

Акцентуации типов характера, представляющие интерес для юридической деятельности: гипертивный, гипотимный, циклоидный, тревожно-мыслительный, демонстративный, возбудимый (эпилептоидный), неустойчивый, затрагивающий (паранойяльный), самодостаточный, сенситивный, шизоидный, экстравертированный, интровертированный, конформный, экзальтированный.

Изучение характера в целях изучения механизма преступления, причин его совершения, оценки причин поведения обвиняемого, пострадавшего, свидетеля; выбора тактики правовых действий; реализации индивидуального подхода при проведении воспитательной, предупредительной работы с гражданами.

Способности: понятие, классификация. Способности: природные (биологически обусловленные), специфические человеческие (общие и специальные, теоретические и практические, учебные, способности к общению и т.д.).

Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность.

Физиологическая основа способностей. Факторы, обуславливающие развитие способностей: задачи, условия индивидуального развития, мотивация, активность (деятельность).

Понятие «социализации личности».

Процесс социализации личности: воспитание активной социальной ответственности, осознание долга перед обществом, понимание необходимости соблюдения социальных норм (нормативное поведение, высокая степень социальной воспитанности человека, предупреждение антисоциальных проявлений).

Стадии социализации: первичная или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода); индивидуализации (подростковый – юношеский возраст); интеграции; трудовая стадия (период зрелости человека); послетрудовая стадия (пожилой возраст).

Источники социализации: социально-политические институты, социальные группы. Механизмы социализации: подражание, освоение социальных ролей, шаблон поведения, совокупность прав и обязанностей человека, полоролевая типизация, социальное влияние.

Психология правопослушного поведения. Нормативно-ценностная система как особое психологическое образование личности.

Этапы в формировании правосознания:

• материальный мир приобретает качество принадлежности (частная, личная и государственная собственность);

• другие люди осознаются и охраняются в своей физической целостности и нравственном достоинстве нормами закона;

• личность объективирует и осознает свои действия и нравственные качества в свете правовых норм общества и его законов.

Понятие «ответственности». Виды ответственности по видам ролевых обязанностей и социальных отношений: политическая, юридическая, моральная, профессиональная и др. Виды ответственности более конкретного характера: родительская, административная, материальная, дисциплинарная, уголовная и т.д. Формирование ответственности.

Основные этические категории: «долг», «достоинство», «совесть», «честь», «счастье».

Особенности социализации личности под воздействием средств массовой информации и пропаганды.

Date: 2015-07-01; view: 396; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию