Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Л. А. Петровская, доктор психологических наук
Предисловие автора
Настоящая книга представляет сокращение моего боль- шого труда «Основания психологии». Готовя ее к печа- ти, я имел в виду дать учебник психологии, годный для классного употребления. Для этого я выпустил из мое- го большого труда целые главы, другие написал зано- во. Я выпустил историческую и полемическую части, мета4)изические рассуждения, места чисто философско- го характера, большую часть цитат и ссылок на другие книги и все не относящиеся прямо к делу подробности, предоставляя преподавателю психологии самому поль- зоваться этим материалом по мере надобности. Зная, как плохо знакома с физиологией большая часть уча- щейся молодежи, я счел нужным посвятить несколько глав описанию органов чувств и мозга '. Полагаю, что сделанные сокращения в критической части труда и более упрощенный и догматический способ изложения способствовали большей ясности в развитии моей об- щей точки зрения на психологию как на естественную науку. Около 2/5 книги написаны вновь или основатель- но переработаны; остальное скомпилировано из моего большого труда. Жалею, что не удалось добавить главы «О наслаждении и страдании», «Об эстетическом чув- стве» и «О нравственном чувстве». Может быть, мне удастся восполнить этот пробел в следующем издании, если в нем когда-нибудь представится надобность.
Пользуюсь этим предисловием, чтобы сделать не- сколько замечаний по поводу изложения «Оснований психологии». Огромное большинство критиков отнес- лись ко мне так снисходительно, что мне остается толь- ко сердечно благодарить их. Но все они сходились в од- ном общем упреке: по их мнению, изложение мое бес- порядочно, последовательность глав слишком искус- ственна. «Этот недостаток извинителен,— прибавляли
' В настоящем издании эти главы (III— IX) опущены.— Примеч. ред.
они,— так как данное сочинение состоит по большей ча- сти из собрания журнальных статей; поэтому оно не может отличаться такой систематичностью, какой мож- но требовать от цельного, специально написанного тру- да». По-моему, упрек несправедлив; оправдание, приве- денное выше, также неосновательно. Порядок изложе- ния, без сомнения, несколько нестроен, недаром боль- шинству критиков этот недостаток бросился в глаза. Но сказать, что в книге нет общего плана, мне кажется, нел11зя; я преднамеренно держался порядка, наиболее удобного в педагогическом отношении; я начинал с конкретных душевных состояний, непосредственно из- вестных всякому человеку, переходил к так называемым элементам, с которыми мы знакомимся позднее путем абстракции. Обратный порядок изложения, при котором постепенно конструируют сложные состояния сознания из элементарных психических единиц, дает возможность придать изложению более изящную форму и разделить всю книгу на ясно разграниченные части. Но эти ' пре- имущества изложения нередко приобретаются путем искажения действительных фактов. Я готов допустить, что мой синтетический порядок изложения устанавли- вался мною, так сказать, на ощупь. Но я поступал так по соображениям, которые вынуждали меня призна- вать подобный образ действия педагогически необходи- мым. Вообще наперекор моим критикам я склонен ду- мать, что упрек в «несистематичности» изложения в данном случае не есть упрек по существу, ибо мы по- лучаем живое понимание душевных явлений, удерживая наше внимание возможно дольше на конкретных состоя- ниях сознания во всей их цельности, между тем как анализ психических элементов есть, так сказать, анализ post mortem (посмертный). В последнем случае мы имеем дело не с жизненными явлениями, а с искусствен- ными абстракциями '.
* В настоящей книге я уделил так много места подробному описанию ощущения, что, следуя установившемуся обычаю, поме- щаю эти главы в начале книги, хотя вовсе не убежден, что такой порядок изложения самый лучший. Теперь, когда менять порядок глав уже поздно, я чувствую, что главы «Ощущение движения», «Инстинкт» и «Эмоция» должны ради целей преподавания немед- ленно следовать за главой «Привычка»; глава же «Мышление» дол- жна быть помеш.ена гораздо раньше, пожалуй, тотчас вслед за главой «Личность». Советую преподавателям психологии придержи- ваться именно такого порядка, невзирая на то что глава «Мыш- ление», если переставить ее на новое место, потребует легкой пере- работки.
Оставляя в стороне вопрос, правы ли мои критики в первом упреке или нет, я должен сказать, что они не- правы во взгляде на отношение моих журнальных ста- тей к предлагаемой книге. За единственным исключе- нием, все главы моих «Оснований психологии» были написаны первоначально специально для книги; только впоследствии, не предвидя окончания работы, я напе- чатал некоторые из этих глав в журналах. Без сомне- ния, я не сумел распорядиться как следует моим мате- риалом, но было бы несправедливо упрекать меня в том, что при составлении «Оснований психологии» я не при- ложил всех возможных усилий для наиболее добросо- вестного выполнения моего труда,
Глава L Введение
Определение психологии лучше всего дал Ладда — как науки, занимающейся описанием и истолкованием.,...со.:., стоянии сознания. Под состояниями сознания здесь "разумеются такие явления, как ощущения, желания., эмо- ции, познавательные процессы, суждения,'решения, хо- тения и т. п. В состав истолкования этих явлений дол- жно, конечно, входить изучение как тех причин и ус- ловий, при которых они возникают, так и действий, не- посредственно ими вызываемых, поскольку те и другие могут быть констатированы.
В предлагаемом сочинении психологию должно из- лагать как естественную науку. Это замечание требует пояснения. Большинство мыслителей полагают, что, по существу, есть только одна наука о всех объектах по- знания и что пока не познано всё, ничто не может быть познано вполне. Если бы такая наука когда-нибудь воз- никла, то это была бы философия. Па самом деле такая нэука возникнет еще очень не скоро; вместо нее мы имеем в различных областях массу начатков знания, обособленных друг от друга ради практического удоб- ства до того времени, пока с дальнейшим ростом зна- ния они не сольются в единый кодекс истины. Эти вре- менные начатки знания мы называем «науками» во множественном числе. Ради экономии времени в рабо- те каждая из этих наук ограничивается произвольно избранными проблемами знания, игнорируя все осталь- ные.
Таким путем каждая наука принимает на веру из- вестные данные, предоставляя другим отделам филосо- фии подвергать критике их истинность и значение. Так, все естественные науки верят в абсолютно не завися- щее от познающего ума существование мира материи, невзирая на то что более глубокий философский анализ этого вопроса ведет к идеализму. Механика приписы- вает материи обладание массой, проявление силы, оп- ределяя данные понятия чисто феноменальным образом
2 -833
КакьссЕяя сбластг ййб^г^аха
и не смущаясь теми иррационалыюстями, которые мож- но вскрыть в этих понятиях при дальнейшем анализе. Подобным образом движение принимается в механике за нечто абсолютно не зависящее от познающего объ- екта, несмотря на затруднения, к которым приводитта< кое утверждение. Подобным же некритическим путем в физике допускается существование атомов, действия на расстоянии и т. д.; химия берет на веру все данные фи- зики, а физиология — все данные химии. Психология, как естественная наука, рассматривает явления с такой же односторонней и временно-условной точки зрения. Сверх реальности материального мира со всеми его свойствами, реальности, принимаемой на веру другими естественными науками, психология постулирует допол- нительные, по преимуществу ей принадлежащие данные, предоставляя другим, более разработанным, отделам философии констатировать их реальность и оценивать их конечное значение. Эти данные следующие: 1) мыс- ли и чувства, и решительно всё, что может служить на< званием для изменчивых состояний сознания; 2) позна- ние других явлений при посредстве этих состояний" со- знания. К таким явлениям относят материальные объ- екты и события и другие состояния познающего духа, Материальные объекты могут быть близки или далеки по пространству и времени, состояния духа могут при- надлежать не одному только психологу-исследователю, но и другим лицам или самому исследователю, но в различное время.
Как одно нечто может познавать другое — это со- ставляет проблему так называемой теории познания. Каким образом такая вещь, как состояние духа, вооб- ще может существовать — это составляет предмет ра- циональной (названной так в отличие от эмпириче- ской) психологии. Полная истина о состояниях созна- ния станет известна только тогда, когда и теория знания, и рациональная психология скажут свое пос- леднее слово. Тем временем о них можно собрать массу условных истин, которые неизбежно войдут в состав более широкой истины, когда для этого наступит срок.
Такой временный свод положений о состояниях сознания и о познавании, которым эти состояния созна- ния пользуются, и есть то, что я разумею под психоло- гией как естественной наукой. Каковы бы ни были ко- нечные выводы теории о свойствах духа, материи и познания, при моем понимании психологии ее факты и
законы сохранят все свое значение. Если критические умы найдут такую естественноисторическую точку зре- ния произвольно суживающей взгляд на вещи, то они не должны ставить это в упрек книге, рассматривающей явления именно с такой точки зрения: скорее, им сле- дует дополнить односторонние взгляды более глубоким анализом мысли. Неполные отчеты часто практически необходимы. Для того чтобы в данном случае поднять- ся над уровнем обычных научных предпосылок, нужно было бы дать не один том, а целую полку томов, что значительно превышает силы автора.
Прибавим к этому, что предметом настоящей книги будет только человеческий интеллект. Несмотря на то, что психическая жизнь низших животных не без успеха исследовалась в последнее время, из-за недостатка ме- ста не станем ее здесь анализировать и только иногда будем ссылаться на ее проявления, именно в тех слу- чаях, когда она будет проливать свет на наше исследо- вание.
Психические явления нельзя изучать независимо от физических условий познаваемого мира. Великая ошиб- ка старинной рациональной психологии заключалась в том, что душа представлялась абсолютно духовным су- ществом, одаренным некоторыми исключительно ему принадлежащими духовными способностями, с помощью которых объяснялись различные процессы припомина- ния, суждения, воображения, хотения и т. д. почти без всякого отношения к тому миру, в котором эти способ- ности проявляют свою деятельность. Но более сведущая в этом вопросе современная наука рассматривает наши внутренние способности как бы заранее приноровлен- ными к свойствам того мира, в котором мы живем; я хочу сказать, так приноровленными, чтобы обеспечить нам безопасность а счастье в окружающей обстановке. Наши способности к образованию новых привы-к-к к запоминанию последовательных серий явлений, к от- влечению общих свойств от вещей, к ассоциированию с каждым явлением его обычных следствий представля- ются для нас как раз руководящим началом в этом мире, и постоянном, и изменчивом в то же время; рав- ным образом наши эмоции и инстинкты также приспособ- лены к свойствам именно данного мира. По большей части, если известное явление важно для нашего благо- получия, оно с. первого же раза возбуждает в нас жи- вой интерес. Опасные явления вызывают в нас инстинк-
гивпый страх, ядовитые вещи—отвращение, а предме ты первой потребности привлекают нас к себе. Короч говоря, мир и ум развивались одновременно и поэтом:
в некоторых отношениях как бы приспособились друг '•' другу. Различные виды взаимодействия между мирое вым порядком и закономерностью душевных явленийу в силу которых могла произойти с течением времещк эта существующая в настоящее время гармония отно- шений, служили предметом многих исследований «, точки зрения теории эволюции, которые хотя еще ни привели к каким-нибудь окончательным результатам- однако обогатили этот вопрос новыми идеями и освети-;
ли ряд новых проблем.?
Главным результатом этого нового воззрения была все более и более укрепляющееся убеждение, что раз- витие душевной жизни есть явление по преимуществу телеологического характера, т. е. что различные виды наших чувств и способы мышления достигли теперешне- го состояния благодаря своей полезности для регули- рования наших воздействий на внешний мир.
В конце концов немного формул в новейшей психо- логии оказало более услуг, чем спенсеровское положе- ние, что сущность душевной и телесной жизни заклю- чается в одном и том же, именно в «приспособлении внутренних отношений к внешним». Низшие животные н дети приспосабливаются к находящимся непосред- ственно перед ними объектам опыта. При более высокой степени умственного развития приспособление распро- страняется на более отдаленные в пространстве и вре- мени объекты и сопровождается все более и более сложными и точными процессами мысли.
Первичные и основные проявления душевноч жизни суть действия, клонящиеся к самосохранению. Па вто- ром плане в душевной жизни играют роль многие дру- гие случайные явления, которые при дурном приспособ- лении могут привести их обладателя к гибели. Психоло- гия в самом широком смысле этого слова должна изучать все проявления душевной деятельности — бес- полезные и вредные, наряду с благоприятствующими приспособлению. Но изучение вредоносных явлений ду- шевной жизни, составляющее предмет психиатрии -— науки о душевных болезнях,—и изучение безразличных (для приспособления) явлений душевной жизни, состав- ляющее содержание эстетики, не отражены в предла- гаемой книге,
Все душевные явления (независимо от их полезно- сти) сопровождаются телесными процессами. Они
приводят к едва заметным переменам в дыхании, крово- обращении, общей сокращаемости мышц, в деятельно- сти желез и сосудов даже в тех случаях, когда не вызывают никаких заметных движений в мышцах, за- ведующих произвольными движениями. Не только из- вестные душевные состояния, как, например, волнения, но все вообще психические явления, даже чисто мысли- тельные процессы и чувствования, по вызываемым ими результатам суть двигатели. При дальнейшем изложе- нии мы выясним это подробнее. Пока примем данное положение за один из основных фактов той науки, в область которой мы вступаем.
Выше мы сказали, что следует изучать условия, оп- ределяющие состояния сознания. Таким непосредствен- ным условием служат известные процессы в мозговых полушариях. Это положение подкрепляется таким мно- жеством патологических фактов и до такой степени руководит физиологами в самом основании огромного большинства их суждений, что для человека, знако- мого с физиологией, является почти аксиомой. Впрочем, дать сжатое и неопровержимое доказательство без- условной зависимости психических процессов от пере- мен, происходящих в нервном веществе, было бы труд- но. Что известная степень постоянной общей зависимо- сти душевных явлений от телесных существует—этого нельзя отвергать. Достаточно обратить внимание на то. как быстро может быть уничтожено (поскольку мы мо- жем судить) сознание ударом по голове, обильным кровотечением, эпилептическим припадком., приемом большой дозы алкоголя, опиума, эфира или закиси азо- та (NgO); или достаточно указать на то, как легко ка- чественно изменить состояние сознания приемом мень- шей дозы одного из этих веществ или вызовом лихорад- ки, для того чтобы увидеть, в какой степени наш луу зависит от случайных состояний тела Маленькой задер- жки в желчном протоке, приема слабительного, чашки крепкого кофе в известную минуту достаточно, чтобы временно совершенно изменить взгляды человека на жизнь.
Состояния нашего духа и наши решения более за- висят от нашего кровообращения, чем от логических оснований. Будет ли человек р известном случае тру- сом или героем — зависит от временного состояния его
нервов. Во многих случаях помешательства (хотя от- нюдь не во всех) были найдены заметные изменения мозговой ткани. Разрушение соответствующих участков мозговых полушарий вызывает потери памяти и двига- тельной способности вполне определенных порядков. Принимая в соображение указанные гракты в совокуп- ности, мы невольно готовы допустить простым и ради- кальным положение: все душевные процессы являются безусловно функцией мозговой деятельности, изменяясь параллельно последней и относясь к ней как действие к причине.
Это соображение служит рабочей (регулятивной) 1ипотезой всей физиологической психологии последних лет и будет играть роль такой же гипотезы в настоя- щем сочинении. Взятая в такой абсолютной форме, она, может быть, утверждает слишком многое, заключая и себе истину лишь отчасти. Но единственный способ удо- стовериться в ее несостоятельности заключается в ее серьезном приложении ко всякому случаю, какой толь- ко попадется. Разработка гипотезы во всей ее широте во многих случаях является единственным средством доказать ее несостоятельность. Я, впрочем, готов ут- верждать без малейшего колебания с самого начала, что единообразие в соотношениях психических и мозго- вых процессов составляет закон природы. Детальное истолкование этого закона всего лучше покажет, где трудно и где легко обнаружить его проявления,
Некоторым читателям предлагаемая гипотеза пока- жется самым неосновательным предвзятым материализ- мом. В известном смысле это, конечно, материализм:
гипотеза наша подчиняет высшее произволу низшего. Но хотя мы и утверждаем, что реализация мысли есть результат механических законов (ибо, согласно другой руководящей гипотезе, именно физиологической, законы мозговой деятельности по существу суть механические законы), мы нимало не объясняем природы мысли, уста- навливая зависимость между физическим и психиче- ским, и в последнем смысле наше предположение не есть материализм. Те авторы, которые безусловно на- стаивают на зависимости наших мыслей от нашего мозга как на неоспоримом факте, нередко являются наиболее настойчивыми сторонниками того мнения, что атот факт необъясним и что коренная сущность созна- ния никогда не может быть рациональным образом выведена из каких-либо материальных причин.
Без сомнения, нужно поработать нескольким поко- лениям психологов, чтобы установить с надлежащей точностью гипотезу о зависимости душевных явлений от телесных. До того времени книги, постулирующие ее, будут опираться до некоторой степени на пробле- матический принцип. Но изучающий психологию дол- жен помнить, что в науках постоянно практикуются подобные рискованные приемы и они обыкновенно про- грессируют зигзагом от одной абсолютной формулы к другой, которая исправляет первую чрезмерным укло- нением в противоположную сторону. В настоящее вре- мя психология двигается в материалистическом направ- лении, и в интересах ее конечных успехов ей должна быть предоставлена полная свобода двигаться в этом направлении даже теми, которые уверены, что она ни- когда не достигнет конечной цели, не возвратившись вспять. В одном только нельзя сомневаться: именно в том, что, слившись с философией в ее целом, психоло- гические формулы получат совершенно иное значение сравнительно с тем, какое они имели так долго, изуча- ясь с точки зрения абстрактной и страдающей неполно- той естественной науки, как бы ни было необходимым и неизбежным изучение психических явлений с такой вре- менно-условной точки зрения.
Подразделения психологии. Итак, нам предстоит изучить по мере возможности состояния в их соотно- шении с вероятными нервными условиями. В настоящее время окончательно выяснено, что нервная система есть не что иное, как машина, воспринимающая внеш- ние воздействия и целесообразно реагирующая на них для сохранения особи и ее рода. Это не требует разъ- яснений для читателя, знакомого хотя бы самым по- верхностным образом с физиологией.
Анатомически нервная система подразделяется на три главных отдела: 1) нервы, приносящие токи, цен- тростремительные; 2) органы центрального распреде- ления токов; 3) нервы, относящие токи, центробеж- ные.
Что касается функций, то мы имеем ощущение, цен- тральное действие и движение. Психологически мы мо- жем соответствующим образом подразделить сферу на- шего анализа согласно аналогичной схеме и последова- тельно рассматривать три основных сознательных про- цесса и их условия. Первый класс составляют ощуще- ния; второй — церебрация, или умственные процессы;
третий — стремления к действию. При подобном делении неизбежно возникает некоторая неясность, но для такой книги, как наша, это деление практически удобно, и по- тому мы будем придерживаться его, невзирая на воз- ражения, которые можно выдвинуть против него.
Глава II. Об ощущении вообще
Центростремительные нервные токи суть единственные нормальные агенты, действующие на мозг. Нервные центры человека окружены многими плотными оболоч- ками, которые предохраняют эти центры от непосред- ственного влияния сил внешней природы. Волосы, тол- стая черепная кожа, череп и по крайней мере две моз- говые оболочки, из которых одна твердая, облекают го- ловной мозг; кроме того, этот орган, как и спинной мозг, погружен в серозную жидкость, в которой он как бы плавает. При таких условиях на мозг могут влиять только следующие факторы: 1) крайне слабые, тупые механические толчки; 2) изменение притока крови, ка- чественное и количественное; 3) нервные токи, пробе- гающие по так называемым приносящим, или центро- стремительным, путям. Механические толчки обыкно- венно не оказывают никакого действия на мозг; эффек- ты, вызываемые переменами в кровообращении, обык- новенно бывают преходящи; наоборот, нервные токи производят результаты органического свойства как в момент их прибытия, так и позднее, оставляя незамег- ные следы в мозговом веществе, которые, как мы пола- гаем, остаются более или менее' постоянными свой- ствами его структуры, видоизменяя его деятельность на все будущее время.
Каждый приносящий нерв идет от определенной ча« сти периферии и раздражается и возбуждается к внут- ренней деятельности особой внешней силой. Обыкно- венно нерв известной природы нечувствителен к воз- действиям несоответствующего порядка. Например, зри- тельные нервы невосприимчивы к колебаниям воздуш- ных волн, кожные — к световым волнам эфира. Языч- ный нерв не возбуждается ароматическими благово- ниями, жар не оказывает действия на слуховой нерв. Каждая категория нервов выбирает из колебаний ок- ружающей среды только те, которые соответствуют
исключительно ей. В результате наши ощущения обра- зуют прерывистые ряды, отделенные друг от друга громадными промежутками. Нет никаких оснований предполагать, что порядок колебаний во внешнем мире представляет такую же прерывистую серию, как и порядок наших ощущений. Между самым быстрым слы- шимым движением воздушных волн (самое большое 40 тыс. колебаний в 1 с) и самым медленным движе- нием тепловых волн (быть может, несколько биллио- нов колебаний в 1 с) природа должна была где-нибудь осуществить бесчисленное множество посредующих звеньев, для восприятия которых мы не имеем соответ- ствующих нервов. Весьма возможно, что процесс, про- исходящий в нервных волокнах самых различных нер- вов, тождествен или по крайней мере сходен. Это так называемый ток, но в сетчатке ток пускается в ход од- ним порядком внешних колебаний, а в ухе — другим порядком. Это обусловлено различием концевых аппа- ратов, которыми снабжены многие центростремительные нервы.
Совершенно так же, как мы вооружаемся ложкой, чтобы зачерпнуть суп, и вилкой, чтобы взять говядину, нервные волокна вооружаются одним концевым аппа- ратом для восприятия воздушных волн, другим — для восприятия волн эфира. Концевой аппарат всегда со- стоит из видоизмененных эпителиальных клеток, пред- ставляя с нервными волокнами одно целое. Само нерв- ное волокно непосредственно возбуждается внешним агентом, который сначала воздействует на концевой ап- парат;. Волокна зрительного нерва не получают впечат- ления непосредственно от солнечных лучей; можно ка- саться льдом кожного нервного ствола, не вызывая ощу- щения холода 1. Нервы — простые проводники; конце- вые аппараты — многочисленные несовершенные теле- фоны, в которые внешний мир говорит и из которых каждый воспринимает только часть сказанного; мозго- вые клетки у центральных концов нервных волокон представляют такое же число телефонных станций: че- рез них ум воспринимает обращенные к нему издалека речи.
' Испытуемый, впрочем, может при этом испытывать боль; не- обходимо допустить, что всевозможные нервные волокна, равно как и концевые аппараты, до известной степени способны возбуж- даться с помощью механического и электрического раздражителей.
|