Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основания. В своем более раннем эксперименте по научению Селигман обнаружил, что если собак подвергать воздействию электриче­ского тока





В своем более раннем эксперименте по научению Селигман обнаружил, что если собак подвергать воздействию электриче­ского тока, которое они не могли контролировать и не могли избежать его, в дальнейшем они теряют способность к науче­нию избегать электрического удара в тех случаях, когда это воз­можно. Представьте, как странно это выглядело в глазах психолога-бихевиориста. В лаборатории собаки подвергались воз­действию электротоком, которое должно было быть очень неприятным, но не опасным. Позднее их поместили в специ­альный бокс, разделенный перегородкой на две части. Элект­рический ток должен был поступать на пол то одной, то другой части бокса. Когда собака находилась на одной стороне и вдруг чувствовала воздействие электрического тока, то, чтобы избе­жать этого, ей нужно было всего лишь перепрыгнуть через пе­регородку и оказаться на другой стороне бокса. Обычно собаки и другие животные очень быстро начинают понимать, как по­мочь себе (нетрудно понять, почему так происходит!). На са­мом деле собаки выучивались спасаться, и как только сигнал (вспыхнувшая лампочка или звонок) предупреждал собаку о том, что сейчас пройдет ток, животное мгновенно перепрыги­вало через перегородку, и таким образом совершенно избегало неприятного воздействия электрическим током. Однако в экс­периментах Селигмана были и собаки, ранее уже подвергавши­еся воздействию электротоком, которого они не могли избе­жать. Если таких собак помещали в бокс с перегородкой, они уже не научались спасительному поведению.

Селигман высказывал предположение, что эти животные узнали о своей возможности контролировать неприятные сти­мулы нечто такое, что повлияло на их способность к последую­щему научению. Другими словами, они усвоили в результате своего предшествующего опыта с электротоком, что все их по­пытки избежать неприятного воздействия оказываются неэф­фективными. И затем, оказавшись в новых условиях, когда у них была возможность избежать воздействия тока, то есть кон­тролировать ситуацию, они ничего не предпринимали. Они на­учились быть беспомощными.

Для того чтобы проверить эту теорию, Селигман и Майер предложили исследовать воздействие контролируемой и некон­тролируемой ситуаций с электротоком на возможность в даль­нейшем научиться избегать удара.

МЕТОД

Данный опыт — один из нескольких экспериментов, рас­сматриваемых в этой книге, в которых в качестве испытуемых использовались животные. Однако, возможно, именно этот опыт больше остальных вызывает вопросы относительно того, насколько этично проведение экспериментов на животных. Со­баки подвергались воздействию электротоком, которое долж­но было быть достаточно болезненным (но не наносить живот­ным физического вреда), для того чтобы проверить психологи­ческую теорию. Оправданно ли этически такое обращение с животными — это вопрос, который может встать перед лю­бым исследователем или студентом, изучающим психологию (и к этому вопросу мы вернемся после обсуждения результатов исследования Селигмана).

Подопытными животными были 24 «дворняжки, от 37 до 48 сантиметров в холке и весом от 11,5 до 13 килограммов» (р. 2). Собак разделили на три группы, по восемь особей в каждой. Со­бакам одной группы предоставлялась возможность избегать уда­ра током (escape group), у второй группы такой возможности не было (no-escape group), и третья группа была контрольной — эти собаки, в отличие от остальных, были без «упряжи».

В двух экспериментальных группах на каждую из собак на­девалась специальная «упряжь», подобная той, которую исполь­зовал И. П. Павлов; собаки были ограничены в движениях, но не совсем лишены возможности двигаться. С каждой стороны от собачьей головы находилась специальная панель, благодаря которой голова собаки была направлена строго вперед. Собака

могла нажать панель с каждой из сторон, двигая головой. При воздействии тока на животное из первой экспериментальной группы собака могла прервать действие тока, нажав на панель с любой стороны своей головы. В группе собак, не имеющих возможности спастись, каждое животное было соединено с со­бакой из группы, в которой особи могли избежать воздействия тока (эта специальная техника соединения животных называ­ется «надеваниеярма» (yoking)). Электротоком одинаковой силы воздействовали в одно время на каждую пару собак, но собаки из второй группы не могли контролировать происходящее. Что бы ни делала собака второй группы, воздействие током про­должалось до тех пор, пока его не прерывала нажатием на па­нель собака из первой группы, для которой путь к спасению был открыт. Таким образом, собаки как той, так и другой груп­пы получали воздействие током одинаковой силы и длительно­сти; единственная разница заключалась в том, что у собак одной группы была возможность (власть) выключить ток, а у другой такой возможности не было. Восемь собак контрольной группы на этой стадии эксперимента вообще не подвергались воздейст­вию током.

Экспериментальные животные обеих групп получили 64 то­ковых воздействия с интервалом в 90 секунд. Группа собак, ко­торым давалась возможность найти спасение от тока, быстро научилась нажимать боковые панели и прекращать ток (для себя и для собак второй группы).

Затем, спустя 24 часа, всех собак поместили в допускающий перемещения бокс, подобный описанному выше. На каждой стороне бокса находились лампочки. Когда на одной стороне свет гас, через 10 секунд по полу в этой части бокса пропускал­ся ток. Если за эти 10 секунд собака успевала перепрыгнуть ба­рьер, ей удавалось вообще избежать воздействия тока. Если не успевала, она продолжала чувствовать воздействие до тех пор, пока не перепрыгивала через барьер или пока не истекут 60 се­кунд, после чего воздействие прекращалось. С каждой собакой такой опыт осуществлялся 10 раз.

Насколько хорошо собака научилась спасаться от тока, оце­нивали по следующим критериям: 1) сколько, в среднем, вре­мени проходило между выключением света в боксе и прыжком собаки через барьер и 2) процентом собак в каждой из групп,

в полной мере научившихся избегать тока. Кроме того, собаки второй группы (которые в первой части опыта не имели возмож­ности спасаться) через 7 дней были подвергнуты 10 допол­нительным испытаниям, чтобы оценить продолжительность воздействия экспериментальной ситуации.

Date: 2015-07-01; view: 325; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию