Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Анализ типов рыночных структур





Под рыночной структурой понимается совокупность условий, в которых протекает рыночная конкуренция. Степень конкуренции на рынке во многом определяет ценовую политику фирм. Тип рыночных структур зависит от следующих основных параметров:

1. количество и размер фирм. Существуют 4-е основных показателя, которыми характеризуется размер фирмы:

· доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации

,

где di – доля i фирмы на рынке; m – число фирм в отрасли; Qi – количество товара, производимой i-ой фирмой;

· доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке

,

где Аi – стоимость активов i-той фирмы

· доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке

, DC = П+А+ЗП,

где DC – добавленная стоимость; П – прибыль; ЗП – заработная плата; А – амортизация.

· доля занятых на предприятии в общей численности занятых в производстве данного продукта

,

где ri – численность работников i-фирмы.

В мировой практике считается, что если di до 10 % включительно – фирма мелкая, от 10 – 30 % включительно – средняя, от 30 % – крупная.

Иногда размер крупнейших фирм может служить характеристикой концентрации на рынке. Именно этот критерий лежит в основе определения доминирующего положения в России (признаком доминирования служит контроль не менее 35 % рынка), в Великобритании (соответственно не менее 25 % рынка).

Для определения уровня концентрации рынка товаров важ­но правильно определить прежде всего показатели размера предприятия (фирмы, компании, корпорации) и границы рын­ка, которые характеризуются особенностями продукции (произ­водственно-технического назначения, продуктовые товары), а также временным (товары длительного пользования, текущего потребления) и географическим (территориальные, поясные границы) факторами.

Основными конкретными показателями (индексами), опреде­ляющими уровень концентрации рынка товаров разных фирм, являются показатель пороговых долей (удельных весов) рынка, индекс концентрации, индекс Линда, индекс Херфиндаля — Хиршмана.

Для определения уровня концентрации рынка служит пока­затель размера наиболее крупных фирм (компаний, корпораций, предприятий, объединений), действующих на нем, который на­зывается показателем пороговых долей рынка.

1. Индекс концентрации CR) (concentration ratio) показы­вает долю наиболее крупных фирм (компаний, корпораций, объединений) в общем объеме рынка товаров в процентах. Он рассчитывается как сумма рыночных долей наиболее крупных фирм, осуществляющих свою деятельность на определенном рынке:

где qt — доля (удельный вес) i-й фирмы, %.

Согласно практическим данным, наиболее достоверна общая оценка состояния рыночной концентрации товаров, осуществля­емая по количественным значениям индексов концентрации для трех наиболее крупных фирм.

Индекс концентрации фирм может колебаться в следующих пределах: 0 < ИCR ≤ 100%. Если ИCR < 45%, то концентрация считается нормальной, а рынок товаров — конкурентным; если 45% < ИCR < 70%, то концентрация достигает средней степени, а при ИCR > 70% получается высокая степень концентрации, в этом случае рынок товаров является неконкурентным.

Указанный индекс концентрации в неполной мере может учитывать специфические особенности рыночной структуры всей конкретной отрасли, однако этот показатель можно применять в качестве определенного ориентира при небольшом числе доми­нирующих фирм в отрасли, прежде всего действующих на рын­ках олигополистической или монополистической конкуренции, а также в сочетании с другими индексами рыночной концентрации товаров (услуг).

2. Индекс Линда (Ид) в основном применяется в странах Европейского союза и рассчитывается прежде всего для наиболее крупных фирм (компаний, корпораций, объединений), действу­ющих в самом «ядре» рынка определенных товаров.

Для двух наиболее крупных фирм индекс Линда:

где d1, d2 — рыночные доли (удельные веса) соответствующих фирм в общем объеме продаж.

Для трех наиболее крупных фирм индекс Линда:

где d1, d2, d3 — рыночные доли (удельные веса) соответствующих фирм в общем объеме продаж.

Для четырех наиболее крупных фирм индекс Линда:

где d1, d2, d3, d4 — рыночные доли соответствующих фирм в общем объеме продаж.

Важно отметить, что в случае намерения слияния фирм госу­дарственные органы могут дать соответствующее разрешение при условии, если индекс Линда будет находиться, как правило, в следующих пределах: 120% < Ид < 200%.

3. В качестве критерия демонополизации рынка и создания условий для конкуренции в США используется весьма простой индекс Херфиндапя Хиршмана XX), который можно рас­сматривать как индекс рыночной концентрации товаров разных фирм, представленных на рынке.

Индекс Херфиндаля — Хиршмана (Ихх) рассчитывается по следующей формуле:

где gi — доля (удельный вес) каждой фирмы на рынке в общем объеме выпущенной продукции, %; к — количество фирм в отрасли. При этом

т.е. при любом количестве в конкретной отрасли фирм (компаний, предприятий) общий удельный вес всей выпускаемой ими продукции должен составлять 100%.

При проведении расчета индекса по методу Херфиндаля — Хиршмана рынок считается неконцентрированным (нормальным для конкуренции), если общий Ихх < 1000 ед. (т.е. если общая сумма квадратов удельных весов всей выпускаемой продукции в конкретной отрасли (на рынке) составит меньше 1000 ед.). При таких значениях индекса Херфиндаля—Хиршмана разрешается любое слияние фирм. Рынок считается высококонцентрирован­ным (неконкурентным), если общее значение указанного индек­са превышает 1800 ед.

Наибольшее значение индекса Ихх достигается при монопо­лизации рынка одной фирмой (компанией, концерном), при этом Ихх = (100%)2 = 10 000 ед. Если 1000 < Ихх < 1800, то рынок обладает средней степенью концентрации и слияние допускается при условии до и после слияния не должен превышать 300 пунктов. Последняя становится очень высокой при Ихх > 1800 ед. В этом случае объединение фирм государственными органами не разрешается.

Таким образом, при значениях индекса Херфиндаля — Хиршмана, равных 1000 ед. и ниже, рынки считаются неконцентрированными. Они конкурентны, и в силу этого предложение това­ров и их производство достаточно быстро реагируют на измене­ние ситуации на рынке.

Предложение (производство) товаров в этих условиях очень эластично, потому что вероятность реакции даже одной фирмы на изменившуюся конъюнктуру рынка достаточно высокая, а при небольших значениях Ихх может быть и весьма высокой. В этих условиях конкурентного рынка предложение товаров в зависимо­сти от цены будет расти. Наоборот, чистая монополия, когда фир­ма не имеет конкурентов и является единственной на рынке, по­рождает неэластичность предложения, застой в производстве, при этом вероятность реакции последнего на изменяющиеся ус­ловия рынка невелика.

Следовательно, исходя из проводимого анализа качествен­ных и количественных показателей (индексов), отражающих структуру рынка товаров, можно определять степень рыночной концентрации и уровень конкуренции на рынке, соответствен­но разрабатывать и формировать конкурентную среду на конк­ретном рынке.

Пример 1. Рассчитать индекс Херфиндаля – Хиршмана (Ихх) для 12 фирм, продающих товар на рынке, а также опреде­лить, какое следует принять решение государственным органам (разрешить или не разрешить) о слиянии: а) 1-й и 3-й фирм; б) 4-й и 6-й фирм при следующих исход­ных данных:

1) общий удельный вес продаваемой (выпущенной) продукции фирмами отрасли – 100%;

2) удельный вес продаваемой продукции каждой отдельной фирмой на рынке относительно ее общей величины: 1– 23%; 2 – 17%; 3 – 12%; 4 – 10%; 5 – 9%; 6 – 8%; 7 – 7%; 8 – 5%; 9 – 3%; 10 – 2%; 11–2%; 12 – 2%;

3) слияние (объединение) отдельных фирм разрешается при условии, если общее значение индекса Херфиндаля – Хиршма­на не превышает 1800 ед. (т.е. общей суммы квадратов удельных весов всей продаваемой продукции).

Решение.

1. Рассчитываем индекс Херфиндаля – Хиршмана:

Ихх = 232 + 172 + 122 + 102 + 92 + 82 + 72 + 52 + З2 + (3 х 22) = 529 + 289 + 144 + 100 + 81 + + 64 + 49 + 25 + 9 + 12 = 1302.

т.е. индекс Ихх показывает, что данный рынок является средне концентрированным, то слияние разрешается при условии.

2. Если 1-я и 3-я фирмы пожелают объединиться, то удельный вес продаваемой ими продукции на рынке составит – 35%, при этом вновь рассчитываем индекс Херфиндаля – Хиршмана

Ихх = 352 + 172 + 102 + 92 + 82 + 72 + 52 + З2 + (3 х 22) = 1225 + 289 + 100 + 81 + 64 + 49 + 25 + 9 + 12 = 1854,

Вывод. Поскольку Ихх = 1854 – 1302 > 300, то слияние указанным фирмам со стороны государственных органов не разрешается.

3. Если 4-я и 6-я фирмы пожелают объединиться, то удельный вес продаваемой ими продукции на рынке составит – 18%, при этом вновь рассчитываем индекс Херфиндаля – Хиршмана

Ихх = 232 + 172 + 122 + 182 + 92 + 72 + 52 + З2 + (3 х 22) = = 529 + 289 + 144 + 324 + 81 + 49 + 25 + 9 + 12 = 1462

Вывод. Поскольку Ихх = 1462 – 1302 < 300, то слияние указанным фирмам со стороны государственных органов разрешается.

Пример 2.Рассчитать индекс концентрации и индекс Лин­да для 3-х наиболее крупных компаний, когда на рынке действу­ют 11 компаний и имеют в общем объеме рынка (общем объеме продаж) следующие доли: 1 — 18%; 2 — 14%; 3 — 10%; 4 — 9%; остальные 7 — по 7% каждая; а также определить, возможно ли со стороны государственных органов разрешение на слияние 1-й, 2-й и 3-й компании, если их доли в общем объеме продаж соста­вят соответственно 35; 22 и 25%. При этом следует иметь в виду, что объединение разрешается, если индекс Линда не превышает 200%.

Решение.

1. Рассчитываем индекс концентрации для трех наиболее крупных компаний в общем объеме рынка

CR3 = 18% + 14% + 10% = 42%.

Вывод. Индекс концентрации, равный 42% в общем объеме рынка, показывает, что последний характеризуется умеренной степенью концентрации и его можно рассматривать как конку­рентный рынок.

2. Определяем общий индекс Линда для трех наиболее круп­ных компаний

Вывод. Индекс Линда находится в пределах 120% < Ид< 200%, т.е. отмечается нормальная концентрация рынка.

3. Рассчитываем индекс Линда при доле 1-й компании, равной 35% в общем объеме продаж,

Вывод. Слияние 1-й компании не разрешается со стороны го­сударственных органов.

4. Определяем индекс Линда при доле 2-й компании, равной 22% в общем объеме продаж,

Вывод. Слияние (объединение) 2-й компании разрешается со стороны государственных органов.

5. Рассчитываем индекс Линда при доле 3-й компании, равной 25% в общем объеме продаж,

Вывод. Слияние (объединение) 3-й компании разрешается со стороны государственных органов.

 








Date: 2015-07-01; view: 781; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.011 sec.) - Пожаловаться на публикацию