Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Общие положения





1. Общие сведения об учебных полевых практиках

1.1. Настоящие методические указания определяют основные положения и нормы, регламентирующие безопасные условия организации и проведения учебных полевых практик и полевых научно-исследовательских работ для сотрудников кафедр и студентов исторического факультета. Методические указания разработаны на основе действующего законодательства Украины по охране труда, пожарной безопасности и других нормативных правил и документов, таких как: "Инструкция по охране труда на полевых практиках и научно-исследовательских работ в условиях Крыма и Карпат", разработанной на географическом факультете ТНУ, "Методических указаний к археологической практике и спецкурсу "Методика полевых археологических исследований" для студентов исторического факультета".

1.2. Археологическая практика является обязательным учебным мероприятием для студентов 1-го курса исторического факультета, проводимым в конце учебного года, как правило, в июля - августе. Объем практики – 168 часов на каждого практиканта. Ее задачей является закрепление у студентов знаний, полученных при изучении теоретического курса основ археологии, выработка навыков полевой археологической работы, непосредственное участие в охране памятников истории и культуры, приобретение опыта для организации краеведческой работы в школе.

1.3. Полевые практики и научно-исследовательские работы проводятся сотрудниками кафедр в заранее утвержденных и строго определенных районах, в соответствии с учебными программами и приказами.

1.4. Полевые работы осуществляются в различных ландшафтных условиях:

· в лесостепной, лесной зонах и на яйлах Крымских гор;

· в условиях карстового, оползневого, обвально-осыпного, берегового, флювиального рельефа;

· на различной абсолютной высоте (включая и более 1000 м.);

· в условиях низкогорного и среднегорного климата Крымских гор.

Временные бивуаки устраиваются как на открытой местности, так и под скальными навесами.

 

2. Условия и порядок допуска преподавателей и студентов

к полевым практикам

2.1. До выезда на полевые практики со всеми руководителями и студентами проводится инструктаж по безопасным приемам и методам полевых работ применительно к природным, историко-культурным, этнографическим особенностям предстоящего района выезда. Весь персонал после изучения данной инструкции и получения инструктажа расписывается в специальном журнале, который хранится в документации кафедры.

2.2. Сотрудники и студенты, не прошедшие медицинского осмотра, не сделавшие профилактические прививки и не получившие инструктаж по охране труда и технике безопасности, на полевые практики не допускаются.

2.3. Все руководители практик и студенты должны быть обучены приемам оказания первой медицинской помощи. На руководителя практики возлагаются обязанности санинструктора.

Все обязанности по обеспечению охраны труда, техники безопасности, санитарных норм в полевых условиях, а также ответственность за несчастные случаи, происшедшие в результате нарушения этих норм и правил, возлагаются на руководителей практик.

 

3. Обязанности руководителя практики и студентов

3. 1. Обязанности руководителя практики

3.1.1. Руководитель практики несет согласно действующему законодательству ответственность за жизнь и здоровье студентов, безопасность проведения практики, выполнение правил противопожарной безопасности, охрану природы, памятников истории и культуры.

3.1.2. Руководитель практики осуществляет организационное, научное и учебно-методическое руководство, направляет и контролирует работу студентов, следит за выполнением студентами своих обязанностей, соблюдением распорядка дня.

3.1.3. При подготовке полевых практик и экспедиций руководитель обязан:

· ознакомить студентов с Правилами проведения практик, турпоходов, экспедиций;

· организовать всестороннюю подготовку студентов к работе в полевых условиях;

· ознакомить студентов с их правами и обязанностями;

· своевременно оформить необходимую документацию по проведению практик и экспедиций;

· не позднее, чем за 10 дней до выезда на место практики направить в соответствующую контрольно-спасательную службу (КСС) уведомление установленного образца;

· в случае необходимости изменить место практики, маршрут экспедиции, её сроки, поставить в известность руководство факультета и КСС.

3.1.4. В зависимости от района работ, продолжительности и характера исследований руководитель составляет перечень группового и личного полевого снаряжения, а также специального учебного оборудования, проверяет его состояние и пригодность к работе, распределяет вместе со старостой группы студентов по бригадам, звеньям.

3.1.5. До начала полевых исследований, практик, экспедиций руководитель обязан проинформировать старосту группы или лично всех студентов о приобретении соответствующего личного полевого снаряжения (одежда, обувь, гигиенические принадлежности и др.) и проконтролировать их наличие.

3.1.6. Непосредственно перед выездом в поле руководитель знакомит студентов учебной группы с планом и программой практики, а также сроками, полевыми маршрутами, основными методами и приемами полевых исследований.

3.1.7. Руководитель определяет и сообщает старосте учебной группы дату и время выезда на практику или в экспедицию согласно учебному расписанию, назначает конкретное место и время сбора всех участников, назначает коменданта полевого лагеря, ответственного за проведение хозяйственной работы.

3.1.7. Руководитель организует и контролирует хозяйственную работу на всех этапах практики (разработка меню, закупка продуктов, назначение дежурных и т.д.).

3.1.8. Во время полевой практики или экспедиции руководитель обязан:

· исполнять требования данной инструкции;

· соблюдать утвержденный план и программу практики, маршрут и выполнять задачи научной экспедиции;

· принимать необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности студентов;

· прекратить выполнение полевых маршрутов или практик в случае возникновения опасных природных явлений или иных обстоятельств, которые могут привести к угрозе жизни и здоровью студентов;

· при несчастном случае оказать первую медицинскую помощь, сообщить о происшедшем руководству факультета, в КСС и доставить пострадавшего в медучреждение.

 

3.2. Общие обязанности студентов

3.2.1. Соблюдать требования данной инструкции.

3.2.2. Выполнять все распоряжения руководителя практики и студенческой администрации группы.

3.2.3. Выполнять объем индивидуальной работы, предусмотренный планом практики и работы экспедиции.

3.2.4. Участвовать во всех работах и приобрести практические навыки археологических полевых исследований и мероприятий по охране памятников истории и культуры.

3.2.5. Участвовать в хозяйственно-бытовых работах.

3.2.6. Соблюдать правила техники безопасности, противопожарной безопасности, правила переезда в общественном транспорте.

3.2.7. Иметь приличный внешний вид и соблюдать нормы общественного поведения, соответствующие высокому статусу студента ТНУ и сотрудника международной археологической экспедиции.

3.2.8. Бережно относиться к памятникам природы.

3.2.9.Оказать первую помощь товарищу в случае травматизма и немедленно информировать об это руководителя практики.

3.2.10. Беречь снаряжение и учебное оборудование, своевременно ремонтировать их.

3.2.11. Каждый студент-практикант в результате практики должен знать:

· основные требования методики полевых археологических исследований;

· уметь применять конкретные приемы археологических разведок и раскопок;

· приобрести практические познания в топографии;

· научиться организовывать полевой быт экспедиции;

· приобрести навыки в хозяйственной работе;

· уметь создавать благоприятный психологический климат в коллективе;

· выработать в себе дисциплинированность и организованность при выполнении распорядка работы и отдыха, при исполнении заданий и распоряжений руководителя практики/экспедиции.

 

3.3. Обязанности старосты группы

3.3.1. Оказывать всестороннюю помощь руководителю в выполнении программы практики.

3.3.2. Следить за соблюдением распорядка дня и за порядком в полевом лагере.

3.3.3. Распределить студентов группы по рабочим бригадам.

Примечание: Во время подготовительного этапа студенческая группа разбивается на рабочие бригады в составе 5-7 студентов. Бригадиры избираются студентами или назначаются руководителем практики.

 

3.4. Обязанности бригадира

3.4.1. Руководить бригадой на участке работы.

3.4.2. Организовать своевременное выполнение всех работ, определенных программой практики.

3.4.3. Распределить обязанности между студентами во время полевых маршрутов.

3.4.4. Организовать камеральную обработку собранных материалов.

3.4.5. Распределить между студентами снаряжение и учебное оборудование, следить за его сохранностью и исправностью.

3.4.6. Следить за соблюдением распорядка дня.

3.4.7. Следить за соблюдением техники безопасности на участках работы и полевых маршрутах.

3.4.8.Руководить членами бригады при выполнении хозяйственных заданий по лагерю.

3.4.9. Ежедневно информировать руководителя практики о делах в бригаде, объемах выполненной работы, возникших затруднениях и болезни студентов.

 

3.5. Обязанности коменданта полевого лагеря

3.5.1. Руководить повседневной хозяйственной работой экспедиции.

3.5.2. Составить список продуктов, которые необходимо закупить перед выездом на практику и организовать их закупку.

3.5.3. Заблаговременно, совместно со старшими по кухне составить меню на ближайшие дни практики.

3.5.4. Учитывать расход продуктов и периодически организовывать их закупку.

3.5.5. Определить место для хранения продуктов.

3.5.6. Составить график дежурств, назначать дежурных по лагерю и инструктировать их.

3.5.7. Следить за порядком и соблюдением должного санитарного состояния в лагере и у источника водоснабжения.

3.5.8. Организовать уборку всей территории лагеря после завершения полевых работ.

 

3.6. Обязанности дежурных

3.6.1. Своевременно организовать подъем по лагерю.

3.6.2. Согласно меню и раскладке приготовить пищу к времени, определенному распорядком дня.

3.6.3. Следить за порядком и санитарным состоянием в полевом лагере и у источника водоснабжения.

3.6.4. Закупить в магазине необходимые продукты и доставить их в лагерь.

3.6.5. Следить за сохранностью снаряжения и личных вещей студентов.

3.6.6. В случае непогоды убрать вещи и продукты в палатки.

3.6.7. Соблюдать правила противопожарной безопасности.

3.6.8. После дежурства подготовить хозяйственное снаряжение и чистую кухонную посуду, передать их следующей смене.

Примечание: Ежедневно в полевом лагере остаются 2-5 дежурных. Студенты дежурят поочередно согласно графику. В обязанности дежурных входит мытье посуды и засыпка землей мусорной ямы после ее заполнения. Отходы, способные гореть, сжигаются в костре.

3.7. Распорядок дня

5-30 – 5-45 Подъем по лагерю, гигиенические процедуры
5-45 Выход на работу
6-00 – 8-45 Работа на объектах исследований
9-00 – 9-30 Завтрак
9-45 Выход на работу
10-00 – 12-45 Работа на объектах исследований
13-00 Возвращение бригад в лагерь
13-30 – 14-00 Обед
14-00 – 17-00 Отдых, личное время,
17-00 – 18-00 Заготовка топлива, хозяйственные работы
18-00 – 19-30 Камеральные работы
19-30 – 20-00 Ужин
20-00 – 23-00 Личное время, передача дежурства следующей смене
23-00 Отбой

Примечание: Распорядок дня устанавливается в соответствии с реальными условиями, в которых работает каждая экспедиция. Приводимый в Инструкции порядок дня принят в Мангупской археологической экспедиции ТНУ в период проведения полевой практики студентов 1-го курса.

 

3.8. Перечень личного и группового снаряжения,

учебного оборудования

Личное снаряжение и оборудование

Документы: каждому практиканту следует обязательно иметь при себе паспорт, студенческий билет или другой документ удостоверяющий личность. Документы при хранении в рюкзаке лучше упаковать в полиэтиленовый мешочек. При себе необходимо также иметь личные деньги.

Личные вещи и принадлежности (их количество берется в зависимости от длительности практики в конкретных условиях):ботинки туристические

· кеды, кроссовки

· тапочки пляжные

· носки шерстяные

· носки х/б

· брюки

· штаны спортивные

· шорты

· купальный костюм

· нижнее белье

· плащ, дождевик

· штурмовка, куртка

· свитер шерстяной, кофта

· рубашка х/б (с длинным рукавом)

· платки носовые

· легкий головной убор

· туалетные принадлежности (полотенце, полотенце для ног, бритвенный прибор, зубная паста и щетка, мыло, туалетная бумага, шампунь и пр.)

· столовый набор (миска, ложка столовая, ложка чайная, кружка, нож)

· ремонтный набор (ножницы, нитки, иголки, булавки, пуговицы)

· фонарик

· фляга

Примечание: Особое внимание нужно обратить на обувь. Необходимо иметь разношенную крепкую обувь на низком каблуке и рифленой подошве. Она необходима для пешеходных экскурсий, полевых маршрутов, хозяйственных работ, а также во время работ на раскопах в холодную или дождливую погоду. В лагере и на работе в жаркое время предпочтительны легкие сандалии. При подборе одежды учитывается принцип совместимости, например, куртка должна надеваться на свитер, а штурмовка должна достаточно большой, чтобы ее можно был надевать поверх куртки и свитера. То же касается брюк: поверх легких тренировочных в холодный день надевают теплые из тонкой ткани. Свитер должен быть длинным, чтобы при наклоне вперед не обнажалась спина, и можно было сидя у костра, подвернуть его под себя, защитить от холода спину и особенно поясницу. Кроме личного снаряжения каждый практикант должен при выезде в поле иметь однодневный запас продуктов, который необходим, пока не будет развернута полевая кухня.

 

Учебное оборудование:

§ полевой дневник

§ карандаш простой

§ резинка

§ линейка

§ лезвие (нож)

§ шариковая ручка

§

Групповое оборудование:

Туристское снаряжение:

§ палатки

§ рюкзаки

§ спальные мешки

§ вкладыш в спальный мешок

§ коврик (надувной матрац или лист поролона)

§ лист полиэтилена на палатку

§ ведра (3 шт. на группу)

§ канистры для воды (при необходимости)

§ топоры, ножовка

§ разливная ложка (2 шт.)

§ сковорода, нож консервный

§ нож кухонный

§ рукавицы брезентовые (для кострового)

§ клеенка обеденная

§ шинковальная доска

§ аптечка походная

§ саперная лопатка

Учебное оборудование:

§ компас

§ планшеты

§ полевая сумка

§ рулетки

§ клей

§ кнопки – 1 пачка

§ бумага (миллиметровка)

§ упаковка для находок

§ лупы

§ этикетки

§ бумага писчая для отсчета

§ папка скоросшиватель

§ методическое руководство по учебной практике

Примечание: Руководитель группы и староста группы предварительно составляют список снаряжения, расписывают его по бригадам и лично студентам. Студенты лично несут ответственность за сохранность и исправность закрепленного за ними спального, хозяйственного и учебного оборудования, а при потере возмещают его стоимость.

 

 

3.9. Основные факторы, влияющие на безопасность проведения учебных полевых практик и научно-исследовательских работ

Опасные факторы Особенности влияния опасных факторов
1. Климатические (грозы, высокие температуры, ливни, метель, туманы) Поражение молнией во время грозы. Солнечный и тепловой удар, сложности передвижения в тумане, во время ливней и метелей.
2. Геоморфологические (обрывы, обвалы, камнепады, вертикальные карстовые полости, сели, лавины, осыпные склоны) Падение с обрывов, обрушения скальных и глинистых пород, камнепады, схождение лавин, прохождение селевых потоков, передвижение по подвижной осыпи, падение в карстовые шахты и колодцы.
3. Гидрологические (паводки, волнение моря, источники в антисанитарном состоянии) Прохождение паводков, штормы на море, употребление некачественной воды из источников.
4. Биологические (опасные растения и животные) Передвижение по кустарниковым зарослям, воздействие опасных растений (белладонна обыкновенная, безвременник теневой, белена черная, дурман обыкновенный, ясенец голостолбиковый и др.), употребление в пищу незрелых фруктов и овощей, ядовитых ягод и грибов, укусы ядовитых змей и пауков, бешеных лисиц и собак, опасности со стороны диких кабанов.
5. Техногенные (ЛЭП, взрывоопасные предметы, пожары, транспортные средства) Обрыв линии электропередач, взрыв авиабомб, мин, снарядов, ручных гранат, распространение лесных пожаров, возгорания в полевом лагере, использование для перевозки людей технически неисправных транспортных средств, пересечение автодорог.  
6. Человеческий фактор (некачественные пищевые продукты, работа с кухонными принадлежностями, учебным оборудованием, приготовление пищи, употребление сильнодействующих веществ, неприспособленная одежда и обувь) Употребление в пищу некачественных продуктов, работа с топором, саперной лопатой, ножовкой, приготовление пищи у костра, употребление спиртных напитков, сильнодействующих наркотических средств, выход на маршрут в неприспособленной к данным условиям одежде и обуви.

 

Date: 2015-06-11; view: 993; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию