Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Изменение излишков потребителя и производителя в результате установления государством фиксированных цен





Рассмотрим следующий пример применения понятий из­лишков потребителя и производителя на практике. Проанали­зируем, к каким изменениям в излишках потребителя и произ­водителя приведет установление правительством фиксирован­ных цен.

На рисунке 19 представлена ситуация, когда правитель­ство устанавливает фиксированную цену на товар на уровне, который ниже равновесной цены.

 

Рис. 19 Изменение излишков потребителя и производителя после установления правительством фиксированной цены.

 

Установление государ­ством фиксированной цены на уровне ниже равновесной цены приведет к возникновению на рынке дефицита товара в разме­ре QD' – QS'. В результате этого часть потребителей не сможет приобрести товар по новой цене. Уменьшение их потребитель­ского излишка равно площади треугольника СНЕ.

Однако некоторым потребителям все же удастся купить то­вар по более низкой цене Р' (Р' < Pg). Излишек этих потребителей увеличится на площадь прямоугольника PEHDP'. Поскольку до установления правительством фиксированной цены излишек потре­бителя был равен площади треугольника АРЕЕ, то после установ­ления фиксированной цены излишек потребителя будет равен:

S треугольника АРЕЕ + S прямоугольника PEHDP' - S тре­угольника СНЕ.

На рисунке 19 представлена ситуация, когда площадь пря­моугольника PEHDP' больше площади треугольника СНЕ, по­этому в данном случае установление фиксированной цены при­ведет к увеличению излишка потребителя.

Однако возможна ситуация, когда установление фиксиро­ванной цены на уровне ниже цены равновесия вызовет сокра­щение излишка потребителя (рис. 20).

 

 

Рис. 20 Установление правительством фиксированной цены на уровне ниже цены равновесия приводит к сокращению излишка потребителя

 

В случае, представленном на рис. 20, площадь треугольника СНЕ больше площади прямоугольника PEHDP’; как видим, в этой ситуации происходит сокращение излишка потребителя. Из рисун­ка 20 видно, что линия D—линия неэластичного спроса. Поэтому, если спрос на товар очень неэластичен, введение фиксированной цены на уровне Р'<РЕ вызовет уменьшение излишка потребителя.

Вернемся к рисунку 19. До введения правительством фикси­рованной цены излишек производителя был равен площади тре­угольника РЕЕВ. После установления фиксированной цены часть производителей оказалась вытесненной с рынка, в результате чего объем продаж на рынке сократился с QE до QS'. Потери в излишке производителя, вызванные сокращением объема про­даж, будут равны площади треугольника HED.

Те производители, которые остались на рынке, вынужде­ны теперь продавать свою продукцию по более низкой цене Р’. Поэтому их излишек уменьшится до площади треугольника P'BD, т.е на площадь прямоугольника PEHDP'. Как видим, часть излишка производителя, равная площади прямоугольника PEHDP', перетекла в излишек потребителя.

Таким образом, после установления правительством фик­сированной цены на уровне Р' < РЕ излишек производителей умень­шился на площадь фигуры PEEDP' (S треугольника HED + S прямоугольника PEHDP').

Теперь выясним, как изменится общественный ыигрыш.

До установления фиксированной цены общественный выиг­рыш был равен:

S треугольника АЕВ = S треугольника АРЕЕ + S треуголь­ника ВРЕЕ.

После установления фиксированной цены общественный вы­игрыш будет равен сумме площадей фигуры ACDP' и треуголь­ника P'DB, т.е. площади фигуры ACDB.

Как видим, установление фиксированной цены вызвало уменьшение общественного выигрыша на величину, равную площади треугольника CED, эта величина и составляет в дан­ном случае чистые потери общества.

Установление правительством фиксированной цены приводит к перераспределению излишков потребителя и производителя, а также вызывает чистые потери общества.

 

Ценовое регулирование деятельности монополий

Регулирование цен на продукцию предприятий, занимаю­щих доминирующее положение на товарных рынках. В мире известны две модели для преодоления высоких цен, устанавли­ваемых монополиями. Зарубежная теория и практика показыва­ют, что высокие цены и нормы прибыли сегодняшних монополистов побуждают другие предприятия и новых инвесторов к проникновению на их рынки, что само по себе создает условия для возникновения и развития конкуренции. Другая модель, ко­торая экспериментировалась в условиях отечественной экономи­ки, состоит в том, что если товар продается по монопольно высо­ким ценам, правительство прибегает к регулированию таких цен. Предприятия в условиях ограничения прибыли, стремясь уйти от государственного регулирования, завышают себестои­мость, растрачивая свои ресурсы. Правительство, пытаясь осу­ществлять такое регулирование, нередко выплачивает дотации, субсидии, предоставляет различные льготы, растрачивает госу­дарственные ресурсы. Такая политика увековечивает монопо­лию, устраняя возможности для появления конкурентов.

Разумеется, первая модель относится к хорошо функциони­рующему рынку. Сверхмонополизированная структура про­изводства в республике, доставшаяся нам в наследство, неиз­бежно создавала трудности в формировании конкурентной ры­ночной среды и рыночных цен. Когда рынок только формирует­ся, недостаточно насыщен, не создана его инфраструктура, от­сутствуют инвестиции, независимая торговая сеть, высокая це­на не в состоянии выполнять функции привлечения нового предложения и ограничения спроса.

На этапе трансформации экономики сфера государственного антимонопольного ценового регулирования должна быть еще достаточно широкой, адаптированной к особенностям экономи­ки переходного периода. В нее следует включать как регулиро­вание цен на продукцию естественных монополий, так и ряда искусственных. К естественным монополиям относятся отрас­ли производства, в которых минимальные издержки в расчете на единицу продукции достигаются при сосредоточении про­изводства на единственном предприятии. В этом случае созда­ние конкуренции путем рассредоточения производства на нес­кольких предприятиях является экономически нецелесообраз­ным, так как ведет к повышению удельных издержек (электро­энергетика, связь, железнодорожный транспорт, газ, тепло, во­доснабжение). Деятельность естественных монополий в боль­шинстве зарубежных стран регулируется, чтобы предупредить с их стороны монопольное завышение цен и сокращение объе­мов производства. Для этого цель антимонопольного законода­тельства должна заключаться в обеспечении доступности для потребителей товаров (услуг) таких предприятий за счет опре­деления экономически обоснованных цен, позволяющих осу­ществлять развитие субъектов естественных монополий.

На этапе переходной экономики необходимо не только сох­ранить, но и ужесточить регулирование цен на продукцию ес­тественных монополий. Эти предприятия находятся в собственности государства и их деятельность должна подвергаться дей­ственному и эффективному контролю. Прежде всего такой под­ход касается формирования издержек. В последнее время раз­рушена создаваемая многие годы система управления затрата­ми на производстве. Практически отсутствуют экономически обоснованные нормы расхода различных ресурсов, что приво­дит к увеличению себестоимости, включению в нее необосно­ванных издержек, образованию диспропорций в структуре зат­рат, распределения прибыли. Поэтому в первую очередь необ­ходимо вернуться к системе жесткого нормирования ресурсов, планированию ресурсосбережения и снижения себестоимости продукции на таких предприятиях.

Длительность процесса приватизации и разгосударствления в национальной экономике вызывает необходимость регулиро­вания деятельности искусственных монополий. Для выбора форм регулирования необходима значительная аналитическая работа. Прежде всего важно выяснить, способен ли рынок той или иной продукции функционировать нормально: поступает ли свободно импорт из других стран или регионов, могут ли потен­циальные участники рынка свободно выходить на него в ответ на ценовые сигналы, активно ли противодействует антимонополь­ное ведомство поведению крупных предприятий. Если эти усло­вия соблюдаются, то свободные высокие цены будут способство­вать привлечению новых производителей, а потребители полу­чат выигрыш в долгосрочном аспекте за счет конкуренции.

Если же условия на рынке таковы, что он не в состоянии функционировать нормально, то, прежде всего, следует напра­вить усилия на устранение недостатков этого рынка, создав ус­ловия, открывающие рынок для национальных или зарубеж­ных фирм. При этом следует исходить из того, что иностранная или внутренняя конкуренция окажутся эффективными сред­ствами длительного удержания цен на относительно низком уровне. Рынок гораздо лучше, чем государственные органы способствует предложению товаров требуемого качества в необ­ходимом населению и другим потребителям количестве и ассор­тименте.

Если все-таки использовать систему регулирования цен, пе­речень товаров, услуг предприятий-монополистов по мере фор­мирования конкурентной рыночной среды должен постоянно сужаться, приближаясь только к государственной монополии (производство и реализация товаров или услуг, предназначен­ных для обеспечения национальной безопасности, здоровья на­селения, охраны окружающей среды).

В условиях административного управления экономической проблемы регулирования деятельности организаций-монополистов не существовало, так как все производство и распределение товаров, цены на них и без того были под жестким государственным контролем. Эта проблема возникла в связи с переходом к рыноч­ным отношениям и проявилась после либерализации цен.

Как и в большинстве стран с рыночной экономикой, в Респуб­лике Беларусь осуществляется регулирование цен на продукцию организаций-монополистов. Утвержден ряд нормативных доку­ментов по антимонопольному регулированию: Инструкция по выявлению монопольных цен, Инструкция по выявлению и пресечению антиконкурентных ценовых соглашений (со­гласованных действий) о ценах, Инструкция по опреде­лению доминирующего положения хозяйствующих субъек­тов на товарных рынках Республики Беларусь, Положе­ние о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, Положение о Государственном реестре субъектов естественных монополий.

Сферами деятельности субъектов естественных монополий признаются: транспортировка нефти, нефтепродуктов, газа по магистральным трубопроводам; передача и распределение электрической и тепловой энергии; централизованное водоснабжение и водоотведение; услуги электрической и почтовой связи общего пользования, услуги, оказываемые коммуникациями же­лезнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транс­порта общего пользования, управление движением поездов, же­лезнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, аэропортов; обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.

Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимаю­щих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, имеет двухуровневую структуру и включает: на респуб­ликанской уровне — перечень хозяйствующих субъектов, зани­мающих доминирующее положение на республиканском товар­ном рынке; на местном уровне — перечень хозяйствующих субъ­ектов, занимающих доминирующее положение на местных то­варных рынках областей и Минска.

Реестр состоит из трех разделов. В первый раздел включает­ся перечень предприятий, относящихся к естественной монопо­лии, цены на продукцию и услуги которых устанавливаются го­сударственными органами. Во второй раздел входят предприя­тия, за деятельностью которых ведется наблюдение со стороны государственных антимонопольных органов. Если предприяти­ем, включенным в этот раздел, будет допущено злоупотребле­ние доминирующим положением, то такое предприятие исклю­чается из второго раздела и включается в третий. Третий раздел состоит из предприятий, в отношении которых применяются государственный контроль и регулирование отдельных пара­метров деятельности, в том числе ценовых. Каждый из разде­лов реестра содержит два подраздела: республиканский, вклю­чающий предприятия-монополисты на республиканском товар­ном рынке, и местный, состоящий из предприятий-монополис­тов на местных товарных рынках (в пределах границ админис­тративно-территориальных единиц, населенных пунктов).

В Реестре указываются наименование и адрес производителя и товарные позиции, по которым он является монополистом. Ре­естр включает три раздела: перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии; перечень хозяйствую­щих субъектов, не относящихся к естественной монополий, на товары которых применяется государственное регулирование цен путем установления предельного уровня рентабельности; пе­речень хозяйствующих субъектов, не относящихся к естествен­ной монополии, на товары которых применяется государственное регулирование цен путем их декларирования в органах ценообра­зования.

Основанием для включения в Реестр является установление факта доминирования хозяйствующего субъекта на соответству­ющем товарном рынке. Доминирующее положение на товарном рынке — это исключительное положение хозяйствующего субъ­екта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия Обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Основным критерием определения доминирующего положения на рынке, т.е. отнесения к монополистам, является доля хозяйствующего, субъекта на рынке, превышающая предельную величину, устанавливаемую нормативными документами. Для производителей продукции или услуг (кроме продукции производственно-технического назначения) предельная величина составляет для одного хозяйствующего субъекта 30 %, для двух - 54 %, трех - 78 %, четырех - 95 %. Для хозяйствующих субъектов — производителей продукции производственно-технического назначения эта величина равна соответственно 45,67,86 и 100%.

Доминирующим признается также положение хозяйствующе­го субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, если уполномо­ченным республиканским органом государственного управления, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товар­ном рынке, возможности доступа на-этот рынок новых конкурен­тов или иных критериев, характеризующих товарный рынок, бу­дет установлено, что положение хозяйствующего субъекта явля­ется доминирующим.

Установление доминирующего положения на товарном рынке является основанием для включения хозяйствующего субъекта в Реестр и соответственно регулирования цен. В Реестр включено около 200 хозяйствующих субъектов. Они представляют более 20 отраслей и видов деятельности в промышленности, агропро­мышленном комплексе, производственной и социальной инфра­структуре (около 400 видов товаров и товарных групп, поставляе- мых на республиканский и местные рынки). Например, в Реестр включены ОАО «Горизонт» (телевизоры), ОАО «Борисовдрев» (спички), ЗАО «Добрушский фарфоровый завод» (фарфоро-фа­янсовая посуда), ОАО «Мозырьсоль» (соль пищевая) и другие организации. В Реестр не включаются организации, цены на про­дукцию которых приближаются или превысили мировые.

Государственный реестр субъектов естественных монополий республиканского уровня включает 44 организации, среди них: Белорусская железная дорога, Республиканское государственное объединение «Белтелеком» (услуги электрической связи общего пользования) и др.

Облисполкомами утверждаются также реестры монополистов, доминирующих на местных товарных рынках. Так, в Гомельской об­ласти к местным монополистам по ряду товарных позиций отнесе­ны ПО «Гомёльоблавтотранс», ПО «Рембыттехника» и т.п.

Для организаций-монополистов могут применяться такие формы ценового регулирования, как фиксирование цен; установление предельных цен, что предполагает их декларирова­ние; установление предельного норматива рентабельности. Пре­дельный норматив рентабельности— устанавливаемый предель­ный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах.

При формировании отпускных цен субъектам хозяйствования предоставлено право дифференцировать рентабельность в раз резе наименований одной товарной позиции. В целом по этой позиции установленный предельный уровень не должен быть превышен.

Предельный уровень рентабельности при ценообразовании у монополистов не применяется:

• на товары, цены на которые регулируются государственными органами;

• новые товары с использованием запатентованного изобретения или нового высокоэффективного производства в течение трех лет со дня постановки их на производство, остальные новые товары в течение года со дня постановки этих товаров на серийное производство;

• товары, производимые организациями, учредителями которых являются общества инвалидов.

В зависимости от вида и назначения товара (услуги), выпус­каемого предприятиями-монополистами, используются следу­ющие методы ценового регулирования: установление предель­ного норматива рентабельности, предельного уровня цен (тари­фов) и декларирование уровня свободных цен (тарифов). Пос­леднее представляет собой регистрацию цен в органах ценооб­разования на основе представляемых предприятиями их де­тальных обоснований (подробное обоснование цен с представле­нием калькуляции, расчетами прибыли, налогов, пояснитель­ной запиской).

Для преодоления монополизма и поддержания на рынке оп­ределенного уровня конкуренции считается необходимым при­дание установлению цен так называемой "прозрачности". Это означает, что любой товар или услуга должны иметь одинако­вую для всех потенциальных покупателей цену в любой момент (за исключением объективных факторов, обусловливаемых раз­личиями в условиях продажи, поставки, платежа). Таким обра­зом, цены не могут быть подвержены скрытым издержкам, зависеть от личных связей или ходатайств государственных орга­нов. Правительственные услуги, лицензии, квоты и тому по­добное должно предоставляться в соответствии с ясными, четко очерченными и всем известными правилами и законодательны­ми нормами. Это не позволит создавать почву для взяточничес­тва, коррупции в органах государственной власти и на государ­ственных предприятиях.

В нашей республике, когда идет процесс формирования мно­гоукладной экономики, и стоит задача создания условий для развития предприятий различных форм собственности, разра­ботка и принятие подобного законодательного акта сыграло бы весьма положительную роль. Можно привести достаточно при­меров, когда на государственном уровне в относительно худшие условия ставятся, в одних случаях, коммерческие структуры, в других — государственные предприятия. Так, республиканский радиотелепередающий центр пытался установить для негосудар­ственных субъектов хозяйствования оплату за услуги с повыша­ющим коэффициентом к основному тарифу. Белорусская желез­ная дорога — ввести повышенные тарифы на перевозку грузов для негосударственных предприятий и т.д.

Выявление и пресечение установления монопольных цен.К злоупотреблениям доминирующим положением на рынке от­носятся установление монопольных цен и заключение антикон­курентных ценовых соглашений. Под монопольной ценой при этом понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливается доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или всту­пившими в сговор предприятиями в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монополь­ной властью. Различают несколько видов монопольных цен:

монопольно высокой является цена, которая устанавлива­ется с целью получения сверхприбыли и (или)компенсации необоснованных затрат за счет ущемления экономических ин­тересов других предприятий или граждан;

монопольно низкой считается цена, которая при устойчи­вом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибы­ли) в краткосрочном периоде затрудняет доступ на рынок дру­гим предприятиям и тем самым ограничивает конкуренцию на рынке определенного товара;

монопсонически низкой является цена, устанавливаемая предприятием, доминирующим на рынке определенного товара в качестве покупателя, в целях получения сверхприбыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет поставщика.

Монопольно высокие цены можно установить по ряду при­знаков. Например, повышение цены для компенсации необос­нованных затрат или получения сверхприбыли в результате преднамеренного явного или скрытого (снижение качества про­дукции при формально неизменном выпуске) сокращения объе­мов производства; скрытого повышения цены (неизменность цены при снижении качества товара) и др. Признаками моно­польно или монопсонически низких цен могут быть создание на рынке ситуации, при которой приобретение товара у других предприятий становится экономически невыгодным; покупка продукции по ценам ниже того уровня, который сложился бы на конкурентных рынках и др.

Обнаружение признаков монопольной цены еще не является доказательством злоупотребления предприятием доминирую­щим положением на рынке. Необходим комплексный экономи­ческий анализ, включающий уточнение границ товарного рын­ка, на котором предприятие реализует свою продукцию, иссле­дование динамики цен, себестоимости, прибыли и рентабель­ности, объемов производства и средней заработной платы на рассматриваемом предприятии. Важно правильно выбрать базу для сравнения с целью сопоставления монопольной и конку­рентной цен.

О доминирующем положении предприятия можно судить по динамике объемов производства. Более высокие темпы роста цен на продукцию, сочетающиеся с более быстрыми темпами спада производства по сравнению с отраслевыми показателями, являются свидетельством наличия монопольного эффекта.

Необходимую информацию может дать анализ структуры цен на анализируемую продукцию в динамике. При этом о зло­употреблении доминирующим положением на рынке свиде­тельствуют опережающий рост прибыли в структуре цены про­веряемой продукции по сравнению с темпами роста прибыли по отрасли, региону, республике; значительное превышение тем­пов роста заработной платы на предприятии над среднеотраслевыми или среднерегиональными показателями; превышение фактической рентабельности продукции над соответствующи­ми среднеотраслевыми показателями. При сопоставлении в ка­честве конкурентной может рассматриваться цена, сложивша­яся на данном или соседнем конкурентном рынке (в том числе мировом), или сконструированная (базовая) цена, рассчитан­ная на основе цены продукции проверяемого предприятия за предшествующий период с учетом отраслевого (или региональ­ного) индекса цен и реально складывающимся соотношением спроса и предложения.

О необоснованности затрат в составе себестоимости или нео­боснованном использовании прибыли свидетельствуют факты уменьшения объемов производства при сохранении того же ко­личества рабочего и управленческого персонала предприятия;

неэффективное использование дорогостоящего оборудования;

отнесение на себестоимость затрат или расходование прибыли по направлениям, не связанным с производством конкретной продукции; значительное превышение уровня материальных затрат и заработной платы на предприятии над соответствую­щим среднеотраслевым уровнем и т.д.

При установлении факта монопольно высокой цены в ре­зультате проведенного анализа антимонопольные органы могут выдавать предписания или требования на снижение (повыше­ние) цены до уровня конкурентной, увеличение объемов про­изводства (при необоснованном его сокращении и при наличии потребности в продукции); реализации излишков продукции;

снижение расходов на заработную плату или увеличение объе­мов производства в соответствии с численностью работающих. Антимонопольные органы могут также дополнительно обязать предприятие информировать его в течение определенного пери­ода о всех случаях повышения (снижения) цен. Рассмотрение дел, решение вопросов о применении штрафных санкций за ус­тановление монопольных цен осуществляются в соответствии с Положением о порядке рассмотрения дел о нарушениях анти­монопольного законодательства, утвержденного государствен­ными органами по антимонопольной политике.

Запрещение антиконкурентных ценовых соглашений. К ограничению конкуренции на рынке могут привести различ­ные ценовые соглашения, которые в республике запрещены. Выявление и пересечение антиконкурентных соглашений (сог­ласованных действий) о ценах осуществляется в соответствии с разработанной антимонопольными органами инструкцией.

Антиконкурентные ценовые соглашения можно условно разделить на два вида: горизонтальные и вертикальные.Гори­зонтальные соглашения заключаются в любой форме и имеют целью или результатом необоснованное повышение, снижение или поддержание определенного уровня цен, в том числе на аукционах и торгах. Такие соглашения могут быть направлены на поддержание чрезмерно высоких или чрезмерно низких цен. При этом в первом случае целью соглашения обычно является получение дополнительной прибыли за счет потребителя. Во втором случае договоренности между предприятиями направ­лены на ограничение доступа на рынок новых предприятий в период их вероятного входа. После устранения этой угрозы це­ны повышаются с таким расчетом, чтобы компенсировать поте­ри, вызванные их временным понижением.

Вертикальные соглашения между предприятиями пред­ставляют собой соглашения неконкурирующих хозяйствую­щих субъектов, один из которых занимает доминирующее по­ложение, а другой является его поставщиком или покупателем. Поставщик при этом применяет метод поддержания перепродажной цены, суть которого состоит в установлении минималь­ной цены, по которой продукция должна быть реализована пот­ребителям.

Установление и поддержание минимальной перепродажной цены означает осуществление поставщиком контроля над рын­ком определенной продукции. Следствием подобных действий является ограничение конкуренции на рынке, устранение воз­можности для конкурентов свободно маневрировать ценами и завышение цен.

Во многих развитых странах торговые предприятия невоз­можно заставить соблюдать прейскурантные цены, разрабаты­ваемые производителями или оптовиками. Они свободны в ус­тановлении конечных розничных цен. Производители или оп­товики могут контролировать розничные цены только в некото­рых случаях. В частности, когда им принадлежат магазины розничной торговли, при продаже товара на условиях консиг­нации или нанесении на товары цен, привычно воспринимае­мых покупателем.

Формы ценовых соглашений могут быть различными. В их число входит сговор по определению цен на товары и оказывае­мые услуги, устанавливаемый в устном или письменном виде и касающийся непосредственно определения цен (установление одинаковых цен, согласование изменения цен, дифференциа­ции цен, скидки с цен, условия кредитования и т.д.).

Предметом соглашения могут быть условия, влияющие на установление цены, в частности, применение единообразного прейскуранта. Использование специфических методов бухгал­терского учета и расчета себестоимости, использование ограни­чений на объемы производства (например, установление квот), требование отчислений взносов с каждой сделки в специальный фонд, организацию и др.

Разновидностью ценовых соглашений является также об­мен информацией в области цен, в первую очередь на рынках, имеющих монополистическую структуру. Обмен информацией о текущих ценах или количествах — это замена формального соглашения о ценах, так как такого рода информация — это все, что необходимо, чтобы сговор заработал. Еще в большей степени это относится к информации о будущих ценах.

Односторонняя информация о ценах также может являться свидетельством сговора, так как у нее не может быть другой це­ли, кроме ограничения свободы принятия хозяйствующим субъектом решений о цене. Способами информирования могут быть публичное объявление цен (распространение нового прей­скуранта), посылка телексов потребителям и агентам (посред­никам).

Ценовые соглашения выявляются в ходе поэтапного прове­дения экспертизы. На первом этапе устанавливается круг пред­приятий, участвующих в соглашении, определяется соответ­ствующий товарный рынок и проводится анализ этого товарно­го рынка. Последний предполагает выяснение географических границ рынка, долей рынка, приходящихся на участников сог­лашения, исследование эластичности спроса (при низкой цено­вой эластичности хозяйствующие субъекты скорее могут прий­ти к ценовому соглашению), изучение возможности доступа на рынок новым предприятиям и др.

В процессе анализа выявляется круг параметров, по кото­рым могут конкурировать предприятия, и какое место среди них занимает цена товара. На рынках, где затруднена или пра­ктически исключается иная конкуренция, кроме ценовой, лег­ко заключить соглашение и осуществлять надзор за его испол­нением со стороны участников соглашения. Если же хозяйству­ющие субъекты могут конкурировать по другим параметрам, кроме цен, то ценовое соглашение может не представлять угро­зу конкуренции.

На рынках, где присутствует небольшое число продавцов, могут быть ограничены возможности входа на рынок новых про­давцов ввиду большой суммы первоначального капитала, недос­татка специалистов или отсутствия ноу-хау, убеждения, что в данной отрасли низкие прибыли или продукт неудобен для тран­спортировки. При наличии незначительных препятствий входу на рынок или существовании продуктов-заменителей сговор ни к чему не приведет, поскольку у предприятий просто не будет стимула присоединяться к сговору. Новые предприятия смогут продавать свой товар по более выгодным ценам. Потребители же смогут выбрать товар по более умеренным ценам.

В ходе экспертизы выясняется также наличие ассоциации или иных объединений в отрасли, которые могут представлять базу для координирования экономической деятельности и об­мена информацией, что способствует возможности заключения антиконкурентных соглашений, а также контроля над постав­щиками или потребителями со стороны других предприятий путем владения контрольными пакетами акций, ценными бу­магами и т.п.

Кроме анализа рынка, на первом этапе проводится анализ особенностей товара, в ходе которого устанавливаются:

виды потребления товара и связанные с ними типы потреби­телей. Дифференциация потребителей товара по видам потреб­ления может явиться причиной разницы в ценах на поставляе­мый товар, что затрудняет заключение ценового соглашения;

насколько однородны товары у разных поставщиков. С од­ной стороны, по однородным товарам другие виды конкуренции (кроме ценовой) затруднены, а с другой, облегчена возмож­ность согласования цен;

наличие взаимозаменяемых товаров. В случае, когда това­ры взаимозаменяемы, ценовой сговор практически не имеет смысла;

насколько схожи условия производства товаров у различ­ных производителей. Схожесть условий производства и сопос­тавимость издержек производства товара способствуют уста­новлению единых цен и заключению соглашения;

насколько велика в стоимости товара доля постоянных из­держек. Высокая доля постоянных издержек в стоимости товара затрудняет возможность маневра ценами в условиях меняющей­ся рыночной конъюнктуры. В таких случаях угроза войны цен, приводящей к существенным потерям для поставщиков, стиму­лирует их к заключению соглашений по поддержанию цен;

особенности системы налогообложения для производителей и посредников товара (разница в размере налогов может способ­ствовать появлению соглашений вертикального типа).

На втором этапе экспертизы определяется, способен ли кто-либо из участников соглашения в отдельности или все вместе пу­тем согласованных действий ограничивать конкуренцию. Кри­териями ограничения или препятствия для развития конкурен­ции могут служить влияние соглашения на независимость при­нятия экономических решений предприятий, на предложение и соотношение спроса и предложения товаров на рынке.

Если хотя бы один из этих критериев выполняется, следует рассматривать соглашение как ограничивающее конкуренцию. Если же выяснится, что участники соглашения не в состоянии оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности, то экспертиза прекращается.

При доказательстве выявленных ценовых соглашений в первую очередь обращается внимание на документальное под­тверждение сговора. Такие подтверждения можно получить на основании анализа условий контрактов, договоров, счетов, нак­ладных, прейскурантов, платежных поручений и т.д.

Прямые доказательства ценовых соглашений могут быть найдены чаще при вертикальных соглашениях, ограничиваю­щих конкуренцию, так как различные ограничительные поло­жения иногда включаются в договор поставки и другие догово­ры, заключаемые изготовителем продукции и торгово-посреднической организацией (включают работы и услуги по ремонту по высокой договорной цене, произвольное установление ски­док и надбавок, навязывание дополнительных условий, прей­скурантов).

Возможны также косвенные доказательства в виде обмена информацией между представителями предприятий посред­ством личных встреч, телефонных переговоров, телексов и фак­симильной связи, публичного объявления цен (распростране­ние нового прейскуранта, ценовой рекламы) потребителям, агентам и посредникам, в том числе через различного рода объединения (ассоциации), куда входят предприятия.

При доказательстве ценовых соглашений следует учиты­вать, что не всякое согласованное действие может квалифици­роваться как антиконкурентное соглашение. При наличии не­большого числа предприятий на рынке, а также имеющегося дефицита товара может иметь место согласованность их дей­ствий по установлению цен, т.е. параллельное поведение.

Доказать параллельность действий на рынке недостаточно, необходимо изучить формы ограничения конкуренции, кото­рые свидетельствуют о наличии антиконкурентного ценового соглашения. К ним можно отнести ограничение доступа других хозяйствующих субъектов на рынок при наличии неудовлетво­ренности спроса и достаточно высокого уровня рентабельности, ограничение доступа к сырью и материалам других производи­телей, желающих выйти на этот рынок, ограничение доступа к товаропроводящей сети.

В случае подтверждения факта запрещенных ценовых сог­лашений органы по антимонопольной политике имеют право выдавать предприятиям обязательные для исполнения предпи­сания о прекращении незаконных соглашений, восстановлении уровня цен и тарифов, действующих до вступления в силу анти­конкурентного соглашения с учетом уровня инфляции, о рас­торжении или изменении договоров, противоречащих закону, а также налагать штрафы на хозяйствующие субъекты и дол­жностных лиц, виновных в нарушении антимонопольного за­конодательства.

 








Date: 2015-07-01; view: 566; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.021 sec.) - Пожаловаться на публикацию