Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическое поведение - это активность индивидов, групп, организаций в сфере политических отношений, связанная с воздействием на власть или противодействием реализации





Наконец, важной категорией социологии политики являются политические отношения, которые являются прямым предметом исследования отрасли, поскольку является одной из форм выражения социальных отношений.

Политические отношения - это вид социальных отношений, которые проявляются во взаимодействии различных социальных общностей (наций, народов, классов) и созданных ими организаций в процессе формирования, утверждения и реализации политической властей.

Социология политики призвана выполнять следующие функции:

• теоретико-познавательную, связанная с выработкой научной информации о политических процессах и явлениях;

• прогностическую, которая проявляется в прогнозировании политических изменений, выделении зон политической напряженности, предотвращения возможных конфликтов;

• прагматическую, связанную с разработкой путей, методов, способов обеспечения социального согласия различных социальных групп, движений сил; разработкой технологий предотвращения кризисных ситуаций; поиском путей выходу из конфликтов, возникших

• социализации, связанной с привлечением граждан к демократической системе политических ценностей.

Как было указано выше, деятельность социальных общностей в сфере политики осуществляется через различные политические объединения и организации, каковыми являются государство и его органы, политические партии, общественно-п политические объединения и т.п. Они образуются различными социальными общностями для того, чтобы облегчить удовлетворения своих политических интересов, которые заключаются, прежде всего, в получении и использовании политических ой власти в обществ. Впрочем, эти политические институты не могут быть изолированными друг от друга, ведь политическая сфера также сферой столкновения интересов различных социальных общностей, поэтому они всегда взаимодействуют между собой. Такое взаимодействие охватывает все политические объединения и организации, включая их в единую политическую систему.

Политическая система общества - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой государственных, партийных и общественных организаций и органов, с помощью которых происходит завоевания, удержания и и функционирования политической власти в обществе в соответствии с достигнутым уровнем его политической культур.

Сущность политической системы проявляется в ее социально-политических функциях, к которым относятся:

• обеспечение формирования и осуществления политической (в том числе и государственной) власти;

• связь и взаимозависимость политической системы с другими системами общественной жизни (экономической, правовой, информационной и т.д.);

• постоянный и существенное влияние на все сферы общественной жизни, причем это влияние значительно глубже, чем влияние любой другой социальной системы, ведь от принятия тех или иных политических решений зависеть во не только состояние политической жизни, но и состояние экономики, культуры, духовной сфер.

Структура политической системы довольно сложная. К основным ее элементам можно отнести:

1. Политические власть. Ведь именно власть является объектом любой политической системы, деятельность которой обязательно направлена на утверждение и функционирование политической и государственной власти.

2. Политические отношения. Ведь все элементы политической системы находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии между собой, являются субъектами политических отношений.

3. Институт политической системы. Именно они являются основными составляющими политической системы. К ним относятся государство и его органы, политические партии, общественно-политические объединения, политические движения, религиозные конфессии.

4. Политические культуру. Ведь функционирования любой политической системы осуществляется на основе того уровня политической культуры, которого достигло общество.

5. Политических коммуникации. Это те средства, через которые происходит взаимосвязь между всеми политическими институтами, а также происходит информирование общества о состоянии политической системы и политической жизни. К таким коммуникациям относятся слушания дел на открытых заседаниях, средства массовой информации, Интернет.

Среди основных компонентов политической системы, которые оказываются предметом социологических исследований: власть, государство, политические партии и движения, партийные системы.

Государство как социально-политический институт возникла в период распада первобытнообщинного родоплеменного строя, ее развитие продолжалось в течение длительного исторического периода.

Сущность государства достаточно содержательно отражается в характерных признаках, среди которых можно выделить:

• территория - обособленная границами часть земного шара, на которую распространяется суверенитет государства и в пределах которой население превращается в граждан;

• публичный характер власти, которая воплощается в государственно-правовых институтах, отделенных от населения, имеет назначение осуществлять политическую власть и регулировать социальные отношения;

• суверенитет - политико-правовое свойство государства, что проявляется в ее верховенстве, независимости, единства;

• механизм государства, т.е. система органов и организаций, создаваемых государством для реализации ее функций и задач;

• правовые нормы - общеобязательные правила поведения, которые разрабатывает и охраняет государство, и которые определяют сферы социальных отношений, охраняемых государством, делают государственные решения обязательными н на уровне обществе и определяют возможные наказания за нарушение этих установленных правил.

• система налогов - платежей обязательного характера общегосударственного или местного значения, устанавливаемые для содержания государственного аппарата, а также для выполнения обще социальных функций в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.

Существуют различные взгляды на происхождение государства. На протяжении всего периода развития социально-политической мысли возникли ряд теорий, которые по разному объясняют происхождение государства. Среди них можно выделить:

• теологическую теорию, согласно которой появление государства - это Божья воля;

• патриархальную теорию, согласно которой власть правителя в государстве является продолжением власти отца в семье;

• договорную теорию, которая доказывает, что государство - результат договора между людьми, по которому одни согласились подчиняться другим, а те, в свою очередь, обязались защищать первых;

• психологическую теорию, сторонники которой доказывают, что государство возникает в результате психологических особенностей разных людей, среди которых некоторые имеют психологическую потребность властвовать над другими, а некоторые, те, не отличаются сильной психологической волей, попадают под влияние первых.

• насильственной теорию, согласно которой государство возникает как результат насильственного захвата одного племени другим;

• марксистскую теорию, согласно которой государство возникает вместе с разделением общества на классы;

• космическую теорию, которая трактует государство как вид общественно-политической организации, принесенный из космоса разумными существами.

Государство как общественно-политическая организация призвана выполнять такие функции как:

• основные (оборона страны, защита правопорядка, законности, охрана прав и свобод граждан);

• дополнительные, которые являются составными элементами основных функций, но сущности государства не раскрывают (например, укрепление вооруженных сил в составе функции обороны страны)

По сферам деятельности:

• внутренние - регулирование политического, экономического и духовной жизни, социальная защита населения, охрана и рациональное использование природных ресурсов, содействия развитию образования и научно-

технического прогресса

• внешние - оборона страны, поддержания международного мира, обеспечения сотрудничества с другими народами и др.

Каждое государство характеризуется определенной формой, которая определяет процесс организации и осуществления государственной власти. Форма государства объединяет три элемента: государственное правление, государственное устройство, политический (государственный) режим.

Политический режим - это совокупность приемов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть

Различают следующие политические режимы:

• тоталитарный, характеризующееся откровенной террористической диктатурой, насилием, преступными действиями против своего народа, принятием недемократических законов и т.д.;

• авторитарный, при котором вся полнота власти сосредотачивается в руках немногих людей, чьи законы и распоряжения носят антидемократический характер, часто характерно принятие фиктивных законов, метод дом завоевания доверия масс является лживые обещания

• демократический, при котором вся власть сосредоточена в руках народа.

Форма правления - это организация верховной власти, порядок образования ее органов, их взаимоотношения с населением

Существуют такие формы правления как монархия и республика. В монархии государственная власть сосредоточена в руках одного лица (монарха) и передается по наследству. В республике все верховные государственные органы избираются на определенный срок. В свою очередь, монархии делятся:

- на абсолютные, где власть монарха является неограниченной;

- конституционные, где власть монарха ограничивается конституцией, парламентские, в которых власть монарха ограничивают органы законодательной власти, избранные народом;

республики:

- парламентские, где большими полномочиями в принятии государственных решений пользуется законодательный орган власти;

- президентские, в качестве их преимущество имеет глава государства и назначаемое им правительство;

- парламентско- президентские, где наблюдается равновесие в принятии государственных решений между законодательными и исполнительными органами государственной властей.

Государственное устройство - это территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между составными частями, а также каждого из них с государством в целом. По территориальному устройству государства подразделяются на:

• унитарные, на территории которых, как правило, нет никаких автономных образований;

• федерации, где существуют автономные образования, в которых действуют законы и распоряжения как всего государства, так и, что принятые местными органами власти;

· конфедерации - временно образованные государственные объединения путем добровольного слияния нескольких независимых государств;

· империи - сложные государства, образованные насильственным присоединением к государству других территорий, входящих д в ее состав с момента присоединения и подчиняются ей.

Гражданское общество - понятие, используемое для обозначения всех существующих в обществе неполитических отношений той стороны жизнедеятельности общества и отдельных индивидов, находится вне сферы влияния государства. В основе гражданского общества лежит жизни индивидов как частных лиц, система свободно устанавливаемых ими связей и отношений, разнообразие присущих им интересов, возможностей и способов их выразить, осуществить.

Государство возникает на основе гражданского общества, является его официальным выражением. Гражданское общество нуждается в государстве как официальный выразитель общих интересов. Поскольку такое государство выражает общие интересы и строит свою деятельность, исходя из общих потребностей народа, оно действительно демократическое не только по внешним проявлениям, но и по сути. Демократическая государственная власть основана на балансе интересов всего общества и его отдельных составляющих. Она выполняет значимые функции, которые делегируются государству, поскольку не могут быть выполнены другими структурными элементами гражданского общества.

 

Date: 2015-06-11; view: 439; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию