Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Решение контрольного примера





 

Алгоритм решения классической транспортной задачи:

1) Проверяем, выполняется ли условие баланса, те. равенства запасов и потребностей.

Если выполняется – приступаем к п.2, если нет – вводим фиктивного поставщика (потребителя) с сij=0 (если задача решается на максимум, то ¥).

2) Распределяем груз используя любой способ составления опорного плана (например, метод северо-западного угла). приэтом должно соблюдаться условие и (все запсы вывезены, все потребности удовлетворены).

3) Проверяем составленный опорный план на вырожденность. Для решения ТЗ план должен быть невырожденным, т.е. кол-во заполненных клеток плана должно быть равно m+n-1

4) Оптимизируем полученный план, например методом потенциалов.

Для этого рассчитываем потенциалы ui и vj из условия, что сij= ui+ vj

Изначально, u1 или v1 приравнивается к 0.

5) Для незаполненных клеток плана рассчитываются коэффициенты

Lij=cij-(ui+vj).

Если Lij ³ 0 (при решении задачи на минимум), то полученный опорный план оптимальный и решение задачи прекращается.

6) Если нет – из всех отрицательных L выбираем наибольший по моду

лю. Из клетки, соответствующей данному коэффициенту L строится

замкнутый контур. На углах контура должны быть заполненные

клетки, за исключение клетки с максимальным по модулю отрица-

тельным коэффициентом L, которая называется «плохой».

Клетки контура по кругу помечаются знаками «+» и «-», начиная от

«плохой», которая всегда «+».

Производится перераспределение грузов между клетками контура

следующим способом: из отрицательных клеток выбирается клетка с

наименьшим количеством груза, указанный груз вычитается из из

грузов отрицательных клеток и прибавляется к грузу положительных

клеток.

7) Получаем новый опорный план, который опять оптимизируем

методом потенциалов и так до тех пор, пока все коэффициенты L

не будут неотрицательными.

 

Полученный в итоге план перевозок будет иметь минимальную стоимость.

Решим контрольный пример.

Дано:

В хозяйстве имеются 3 склада, где хранится 600т минеральных удобрений., на первом – 200т, на втором – 150т, на третьем – 250т. Эти удобрения должны быть вывезены на 4 поля, причем на первое поле должно попасть 100т, на второе – 150т, на третье – 150т и на четвертое – 75т. Транспортные издержки перевозки удобрений от соответствующих складов на поля известны.

Найти:

Составить такой план перевозок, при котором общие транспортные

расходы были бы минимальными.

Решение:

1) Сформируем все исходные данные в виде специальной таблицы.

Числа в нижнем правом углу каждой клетки – тарифы перевозок 1т удобрений с соответствующего склада на соответствующее поле (например, в тыс. тенге)

Таблица 1 – исходные данные задачи.

потреб. полей, тонн        
запасы складов, тонн
         
       
         
       
         
       

 

2) Проверим, выполняется ли условие баланса между наличием и потребностями удобрений. Наличие – 600т, потребности – 475т. Следовательно, для выполнения условия баланса необходимо ввести фиктивное поле с потребностью 600-475=125т.

3) Сформируем первый опорный план, используя метод северо-западного угла. Особенность этого метода – распределение грузов начинается с левого верхнего угла таблицы (клетки). Распределение производится независимо от величин тарифов клеток, потребности полей стараются удовлетворить максимально возможно с данного склада. В итоге имеем первый опорный план:

 

Таблица 2 – первый опорный план

потреб. полей, тонн          
запасы складов, тонн
  100 100      
         
    50 100    
         
      50 75 125
         

 

Следует отметить, что 125т с третьего склада никуда вывезены не будут, они так и останутся лежать на складе, наличие фиктивного поля нужно лишь для математически правильного распределения реальных грузов.

4) Вычислим общие затраты на перевозку всех грузов при данном плане. Они составят Z=4×100+2×100+6×50+2×100+4×50+2×75+0×125=1450 (тыс. тенге).

5) Попытаемся оптимизировать данный план с целью снижения этих расходов. Проверим план на вырожденность. для этого необходимо иметь количество заполненных клеток (клеток с грузами) плана равное m+n-1, в нашем случае 3+5-1=7. Это условие выполняется, план невырожденный, может быть оптимизирован.

6) Оптимизируем его методом потенциалов. Примем u1=0, остальные потенциалы рассчитаем по формуле сij= ui+ vj В итоге имеем:

v1=4-0=4, v2=2-0=2, u2=6-4=4, v3=2-4=-2, u3=4-6=-2, v4=2-6=-4, v5=0-6=-6

Потенциалы можно записывать в сверху и слева от соответствующих столбцов таблицы.

7) Проверим план на оптимальность. Для этого для свободных клеток рассчитаем L-коэффициенты, из условия Lij=cij-(ui+vj). В итоге имеем:

L13=3-(-2+0)=5, L14=1-(-4+0)=5, L15=0-(+6+0)=6, L21=3-(4+4)=-5,

L24=5-(-4+4)=5, L25=0-(-6+4)=2, L31=6-(4+6)=-4, L32=3-(2+6)=-5.

Как видно из расчетов, имеем три отрицательных L-коэффициента,

это говорит о том, что первоначальный план неоптимален и может быть оптимизирован.

8) Для улучшения плана выберем из отрицательных значений L-

коэффициентов максимальный по модулю, например L21. Это –

«плохая клетка». Она помечается в таблице звездочкой. Построим

замкнутый контур из этой клетки, при условии, что остальные вер

шины контура будут лежать в заполненных клетках. «Плохая»

клетка помечается знаком +, остальные клетки чередуются знаками

+ и -. В результате имеем контур:

Рисунок 7 – Построение контура.

Выбираем клетку с минимальным грузом и перераспределяем грузы по углам этого контура прибавляя это количество к положительным клеткам и вычитая из отрицательных клеток.

В результате получим новый план перевозок следующего вида:

 

 

Таблица 3 – Новый план перевозок.

потреб. полей, тонн          
запасы складов, тонн
  50 150      
         
  50   100    
         
      50 75 125
         

 

Для полученного плана рассчитаем заново потенциалы и L-коэффициенты. Имеем: u1=0, u2=-1, u3=1, v1=4, v2=2, v3=3, v4=1, v5=-1.

L13=0, L14=1, L15=1, L22=1, L24=5, L25=2, L34=1, L32=0.

Как видно, среди L-коэффициентов нет отрицательных, значит полученный план – оптимальный, решение задачи прекращается. Осталось посчитать сколько будет тратиться денег на общие перевозки

Z для нового плана равно 1200 (тыс. тенге), таким образом оптимизировав первоначальный план перевозок, мы съэкономили 200 (тыс тенге).

Литература: 2, 25-35 с.

Контрольные вопросы:

1. С чего начинается решение ТЗ?

2. Что такое потенциал?

3. Что такое «плохая точка»?

Date: 2015-07-01; view: 642; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию