Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






День 3





Упражнение «Снежки». Длительность – 10мин.

Цель упражнения: разминочное, направленное на координацию, сплочение группы, установление «разряженной» обстановки.

Инструкция: «Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника».

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду <Стоп!>, вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию.

Упражнение «Образы». Длительность - 20 мин.

Цель: установление взаимодействия с партнером.

Инструкция. Группа свободно перемещается в помещении. Каждый сосредоточивается на ощущениях своего тела. В ходе движения участники интуитивно подбирают партнера. Один из партнеров представляет себя, например, в образе гриба, вживается в роль и изображает выбранный им образ. Напарник пытается вчувствоваться в него, взаимодействовать с ним и определить задуманный образ. Контакт без слов. Смена ролей.

При выполнении упражнений сосредоточьтесь на сознавании, вчувствовании. Необходимое время варьируется в зависимости от состава участников и их особенностей.

Вопросы обратной связи: Как вы определяли образ, который вам захотелось принять? Какие средства вы использовали, чтобы ваш образ стал понятен партнеру? Как вы корректировали свое поведение, когда видели, что партнер вас не понимает? Какие новые средства коммуникации вы в себе открыли?

Упражнение «Ежик». Длительность – 10мин.

Цель: найти новые средства взаимодействия с партнером, учиться достигать своей цели, делая приятно партнеру.

Инструкция. Один из участников сворачивается в клубочек. Другой должен его раскрутить. «Выберите партнера по желанию. Один из вас сворачивается в клубочек и сохраняет это положение. Ваша задача – развернуть его. Найдите подход к партнеру. Создайте условия, при которых «ежик» захочет сам раскрутиться. Установите взаимопонимание. Запрещаются силовые приемы, щекотка, уговаривание словами».

Упражнение считается выполненным, если участник в роли «Ежика» производит непроизвольные движения, т. е. есть реакции против своей воли на действия партнера. Отметьте установление психологического контакта. Упражнение развивает внимание, бережное и чуткое отношение к партнеру, учит находить взаимопонимание.

Это упражнение учит добиваться желаемого результата, не насилуя партнера. Подумайте, как можно применить полученный опыт в реальной жизни, вспомните ситуацию, с которой вы не могли справиться и были вынуждены применить силу. Если есть возможность, обсудите с партнером эту ситуацию, узнайте, какие ваши действия были ему особенно неприятны и каких он от вас ждал, чтобы уступить.

Упражнение «Интервью». Длительность – 30мин.

Цель:развитие коммуникативных умений и рефлексивных навыков; формирование навыков интервьюирования с учетом снятия мотивационных искажений.

Инструкция. Каждый участник должен в течение 3-5 мин. подготовить по одному вопросу для всех членов группы. Вопросы должны касаться внутренних личностных особенностей человека – его характера, привычек, интересов, привязанностей, установок и т. п. Основное правило – отвечать как можно более полнее и откровеннее. Участник, готовый первым дать интервью группе, садится так, чтобы видеть в лицо всех членов группы. Члены группы по очереди задают приготовленные (именно этому участнику) вопросы. В качестве интервьюируемого должен побывать каждый участник.

Упражнение «Качества». Длительность – 15 мин.

Цель: Самораскрытие, получение обратной связи. Повышение сплоченности группы.

Инструкция. По кругу, каждому участнику тренинга, на отдельном листочке пишутся 2 качества, которые Вы цените в этом человеке и 2 качества, которые Вы хотели бы видеть более развитыми. Листочки, пройдя полный круг, возвращаются к автору. Проводится обсуждение.

Упражнение «Я тебя понимаю». Длительность – 15 мин.

Цель: формирование умения давать обратную связь; выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям.

Инструкция. Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 3-4 мин. в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен или подтвердить правильность предположений, или опровергнуть их. Работа может происходить как в парах, так и в общем круге.

Упражнение «Желание». Длительность - 15 мин.

Цель: развитие невербальных коммуникативных умений.

Инструкция. Каждый участник пишет на листке желание. Задача: «заставить» партнера его «выполнить», не говоря о нем. Затем продемонстрировать листок.

Упражнение «Дар убеждения». Длительность – 20 -30 мин.

Цель: развитие навыков убедительной речи.

Инструкция. Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили, у кого из них в коробке лежит бумажка, каждый начинает доказывать «публике» то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае, если публика ошиблась, ведущий придумывает ей «наказание» (например, на протяжении одной минуты попрыгать). Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда публика ошибалась, какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

Упражнение «Дай яблоко». Длительность – 10мин.

Цель: расширение коммуникативного репертуара.

Инструкция. Соревнуются двое участников: один просит другого дать ему яблоко, другой же находит повод ему отказать, ссылаясь на недостаток информации.

– Дай мне, пожалуйста, яблоко.

– Я с удовольствием выполнил бы вашу просьбу, но не могу – я не знаю какое.

– Дай мне, пожалуйста, красное яблоко.

– Я с удовольствием выполнил бы вашу просьбу, но не могу, – я не знаю какое из красных яблок.

Игра хронометрируется и идет до тех пор, пока формулировка просьбы не оставит «лазейки», чтобы ее не выполнить.

Условие:в игре не должны применяться некорректные ходы и манипуляции: «дай немедленно», «не дам и все», «почему я должен...» и т. д. Задача – остаться «в коридоре» деловой этики отношений.

Упражнение «Беседа в разных положениях». Длительность – 10мин.

Цель: осознание наиболее удобных и комфортных положений для ведения беседы.

Инструкция. Участники садятся по парам. Каждая пара занимает удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Дается 6 минут для беседы (тренер может предложить для обсуждения связанные с контекстом группы или нейтральные темы). По указанию тренера в ходе беседы участники должны менять положение, не прекращая разговора. Участники 1,5 минуты беседуют, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты – один сидя, другой стоя, и наоборот (лицом друг к другу), 1,5 минуты – сидя лицом друг к другу.

При обсуждении упражнения тренер может задать вопросы о том, в каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в каком – наиболее комфортным. Участники достаточно аргументировано проговаривают идеи о наибольшей комфортности равных положений (например, оба сидят). Это позволяет высказать мысль о важности для эффективного установления контакта равенства позиций участников, отсутствия между ними барьеров, о нахождении глаз на одном уровне.

Упражнение «Побуждение к действию». Длительность - 30мин.

Цель: развитие умения обращаться с просьбой к партнерам.

Инструкция. Участники группы сидят по кругу. «Довольно часто мы сталкиваемся в жизни с ситуациями, в которых нам необходимо побудить другого человека что-то сделать. Наши попытки окажутся более результативными, если мы учтем личностные особенности человека, к которому обращаемся, а также его настроение, состояние в момент разговора. Будем опираться на эти идеи в ходе своей дальнейшей работы. Вспомните, пожалуйста, ситуацию, в которой бы вы хотели побудить другого человека на какие-то действия. Например, вы обращаетесь к приятелю с предложением сопровождать вас в магазин за покупками и т. д.»

Тренер дает какое-то время для выполнения задания и, убедившись, что каждому удалось вспомнить ситуацию, продолжает инструкцию:

«Мысленно поставьте на место человека, к которому вы обращаетесь, всех членов нашей группы по очереди и подумайте, как бы вы обратились к каждому, как бы повели разговор, учитывая его личностные особенности? Можете записывать возникающие варианты. На эту работу у вас будет примерно пятнадцать минут».

После того как все будут готовы, тренер предлагает участникам разбиться на группы, по 4-5 человек в каждой. Каждый участник, кратко охарактеризовав свою ситуацию, обращается по очереди к остальным членам своей подгруппы, представляя их на месте своего собеседника. Они же реагируют от лица этого собеседника. Каждый разговор длится 1-2 минуты. В конце разговора те, к кому обращались, высказывают свои впечатления, говорят, что побуждало их идти навстречу просьбе, а что снижало это желание.

После завершения работы в малых группах следует продолжить обсуждение «в кругу». В ходе этого обсуждения можно составить перечень того, что способствует достижению успеха в ситуации побуждения другого человека к поступку.

Обычно участники группы называют следующие моменты:

• удалось понять интересы собеседника и учесть их в ходе разговора;

• был установлен хороший эмоциональный контакт;

• помогает уверенность в себе, которая, в частности, проявляется в тональности разговора;

• открытость;

• четкое изложение причин побуждения. Данное упражнение особенно эффективно в контексте тренинга ведения деловых переговоров.

Упражнение «Иван Петрович». Длительность – 15мин.

Цель: анализ ошибок, сопровождающих процесс приема и переработки информации.

Инструкция. Это упражнение может выполняться после появления в группе идей, относящихся к процессам приема и передачи информации в ходе общения. Задача участников будет заключаться в приеме и передаче сообщений. Один из участников остается в комнате, а все остальные выходят за дверь.

Тренер зачитывает оставшемуся участнику текст, предварительно еще раз напомнив ему о том, что он должен будет передать его следующему участнику. Тренер последовательно приглашает участников, ожидающих за дверью, каждый из которых выслушивает сообщение предыдущего и затем пересказывает его следующему участнику. Последнему участнику, получившему сообщение, тренер задает вопрос: «Ты только что получил сообщение. Скажи, пожалуйста, что ты будешь делать после того, как получил информацию?»

Вариант текста: «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».

Перед обсуждением упражнения уточняется, что при приеме информации происходит структурирование содержания, которое предполагает последовательное выделение всех прозвучавших идей (участники выполняют эту работу, опираясь на текст, использовавшийся в упражнении), а затем их ранжирование по степени важности. В частности, безусловно важной является информация, которая требует от получателя каких-то срочных практических действий. Однако очень часто люди проводят ранжирование идей до того, как выделили все полученные, что приводит к субъективным преобразованиям информации и ошибкам. Иллюстрируя эти положения материалом упражнения, тренер выделяет три типа ошибок, характерных дли передачи сообщений: а) утрата; б) искажение; в) дополнение.

Упражнение имеет достаточно большой эффект: ошибки легко дифференцируются и осознаются участниками, увеличивается включение участников в групповой процесс.

Упражнение «Предметы». Длительность – 20мин.

Цель: обучение адекватному нахождению средств передачи информации; рефлексия причин невербальных интерпретаций, точности их нахождения.

Инструкция. Одному из участников тренер прикалывает на спину карточку, на которой написаны названия различных предметов, состояний, понятий. Например: лампа, сон, свет, веселье и т. д.

Задача этого участника – подходить к остальным участникам группы (по своему выбору), и те, к кому он подошел, невербально будут показывать ему, что написано у него на карточке. Задача участника – понять, что написано на карточке.

В ходе упражнения тренер побуждает участников к его продолжению до того момента, пока участник точно не установит, что же написано на карточке, после чего карточку получает следующий участник.

Упражнение «Просьба». Длительность - 15мин.

Цель: развитие умения эффективной просьбы, способности достижения цели.

Инструкция. Многое зависит от того, как попросить человека о каком-то одолжении, каким тоном, в какой обстановке, с каким настроением вы изложите свою просьбу. От этого, по существу, зависит – «быть или не быть». Существует совсем небольшое количество приемов, которые могут значительно повысить вероятность выполнения вашей просьбы. Выберите себе партнера и пока в порядке шутки попросите его о некотором одолжении. Попросите у него на время, например, очки, авторучку. Можно что-то более существенное, можно попросить о каком-то одолжении с его стороны, но все зависит от той формы, в которой вы изложите свою просьбу. Собеседники всегда ценят тактичность, дипломатичность, а также оригинальность и находчивость. Трудно отказать в просьбе, если она исходит от друга, а ведь можно создать дружеское расположение к себе и совсем незнакомого человека. Если просьба будет начинаться с комплимента, упоминания заслуг того, к кому вы обращаетесь, его авторитета и знаменитости, ваши шансы повышаются, а сам факт обращения к нему создает еще большую значимость, повышает авторитет и является большой честью для всех, кто к нему обращается. Известно, что когда к мужчине обращается с просьбой женщина, можно ожидать большего успеха. Если за просьбой тут же следует, еще до получения ответа, косвенная признательность, благодарность за предстоящую услугу, уже трудно отказать.

Выберите себе партнера, подойдите к нему, присядьте рядом и попробуйте, может быть, начиная издалека, попросить у него что-нибудь. Пожалуйста, начали. Теперь просьба каждому подойти к ведущему со своими трофеями. Разумеется, их придется вернуть, но первенство все равно сохранится за тем, кто набрал больше всего трофеев.

Упражнение «Выход из контакта». Длительность – 10мин.

Цель: развитие умения корректно выйти из контакта, не создавая конфликтной ситуации.

Инструкция. Участники разбиваются по парам. «Вы встретили не очень близкого знакомого, который заводит с вами разговор, расспрашивает о делах, семье, проявляет назойливость. Вы вступаете в разговор, но, взглянув на часы, понимаете, что у вас нет времени. Вы должны достойно выйти из контакта». Далее в процессе обсуждения вместе с группой можно выявить и зафиксировать приемы дистанцирования в общении.

Упражнение "Карлики и великаны". Длительность – 5 мин.

Цель упражнения: разминочное, развитие внимательности и сосредоточенности.

Инструкция. Все стоят в кругу. На команду: <Великаны!> - все стоят, а на команду: <Карлики!> - нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников - приседает на команду <Великаны>.

По окончании занятия: обсуждение прошедшего дня.

Date: 2015-07-01; view: 437; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию