Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации на I этапе доречевого развития





Учитывая то, что с первых дней жизни под влиянием пато­логических тонических рефлексов у ребенка могут формиро­ваться порочные установки рук, ног, положения туловища и головы (кривошея), положения языка, подбираются индиви­дуально для каждого ребенка положения тела, в которых то­нические патологические рефлексы не проявляются или проявляются минимально. Эти положения тела, носящие название «рефлекс-запрещающие позиции», необходимо придать ребенку для проведения логопедического занятия (К. Бобат, 1967; Е. Ф. Архипова, 1978 и др.).

Рефлекс-запрещающие позиции (варианты):

1. «Поза эмбриона». В положении на спине приподнима­ют и опускают на грудь голову ребенка, ручки и коленки приводят к животу; в этой позе производят плавные пока­чивания до 6—10 раз, добиваясь возможно большего мышеч­ного расслабления.

2. В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и от­кинуть голову назад, ноги при этом согнуты в коленях.

3. В положении на спине голова с обеих сторон фиксиру­ется валиками, позволяющими удерживать голову ребенка по средней линии.

4. В положении на боку ребенок помещается в «позу эмб­риона».

5. В положении на животе под грудь ребенка подкладывают валик, а ягодицы фиксируют поясом с грузом (К. Бо­бат, 1965, 1967).

Выбрав адекватную позу для проведения логопедическо­го занятия, проводят дифференцированные приемы масса­жа артикуляционных мышц, направленные на нормализа­цию тонуса мышц и стимуляцию проприоцептивных ощущений, способствующих возможности развития кинес­тетического восприятия (К. А. Семенова, 1972). В первые недели жизни ребенка, как правило, не отмечается значитель­но повышенного тонуса в артикуляционных мышцах. Лишь к концу 1-го мес. тонус в артикуляционной мускулатуре нарастает и целесообразно использовать следующие приемы массажа для ее расслабления:

— движения в направлении от середины лба к вискам

— от бровей к волосистой части головы;

— вниз от линии лба, по глазам, щекам и мышцам шеи-

— от мочек уха по щекам и крыльям носа;

— по верхней губе от угла рта к середине;

— по нижней губе от угла рта к середине;

— собирание губ в «трубочку»;

— поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ растягивать губы ребенка в «улыбку»;

— движение от углов рта по носогубным складкам к кры­льям носа, обнажая верхнюю губ;

— поставив пальцы на углы губ, опускать нижнюю губу, обнажая десны.

Движения должны быть легкими, поглаживающими, проводиться в медленном темпе. Каждое движение повторя­ется 5—7 раз и не превышает 3 мин.

Часто у ребенка с детским церебральным параличом от­мечается гиперчувствительность лицевой и артикуляцион­ной областей, и стимуляция этих зон вызывает неприятные ощущения, отрицательные эмоции, повышение общего мы­шечного тонуса не только в мышцах лица, но и всего тела ребенка.

Расслабление языка и коррекция патологической формы языка проводится после общего расслабления в позе рефлекс-запрещающей позиции. Для расслабления языка, его корня используют точечный массаж в области подчелюстной ямки, производят легкие давящие круговые движения указатель­ным пальцем под нижней челюстью, а также двумя указа­тельными пальцами обеих рук под углами нижней челюсти (К. А. Семенова, 1972). Следующим приемом, направленным на расслабление языка, является легкое похлопывание, по­глаживание, вибрация самого языка деревянным одноразо­вым шпателем, который накладывается на кончик языка.

При отсутствии или недостаточной выраженности рефлек­сов орального автоматизма стимуляцию оральных рефлек­сов производят непосредственно перед едой; каждый рефлекс вызывается не более 2—3 раз, так как его активность при дальнейшей стимуляции резко падает; данное корригирующее воздействие проводится только в случае снижения безусловнорефлекторной активности.

Вызывая поисковый рефлекс, раздражают щеку в области углов рта ваткой, соской, пальцем и, не получив ответ­ной реакции в виде поворота головы и движения губ в сторо­ну раздражителя, пассивно мягко поворачивают голову и смещают губы в соответствующее раздражителю направле­ние, то есть подготавливают к сосанию.

Для стимуляции хоботкового рефлекса похлопывают по середине верхней губы и помогают вытянуть губки вперед, собирая их двумя пальцами (указательным и большим) в «хо­боток», — рефлекс подготовки сосания.

Раздражением ладони в области большого пальца (возвы­шения) вызывается ладонно-рото-головной рефлекс Бабки­на, характеризующийся сгибанием головы и открыванием рта в сторону раздражителя. При недостаточной выражен­ности этого рефлекса одновременно с раздражением ладони сгибают голову и открывают рот ребенку, помещая указа­тельный палец под нижнюю губу.

При нарушении глотательного рефлекса пытаются, выз­вав все вышеназванные рефлексы, стимулировать мышцы корня языка и заднюю стенку глотки, капая на них из пи­петки теплым молоком или сладкой водой, учитывая то, что в период новорожденности глотание предшествует сосатель­ному рефлексу, а изменения в схеме глотания и сосания на­чинаются с 12 нед. (Е. М. Мастюкова, 1973).

Сосательный рефлекс стимулируется непосредственно в момент кормления и после стимуляции указанных выше рефлексов. Собирая губы ребенка вокруг соска матери или соски с бутылочкой, ритмично сжимают их и одновременно выдавливают небольшую порцию молока. При возможнос­ти сосания, но слабости губной мускулатуры рекомендуется придерживать губы ребенка, облегчая ему тем самым про­цесс сосания. Через некоторое время это становится при-вЬ1чным для ребенка и пассивная помощь матери и логопеда постепенно уменьшается по мере укрепления мышц артикуляционного аппарата.

Важным фактором регуляции процесса кормления является строгая последовательность при подготовке к кормлению - постоянство позы и места кормления, что укрепляет пищевые безусловные рефлексы: поиск груди, открывание рта, сосательные движения.

Стимуляция указанных рефлексов способствует не толь­ко нормализации процесса кормления, но и подготавливает возможность развития первых голосовых реакций, а затем и произвольных, сложных, дифференцированных движе­ний, необходимых для произнесения речевых звуков.

Наряду с нормализацией процесса кормления важным разделом логопедической работы на I этапе является эмо­циональное общение и сенсорное воспитание (Е. М. Мастюкова, 1970, 1972; Т. А. Андреева, Е. Ф. Трутнева, 1971; Е. Ф. Архипова, 1978 и др.).

Для развития эмоционально-положительных реакций необходимо ласково разговаривать с ребенком, используя все моменты общения.

Первая улыбка — проявление радостного состояния — впервые возникает в ответ на разговор взрослого, когда ре­бенок реагирует на комплексное воздействие голоса, мими­ки, ласкового поглаживания разговаривающего с ним взрос­лого. Для того чтобы вызвать улыбку ребенка, мать или логопед должны наклониться к его лицу, стараясь поймать его взгляд и придавая голосу певучий оттенок.

Для развития зрительного сосредоточения и прослежива­ния оптического объекта ребенку с церебральным парали­чом необходимо предъявлять адекватный оптический объект, учитывая его зрительные возможности.

Занятия по развитию и укреплению моторики глаз, а так­же согласованных и координированных движений глаз и го­ловы при наличии у ребенка тенденции к мышечному напря­жению и проявлению патологических тонических рефлексов необходимо начинать с расслабления, придания ребенку одну из поз рефлекс-запрещающей позиции, например, «позы эм­бриона». Затем ребенок располагается перед взрослым, при­чем лицо взрослого должно быть освещено и вызывать у ребенка длительное зрительное внимание. Лицо взрослого медленно двигается перед глазами ребенка, ведя за собой его взор. Следует наблюдать за тем, чтобы ребенок не потерял оптический объект из поля зрения.

В качестве предъявляемого материала может служить игрушка с мягким очертанием силуэта, но интенсивной цветовой окраски (красная, оранжевая), размером 7—10 см. К этому времени укрепляются зрительно-слуховые связи, поэтому при истощении интереса ребенка к игрушке подключается звуковой компонент.

Целью подобных занятий является не только развитие моторики глаз и согласованности движений глаз и головы, н0 и дифференцировка движений глаз и головы.

При формировании зрительной фиксации необходимо учи­тывать, что зрительное сосредоточение в возрасте 1 мес. луч­ше вызывается при предъявлении на расстоянии 0,5—1 м от глаз движущегося в медленном темпе предмета. Наилучшая фиксация возникает на лице взрослого, а затем уже на иг­рушках.

Для формирования слухового внимания ребенка можно использовать период, когда он находится в эмоционально-отрицательном состоянии, период несильного плача и общих беспорядочных движений ребенка. В эти моменты взрослый наклоняется к ребенку, ласково разговаривает с ним, потря­хивает погремушкой, успокаивает и привлекает его внима­ние. Звуковые раздражители, предлагаемые ребенку, следу­ет варьировать, привлекая внимание ребенка к нерезким звукам — таким, как звучание погремушки, легкое посту­кивание одной игрушки о другую. Вслед за этим дают более громкое звучание, например звук пищащей игрушки, рез­кий звук пластмассового шара.

Характерным для новорожденных с церебральной па­тологией является кратковременность состояния бодр­ствования, постоянно прерываемого сном или отрицатель­ными эмоциональными реакциями. В связи с этим происходит замедление, а при отсутствии стимулирующих мероприятий — прекращение перехода от пассивного бод­рствования к активному. Активное же бодрствование представляет собой необходимую базу для нормального предречевого, речевого и психического развития ребенка, а также для формирования коммуникативных связей ре­бенка с окружающим. Следует стремиться постоянно к созда­нию периодов активного бодрствования, хотя бы кратковре­менных вначале.

 

Date: 2015-06-11; view: 396; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию