Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






День 4





Игра «Образуйте круг». Длительность – 15мин.

Цель: развитие доверительных отношений, готовности к сотрудничеству.

Инструкция. Игроки стоят в произвольном порядке. Затем они закрывают глаза и, не говоря ни слова, начинают осторожно двигаться по комнате. Двигаться нужно медленно, чтобы избежать резких столкновений. Звуки шагов, дыхание, тепло, исходящее от других членов группы, – все это должно помочь участникам ориентироваться в помещении. Через 1-2 минуты предложите игрокам взять друг друга за руки. После этого они должны образовать замкнутый круг. Когда соберутся все участники, ведущий информирует их о том, что круг полностью укомплектован. При необходимости он помогает отдельным «потерявшимся» детям найти дорогу к кругу. В конце игры все одновременно садятся на пол, открывают глаза и кратко обсуждают свои впечатления

Упражнение «Расскажи о проблеме». Длительность – 30 мин.

Цель: развитие умений правильного использования различных приемов общения: безмолвное слушание, уточнение, пересказ, дальнейшее развитие мыслей собеседника.

Инструкция. Участники группы объединяются в пары. «Сейчас каждый из партнеров по очереди будет рассказывать о какой-то своей проблеме. Задача другого – понять суть проблемы, разобраться в ней, используя при этом только определенные приемы общения: безмолвное слушание, уточнение, пересказ, дальнейшее развитие мыслей собеседника».

Упражнение можно проводить в «тройках». В этом случае двое беседуют так, как это описано выше, а третий выступает в роли «контролера», его задача – после высказывания первого участника пары (т. е. того, кто рассказывает о своей проблеме) показать второму участнику карточку с названием того приема, который он должен использовать, отвечая собеседнику.

В ходе обсуждения можно обратиться к группе с такими вопросами: «Какие впечатления возникли у вас в ходе беседы?», «Какие приемы вы использовали чаще, какие реже?», «Использование каких приемов вызывало у вас затруднение?», «Что давало использование приемов?».

Таким образом, данное упражнение позволяет участникам занятий осознать и проанализировать то, как им удается слушать других людей, какого рода ошибки они при этом допускают и почему. Это упражнение, кроме того, позволяет тренировать умение слушать.

Упражнение «Слепой и поводырь». Длительность - 15мин.

Цель: развитие рефлексивных способностей; осознание качеств и особенностей поведения, которые могут затруднять и облегчать взаимодействие с другими людьми.

Инструкция. Участники разбиваются на пары. В помещении, где проходят занятия, расставляются стулья на расстоянии полутора-двух метров друг от друга. Один из участников пары закрывает глаза, как будто он слепой, а другой становится «поводырем». Его задача провести партнера по комнате между расставленными стульями. В некоторых случаях, если помещение, где проходят занятия, позволяет, можно предложить участникам группы выйти в коридор, спуститься-подняться по лестнице и т. д. После того как участники пройдут весь путь и вернутся туда, откуда начинали, они меняются ролями.

После того как задание выполнено, тренер может задать группе следующие вопросы: «Какие у вас были трудности в процессе выполнения упражнения?», «Как вы себя чувствовали, когда были в роли слепого и когда были в роли поводыря?», «На что вы ориентировались, выбирая средства «управления» слепым?» и т. д.

Первый из перечисленных вопросов дает возможность отвечающему отреагировать эмоциональную напряженность, которая могла возникнуть во время упражнения, а также сделать шаг на пути осознания тех своих качеств и особенностей поведения, которые могут затруднять взаимодействие с другими людьми.

Ответы на второй и третий вопросы позволяют перейти к обсуждению характера взаимодействия в паре, выявить те факторы, которые способствуют выбору подходящих средств взаимодействия: это прежде всего понимание и чувствование партнера. Бывает так, что один «слепой» говорит о том, что ему хотелось, чтобы им управляла более твердая рука, чтобы ему оставалось меньше свободы, а другой, наоборот, сообщает о том, что испытал дискомфорт от излишнего давления. За тем и другим впечатлением стоит непонимание со стороны поводыря, проявленное по отношению к ведомому.

Кроме того, отвечая на второй вопрос, участники развивают свою способность выражать вербально свои чувства и состояния, свои рефлексивные способности.

Упражнение «Расскажи историю». Длительность - 30 мин.

Цель: отработка навыков приема-передачи информации, использование адекватных вербальных и невербальных средств коммуникации.

Инструкция. Участники объединяются в пары. Каждый из участников по очереди рассказывает своему партнеру какую-нибудь историю. Лучше, если это будет история с законченным сюжетом, раскрывающая различные чувства, переживания ее участников, психологические проблемы, коллизии, т. е. не следует ограничиваться простым повествованием: я встал, умылся, позавтракал, оделся, вышел из дома, подождал автобус и т. д. Это должна быть такая история, которую можно было бы рассказать всей группе.

У каждого из напарников будет по 3 минуты, чтобы рассказать свою историю. Тренер следит за временем и сообщает, когда оно закончится для первого рассказчика, а когда – для второго.

Участники группы рассказывают друг другу свои истории.

Теперь в каждой из пар один из партнеров переходит по кругу (по часовой стрелке) в другую пару. В новых парах участники рассказывают друг другу те истории, которые услышали от своих партнеров в предыдущих парах.

После того как истории рассказаны, все возвращаются в круг и тренер предлагает каждому рассказать ту историю, которую он услышал во второй раз. После каждого рассказа тренер обращается к тому, от кого рассказчик услышал эту историю, и к тому, кто рассказал ее первоначально, т. е. к автору истории, с вопросами: «Что оказалось упущенным из того, что вы рассказали? Что искажено?», «Может быть, появилось что-то новое, то, о чем вы не говорили?».

Упражнение «Разговор в парах». Длительность – 15мин.

Цель: развитие навыков использования приемов активного слушания.

Инструкция. Упражнение проводится в парах. Каждый участник получает карточку. На каждой карточке текст разделен на три части: первая часть посвящена общему описанию ситуации, и она зачитывается до начала разговора. Здесь подчеркнута роль, которую будет играть участник – обладатель карточки. Вторая часть текста содержит то, что участник будет открыто говорить своему собеседнику, а в третьей части текста изложена истинная причина поведения участника в ситуации, которую он не готов сразу открыто высказать. Задача второго участника, принимающего на себя другую роль, указанную в карточке – понять истинную позицию собеседника. При этом он должен использовать уточнение, пересказ, дальнейшее развитие мыслей собеседника, сообщение о своем состоянии и состоянии собеседника. Основная задача: участникам не нужно решать проблему собеседника, необходимо только понять, в чем дело.

В ходе работы проводится два разговора: сначала один из участников пары будет разбираться в проблеме другого, потом – наоборот.

В процессе выполнения упражнения тренер может подходить по очереди к каждой из пар, при необходимости вносить коррективы в действия того, кто, используя перечисленные приемы, должен понять собеседника.

После завершения упражнения можно предложить его участникам обменяться соображениями по поводу использования в беседе приемов активного слушания.

Примеры карточек

Сын (дочь) уговаривает мать (отца) поехать в санаторий. Мать (отец) живет вместе с семьей сына (дочери).
Мать (отец) отказывается, говоря, что семье сына (дочери) будет сложно самой справиться с хозяйством, с детьми.
На самом деле у нее (него) появился новый знакомый (знакомая), с которым(ой) она (он) не хотел(а) бы сейчас расставаться.

 

Сотрудник приходит к начальнику отдела и говорит, что хочет уволиться.
Говорит, что нашел работу ближе к дому и сможет больше времени уделять воспитанию детей.
На самом деле считает, что его работа не оценивается по заслугам, обижен на начальника и решил уволиться именно поэтому.

 

Упражнение «Разговор по телефону». Длительность - 15мин.

Цель: развитие умений восприятия и понимания партнеров по общению.

Инструкция. Участники группы садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул. На стул по очереди приглашаются некоторые участники (выбираются по желанию), которые будут «говорить» по воображаемому телефону. При этом они не будут произносить ни одного слова вслух. Предварительно тренер договаривается с 3-4-мя участниками группы. Одного из них тренер просит «поговорить» по телефону с ребенком, другого – с начальником, третьего – с другом или с любимым человеком и т. д. Задача остальных участников – постараться понять, с кем и о чем идет разговор.

Каждый разговор длится около минуты. После этого тренер просит наблюдавших высказать предположения, с кем и о чем говорили. На следующем этапе обсуждения тренер может задать вопрос: «На какие признаки вы ориентировались, определяя, с кем разговаривали участники?» С этим вопросом лучше обратиться к тем участникам группы, которые дали правильные ответы на первом этапе обсуждения.

Во время обсуждения, как правило, обнаруживается, что основным ориентиром для определения того, с кем «разговаривает» человек, были его состояния, идентифицируемые с помощью наблюдения за невербальными, прежде всего мимическими проявлениями.

Упражнение «Ценное качество». Длительность – 15мин.

Цель: выявить затруднения в общении участников группы; выявить степень групповой сплоченности и зрелости; обнаружить источники напряженности в группе.

Инструкция. Группа сидит по кругу. «Итак, мы оказываемся в состоянии развить в себе что-то полезное благодаря тому, что другой человек ставит перед нами проблему – по тем или иным причинам, проблемы возникают и с теми людьми, которые в целом нам близки и приятны. Давайте сейчас сосредоточимся не на принятой и удовлетворяющей нас стороне общения и взаимодействия друг с другом, а на трудностях и проблемах, которые иногда возникают в процессе вашего общения с кем-либо из участников нашей группы, включая тренера. Вначале нужно осознать эту трудность или проблему, затем осознать, какое ценное качество эта проблема или трудность позволяет нам развивать в себе, а только потом уже сказать, обращаясь к конкретному участнику: «Общаясь с тобой, я развиваю свое произвольное внимание». Тот, к кому обращено высказывание, может уточнить причину: «Скажи, а почему?» В этом случае автор высказывания ее называет: «Потому что иногда мне трудно уловить суть длинной речи».

Обязательное условие: объяснения причин высказывания должны даваться только в форме «Я-посланий» и ни в коем случае не в форме «Ты-посланий», так как в последнем случае упражнение может превратиться в привычный для обыденного общения обмен взаимными упреками и претензиями. Суть же упражнения состоит в том, чтобы осознать собственную проблему в общении и затем сообщить другому человеку, почему эта проблема возникает именно в общении с ним. Но сделать это нужно особым «психосинтетическим» способом, не нарушающим личностной целостности другого человека.

«Я-послания» говорят о том, что нечто создает для меня проблему и, решая ее, я становлюсь в чем-то лучше. «Ты-послания» же говорят о том, что ты ставишь передо мной проблему и из-за тебя мне приходится что-то менять в себе. Поскольку привычнее для нас «Ты-послания», посмотрим, как они могут быть превращены в «Я-послания».

1) «Ты-послания»

«Из-за того, что ты очень много говоришь, мне приходится слишком напрягать свое внимание».

«Я-послания»

«Общаясь с тобой, я развиваю произвольное внимание». (Пояснение, если его просят дать: «Это потому, что мне бывает трудно уловить суть длинной речи»).

2) «Ты-послания»

«Ты все время сидишь с непроницаемым видом, так что трудно понять, какая ты на самом деле».

«Я-послания»

«Общаясь с тобой, я благодарю судьбу! Ибо в процессе общения с тобой я развиваю свою психологическую проницательность». (Пояснение, если его просят дать: «Это потому, что мне очень трудно улавливать тонкие и незаметные невербальные сигналы. Я понял, что смотрю все время только на тех, кто чаще высказывается, смеется, восклицает и т. п.»).

Иногда участникам группы сложно переключиться с приятных сторон общения на проблемные. Некоторые из них начинают в своих высказываниях подчеркивать положительные стороны другого человека, которые воспринимают как пример для себя: «Общаясь с тобой, я учусь выдержке, ты такая выдержанная!» и т. п. В этом случае необходимо повторить инструкцию.

Упражнение заканчивается только после того, как каждый из участников по крайней мере один раз выскажется. После этого можно задать группе вопрос: «Что дает это упражнение?» Чаще всего участники указывают на то, что благодаря этому упражнению они осознали свои собственные проблемы – «слепые пятна», не позволяющие воспринимать и принимать других людей такими, какие они есть. Кроме того, упражнение помогает участникам понять, что именно в поведении других людей затрудняет их общение с ними.

Данное упражнение может прояснить или обострить напряжения, существующие в группе, вызвать новые источники напряжений. То, насколько успешно группа справляется с этим упражнением, может служить показателем степени групповой сплоченности и зрелости. Если тренер почувствует, что участники группы защищаются от этого упражнения, повторяя фактически одни и те же высказывания о произвольном внимании, выдержке, чуткости и т. п., то ему придется решать, следует ли настаивать на выполнении упражнения или довольствоваться формальным его прохождением группой.

Упражнение «Общность интересов». Длительность - 30 мин.

Цель: развитие навыка снижения напряжения в беседе – подчеркивание общности с партнером; изучение взаимоотношений в группе.

Инструкция. В общении почти всегда приходится совмещать несколько уровней включенности в ситуацию общения: участие в ней, наблюдение и отражение всего происходящего, планирование будущего и т. д.

Трудность такого многоуровневого существования усугубляется тем, что степень эмоционального включения может быть очень большой, но в то же самое время, как наблюдатель, каждый человек должен сохранять определенную отстраненность от ситуации. У каждого человека в опыте есть случаи, когда то или иное состояние, овладевшее им, помешало заметить что-то важное в поведении, особенностях реагирования собеседника, вникнуть в смысл его слов. Следующее упражнение – модель такого многоуровневого существования в ситуации общения.

Участники встают в круг и перебрасывают друг другу мяч, подчеркивая при этом не внешнее сходство или общность в цвете ботинок и т. п., а какое-то личностное сходство или родство с партнером. Например, кто-то бросает мяч говорит: «Мне кажется, нас с тобой объединяет такое качество, как...», далее называется то качество, которое является общим для них. Человек, который ловит мяч, если он согласен с этим высказыванием, говорит: «Да, согласен»; если же он не согласен, то он отвечает: «Я подумаю над этим». И действительно, он получил информацию к размышлению: коль скоро человеку кажется, что данное качество их объединяет, значит, это может как-то влиять на поведение этого человека, его восприятие и т. п. После этого участник, уже поймавший мяч, бросает его какому-либо другому участнику и т. д.

В ходе упражнения тренер следит за правильностью выполнения инструкции и за тем, чтобы мяч побывал у каждого участника по крайней мере один раз. После того как это последнее условие будет выполнено, тренер выжидает еще какое-то время, чтобы мяч был переброшен еще несколько раз, и затем заканчивает упражнение.

Участники садятся на свои места, и тренер задает им первый вопрос: «Вспомните, пожалуйста, кто были три человека, которые последние получили первый мяч, в то время как остальные получили его уже несколько раз?» Участники группы должны ответить на этот вопрос письменно. После того как все сделают свои записи, тренер просит тех, кто является «субъектами вопроса», – т. е. тех людей, которым мяч был послан позже всех остальных, поднять руки. В этот момент каждый может проверить точность своего ответа.

После этого тренер предлагает группе письменно ответить на вопросы: «Кто в группе получил мяч три и более раз?»; «Какие участники группы получили мяч только один раз?». После этого тренер предлагает поднять руки «субъектам вопроса» – сначала тем, кто получил три и более мячей, затем тем, кто получил один мяч. Каждый участник проверяет точность своих ответов и сообщает их группе.

В процессе обсуждения результатов тренер может задать вопрос: «Почему мы были недостаточно точны в своих наблюдениях?» Очень часто члены группы сами начинают говорить о том, как трудно одновременно быть вовлеченным в задание и эмоционально переживать: кто тебе бросит мяч? Что скажет при этом? К кому обратишься ты сам? Что будешь говорить? и т. п., – и при всем этом еще и наблюдать за группой в целом. Часто группа приходит к выводу, что задача наблюдения тем сложнее, чем сложнее деятельность, в которую ты вовлечен, и чем она более личностно значима для тебя.

При более глубоком обсуждении данного упражнения тренер может задать вопрос: «Как вам кажется, в выполнении этого задания проявилась ли мудрость группы?» Для ответа на этот вопрос участникам нужно сделать еще один шаг в исследовании собственной группы – оказала ли она поддержку тем своим членам, которые в этом нуждались? Не ранила ли кого-нибудь из участников?

Упражнение "Триалог". Длительность – 20 мин.

Цель: развитие коммуникативной гибкости.

Инструкция. Ведущий предлагает называть словом "триалог" разговор троих людей, по аналогии с "диалогом". В этом упражнение предлагается сузить понятие "триалог" до искусственного: каждый участник триалога говорит так, будто бы находится в ситуации диалога: к собеседникам он обращается на "вы", подразумевая под этим "вы" сразу обоих других собеседников; нельзя также обращаться к кому-то косвенно, используя "он", "она" или производные ("он говорит", "я хочу ей сказать" и т.д.); разговор происходит не в произвольном порядке, а по очереди (первый, второй, третий, потом опять первый и т.д.). Ведущий вызывает троих добровольцев. Рассаживает их широким равносторонним треугольником. Корпус каждого участника направлен должен быть все время ни на кого-то из двух других участников, а в промежуток между ними. Между участниками разыгрывается любая несложная ролевая игра. Например: Сцена в ресторане: Посетителю попадается в супе муха. Он высказывает возмущение официанту и директору ресторана. Задача официанта - свалить вину с себя на самого посетителя. Задача директора - сгладить конфликт. Ведущий следит за соблюдением правил. Если кто-то нарушает правила (например говорит: "Вы говорите, что в вашем супе муха была?"), ведущий просит изменить фразу. После каждой ролевой игры проводится небольшое обсуждение: Удобно ли общаться в таком формате? Какие преимущества у него? недостатки? Хотели бы участники в реальной жизни так разговаривать?

Упражнение «Аплодисменты по кругу». Длительность – 5 мин.

Цель: завершение дня занятий.

Инструкция. «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа».

 

По завершению: обсуждение тренингового занятия, выражение участниками своих чувств и эмоций.

Date: 2015-07-01; view: 418; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию