Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Младший школьный возраст





К младшему школьному возрасту в возрастной психологии от­носят период психического развития ребенка от 6-7 лет до 10-11 лет (1-4 классы школы). Границы этого возрастного диапазона весьма условны и зависят в первую очередь от готовности ребенка к школьному обучению.

Примерно к возрасту 7 лет ребенок обладает всеми необходи­мыми физическими и психическими предпосылками для того, чтобы стать школьником и овладеть новой для него учебной дея­тельностью. У ребенка появляется целый ряд обязанностей и выполнение их оценивается учителем, другими людьми. Важным для ребенка становится не только овладение си­стемой начальных научных знаний, но и овладение умением учиться. В процессе овладения учебной деятельностью психичес­кие процессы у младшего школьника становятся все более произ­вольными, совершенствуются рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка становится преобладание мотива "Я должен" над моти­вом "Я хочу".

Как бы хорошо ребенок ни был подготовлен к школе, он приобре­тает типичные черты школьника только после того, как начнет учить­ся в школе. В школе воплощены требования общества, существует система эталонов, одинаковых мер оценки. Теперь основной деятельно­стью ребенка является учебная деятельность. Успешность обучения и поведения в школе означает чаще всего и благополучие отношений ребенка с родителями и со сверстниками.

Учебная деятельность. Для школьного учителя основной про­блемой является формирование у ребенка учебной деятельности, умения учиться самому. Сама по себе учебная деятельность вклю­чает учебно-познавательные мотивы, учебные задачи, учебные дей­ствия и операции, контроль и оценку.

Наиболее важным является выработка и упрочение познавательной мотивации у ребенка. Формирование учебно-познавательной мотивации у школьника тесно связано с содержанием и способами обучения.

Учебная деятельность предъявляет требования ко всем сторонам психики ребенка. В младшем школьном возрасте большие измене­ния происходят в познавательной сфере ребенка.

1. Непроизвольное восприятие дошкольника постепенно пре­вращается в целенаправленное и произвольное восприятие — наблюдение.

2. Изменения в области памяти связаны с тем, что она также при­обретает ярко выраженный познавательный характер и становится произвольной. Ребенок начинает осознавать мнемическую задачу, идет интенсивное формирование приемов запоминания.

3. Мышление в младшем школьном возрасте начинает развивать­ся по пути перехода его от образного мышления к словесно-логичес­кому. Оно постепенно приобретает абстрактный и обобщен­ный характер; перенастраивает и нацеливает восприятие, память и другие психические процессы на установление смысловых, логических связей и отношений.

Учебная деятельность способствует и формированию основных психических новообразований младшего школьника:

1) произвольность поведения и всех психических процессов, их осознанность и "интеллектуализация";

2) развитие рефлексии с пониманием и осознанием собственных изменений.

Произвольность в поведении характеризуется умением само­стоятельно ставить цели действий, находить доступные средства их достижений и преодолевать возможные препятствия. С произ­вольностью в поведенческом плане связано внутреннее планиро­вание действий, понимаемое как способность действовать в уме. Развитие внутреннего плана действий проходит ряд этапов, отра­жающих постепенный "переход" в него внешних действий и опе­раций (интериоризация).

У ребенка также постепенно пробуждается активный интерес и к своему внутреннему миру, собственным мыслям и переживани­ям. Рефлексия является необходимым условием для самосовер­шенствования личности путем самовоспитания. Сама учебная дея­тельность требует рефлексии, оценки собственных изменений. Именно поэтому всякая учебная деятельность начинается с того, что ребенка оценивают.

Адаптация ребенка к школе. Дети не одинаково "вживаются" в новые для них условия школь­ной жизни. Главными моментами, влияющими на социально-психо­логическую адаптацию в школе, являются следующие:

1) адаптация к новому режиму дня — продолжительность урока, перемены, число уроков, режим питания, домашняя самоподготов­ка и другие;

2) адаптация к классному коллективу — проблемы приобретения социального статуса, взаимоотношений со сверстниками;

3) трудности адаптации, локализующиеся в области взаимоотно­шений со школьным учителем;

4) трудности адаптации, обусловленные изменениями ситуации в домашней обстановке — изменения отношения родителей к ребен­ку, повышение их требовательности к дисциплине, апелляция к чув­ству ответственности.

 

Итак, младший школьный возраст — начало школьной жизни. Всту­пая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается тео­ретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки — создает необходимую базу для всего своего последующего обуче­ния. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии. Успеш­ная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания, который, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать цент­ральным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноцен­ности; могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 11 ДО 15 ЛЕТ)

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребен­ка — половым созреванием. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие — позже, пубертатный кризис может воз­никнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрос­лых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянув­шимся кризисом.

Date: 2015-07-01; view: 406; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию