Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 8





Тема: Календарное, четвертное, тематическое и поурочное планирование.

 

Цель: Ознакомление с методикой календарного, четвертного, тематического и поурочного планирования.

Ключевые слова: календарное планирование, тематическое планирование, поурочные планы.

План:

  1. Причины перестановки учителем уроков в течение дня.
  2. Методика планирования уроков.

 

Ни одно расписание не может рассматривать как идеальное, не подлежащее изменению в ходе работы. По ходу изучения программы может получиться так, что на первом уроке у учителя совпадает объяснение материала во всех 3-х классах. Учитель может пересмотреть сочетание уроков внутри этого дня, поставив, например, урок труда первым в одном из классов. Такая подобность может возникнуть и в дни контрольных работ, которые экономнее проводить одним уроком, например, в одном классе контрольный диктант, в двух других - контрольные работы по математике. Перестановка последовательности уроков внутри одного дня может понадобиться и для проведения однопредметных уроков.

При планировании уроков учитель в зависимости от его содержания и дидактических целей определяет время на подготовку учеников к усвоению нового материала, на его объяснение и закрепление. Особое внимание приобретает переход учителя от работы с одним классом к занятиям с другим, т.е. чередование самостоятельной работы под непосредственным руководством учителя. Единой структуры не существует. Структура урока определяется числом, последовательностью и связями этапов.

На традиционных уроках это: момент, проверка домашнего задания, основное содержание, организационное завершение урока. На уроке развивающего обучения: постановка учебной задачи, нахождение способов решения задачи и контроль за найденным способом решения. Учитель, поработав с одним классом, должен переключиться на занятия с другим классом.

Необходимо учитывать, что для того, чтобы ученики не отвлекались от самостоятельного выполнения заданий, когда учитель занят другим классом, надо формировать у детей произвольное внимание (оно развито еще слабо у младших школьников), память.

При планировании уроков с несколькими классами, из которых один -четвертый, учителю необходимо выделить больше времени для занятий с четвероклассниками, так как сложность изучаемого материала обусловливает необходимость постоянного руководства, разъяснений и помощи учителя. Как в двухкомплектной, так и в однокомплектной школе выделяется больше времени на работу непосредственно с учителем: 1) в младших классах; 2) в тех классах, где выше трудность изучаемого или повторяемого материала.

Следует предусмотреть и заранее записать на доске или на карточках резервные задания, которые ученики должны выполнять без особых напоминаний после того, как справились с устной или самостоятельной письменной работой.

Особое внимание заслуживает организация и планирование однотемных уроков в объединенных классах. Так как многие темы в каждом классе повторяются (русский язык, познание мира) на разном уровне, есть возможность так спланировать учебный процесс, чтобы уроки по этим темам проводить одновременно во всех классах: при первом часть времени на таких уроках может быть использована для рассказа, беседы, демонстрации опыта, картин, таблиц, рассчитанных на учащихся всех классов, а в течение остального времени ученики каждого класса работают над отдельными заданиями.

Возможны следующие варианты организации одновременных занятий учителя с несколькими классами:

1. Весь урок выделяется на коллективную работу учеников всех объединенных классов с учителем. В ходе общей беседы учитель ставит разные вопросы ученикам различных классов.

Общую часть урока составляют объяснение материала (постановка учебной задачи и нахождение способов решения задачи -- в развивающем обучении), беседа по наиболее важным вопросам темы и ее обобщение, а остальное время урока отводится на самостоятельную работу.

2. Широко могут применяться уроки по выполнению учениками объединенных классов одной и той же практической работы или одного и того же упражнения, но с дифференциацией заданий ученикам различных классов, а в некоторых случаях (труд, познание мира) с элементами разделения труда.

3. Уроки ИЗО, музыки и пения, физического воспитания и труда проводят, как правило, однотемные во всех объединенных классах.

В малокомплектной школе удобнее пользоваться не предметным, а комплексным приемом поурочного планирования.

 

 

 

Этапы урока 1. от... ч... мин 2. до... ч... мин Тема, содержание и организация работы
1 класс 3 класс
   
     
     
     

 

Пример организации урока в 1-3 классах, рекомендуемый для 2

полугодия.

Этапы Время Организация работы по классам
    Работа с учителем. Проверка домашней работы. Объяснение задания для самостоятельной работы. Самостоятельная работа. Самопроверка или взаимопроверка домашней работы.
    Самостоятельная работа, тренировочные упражнения. Объяснение нового материала, первичное
    Работа с учителем. Проверка результатов Самостоятельная работа. Первичное закрепление
    работы. Обобщение. Задание для последующей работы. (упражнения, составление задач по заданному числовому материалу).
    Подведение итогов урока, задание на дом.
Всего: Занятия с учителем. Самостоятельная работа.    
             

Технология составления календарного плана зависит от комплектации класса и от того, какой вид уроков избирает учитель для класса-комплекта. Если это разнопредметные уроки, то календарное планирование приближено к обычному. Если однопроедметные, то два и более календарных плана размещают параллельно, учитывая возможность проведения однотемных уроков или фрагментов уроков.

Например, для комплектации 1 и 2 классы можно составить планирование:

 

Тема урока Дата урока
1 класс 2 класс
  1 четверть    
       
       
       
       
       
       
       

Вариант организации урока в 1-3 классах, рекомендуемый для 2 полугодия.

Этапы Время Организация работы по классам   1 2 3
    Работа с учителем. Проверка домашней работы. Объяснение задания для самостоятельной работы. Самостоятельная работа, выполнение тренировочных упражнений (примеры и задачи) Самостоятельная работа. Самопроверка или взаимопроверка домашней работы.
    Самостоятельная работа, тренировочные упражнения (примеры, задачи)     продолжение Работа с учителем. Объяснение нового материала, первичное закрепление
    Работа с учителем. Проверка результатов работы. Обобщение. Задание для последующей работы Самостоятельная работа. Работа с геометрическим материалом Самостоятельная работа. Первичное закрепление (упражнения, составление задач по заданному числовому материалу)
    Самостоятельная работа. Составление и преобразование задач Работа с учителем. Проверка результатов работы, обобщение и выводы по пройденному материалу  
    Подведение итогов урока, задание на дом
Всего: Занятия с учителем Самостоятельная работа            

 

Есть много положительного в уроке МКШ: малое число учащихся создает реальную основу для эффективного управления учебно-познавательной деятельностью; позволяет иметь информацию о ходе учебной деятельности каждого ученика, на любом этапе обучения. Учитель МКШ в состоянии оценивать не только саму деятельность и ее результат, но ее отдельные действия и эффективность. Отсюда вытекает объективность оценок и контроля, а также возможность оказать своевременную помощь.

В условиях зачастую слабой подготовленности учащихся МКШ оперативная помощь может и отрицательно сказаться на эффективности процесса обучения, когда незаметно для учителя перерастает фактически в работу за него, диктовку каждого шага работы учащегося.

Очевидно, на начальных этапах изучения нового материала непосредственное руководство учителем действиями школьника желательно и полезно, но в дальнейшем, по мере усвоения материала учеником, это руководство должно уступить место опосредованному управлению и наконец самостоятельности ученика, либо по образцу, либо с переносом в новую ситуацию, либо к творческим заданиям.

В исследованиях Суворовой Г.Ф., Зайкина М.И., Фетискина Н.П. и др. выявлены особенности управления учебно-познавательной деятельностью учащихся на уроке - основной форме организации процесса обучения. Авторы выделяют феномен гиперопёки, сверхконтроля деятельности учащихся со стороны учителя.

Внимание учителя к ученикам усиливается за счет многократного прямого контакта учитель-ученик в ходе урока. Возникает напряженная и несвойственная большим классам перенасыщенность педагогического общения учителя с каждым отдельным учеником, причем не на отдельных этапах, а на протяжении всего урока.

Контроль за ходом учебно-познавательной деятельности в МКШ приводит зачастую к негативным последствиям: пребыванию детей длительное время в состоянии готовности к ответу; возникновению стресса ожидания, чувства страха в результате этого, к эмоциональным и физическим перегрузкам.

Для МКШ характерно снижение “престижа” отметки. М.И.Зайкин называет следующие причины этого:

n хотя школьная отметка важна для ученика, как отражающая достигнутый им уровень, обилие отметок снижает интерес к ней;

n большая накопляемость текущих отметок снижает влияние каждой отдельной отметки на четвертную;

n оценка, как средство утверждения в среде одноклассников большом классе теряет эту функцию в малочисленном, т.к. положение в нем каждого ученика, как правило, однозначно определено.

n если в большом классе получение отметки связано со снятием эмоционального напряжения (теперь долго не спросят), в малом классе это невозможно, т.к. его еще не раз спросят и на этом и не следующих уроках;

n обилие отметок притупляет эмоциональные реакции на них детей и родителей;

Вопросы для самоконтроля:

  1. Отличительные особенности планирования обучения в МКНШ (календарное, четвертное, тематическое и поурочное планирование).
  2. Что включает в себя содержание эффективной самостоятельной работы на уроке?
  3. Назовите приемы, предупреждающие утомляемость учеников.
  4. Назовите особенности проведения экскурсий в МКНШ.

 

Рекомендуемая литература:

  1. Лебедева Л.А., Акпаева А.Б. Теория и технология педагогического процесса в малокомплектной начальной школе.- Алматы, 2010.
  2. Особенности педагогического процесса в малокомплектной школе. Под ред. Т.Т.Фролова.- М., Просвещение, 1991.
  3. И.П.Подласый. Педагогика начальной школы.- М., Владос, 2000.

 

Date: 2015-06-11; view: 661; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию