Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности





Сенсорное воспитание имеет своей целью развитие зри­тельного, слухового, тактильного и кинестетического вос­приятия (восприятия движений). Оно имеет большое значе­ние для развития познавательной деятельности ребенка, для формирования у него высших корковых функций, что яв­ляется необходимой предпосылкой для обучения в школе.

Зрительное восприятие у ребенка с церебральным пара­личом может быть нарушено за счет ограниченного движе­ния глаз, нарушений фиксации взора, снижения остроты зрения и т. п.; поэтому ему трудно отыскивать взглядом пред­мет, рассматривать его и прослеживать его перемещение. Развивая зрительное восприятие у ребенка, надо помнить о тренировке движений глаз в поиске предмета, в прослежи­вании и зрительной фиксации его. Для этого перед ребен­ком в поле его зрения располагают яркую игрушку, кото­рую затем медленно перемещают по горизонтали, вертикали и диагонали, добиваясь от него плавного движения глаз. Затем начинают быстро перемещать игрушку, передвигать ее перед ребенком в разных направлениях, предъявлять ему яркие предметы и следить, чтобы игрушки ребенок зафик­сировал глазами. Позже эти же движения можно выполнять по словесной инструкции, например, попросить ребенка най­ти глазами в комнате окно, дверь, машину, куклу.

Для развития движений глаз при прослеживании исполь­зуется игра «Лабиринт», где нужно проследить извилистый путь зайца, лисенка, медвежонка к своему домику.

У детей более старшего возраста с этой целью использу­ются игры с фишками, с попаданием в цель различных пред­метов, игра в настольный теннис.

Исследования показали, что уже с первого года жизни ребенок способен отличать один цвет от другого. Однако ус­тановление связи между зрительным восприятием цвета и его словесным обозначением происходит значительно позже. В «Программе воспитания в детском саду» поставлена задача научить детей различать и называть в начале третье­го года жизни четыре цвета: красный, синий, желтый и зе­леный. К моменту поступления в школу ребенок должен раз­личать и называть все основные цвета. Поэтому с раннего возраста необходимо проводить упражнения по развитию плавных движений глазных яблок (плавное прослеживание предметов).

Упражнения в различении и назывании цветов надо про­водить систематически и в разнообразной форме. Особенно важными для ребенка являются упражнения в быту, в жиз­ненной ситуации. В процессе одевания взрослый называет цвет одежды, обуви, окружающих предметов.

Ребенок должен не только механически усвоить названия цветов, но и на основе восприятия цвета научиться произво­дить умственные операции — подобрать предметы, одина­ковые по цвету, распределить их по этому признаку.

Кроме постоянных упражнений в быту, проводятся специ­альные дидактические игры. Если ребенок совсем не знает цветов, то занятия начинаются с игр с цветными шариками. Цель занятий — научить различать цвета и понимать их на­звание. На первом занятии вначале дается лоток с 3—4 крас­ными шариками. Взрослый просит ребенка покатать красный шарик, и он несколько раз его катает. Затем даются одни си­ние шарики. На следующих занятиях даются и красные и синие шарики. Теперь задания усложняются, ребенок должен выбрать и покатать красный или синий шарик. Игра повто­ряется несколько раз, пока ребенок не научится выбирать из двух цветов нужный по просьбе взрослого.

На следующем этапе формируют несложные операции на основе знаний цветов.

Для этого можно провести игры по подбору шариков по Цвету. Ребенку дается коробка с 8—10 шариками двух цве­тов и две коробки такого же цвета, как и шарики, и он должен разложить шарики в коробки соответствующего цвета. Затем даются коробки неодинакового цвета, ребенок должен разложить в них шарики одного цвета.

Постепенно на различном игровом материале, в том чис­ле картинках, можно научить ребенка группировать предметы по цвету.

Упражнения на узнавание геометрических фигур трени­руют зрительное внимание и способствуют развитию про­странственных представлений у ребенка. Если у него совсем отсутствуют представления о форме предмета, то упражне­ния начинают с различения формы шара, круга и их разме­ров (большой — маленький). Берется ящик, в стенках кото­рого имеются вырезы большого и маленького размера; с одной стороны ящик открыт. Ребенку дают ящик и шари­ки двух размеров с таким расчетом, чтобы большие шарики не могли пройти через меньшие отверстия. При этом взрос­лый поясняет: «Вот большой шарик (шар вкладывается в руку ребенка, тот ощупывает его), а это маленький шар (ма­ленький шар ребенок тоже ощупывает). Большой шар поло­жи в большое окошко, маленький — в маленькое». (Ребе­нок должен опустить в отверстие сначала большой, потом маленький шар и назвать каждый.)

На следующих занятиях можно начать работу по разли­чению форм шара и куба, круга и квадрата. Берется короб­ка, открытая с одной стороны, на стенках которой имеются отверстия круглой и квадратной формы большого и малень­кого размеров, шары и кубики тоже двух размеров. На пер­вом занятии ребенок знакомится с различными формами и размерами шара и куба, а затем с отверстиями на коробке. На данном занятии у ребенка воспитываются элементарные навыки переноса: шар — отверстие круглой формы — окош­ко, кубик — квадрат. Взрослый предлагает вначале ребенку опустить в коробку большой шарик и большой кубик. Спра­шивает: «Куда ты будешь опускать шарик? В какое окош­ко? Правильно, вот в это окошко опустим шарик. А теперь опусти кубик. Куда же его опустить? Вот сюда!» Затем ребе­нок сам, обстоятельно, без помощи взрослого, опускает шар и кубик. Когда он это усвоит, можно предложить следующую игру. Даются два шарика и два кубика: большие и малень­кие. Вначале ребенку предлагают поочередно подержать и пощупать их. Затем дается инструкция: «В большое окош­ко брось большой шарик, в маленькое — маленький шарик». Число геометрических фигур, которые дети должны раз­личать, постепенно увеличивается. Игра «Почтовый ящик» дается для закрепления. Предъявляется доска с прорезями различной формы и величины и соответствующие фигурки к ней (доска Сегена). Ребенок должен положить в каждую прорезь соответствующую фигурку.

Различение и закрепление понятий «большой» и «малень­кий» проводится в различных играх-упражнениях на кон­структивную деятельность: постройки башен из кубиков; игра со сборными игрушками.

Игры с разборными игрушками особенно важны для де­тей с церебральным параличом. В этих играх не только фор­мируется представление о величине предмета, но развива­ется манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действия, развиваются пространствен­ные ориентировки.

Ребенку дается игрушка — большая раскрывающаяся коробка и в ней маленькая целая, предлагается ощупывать коробку, вынимать из нее маленькую, вкладывать обратно и закрывать, а также показывать, где маленькая и где боль­шая коробки. Затем даются большие и маленькие коробки с крышками. Ребенок должен правильно подобрать для каж­дой коробки крышку. Постепенно его учат собирать трех-четырехместные коробки. Проводятся также игры с матреш­ками, пирамидками и т. д. При сборе матрешек ребенок должен уметь различать низ и верх игрушки. На следующих этапах предлагаются кубики и разрезные картинки сначала из двух, затем из четырех и более частей.

Ребенка учат различать также высоту предметов (высо­кий, низкий), длину (длинный, короткий), объем. Эти по­нятия усваиваются им и в быту, и в игровой, и в конструк­тивной деятельности. Для формирования этих понятий проводятся специальные игры-упражнения со строительным материалом. При помощи этих игр дети практически полу­чают конкретные представления о различной форме, вели­чине предметов, приобретают навыки пространственной ори­ентировки. Во время игр они приучаются целенаправленно действовать и подражать взрослым, у них развиваются эле­менты произвольного восприятия и способность к подража­нию. В занятиях со строительным материалом обогащается также содержание детской игры.

Для игры со строительным материалом, кроме кубиков, кирпичиков различных размеров, даются дополнительно на­боры небольших игрушек: куколки, посуда, звери, машинки и т. д. Важно, чтобы эти игрушки были устойчивы, по раз­мерам соответствовали постройкам и не имели отвлекающих детей деталей. Игрушки ребенку даются тогда, когда он уже сделал постройку, это стимулирует его, заставляет довести игру до конца.

При проведении занятий со строительным материалом важно соблюдать определенную последовательность. Если ребенок плохо справляется с какой-либо постройкой, необ­ходимо ее несколько раз повторить. В начале занятия пока­зать, что и как надо строить, рассказать, как можно играть с тем, что построил.

Ребенка учат устойчиво и ровно ставить кубик на кубик, дают понять, что так можно построить, например, машину и поиграть с ней.

На следующих занятиях можно научить детей строить дорожки различной длины и возить по ним машину. Затем учат строить стул, стол, диванчик, кроватку для куклы, ска­мейку, ворота, лесенки, домики. При этом постоянно отра­батываются и закрепляются понятия «большой», «малень­кий», «длинный», «короткий», «высокий», «низкий».

Дети с церебральным параличом испытывают особые зат­руднения в конструктивной деятельности: они не увере­ны в своих силах, боятся, что ничего не получится, не ре­шаются приступать к заданию, при неудачах огорчаются и теряют интерес к игре. Поэтому им часто необходимы спо­койные, очень подробные объяснения, подсказывания, со­вместные со взрослым действия.

Развитие дифференцированного слухового восприятия и фонематического слуха является необходимым условием ус­пешного обучения детей грамоте. Как уже говорилось, у детей с церебральным параличом могут быть различные нарушения слуха. Если слух систематически упражнять, то можно его улучшить и довести до тонкого различения шумов и звуков. Слушание песен, рассказов, сказок, музыки — все это способ­ствует развитию дифференцированного слухового восприятия. В упражнениях по слуховому вниманию можно использовать различные звучащие игрушки, музыкальные инструменты. Использование различных музыкальных инструментов воспитывает у ребенка ощущение ритма и длительности звуков, тем­бра и контраста человеческих голосов.

На занятиях по развитию фонематического слуха даются упражнения на различение слов на слух, в них подбираются слова более контрастные по звучанию, затем менее контрас­тные и, наконец, отличающиеся одной сходной по звучанию фонемой. Можно предложить ребенку задание придумать слова на определенный звук в начале или в конце слова. Для развития фонематического слуха можно провести игры-уп­ражнения с картинками. Взрослый называет слова, сходные по звучанию: козакоса, мискамишка, бочкапочка, точкадочка, молмоль и другие, а ребенок показывает соответствующие картинки.

На втором этапе занятий при произнесении слов взрослый закрывает рот экраном, чтобы ребенок ориентировался толь­ко на слуховое восприятие.

У многих детей с церебральным параличом может быть нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от каса­ния кончиками пальцев какого-либо предмета у таких детей нечеткие, они сравнимы с впечатлениями, которые испыты­вает человек, когда берет предмет в плотных перчатках. Не­достаточность тактильного восприятия может значительно затруднять усвоение навыков письма. Поэтому необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений.

Восприятие предметов на ощупь называется стереогнозом. Стереогноз имеет очень большое значение в развитии позна­вательной деятельности ребенка. У здорового ребенка эта функция формируется в процессе предметно-практической и манипулятивной деятельности на основе сохранного так­тильного восприятия. У детей с церебральным параличом ограничение предметно-практической и манипулятивной деятельности, а также нарушения тактильного восприятия препятствуют развитию стереогноза.

Для развития этой функции используются игры по типу волшебного мешка». В мешочек из плотной ткани помеща­ет различные предметы, и ребенок должен узнавать их на ощупь. Эта функция совершенствуется и закрепляется в процессе повседневной предметно-практической деятельности.

Многие дети с церебральным параличом испытывают зна­чительные затруднения в обучении из-за несформированности у них пространственных представлений. Особенно дети затрудняются в определении правой и левой сторон своего тела и тела товарища, в показе его частей.

Необходимые для формирования пространственных представлений понятия о «левом» и «правом» развивают­ся на основе сохранного восприятия схемы тела. У детей с церебральным параличом часто отмечаются нарушения схемы тела, особенно они бывают выражены при преиму­щественном поражении левых конечностей. Ребенок с тру­дом воспринимает и запоминает части своего тела, долго путается в определении направления.

На начальных этапах обучения в школе выясняется, как правило, что и другие пространственные представления, та­кие как «вверху», «внизу», «слева», «справа», «сзади», детьми не усвоены. Им трудно бывает сложить из частей целое при складывании различных картинок, при соору­жении построек из кубиков. У некоторых наблюдается про­явление зеркальности при письме, рисовании. Дети затруд­няются в пространственном восприятии и воспроизведении букв, цифр, путают написание букв б — д, т — ш, з — е, испытывают трудности в рисовании, лепке из пластилина, конструировании.

Нарушения пространственного анализа и синтеза вызы­вают затруднения в овладении навыками письма, чтения, счета. Дети не соблюдают линеек в тетрадях, не различают правую и левую стороны, могут начинать писать справа на­лево, с середины тетради. При попытках читать они не дер­жат строки, теряют ее, перескакивают. Нарушение про­странственного анализа и синтеза нередко мешает обучению счетным операциям.

Пространственные нарушения обычно наиболее выражены у детей со спастической формой церебрального паралича, но могут отмечаться и при других формах заболеваний. Разви­тие пространственных представлений составляет важный раздел подготовки больных детей к школе. Пространствен­ные представления у детей с церебральным параличом вос­питываются в тесной связи с тактильным, кинестетическим и зрительным восприятием. Все перечисленные выше игры-упражнения, а также развитие движения, речи, практичес­кой деятельности создают необходимые предпосылки для развития пространственных представлений. Однако необходимы и специальные последовательные приемы и упражне­ния.

На первом этапе работы у ребенка последовательно форми­руют пространственную дифференциацию самого себя, пред­ставление о схеме тела, представления и ощущения располо­жения и перемещения его тела в пространстве, развивают представления об ориентации в пространстве, о дистанции и интервалах. На втором этапе формируют пространственные представления в игровой, предметно-практической и конст­руктивной деятельности.

Для развития у ребенка представлений о схеме тела мо­гут быть использованы такие упражнения.

Ребенка сажают лицом к зеркалу и говорят: «Посмотри, потрогай глаза, нос, лоб... потрогай стопу, колено...» Затем действие переносится на взрослого: «Покажи, где у меня глаза, нос, лоб, плечи, уши». Также формируется представ­ление о правой и левой руках. При тяжелой двигательной патологии упражнения проводятся с помощью взрослого (взрослый рукой ребенка дотрагивается до его носа, глаз, ног и т. д.)- Затем все эти упражнения на себе проводятся с зак­рытыми глазами. При выполнении упражнений ребенок на­зывает ту часть тела, которую трогает или показывает.

На следующем этапе эти упражнения проводятся на кук­ле, потом на картине, по рисунку. Ребенок сидит лицом к зеркалу, обводит пальцем контур лица, глаз, носа, затем пальцем обводит контур изображения лица на кукле, кар­тинке. Постепенно он обучается рисованию изображения на доске, на бумаге и т. д.; при этом его всегда просят называть то, что он рисует.

Путем специальных упражнений у ребенка развивают ориентацию. Эти упражнения также проводятся в несколь­ко этапов.

Вначале взрослый выполняет упражнения с мячом, флажком или другими предметами перед зеркалом, каждый Раз называя свои действия: «Мяч вправо, влево, вверх». Ре­бенок, следя за ним, копирует упражнения и тоже прогова­ривает их. Затем взрослый выполняет упражнения перед зеркалом молча, ребенок копирует и проговаривает их. И на­конец, ребенок выполняет упражнения один по словесной инструкции.

Для детей, владеющих навыками ходьбы, проводят спе­циальные упражнения по перемещению в пространстве. На полу рисуют белые линии справа налево, спереди назад, и ребенок передвигается в указанных направлениях. Затем в той же последовательности эти линии рисуют на доске, и ребенок пальцем, затем мелом ведет по этим линиям.

Важное значение в развитии пространственных пред­ставлений имеют восприятие и воспроизведение формы предметов. Ребенок ощупывает кубики со всех сторон, паль­цем обводит их. Затем обводит пальцем квадраты, треуголь­ники, нарисованные на доске, в тетради, копирует простые геометрические формы. После таких подготовительных уп­ражнений у ребенка развиваются пространственные пред­ставления в рисовании, конструировании и игровой дея­тельности.

Для развития пространственных представлений в игровой деятельности используются специальные пособия: «почто­вый ящик», различные разрезные картинки, кубики. «По­чтовый ящик» представляет собой пластмассовую коробку с 5 прорезями — полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной и шестиугольной. К нему дается десять объем­ных геометрических фигур, у каждой из которых основания соответствуют по форме одной из прорезей. Ребенку нужно объяснить, что с помощью зрительного восприятия нужно пользоваться «почтовым ящиком».

Начиная с 3 лет ребенка можно научить конструировать из кубиков по подражанию, с 4 лет — учат конструировать из кубиков по образцу. Вначале ребенок использует образец, а затем он делает все самостоятельно, по памяти.

... Руководить игрой ребенка с церебральным параличом очень сложно, и от родителей требуются определенные зна­ния и большое терпение. Как и для всех детей, для больного ребенка очень важна игровая деятельность. Иногда она рез­ко ограничена из-за двигательных нарушений, но даже при тяжелой форме заболевания ребенку может и должен быть предложен широкий вариант игр. Родители должны научить его как самостоятельной игре, так и игре с другими детьми. Это будет иметь очень большое значение для больного ребенка, для его адаптации в коллективе сверстников. Нельзя учить детей навыкам счета и письма, эти взаимоотношения формируют­ся в игровой деятельности.

Направляя игру, родители учат ребенка элементарным нравственным нормам поведения, помогают войти в коллек­тив. Первой задачей является приучить ребенка не мешать другим и чтобы ему не мешали. Игры требуют соблюдения дисциплины. Надо стремиться к тому, чтобы взаимопони­мание, взаимопомощь стали привычными формами поведе­ния ребенка. Именно в игре дети получают первый опыт об­щения друг с другом, у них развиваются общественные формы поведения.

Важно развивать у детей и творческое отношение к игре. Творческая игра имеет в своей основе условное преобразова­ние окружающего. Основная задача руководства данной иг­рой состоит в том, чтобы содействовать устойчивости замыс­ла, развитию его в определенном сюжете. Надо следить за тем, чтобы игра ребенка не представляла простого механи­ческого действия.

Практический опыт детей с церебральным параличом крайне беден. Ребенок может, например, изо дня в день ка­тать машину, сидя за столом. Стоит предложить ему поса­дить пассажира в машину или нагрузить ее кубиками, как игра приобретает определенную целенаправленность, стано­вится творческой. Важно обратить внимание на подбор иг­рушек. Наиболее подходят игрушки, которые пригодны для разнообразного использования. Необходимо помнить, что игры и деятельность должны подбираться в зависимости от реальных возможностей ребенка.

Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М.

Воспитание детей с церебральным параличом в семье. Пособие для родителей и воспитателей. — М., 1980. — С. 8—13; 19—34.

Date: 2015-06-11; view: 433; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию