Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель самоподготовки





А - Уяснить и запомнить:

—М-холиноблокаторы периферического действия, источники получения, особенности химического строения, особенности транспорта через биологические мембраны:

—фармакодинамику и фармакокинетику атропина сульфата, основные показания и противопоказания к его применению:

—фармакокинетику и фармакодинамику скополамина гидробромида, платифиллина гидротартрата, гоматропина гидробромида, метацина, троеентола, гастроцепина в сравнении с атропином, показания к применению;

—симптомы острого отравления атропином и меры неотложной помощи;

—классификацию М- и Н-холиноблокаторов центрального и периферического действия по преимущественному влиянию на холинорецепторы;

—фармакодинамику амизила, арпенала, тропацина, циклодола, спазмолитина, показания к их применению.

Б - Уметь выписать в рецептах: атропина сульфат, скополамина гидробромид, платифиллина гидротартрат, метацин, гастроцепин, амизил, циклодол, спазмолитин.

В - Уметь исследовать рецепты на препараты данной темы.

Литература

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник. - М.: ГЭОТАР - МЕД, 2004. С. 113-117, 216-223.

2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. - М., 2005.

3. Материалы лекций.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

I Вступительное слово преподавателя и ответы на вопросы.

II. Контроль исходного уровня знаний.

III. Самостоятельная работа.

Задание 1. Указать эффекты, возникающие при блокаде М-холинорецепторов глаза, бронхов, сердца, сосудов, кишечника, мочевого пузыря (заполнить таблицу):

Орган Эффекты блокады М-холинорецепторов

Задание 2. Составить краткую фармакологическую характеристику атропина сульфата, платифиллина гидротартрата, скополамина гидробромида, метацина, тровентола, гастроцепина, пользуясь критериями: 1)источник получения; 2) химическое строение; 3) основные фармакологические эффекты; 4) показания к применению (заполнить таблицу):

Препарат Источник получения Химическое строение Основные фармакологические эффекты Показания к применению

Задание 3. Указать основные проявления острого отравления атропином и меры неотложной помощи.

Задание 4. Составить краткую фармакологическую характеристику М-и Н-холиноблокаторов арпенала, амизила, тропацина, циклодола, спазмолитина. пользуясь следующими критериями: 1) преимущественное действие на определенные типы холинорецепторов; 2) основные эффекты; 3) показания к применению (заполнить таблицу):

Препарат Тип блокируемых рецепторов Основные эффекты Показания к применению

Задание 5. Выписать в рецептах по конкретным показаниям: атропина сульфат, скополамина гидробромид, платифиллина гидротартрат, метацин, гастроцепин, амизил, циклодол, спазмолитин, ипратропиум-бромид.

IV. Обсуждение узловых вопросов темы.

V. Подведение итогов занятия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Перечислите по-латыни М-холиноблокаторы периферического действия.

2. Укажите основные эффекты, наблюдающиеся при блокаде М-холинорецепторов круговой мышцы радужки.

3. Укажите механизм паралича аккомодации, наблюдающийся при блокаде М-холинорецепторов цилиарной мышцы.

4. Укажите эффекты, наблюдающиеся при блокаде М-холинорецепторов бронхов.

5. Укажите эффекты, наблюдающиеся при блокаде М-холинорецепторов желудка и кишечника.

6. Укажите эффекты блокады М-холинорецепторов желчного пузыря и желчных протоков, как изменится при этом секреция желчи.

7. Укажите эффекты, наблюдающиеся при блокаде М-холинорецепторов мышцы и проводящей системы сердца.

8. Укажите, как изменится секреция слюнных и потовых желез при блокаде М-холинорецепторов.

9. Укажите эффекты блокады М-холинорецепторов матки, мочеточников и мочевого пузыря.

10. Укажите химическое строение атропина сульфата, к какой группе аммониевых соединений относится.

11. Перечислите основные точки приложения действия атропина сульфата.

12. Перечислите центральные эффекты терапевтических доз атропина сульфата.

13. Перечислите центральные эффекты токсических доз атропина.

14. Укажите, как влияет атропина сульфат в токсических дозах на капилляры и артериальное давление, и каков механизм этого действия.

15. Перечислите показания к применению атропина сульфата.

16. Укажите основные отравления, при которых атропина сульфат применяют в качестве антидота.

17. Перечислите основные побочные эффекты атропина сульфата.

18. Укажите основные противопоказания к применению атропина сульфата.

19. При отравлении атропином развивается двигательное и речевое возбуждение, могут быть судороги с потерей сознания, задержка мочи. Перечислите другие симптомы отравления атропином.

20. Укажите основные меры неотложней помощи при отравлении атропином.

21. Перечислите фармакологические особенности гоматропина гидробромида в сравнении с атропином.

22. Укажите химическое строение скополамина гидробромида, к какой группе аммониевых соединений относится.

23. Перечислите особенности фармакодинамики скополамина гидробромида в сравнении с атропином.

24. Перечислите основные показания к применению скополамина гидробромида, обусловленные центральным и периферическим М-холиноблокирующим действием.

25. Укажите, к какому классу биологически активных соединений относится платифиллина гидротартрат, растительное сырье, в котором он содержится, к какому классу аммониевых соединений принадлежит.

26. Перечислите основные точки приложения действия платифиллина гидротартрата.

27. Перечислите особенности действия платифиллина гидротартрата в сравнении с атропином.

28. Перечислите показания к применению платифиллина гидротартрата.

29. Укажите особенности фармакодинамики метацина в сравнении с атропином.

30. Укажите специфический блокатор М-холинорецепторов.

31. Укажите особенности фармакодинамики гастроцепина в сравнении с атропином.

32. Укажите особенности фармакодинамики тровентола в сравнении с атропином.

33. Укажите основные противопоказания для применения М-холиноблокаторов.

34. Укажите локализацию М-холинорецепторов в центральной нервной системе.

35. Укажите локализацию Н-холинорецепторов в центральной нервной системе.

36. Укажите по-латыни избирательные М-холиноблокаторы центрального действия.

37. Укажите по-латыни избирательный Н-холиноблокатор центрального действия.

38. Укажите по-латыни препараты, обладающие центральным М- и Н-холиноблокирующим действием.

39. Укажите по-латыни препарат из группы М- и Н-хслиноблскаторов периферического действия.

40. Укажите основные эффекты, вызываемые амизилом.

41. Укажите основные показания к применению амизила, обусловленные его центральными и периферическим М-холинслитическими эффектами.

42. Укажите показания к применению амизила в качестве транквилизатора.

43. Укажите основные эффекты, вызываемые тропацином.

44. Укажите основные показания к применению циклодола. арпенала и тропацина. обусловленные центральным действием.

45. Укажите основные эффекты, вызываемые спазмолитином.

46. Перечислите основные показания к применению спазмолитина.

47. Перечислите основные показания к применению тропацина, циклодола, арпенала, обусловленные периферическим действием препаратов

 

Занятие 14. Н-ХОЛИНОМИМЕТИКИ. Н-ХОЛИНОБЛОКИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА (ГАНГЛИОБЛОКАТОРЫ И МИОРЕЛАКСАНТЫ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ)

Мотивация цели самоподготовки. Н-холиномиметики играют важную роль в качестве стимуляторов дыхания, а также для снижения никотиновой абстиненции при отвыкании от курения. Ганглиоблокаторы применяют для купирования гипертонических кризов, для лечения язвенной болезни желудка, бронхиальной астмы, эндоартериита и др. Миорелаксанты применяют для расслабления скелетной мускулатуры во время операции, для купирования судорожных припадков. Провизор должен знать механизм действия и фармакодинамику Н-холиномиметиков и Н-холиноблокаторов, особенности действия отдельных препаратов, показания к их применению, побочные эффекты. Провизор должен уметь исследовать рецепты на препараты этих групп и при необходимости вносить соответствующие коррективы.

Исходный уровень знаний. Для усвоения материала необходимо знать из курса физиологии эффекты возбуждения и блокады Н-холинорецепторов, из курса патологии — понятие о патологических состояниях, сопровождающихся угнетением внешнего дыхания, бронхиальной астме, язвенной болезни; из предыдущих занятий по фармакологии —локализацию Н-холинорецепторов.

Препараты для изучения в процессе самоподготовки. Цититон, лобелина гидрохлорид, анабазин, лобесил, табекс, бензогексоний, пахикарпина гидрохлорид, пирилен, гигроний, тубокурарин-хлорид, панкуроний, дитилин, диоксоний, ардуан. диплацин, мелликтин.

Цель самоподготовки

А - уяснить и запомнить:

—локализацию центральных и периферических Н-холинорецепторов;

—источники получения цититона и лобелина гидрохлорида, особенности их фармакокинетики, основные эффекты, показания к применению;

—характер токсического действия курения на органы и системы,

—механизм действия препаратов, облегчающих отвыкание от курения;

—классификацию ганглиоблокаторов по химическому строению и продолжительности действия;

—фармакодинамику и фармакокинетику бензогексония, пирилена гигрония, показания к их применению, побочные эффекты, классификацию миорелаксантов по химическому строению, механизму действия, продолжительности действия, показания к применению миорелаксантов.

Б - Уметь выписать в рецептах: лобелина гидрохлопид, цититон, анабазина гидрохлорид, бензогексоний, пентамин, мелликтин.

В - Уметь исследовать рецепты на препараты данной темы.

Литература

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник. - М.: ГЭОТАР - МЕД, 2004. С. 117-130.

2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. - М., 2005.

3. Материалы лекций.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

I. Вступительное слово преподавателя и ответы на вопросы.

II Контроль исходного уровня знаний.

III. Самостоятельная работа.

Задание 1. Составить краткую характеристику лобелина гидрохлорида и цититона, пользуясь следующими критериями: 1) источник получения; 2) химическое строение; 3) основные фармакологические эффекты; 4) показания к применению (заполнить таблицу):

Препарат Источник получения Химическое строение Основные фармакологические эффекты Показания к применению

Задание 2. Токсикологическая характеристика компонентов табачного дыма (заполнить таблицу):

Орган/система Проявления интоксикации компонентами табачного дыма

Задание 3. Составить краткую характеристику ганглиоблокаторов бензогексония, пирилена. димеколина, пахикарпина гидройодида. гигрония пользуясь следующими критериями: 1) источник получения. 2; химическое строение; 3) основные фармакологические эффекты; 4) показания к применению (заполнить таблицу):

Препарат Источник получения Химическое строение Основные фармакологические эффекты Показания к применению

Задание 4. Составить краткую характеристику миорелаксантов тубокурарина-хлорида, мелликтина, дитилина, диоксония, ардуана, пользуясь следующими критериями: 1) источник получения; 2) химическое строение; 3) основные фармакологические эффекты; 4) показания к применению (заполнитьтаблицу):

Препарат Источник получения Химическое строение Основные фармакологические эффекты Показания к применению

Задание 5. Выписать в рецептах по конкретным показаниям: лобелина гидрохлорид в ампулах, цититон в ампулах, анабазина гидрохлорид в таблетках, бензогексоний в ампулах и таблетках, пентамин в ампулах, мелликтин в таблетках.

Задание 6. Исследовать предложенные рецепты и при необходимости внести соответствующие коррективы.

IV. Обсуждение узловых вопросов темы.

V. Подведение итогов занятия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Перечислите основные эффекты возбуждения Н-хотинорецепторов каротидного клубочка.

2. Перечислите основные эффекты возбуждения Н-холинорецепторов мозгового слоя надпочечников.

3. Укажите основные эффекты возбуждения Н-холинорецепторов задней доли гипофиза.

4. Дайте классификацию Н-холинергических средств по типу действия на Н-холинорецепторы.

5. Укажите источник получения лобелина гидрохлорида, к какой группе биологически активных соединений относится, химическое строение.

6. Укажите источник получения цититона, его состав, к какой группе биологически активных соединений относится, химическое строение.

7. Укажите влияние цититона и лобелина гидрохлорида на центры продолговатого мозга, обусловленное возбуждением Н-холинорецепторов каротидных клубочков.

8. Укажите механизм стимуляции дыхания лобелина гидрохлоридом и цититоном.

9. Укажите основные показания к применению лобелина гидрохлорида и цититона.

10. Укажите препараты, облегчающие отвыкание от курения.

11. Укажите, к какому классу аминов относится алкалоид никотин, охарактеризуйте особенности его транспорта через гематоэнцефалический барьер.

12. Охарактеризуйте изменения моторики кишечника при курении.

13. Перечислите компоненты механизма прессорного действия никотина.

14. Перечислите основные механизмы развития тахикардии под влиянием никотина.

15. Укажите основные механизмы возникновения приступа стенокардии под влиянием никотина.

16. Укажите, как влияет курение на синтез тромбоксана А2, простациклина и возникающие при этом изменения состава сосудистой стенки.

17. Охарактеризуйте влияние курения на свертываемость крови.

18. Перечислите основные механизмы развития атеросклероза коронарных артерий у курильщиков, связанные с действием никотина и окиси углерода.

19. Укажите проявления токсического действия курения на дыхательную систему.

20. Укажите заболевание периферических артерий, в патогенезе которого курение играет существенную роль, механизм его развития.

21. Перечислите основные точки приложения действия ганглиоблокаторов.

22. Укажите основной эффект блокады симпатических ганглиев и параганглиев.

23. Перечислите по-латыни основные ганглиоблокаторы из группы четвертичных аммониевых соединений.

24. Перечислите по-латыни основные ганглиоблокаторы из группы третичных аминов.

25. Укажите по-латыни ганглиоблокатор длительного действия.

26. Перечислите по-латыни ганглиоблокаторы средней продолжительности действия.

27.Укажите по-латыни ганглиоблокатор короткого действия.

28.Укажите механизм действия ганглиоблокаторов на Н-холинорецептор ганглиев.

29.Перечислите основные показания к применению ганглиоблокаторов, обусловленные блокадой ганглиев симпатических нервов.

30.Перечислите основные показания к применению ганглиоблокаторов, обусловленные блокадой ганглиев парасимпатических нервов.

31.Перечислите основные показания к применению ганглиоблокаторов.

32.Укажите по-латыни ганглиоблокатор, наиболее эффективный в качестве родоускоряющего средства.

33.Перечислите побочные эффекты ганглиоблокаторов.

34.Перечислите основные противопоказания к применению ганглиоблокаторов.

35.Перечислите по-латыни основные миорелаксанты из группы четвертичных и третичных аминов.

36.Укажите источник получения тубокурарина хлорида, к какой группе биологически активных соединений относится, химическое строение.

37.Укажите источник получения мелликтина, к какой группе активных соединений относится; химическое строение.

38.Перечислите по-латыни миорелаксанты антидеполяризующего действия.

39.Укажите по-латыни миорелаксанты деполяризующего действия.

40.Укажите по-латыни миорелаксант смешанного типа действия.

41.Укажите по-латыни миорелаксанты длительного действия.

42.Укажите по-латыни миорелаксанты средней продолжительности действия.

43. Укажите по-латыни миорелаксант короткого действия.

44.Перечислите основные показания к применению миорелаксантов антидеполяризующего действия (кроме мелликтина).

45.Перечислите основные показания к применению дитилина.

46.Укажите механизм миорелаксирующего действия диоксония и ардуана.

47.Перечислите основные показания к применению мелликтина.

48.Перечислите основные побочные эффекты при применении тубокурарин-хлорида.

49.Перечислите основные побочные эффекты при применении дитилина.

50.Укажите по-латыни препараты — антагонисты антидеполяризующих миорелаксантов.

51.Перечислите основные меры помощи при длительном апноэ после применения дитилина.

Date: 2015-07-01; view: 557; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию