Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава V. Учение жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка 4 page





(практическими, логическими, инфралогическмми). Горизонтальные повторения в

пределах одного и того же уровня, которые, особенно проявляются при

овладении понятиями, Пиаже объяснял запаздыванием между группировками,

относящимися к различному содержанию. Это явление зависит от децентрации

действий, в результате которой возникают различные понятия. При этом, чем

более значительными будут препятствия, связанные с внешней картиной

вещей, тем больше будет выражено запаздывание в развитии понятий.

Таким образом, все развитие Пиаже характеризовал движением от общей

эгоцентричности к интеллектуальной децентрации и его ход представлял в форме

последовательных группировок, вытекающих одна из другой. Таково содержание

новой гипотезы Пиаже. Однако, она дает лишь внешнюю характеристику развития.

Его внутреннюю характеристику, функциональный механизм, составляет

равновесие. На каждом уровне развития Пиаже характеризовал равновесие по

размерам его сферы, по подвижности и устойчивости.

Равновесие объединяет сначала только унаследованные движения, это --

первый уровень, рефлекторный; затем приобретенные восприятия и навыки --

второй уровень, перцептивный; оно устанавливается далее между

последовательными движениями, позволяющими вновь найти исчезнувшие объекты

-- третий уровень, сенсомоторный; после этого между теми же движениями, но

антиципированными -- четвертый уровень, интуитивный; оно управляет далее

антиципациями как таковыми -- пятый уровень, конкретнооперациональный;

наконец, уравновешиваются возможные действия, которые были или могли быть

осуществлены,-- последний, шестой уровень, формально-операциональный. В ходе

развития равновесие становится более подвижным, и уже никакая трансформация

не может его разрушить, так как каждая трансформация точно компенсируется.

Когда равновесие становится подвижным, оно приобретает большую

устойчивость. Равновесие рефлекторной системы, ее сохранение всегда связано

с совокупностью внешних раздражителей. Если они изменяются, механизм

перестает действовать. Сохранение перцептивных фигур и навыков связано также

с присутствием объектов. С возникновением сенсомоторного интеллекта

сохранение воспринимаемых предметов возрастает, так как объекты могут быть

найдены, а на стадии интуитивного интеллекта равновесие возрастает еще

больше, поскольку результаты действия можно представить себе до их реального

достижения. Однако, только с формированием операционального интеллекта

сохранение может быть обеспечено во всех случаях благодаря истинной

обратимости, которая позволяет координировать прошлые и будущие восприятия с

актуальными событиями в целостную структуру, которая дает возможность

успешно действовать в постоянно меняющемся мире.

Развитие рассматривается Пиаже как эволюция, управляемая потребностью в

равновесии. Понятие равновесия -- центральное понятие в его психологической

теории. Вслед за К. Берталанфи Ж. Пиаже определяет равновесие как стабильное

состояние открытой системы. Равновесие в статическом, уже осуществленном,

виде представляет собой адаптацию, приспособление, состояние, при котором

каждое воздействие равно противодействию. Это система балансирующих

взаимодействий, колебаний, которые постоянно компенсируют друг друга. С

динамической точки зрения, равновесие -- это тот механизм, который

обеспечивает основную функцию психической деятельности -- конструирование

представления о реальности, обеспечивает связь субъекта и объекта,

регулирует их взаимодействие.

Равновесие есть везде, где есть жизнь. Процесс равновесия у живых

существ соответствует специфическим их потребностям, а не только

автоматическому балансу, который не зависит от активности субъекта. В

процессе развития познавательных функции также действует тенденция к

равновесию, которая выражает потребность связи субъекта с внешним миром.

Этой потребности соответствуют специальные механизмы. Наряду с активностью

поведения, с действиями, направленными на исследование и изменение

окружающей среды, существует дополнительная активность -- действия,

выполняющие регулирующую роль. Активность субъекта, одновременно

конструирующая и компенсаторная, необходима для достижения равновесия.

Компенсаторная активность специфична для равновесия. На всех уровнях

развития она осуществляется в форме ретроактивных процессов и антиципации,

которые отличаются друг от друга по своей структуре. Это ритмы, регуляции,

операции.

На уровне развития высших познавательных функций обратимые операции в

форме инверсии "и реципрокности обеспечивают достижение равновесия. Они

неразрывно связаны с действиями, из которых строятся новые структуры: с

помощью элементарных логических группировок, например, конструируются новые

формы или новые совокупности объектов (классификация, сериация), но условием

успеха такого конструирования служит сохранение форм и элементов, что

обеспечивается благодаря инверсии и реципрокным операциям.

Обратимость операциональной структуры есть частный случай

ретроактивности. Вместе с тем, это такой случай, при котором равновесие

осуществляется полностью. В процессе проб и ошибок ретроактивного и

антиципирующего поведения полная компенсация, полное равновесие никогда не

достигается. В случае интеллектуальных операций, имеется система,

достигающая равновесия. Это система операций, то есть действий, подобных

другим физически

действиям, которые, однако, проявляют специфическую особенность --

обратимость. Благодаря ей компенсация, достигнутая в процессе таких

действий, становится в конце концов полной компенсацией. О достижении

обратимости можно узнать по появлению у ребенка понимания принципа

сохранения количества (вещества, энергии и т.д.). Пиаже считал, что

возникновение этого понятия зависит от следующих факторов.

Нервная система должна достичь определенного уровня функционирования,

но наследственный фактор недостаточен, так как понятие сохранения не

врожденно. Можно наблюдать его постепенное формирование под влиянием опыта.

Этот процесс нельзя объяснить только опытом взаимодействия с объектами.

Пиаже в своих исследованиях никогда не наблюдал, чтобы ребенок сначала не

верил в сохранение какого-то свойства, потом проводил эксперимент, а потом

уже убеждался окончательно и навсегда в сохранении этого свойства. Сам

ребенок не старается провести эксперимент для проверки. А попытка

осуществить обучение пониманию этого принципа путем подкрепления, используя

традиционные эмпирические методы обучения, вообще привела к полной неудаче.

Значит, по мнению Пиаже, физический опыт, ориентирующий ребенка на

результаты его действий, не играет существенной роли в формировании этого

понятия.

Социальный фактор также недостаточен для появления понятия сохранения.

Элементарная форма сохранения объекта на сенсомоторном уровне появляется до

овладения речью, фактически до социализации (по Пиаже). Понятие сохранения

появляется, как только ребенок начинает понимать необходимость логической

последовательности операций. Чувство необходимости не возникает из

непосредственного опыта действий с вещами. Оно появляется, когда формируется

понимание логических отношений.

Для объяснения того, как ребенок начинает понимать необходимость

логической последовательности операций, нужно обратиться к фактору

равновесия. Поясняя это, Пиаже использовал следующий пример. Если превращать

шарик из пластилина или глины в сосиску, он становится длиннее и в то же

время тоньше. Происходит одновременно два изменения, взаимно компенсирующие

друг друга. Ребенок на протяжении дошкольного возраста ведет себя по

отношению к этим двум изменениям по-разному. Сначала он учитывает только

одно из двух изменений, затем внезапно открывает другой параметр, но тут же

забывает первый. Позже он колеблется, переходя от одного изменения к

другому, и, наконец, начинает связывать их. Ребенок понимает, что оба

параметра связаны обратными отношениями и что они уравновешивают друг друга.

С момента, как ребенок открывает компенсацию отношений, появляется понятие

сохранения.

Фактор равновесия выступает в качестве внутреннего регулятоpa развития

интеллекта.

Фактор равновесия не действует изолированно, он неразрывно связан с

другими факторами развития, такими, как созревание, физический и социальный

опыт. Но среди этих факторов равновесие играет доминирующую роль. На

основании теории развития, в которой основным законом служит стремление

структур субъекта к равновесию с реальностью, Пиаже выдвинул гипотезу о

существовании стадий интеллектуального развития. Это следующее (после

эгоцентризма) крупное достижение Пиаже в области детской психологии.

Стадии -- это ступени или уровни развития, последовательно сменяющие

друг друга, причем, на каждом уровне достигается относительно стабильное

равновесие. Пиаже не раз пытался представить интеллектуальное развитие

ребенка как последовательность стадий. Уже в ранних работах развитие

интеллекта рассматривалось им как смена стадий аутизма, эгоцентризма и

социализации. В более поздних работах речь уже шла о четырех, иногда шести

стадиях. И лишь в работах, где Пиаже давал обзор своего учения, картин

развития приобрела более определенные и устойчивые черты.

Процесс развития интеллекта, согласно Пиаже, состоит из трех больших

периодов, в течение которых происходит зарождение становление трех основных

структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры, то есть системы

обратимых действий, выполняемых материально и последовательно, затем

возникают достигают соответствующего уровня структуры конкретных оперг ций

-- это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой tвнешние, наглядные

данные. После этого открывается возможное для формирования формальных

операций. Это период становления формальной логики, гипотетикодедуктивного

рассуждения.

Date: 2015-07-01; view: 337; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию