Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Важность принципа приучения в этике и педагогике. 3 page
Если мы свободно владеем английским и француз- ским языками и начинаем говорить по-французски, то при дальнейшем ходе мысли нам будут приходить в голову французские слова и почти никогда при этом мы не собьемся на английскую речь. И это родство фран- цузских слов между собой не есть нечто, совершающее- ся бессознательным механическим путем, как простой физиологический процесс: во время процесса мысли мы сознаем родство. Мы не утрачиваем настолько понима- ния французской речи, чтобы не сознавать вовсе линг-
вистнческого родства входящих в нее слов Наше вни- мание при звуках французской речи всегда поражается внезапным введением в нее английского слова.
Наименьшее понимание слышимых звуков выража- лся именно в том, что мы сознаем в них принадлеж- ность известному языку, если только мы вообще созна- ем их. Обыкновенно смутное сознание того, что все слы- шимые нами слова принадлежат одному и тому же языку и специальному словарю этого языка и ччо грам- матические согласования соблюдены при этом вполне правильно, на практике равносильно признанию, что слышимое нами имеет определенный смысл. Но если внезапно в слышимую речь введено неизвестное ино- странное слово, если в ней слышится ошибка или сре- ди философских рассуждений вдруг попадается какое- нибудь площадное, тривиальное выражение, мы полу- чим ощущение диссонанса и наше полусознательное согласие с общим тоном речи мгновенно исчезает. В этих случаях сознание разумности речи выражается скорее в отрицательной, чем в положительной форме.
Наоборот, если слова принадлежат тому же слова- рю и грамматические конструкции строго соблюдены, то фразы, абсолютно лишенные смысла, могут в ином слу- чае сойти за осмысленные суждения и проскользнуть, нисколько не поразив неприятным образом нашего слу- ха. Речи на молитвенных собраниях, представляющие вечно одну и ту же перетасовку бессмысленных фраз, и напыщенная риторика получающих гроши за строчку газетных писак могут служить яркими иллюстрациями этого факта. «Птицы заполняли вершины деревьев их утренней песнью, делая воздух сырым, прохладным и приятным»,— вот фраза, которую я прочитал однажды в отчете об атлетическом состязании, состоявшемся в Джером-Парке. Репортер, очевидно, написал ее второ- пях, а многие читатели прочитали, не вдумываясь в смысл.
Итак, мы видим, что во всех подобных случаях само содержание речи, качественный характер представле- ний, образующих мысль, имеют весьма мало значения, можно даже сказать, что не имеют никакого значения. Зато важное значение сохраняют по внутреннему содер- жанию только остановочные пункты в речи: основные посылки мысли и выводы. Во всем остальном потоке мысли главная роль остается за чувством родства эле- ментов речи, само же содержание их почти не имеет
никакого значения. Эти чувства отношений, психические обертоны, сопровождающие термины данной мысли, мо- гут выражаться в представлениях весьма различного характера. На диаграмме (рис. 5) легко увидеть, как
разнородные психические процессы ведут одинаково к той же цели. Пусть А будет некоторым впечаглением, почерпнутым из внешнего опыта, от которого отправля- ется мысль нескольких лиц. Пусть Z будет практиче- ским выводом, к которому всего естественнее приводит данный опыт. Одно из данных лиц придет к выводу по одной линии, другое — по другой; одно будет при этом процессе мысли пользоваться английской словесной сим- воликой, другое—немецкой; у одного будут преобла- дать зрительные образы, у другого — осязательные; у одного элементы мысли будут окрашены эмоциональ- ным волнением, у другого — нет; у одних лиц процесс мысли совершается разом, быстро и синтетически, у других — медленно и в несколько приемов. Но когда предпоследний элемент в мысли каждого из этих лиц приводит их к одному общему выводу, мы говорим, и говорим совершенно правильно, что все лица, в сущно- сти, думали об одном и том же. Каждое из них было бы чрезвычайно изумлено, заглянув в предшествующий одинаковому выводу душевный процесс другого и уви- дав в нем совершенно иные элементы мысли.
Четвертая особенность душевных процессов, на кото- рую нам нужно обратить внимание при первоначальном поверхностном описании потока сознания, заключается в следующем: сознание всегда бывает более заинтере- совано в одной стороне объекта мысли, чем в другой, производя во все время процесса мышления известный выбор между его элементами, отвергая одни из них и предпочитая другие. Яркими примерами этой избира- тельной деятельности могут служить явления направ- ленного внимания и обдумывания. Но немногие из нас сознают, как непрерывна деятельность внимания при
психических процессах, с которыми обыкновенно не связывают этого понятия. Для нас совершенно невоз- можно равномерно распределить внимание между не- сколькими впечатлениями. Монотонная последователь- ность звуковых ударов распадается на ритмические периоды то одного, то другого характера, смотря по тому, на какие звуки мы будем мысленно переносить ударение. Простейший из этих ритмов двойной, например: тик-так, тик-так, тик-так. Пятна, рассеянные по поверхности, при восприятии мысленно объединяются нами в ряды и группы. Линии объединяются в фигуры. Всеобщность различении «здесь» и «там», «это» и «то», «теперь» и «тогда» является результатом того, что мы направляем внимание то на одни, то на другие части пространства и времени.
Но мы не только делаем известное ударение на не- которых элементах восприятии, но и объединяем одни из них и выделяем другие. Обыкновенно большую часть находящихся перед нами объектов мы оставляем без внимания. Я попытаюсь вкратце объяснить, как это происходит.
Начнем анализ с низших форм психики: что такое сами чувства наши, как не органы подбора? (См. с. 25). Из бесконечного хаоса движений, из которых, по сло- вам физиков, состоит внешний мир, каждый орган чувств извлекает и воспринимает лишь те движения, которые колеблются в определенных пределах скорости. На эти движения данный орган чувств реагирует, оставляя без внимания остальные, как будто они вовсе не существу- ют. Из того, что само по себе представляет беспорядоч- ное неразличимое сплошное целое, лишенное всяких оттенков и различий, наши органы чувств, отвечая на одни движения и не отвечая на другие, создали мир, полный контрастов, резких ударений, внезапных пере- мен и картинных сочетаний света и тени.
Если, с одной стороны, ощущения, получаемые нами при посредстве органа чувств, обусловлены известным соотношением концевого аппарата органа с внешней средой, то, с другой, из всех этих ощущений внимание наше избирает лишь некоторые наиболее интересные, оставляя в стороне остальные. Мы замечаем лишь те ощущения, которые служат знаками объектов, достой- ных нашего внимания в практическом или эстетическом отношении, имеющих названия субстанций и потому возведенных в особый чин достоинства и независимости.
Но помимо того особого интереса, который мы придаем объекту, можно сказать, что какой-нибудь столб пыли в ветреный день представляет совершенно такую же ин- дивидуальную вещь и в такой же мере заслуживает особого названия, как и мое собственное тело.
Что же происходит далее с ощущениями, восприня- тыми нами от каждого отдельного предмета? Между ними рассудок снова делает выбор. Какие-то ощущения он избирает в качестве черт, правильно характеризую- щих данный предмет, на другие смотрит как на случай- ные свойства предмета, обусловленные обстоятельствами минуты. Так, крышка моего стола называется прямо- угольной, согласно одному из бесконечного числа впе- чатлений, производимых ею на сетчатку и представляю- щих ощущение двух острых и двух тупых углов, но все эти впечатления я называю перспективными видами стола; четыре же прямых угла считаю его истинной формой, видя в прямоугольной форме на основании не- которых собственных соображений, вызванных чув- ственными впечатлениями, существенное свойство этого предмета,
Подобным же образом истинная форма круга вос- принимается нами, когда линия зрения перпендикуляр- на к нему и проходит через его центр; все другие ощу- щения, получаемые нами от круга, суть лишь знаки, указывающие на это ощущение. Истинный звук пушки есть тот, который мы слышим, находясь возле нее. Ис- тинный цвет кирпича есть то ощущение, которое мы по- лучаем, когда глаз глядит на него на недалеком рас- стоянии не при ярком освещении солнца и не в полу- мраке; при других же условиях мы получаем от кирпи- ча другое впечатление, которое служит лишь знаком, указывающим на истинное; именно в первом случае кирпич кажется краснее, во втором — синее, чем он есть на самом деле. Читатель, вероятно, не знает пред- мета, которого он не представлял бы себе в каком-то типичном положении, какого-то нормального разреза, на определенном расстоянии, с определенной окраской и т. д. Но все эти существенные характерные черты, ко- торые в совокупности образуют для нас истинную объ- ективность предмета и контрастируют с так называе- мыми субъективными ощущениями, получаемыми когда угодно от данного предмета, суть такие же простые ощущения. Наш ум делает выбор в известном направ-
•пении и решает, какие именно ощущения считать более реальными и существенными.
Далее, в мире объектов, индивидуализированных та- ким образом с помощью избирательной деятельности ума, то, что называется опытом, всецело обусловлива- ется воспитанием нашего внимания. Вещь может попа- даться человеку на глаза сотни раз, но если он упорно не будет обращать на нее внимания, то никак нельзя будет сказать, что эта вещь вошла в состав его жиз- ненного опыта. Мы видим тысячи мух, жуков и молей, но кто, кроме энтомолога, может почерпнуть из своих наблюдений подробные и точные сведения о жизни и свойствах этих насекомых? В то же время вещь, уви- денная раз в жизни, может оставить неизгладимый след в нашей памяти. Представьте себе, что четыре амери- канца путешествуют по Европе. Один привезет домой богатый запас художественных впечатлений от костю- мов, пейзажей, парков, произведений архитектуры, скульптуры и живописи. Для другого во время путеше- ствия эти впечатления как бы не существовали: он весь был занят собиранием статистических данных, касаю- щихся практической жизни. Расстояния, цены, количе- ство населения, канализация городов, механизмы для замыкания дверей и окон—вот какие предметы погло- щали все его внимание. Третий, вернувшись домой, дает подробный отчет о театрах, ресторанах и публичных собраниях и больше ни о чем. Четвертый же, быть мо- жет, во все время путешествия окажется до того погру- жен в свои думы, что его память, кроме названий неко- торых мест, ничего не сохранит. Из той же массы вос- принятых впечатлений каждый путешественник избрал то, что наиболее соответствовало его личным интересам, и в этом направлении производил свои наблюдения.
Если теперь, оставив в стороне случайные сочетания объектов в опыте, мы зададимся вопросом, как наш ум рационально связывает их между собой, то увидим, что и в этом процессе подбор играет главную роль. Всякое суждение, как мы увидим в главе «Мышление», обуслов- ливается способностью ума раздробить анализируемое явление на части и извлечь из последних то именно, что в данном случае может повести к правильному вы- воду. Поэтому гениальным человеком мы назовем тако- го, который всегда сумеет извлечь из данного опыта истину в теоретических вопросах и указать надлежащие средства в практических,
В области эстетической наш закон еще более несом- ненен. Артист заведомо делает выбор в средствах худо- жественного воспроизведения, отбрасывая все тона, краски и размеры, которые не гармонируют друг с дру- гом и не соответствуют главной цели его работы. Это единство, гармония, «конвергенция характерных при- знаков», согласно выражению Тэна, которая сообщает произведениям искусства их превосходство над произ- ведениями природы, всецело обусловлены элиминацией. Любой объект, выхваченный из жизни, может стать про- изведением искусства, если художник сумеет в нем от- тенить одну черту как самую характерную, отбросив все случайные, не гармонирующие с ней элементы.
Делая еще шаг далее, мы переходим в область эти- ки, где выбор заведомо царит над всем остальным. Поступок не имеет никакой нравственной ценности, ес- ли он не был выбран из нескольких одинаково возмож- ных, Бороться во имя добра и постоянно поддерживать в себе благие намерения, искоренять в себе соблазни- тельные влечения, неуклонно следовать тяжелой стезей добродетели—вот характерные проявления этической способности. Мало того, все это лишь средства к дости- жению целей, которые человек считает высшими. Эти- ческая же энергия par excellence (по преимуществу) должна идти еще дальше и выбирать из нескольких це- лей, одинаково достижимых, ту, которую нужно счи- тать наивысшей. Выбор здесь влечет за собой весьма важные последствия, налагающие неизгладимую печать на всю деятельность человека. Когда человек обдумы- вает, совершить преступление или нет, выбрать или нет ту или иную профессию, взять ли на себя эту долж- ность, жениться ли на богатой, то выбор его в сущности колеблется между несколькими равно возможными бу- дущими его характерами. Решение, принятое в данную минуту, предопределяет все его дальнейшее поведение. Шопенгауэр, приводя в пользу своего детерминизма тот аргумент, что в данном человеке со сложившимся ха- рактером при данных условиях возможно лишь одно определенное решение воли, забывает, что в такие кри- тические с точки зрения нравственности моменты для сознания сомнительна именно предполагаемая закончен- ность характера. Здесь для человека не столь важен вопрос, как поступить в данном случае,— важнее опре- делить, каким существом ему лучше стать на будущее время.
Рассматривая человеческий опыт вообще, можно сказать, что способность выбора \ различных людей имеет очень много общего. Род'человеческий сходит- ся в том, на какие объекты следует обращать особое внимание и каким объектам следует давать названия;
в выделенных из опыта элементах мы оказываем пред- почтение одним из них перед другими также весьма аналогичными путями. Есть, впрочем, совершенно ис- ключительный случай, в котором выбор не был произ- веден ни одним человеком вполне аналогично с другим. Всякий из нас по-своему разделяет мир на две поло" винки, и для каждого почти весь интерес жизни сосре- доточивается на одной из них, но пограничная черта между обеими половинками одинакова: «я» и «не-я». Интерес совершенно особенного свойств, который вся- кий человек питает к тому, что называет «я» или «мое», представляет, быть может, загадочное в моральном отношении явление, но во всяком случае должен счи- таться основным психическим фактом. Никто не может прояйлячь одинаковый ингерес к собственной личности и к личности ближнего. Личность ближнего сливается со всем остальным миром в общую массу, резко проти- вополагаемую собственному «я». Даже полураздавлен- ный червь, как говорит где-то Лотце, противопоставляет своему страданию всю остальную Вселенную, хотя п не имеет о ней и о себе самом ясного представления. Для меня он—простая частица мира, но и я для него—та- кая же простая частица. Каждый из нас раздваивает мп'1 по-своему.
Дав общую характеристику психических явлений, обратимся теперь к более тонкому анализу душевной я.изни и в следующей главе прежде всего познакомимся ("„лиже с фактом самосознания, к которому нас привело ьредшествующее исследование.
Глава XII. Личность
Личность и «.я». О чем бы я ни думал, я всегда в то же 1 ремя более или менее осознаю самого себя, свое лич- ) ое существование. Вместе с тем ведь это я сознаю, так чго мое самосознание являегся как бы двойственным— частью познаваемым и частью познающим, частью объ- ектом и частью субъектом; в нем надо различать две счороны. из которых для краткости одну мы будем на-
8С
зывать личностью, а другую—«я».>.Я говорю «две сто- роны», а не «две обособленные сущности», так как при- знание тождества нашего «я» и нашей личности даже в самом акте их различения есть, быть может, самое не- укоснительное требование здравого смысла, и мы не должны упускать из виду это требование с самого на- чала, при установлении терминологии, к каким бы выводам относительно ее состоятельности мы ни пришли в конце исследования. Итак, рассмотрим сначала 1) по- знаваемый элемент в сознании личности, или, как иногда говорят, наше эмпирическое Ego, и затем 2) познающий элемент в нашем сознании, наше «я», чистое Ego, как выражаются некоторые авторы.
А. Познаваемый элемент в личности
Эмпирическое «я» или личность. Трудно провести черту между тем, что человек называет самим собой и своим. Наши чувства и поступки по отношению к неко- торым принадлежащим нам объектам в значительной степени сходны с чувствами и поступками по отношению к нам самим. Наше доброе имя, наши дети, наши про- изведения могут быть нам так же дороги, как и наше собственное тело, и могут вызывать в нас те же чув- ства, а в случае посягательства на них — то же стремле- ние к возмездию. А тела наши — просто ли они наши или это мы сами? Бесспорно, бывали случаи, когда лю- ди отрекались от собственного тела и смотрели на него как на одеяние или даже тюрьму, из которой они когда- нибудь будут счастливы вырваться.
Очевидно, мы имеем дело с изменчивым материалом:
тот же самый предмет рассматривается нами иногда как часть нашей личности, иногда просто как «наш», а иногда — как будто у нас нет с ним ничего общего. Впро- чем, в самом широком смысле личность человека со- ставляет общая сумма всего того, что он может на- звать своим: не только его физические и душевные ка- чества, но также его платье, дом, жена, дети, предки и друзья, его репутация и труды, его имение, лошади, его яхта и капиталы. Все это вызывает в нем аналогич- ные чувства. Если по отношению ко всему этому дело обстоит благополучно — он торжествует; если дела при- ходят в упадок — он огорчен; разумеется, каждый из
6-833 g^
перечисленных нами объектов неодинаково влияет на состояние его духа, но все они оказывают более или менее сходное воздействие на его самочувствие. Пони- мая слово «личность» в самом широком смысле, мы можем прежде всего подразделить анализ ее на три части в отношении 1) ее составных элементов; 2) чувств и эмоций, вызываемых ими (самооценка); 3) поступков, вызываемых ими (заботы о самом себе и самосохране-
h^l-—————————————— - ———^__-———
у Составные элементы личности могут быть подразде- лены также на три класса: 1) физическую личность, ^ 2) социальную личность и 3) духовную личность. ^^— v" Физическая личность. Ь каждом из нас телесная ор- ганизация представляет существенный компонент нашей физической личности, а некоторые части тела могут быть названы нашими в теснейшем смысле слова. За телесной организацией следует одежда. Старая пого- ворка, что человеческая личность состоит из трех частей:
души, тела и платья,— нечто большее, нежели простая шутка. Мы в такой степени присваиваем платье нашей личности, до того отождествляем одно с другой, что немногие из нас, не колеблясь ни минуты, дадут реши- тельный ответ на вопрос, какую бы из двух альтерна- тив они выбрали: иметь прекрасное тело, облеченное в вечно грязные и рваные лохмотья, или под вечно новым костюмом скрывать безобразное, уродливое тело. Затем ближайшей частью нас самих является наше семейство, отец и мать, жена и дети — плоть от плоти и кость от кости нашей. Когда они умирают, исчезает часть нас самих. Нам стыдно за их дурные поступки. Если кто- нибудь обидел их, негодование вспыхивает в нас тотчас, как будто мы сами были на их месте. Далее следует наш домашний очаг, наш home. Происходящее в нем составляет часть нашей жизни, его вид вызывает в нас нежнейшее чувство привязанности, и мы неохотно про- щаем гостю, который, посетив нас, указывает недостат- ки в нашей домашней обстановке или презрительно к ней относится. Мы отдаем инстинктивное предпочтение всем этим разнообразным объектам, связанным с наи- более важными практическими интересами нашей жиз- ни. Все мы имеем бессознательное влечение охранять наши тела, облекать их в платья, снабженные украше- ниями, лелеять наших родителей, жену и детей и при- искивать себе собственный уголок, в котором мы могли
бы жить, совершенствуя свою домашнюю обстановку.
Такое же инстинктивное влечение побуждает нас накапливать состояние, а сделанные нами ранее приоб- ретения становятся в большей или меньшей степени близкими частями нашей эмпирической личности. Наи- более тесно связаны с нами произведения нашего кров- ного труда. Немногие люди не почувствовали бы своего личного уничтожения, если бы произведение их рук и мозга (например, коллекция насекомых или обширный рукописный труд), созидавшееся ими в течение целой жизни, вдруг оказалось уничтоженным. Подобное же чувство питает скупой к своим деньгам. Хотя и правда, что часть нашего огорчения при потере предметов обла- дания обусловлена сознанием того, что мы теперь дол- жны обходиться без некоторых благ, которые рассчиты- вали получить при дальнейшем пользовании утрачен- ными ныне объектами, но все-таки во всяком подобном случае сверх того в нас остается еще чувство умаления нашей личности, превращения некоторой части ее в ни- что. И этот факт представляет собой самостоятельное психическое явление. Мы сразу попадаем на одну доску с босяками, с теми pauvres diables (отребьем), которых мы так презираем, и в то же время становимся более чем когда-либо отчужденными от счастливых сынов земли, властелинов суши, моря и людей, властелинов, живущих в полном блеске могущества и материальной обеспеченности. Как бы мы ни взывали к демократиче- ским принципам, невольно перед такими людьми явно или тайно мы переживаем чувства страха и уважения.
Социальная личность. Признание в нас личности со стороны других представителей человеческого рода де- лает из нас общественную личность. Мы не только стад- ные животные, не только любим быть в обществе себе подобных, но имеем даже прирожденную наклонность обращать на себя внимание других и производить на них благоприятное впечатление. Трудно придумать бо- лее дьявольское наказание (если бы такое наказание было физически возможно), чем если бы кто-нибудь попал в общество людей, где на него совершенно не обращали внимания. Если бы никто не оборачивался при нашем появлении, не отвечал на наши вопросы, не ин- тересовался нашими действиями, если бы всякий при встрече с нами намеренно не узнавал нас и обходился с нами как с неодушевленными предметами, то нами ов-
ладело бы свого рода бешенство, бессильное отчаяние. Здесь облегчением были бы жесточайшие телесные муки, лишь бы при них мы чувствовали, что при всей безвы- ходности нашего положения мы все-таки не пали на- столько низко, чтобы не заслуживать ничьего внимания.
Собственно говоря, у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление. Посягнуть на это пред- ставление—значит посягнуть на самого человека. Но, принимая во внимание, что лица, имеющие представле- ние о данном человеке, естественно распадаются на классы, мы можем сказать, что на практике всякий че- ловек имеет столько же различных социальных лично- стей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит. Многие мальчики ведут себя до- вольно прилично в присутствии родителей или препода- вателей, а в компании невоспитанных товарищей бес- чинствуют и бранятся, как пьяные извозчики. Мы выстав- ляем себя в совершенно ином свете перед нашими деть- ми, нежели перед клубными товарищами; мы держим себя иначе перед нашими постоянными покупателями, чем перед нашими работниками; мы — нечто совершен- но другое по отношению к нашим близким друзьям, чем по отношению к нашим хозяевам или к нашему началь- ству. Отсюда на практике получается деление человека на несколько личностей; это может повести к дисгармо- ничному раздвоению социальной личности, например, в случае, если кто-нибудь боится выставить себя перед одними знакомыми в том свете, в каком он представля- ется другим; но тот же факт может повести к гармо- ничному распределению различных сторон личности, на- пример, когда кто-нибудь, будучи нежным по отноше- нию к своим детям, является строгим к подчиненным ему узникам или солдатам.
Самой своеобразной формой социальной личности является представление влюбленного о личности люби- мой им особы. Ее судьба вызывает столь живое участие, что оно покажется совершенно бессмысленным, если прилагать к нему какой-либо иной масштаб, кроме мерила органического индивидуального влечения. Для самого себя влюбленный как бы не существует, пока его социальная личность не получит должной оценки в гла- зах любимого существа, в последнем случае его восторг превосходит все границы.
Добрая или худая слава человека, его честь или позор — это названия для одной из его социальных лич- ностей. Своеобразная общественная личность человека, называемая его честью,— результат одного из тех раз- двоений личности, о которых мы говорили. Представле- ние, которое складывается о человеке в глазах окру- жающей его среды, является руководящим мотивом для одобрения или осуждения его поведения, смотря по то- му, отвечает ли он требованиям данной общественной среды, которые он мог бы не соблюдать при другой жи- тейской обстановке. Так, частное лицо может без зазре- ния совести покинуть город, зараженный холерой, но священник или доктор нашли бы такой поступок несов- местимым с их понятием о чести. Честь солдата побуж- дает его сражаться и умирать при таких обстоятель- ствах, когда другой человек имеет полное право скрыть- ся в безопасное место или бежать, не налагая на свое социальное «я» позорного пятна.
Подобным же образом судья или государственный муж в-силу своего положения находит бесчестным за- ниматься денежными операциями, не заключающими в себе ничего предосудительного для частного лица. Не- редко можно слышать, как люди проводят различие между отдельными сторонами своей личности: «Как че- ловек я жалею вас, но как официальное лицо я не могу вас пощадить»; «В политическом отношении он мой со- юзник, но с точки зрения нравственности я не выношу его». То, что называют мнением среды, составляет один из сильнейших двигателей в жизни. Вор не смеет об- крадывать своих товарищей; карточный игрок обязан платить карточные долги, хотя бы он вовсе не платил иных своих долгов. Всегда и везде кодекс чести феше- небельного общества возбранял или разрешал извест- ные поступки единственно в угоду одной из сторон на- шей социальной личности. Вообще вы не должны лгать, по в том, что касается ваших отношений к известной даме,—лгите, сколько вам угодно; от равного себе вы принимаете вызов на дуэль, но вы засмеетесь в глаза лицу низшего по сравнению с вами общественного по- ложения, если это лицо вздумает потребовать от вас удовлетворения,— вот примеры для пояснения нашей мысли.
Духовная личность. Под духовной личностью, по- скольку она связана с эмпирической, мы не разумеем
того или другого отдельного преходящего состояния сознания. Скорее, мы разумеем под духовной личностью полное объединение отдельных состояний сознания, кон- кретно взятых духовных способностей и свойств. Это объединение в каждую отдельную минуту может стать объектом нашей мысли и вызвать эмоции, аналогичные эмоциям, производимым в нас другими сторонами нашей личности. Когда мы думаем о себе как о мыслящих существах, все другие стороны нашей личности пред- ставляются относительно нас как бы внешними объек- тами. Даже в границах нашей духовной личности неко- торые элементы кажутся более внешними, чем другие. Например, наши способности к ощущению представля- ются, так сказать, менее интимно связанными с нашим «я», чем наши эмоции и желания. Самый центр, самое ядро нашего «я», поскольку оно нам известно, святое святых нашего существа — это чувство активности, об- наруживающееся в некоторых наших внутренних душев- ных состояниях. На это чувство внутренней активности часто указывали как на непосредственное проявление жизненной субстанции нашей души. Так ли это или нет, мы не будем разбирагь, а отметим здесь только свое- образный внутренний характер душевных состояний, об- ладающих свойством казаться активными, каковы бы ни были сами по себе эти душевные состояния. Кажет- ся, будто они идут навстречу всем другим опытным эле- ментам нашего сознания. Это чувство, вероятно, прису- ще всем людям.
|