Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция. Ее структура и методы проведения





Лекция была и остается самой трудной формой преподавания, т.к. учитель выступает в нескольких ролях:

- ученого, который рассматривает явления и факты, анализируя их;

- педагога, формирующего мировоззрение, воспитывающего нравственность, пользующегося современными методами преподавания;

- оратора, пропагандирующего, убеждающего слушателей;

- психолога, который чувствует аудиторию в целом и каждого слушателя в отдельности.

Лекция — многогранное явления. Нужно учитывать композицию, отбор содержания, подбор примеров и иллюстраций, методическое оформление, расчет времени, состав слушателей, приемы активизации, связь с предыдущим материалом, основными вопросами для запоминания и записи в ходе лекций, литературу для самостоятельной работы.

Лекция как форма устного изложения не может быть заменена зачитыванием готового текста, телепередачей. Живая речь учителя непосредственно воздействует на формирование знаний.

Лекция допускает импровизацию, которая придает ей творческий характер, оживляет, акцентирует внимание слушателей, вызывает повышенный интерес.

Как актер вживается в роль, так и лектор вживается в лекцию, отыскивает наиболее рациональные способы передачи научной информации слушателям.

Лекция решает три основные задачи:

- обучающая (дает слушателям необходимые сведения);

- развивающая (развивает интеллект, способности);

- воспитывающая (формирует культуру общения, поведения).

Учитель обязан четко представлять основные стороны лекции. Ясное представление о логическо-педагогических уровнях работы над лекцией поможет учителю в выборе оптимальных методов преподавания.

Логико-педагогическая структура лекции

Лекции тщательно планируются и, как правило, они состоят из трех частей:

1. Вводная часть. Называется тема, формулируются задачи, дается

краткая характеристика проблемы, освещается состояние вопросов, называется литература к лекции, устанавливается связь с предыдущими занятиями.

2. Основная часть (изложение материала лекции). Учитель разбирает факты, приводит нужную информацию, анализирует сложившийся опыт, дает, где нужно, исторические справки, определяет свою позицию, дает оценку сложившейся практике и научным исследованиям, устанавливает связь с практикой, жизнью, дает установки, раскрывает перспективы развития, возможные научные поиски по данному вопросу.

3. Заключение. Даются формулировки основных выводов, указания к дальнейшей самостоятельной работе, методические советы.

Даются ответы на вопросы.

 

Виды лекций и приемы их проведения

Для повышения эффективности лекций важно выявить их типологию, особенности структуры, этапы подготовки и методику чтения каждого типа.

Известный в педагогике российский ученый-дидакт П.И. Пидкасистый лекции подразделяет на ряд типов:

- по общим целям: агитационные, пропагандистские, воспитывающие, развивающие;

- по содержанию: академические и популярные;

- по дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительнообобщающие, установочные и обзорные;

- по воздействию: на уровне эмоций, на уровне понимания, на уровне убеждений;

Задача каждого преподавателя - сделать каждую лекцию убедительной, точной, осязаемой.

Конспект каждой лекции должен содержать:

- тему (точно сформулированную);

- цель и задачи;

- список литературы обязательной и дополнительной;

- текст содержания (с выделением основного и второстепенного);

- задания для самостоятельной работы.

Этапы подготовки лекции:

- изучение программы и учебников;

- составление списка литературы;

- изучение литературы, отбор содержания и его стилистическая правка;

- выбор типа композиции;

- написание плана или конспекта с вычленением в нем главного в помощь слушателям при записи лекции;

- подбор наглядности (таблиц, рисунков, смет и т.д.);

- использование технических.

 

Форма подачи:

- голосовое оформление (с точки зрения педагогической психологии);

- мимика и жесты;

- репетирование с хронометрированием времени на всю лекцию и отдельные ее части.

Организация аудитории и методика чтения. До начала:

- проверить состояние аудитории (наличие света, чистой доски и мела, чистоты и свежести воздуха, мебели, кафедры, указки, достаточного количества рабочих мест для учащихся и др.);

- написать на доске тему, план, литературу, термины, цифры и т.д.;

- разместить наглядные пособия и технические средства.

После начала лекции:

- устно сообщить тему и мотивировать ее значение;

- четко выделить цель и задачи лекции;

- помочь слушателям (учащимся, студентам) записать в тетрадях тему, план и литературу (с аннотацией и заданиями).

При чтении лекции учесть ряд правил:

- читать по плану;

- с дифференцированием (подробнее и помочь записать то, что хуже освещено в учебниках);

- выделением интонационно каждого вопроса;

- в каждом вопросе выделять главное (для запоминания) и второстепенное (для иллюстрации), интересное и неинтересное (изложить его увлекательно), трудное и простое (изложить значимо); точность формулировок;

- доводить каждую истину до убеждения каждого ученика, избегать нудного тона, заунывности, равнодушия;

- чувствовать и понимать реакцию аудитории;

- использовать обратную информацию, желательно после каждого раздела, вопроса.

Использование наглядных пособий и дополнительных средств в ходелекции.

В ходе лекции часто необходимо продемонстрировать какую-то деталь, чертежи, фотографию, диаграмму, схему, документ, историческую справку, образцы материалов и т.д. Для этих целей рекомендуется использовать современные педагогические технологии.

Плоскостные пособия не только раскрывают особенности объекта, представленного в изображении, и на конкретных примерах дают знания политехнического применения того или иного механизма или процесса, но и показывают, как данное явление используется в различных областях науки и практики.

При использовании наглядности на лекции следует соблюдать чувство меры, не перегружать лекцию количеством иллюстративного материала, это нередко отвлекает и не дает должного эффекта. Вместе с тем своевременное применение фрагмента, чертежа, плаката очень полезно, обеспечивает точность восприятия, образность, глубину.

 

 

Подготовка и проведение семинарских занятий

Особенности методики проведения семинарских занятий. Семинарские занятия органически связаны с лекционным курсом. На семинарском занятии решаются:

а) Учебно-познавательные задачи - закрепить, расширить, углубить и в целом активизировать знания, полученные на лекции и в процессе самостоятельной работы.

На семинаре обсуждаются основеые положения лекции, которые дополняются в период самоподготовки. Студенты учатся всесторонне и глубоко осмысливать и обобщать сложные вопросы изучаемых наук, рассматривая их в неразрывной связи с экономическими процессами в стране. На семинаре создается обстановка творческого обсуждения актуальных экономических проблем.

Семинарское занятие - это школа публичного выступления, где студенты вооружаются знаниями и получают навыки ведения дискуссии на горячие экономические темы, приобретают умение анализировать, оценивать состояние мировой и отечественной экономики, убедительно излагать свои мысли.

б) На семинаре решаются также воспитательные задачи: формируется научное мировоззрение на решение важнейших экономических проблем.

Воспитательное воздействие на студентов оказывается организацией занятия: формируется принципиальность в суждениях, смелость в оценке реального положения в экономике страны, самокритичность и другие качества.

Исключительно большое значение имеет влияние личного поведения преподавателя на занятии. Педагог выступает аккумулятором знаний, как пропагандист передовых взглядов на решение сложнейших экономических задач. Убежденность и объективность преподавателя, острая реакция на ошибочные суждения, педагогический такт - эти качества руководителя дают хороший воспитательный эффект, формируют активную жизненную позицию у студентов.

в) На семинаре контролируется уровень знаний студентов, качество их самостоятельной работы.

На семинаре каждое выступление студента должно оцениваться преподавателем.

Но нужно помнить, что контроль - это не самоцель семинара. Нельзя превращать семинар в разновидность экзамена. Необходимо создавать демократическую, товарищескую обстановку на семинаре, где достигается свободное развитие мышления через дискуссии, обзоры новинок литературы, обсуждение передового опыта производственной деятельности.

Формы проведения семинарских занятий многообразны. Наиболее распространенной из них является развернутая беседа на основе заранее разработанного плана. Основными элементами такого занятия являются: вступительное слово преподавателя, доклад (или без него), выступления студентов, заключение преподавателя.

Применяются и другие формы: семинары на производстве, в государственных учреждениях с приглашением производственников, государственных деятелей. Это накладывает особую ответственность на участников семинара.

Семинар может проходить и в форме обсуждения рефератов студентов, в форме дискуссии.

Каждая из названных форм имеет свои достоинства.

Методика проведения семинара.

Семинар следует начинать с выяснения готовности к занятию и наличия неясных вопросов по обсуждаемой теме.

Во вступлении преподаватель называет тему, цель, замысел и задачи занятия. Формулирует актуальность изучаемой темы. Подчеркивает узловые проблемы, которые выносятся на обсуждение, напоминает о необходимости связи изучаемого материала с современностью, указывает порядок проведения занятия, его особенности.

Вступительное слово должно быть лаконичным, логически стройным, по продолжительности должно быть не более 10 мин.

После вступительного слова преподавателя следует доклад или обсуждение вопросов плана семинарского занятия. Но доклад может заслушиваться и в другое время в процессе семинара. Продолжительность доклада на четырехчасовом семинаре — 20-25 минут, на двухчасовом — 15-20 минут.

Порядок обсуждения вопросов на семинаре может быть последовательным, либо вперемежку.

Умелое регулирование выступлений является действенным средством активизации работы студентов на занятии, вовлечения их в обсуждение вопросов, контроля за их подготовленностью к занятию.

Студенты выступают, как правило, на добровольных началах, но практикуются и вызовы, когда нет желающих выступать или когда преподаватель решил проверить подготовку отдельных студентов. Но начинать семинар с вызовов нецелесообразно, так как это нарушит творческую раскованную обстановку в группе. Очень важно добиваться, чтобы выступления были лаконичными, не более 7-10 минут.

Допущенные неточности формулировки, ошибочные суждения должны быть непременно замечены и исправлены, но в свое время. Надо дать возможность выступающему закончить свою речь, а затем уже уточнять и исправлять ошибки и, в первую очередь, силами участников семинара. При этом не упустить возможности организовать дискуссию. В отдельных случаях, когда выступающий неправильно произнес слово или поставил ударение, преподаватель сразу же исправляет ошибку. Замечание делается вполголоса, спокойно. Вмешательство преподавателя в выступление должно быть оправданным и умелым. Оно допустимо, когда студент уходит от вопроса, отвечает не по существу, повторяется, впадает в многословие, затягивает выступление, допускает грубые ошибки, требующие немедленного исправления. Методически неправильно часто прерывать выступающего и поправлять его.

Помимо выступлений по вопросам студенты могут делать дополнения и замечания, обычно с места.

Как сделать обсуждение проблемы творческим?

Для этого необходимы доброжелательные отношения, уважение к мысли каждого, готовность вынести любой серьезный вопрос на коллективное обсуждение.

Преподаватель должен учиться в совершенстве владеть навыками «творческого слушания» и что это значит:

1. Когда слушаете, сосредоточьтесь на главной мысли того, кто выступает.

2. Запомните основные моменты сказанного.

3. Попытайтесь понять план выступления, составленный выступающим.

4. Стремитесь найти в выступлении элементы нового, что ранее не было Вам известно.

5. Ведите записи.

6. Никогда не спешите противоречить, пока выступающий не закончил мысль.

7. Умейте оценить не только явные, но и скрытые эмоции, что позволит оценить его интерес к проблеме.

8. Не давайте советов, когда Вас не просят.

Обсуждение вопросов семинара предполагает организацию дискуссии по наиболее сложным и важным вопросам. Ее организуют, когда выявляются явно полярные взгляды на какую-то проблему и ее основательное обсуждение приведет к оптимальному варианту мнений. Спор по частным вопросам большой пользы не принесет.

Дискуссия может возникнуть непроизвольно, когда высказана ошибочная точка зрения, которая резко отличается от других.

Дополнительные вопросы преподавателя могут также сыграть роль детонатора дискуссии. Уточняющими вопросами преподаватель побуждает обучающих конкретно высказаться по вопросу. Для дискуссии преподаватель должен уметь создавать «ситуации затруднения». Две-три противоречащие друг другу мысли стимулируют дискуссию. В ходе дискуссии преподаватель должен проявлять максимум внимательности, избегать излишней эмоциональности, раздражительности, высокомерных заявлений, воздерживаться от скорого высказывания по поводу точек зрения дискуссирующих. Во время острого спора дать слово уравновешенному слушателю, и в момент затухания полемики — тому, кто способен выступить эмоционально и обострить обсуждаемый вопрос.

Чрезмерная активность преподавателя гасит полемику, сковывает инициативу, поэтому необходимо соблюдать этику дискуссии. Усилия выступающих надо направлять на поиск истины, а не на красноречие.

В ходе семинара вопросы могут быть поставлены самому преподавателю. В этом случае не надо торопиться с ответом. Подумать, нельзя ли вынести его на обсуждение всей группы и использовать для организации дискуссии. И лишь когда исчерпаны возможности учебной группы, подвести итоги высказываний.

Большая выдержка, эрудиция и такт требуются при ответе на острые вопросы. Преподаватель не должен обходить их, раздражаться, навешивать ярлыки, читать нравоучения. Ответ по существу, аргументирующий несостоятельность позиции, занятой тем или иным участником семинара, позволяет преодолеть ошибочные взгляды. Распекание же участников семинара не приведет к исправлению неверных взглядов, а вынудит студентов сдерживаться от полемики или вообще отказаться от участия в семинаре.

Заключительное слово преподавателя должно концентрировать внимание студентов на наиболее важных и сложных вопросах (т.е. в начале– теоретическая часть заключения), внести полную ясность в их понимание. Затем оценить подготовленность группы к занятию в целом и проанализировать выступление каждого. Дать задание для дальнейшей работы над темой.

Заключительное слово преподавателя – очень важная часть семинара и на четырехчасовом семинаре на него отводится 20-25 минут.

Избранную тему лекции или семинара необходимо подготовить с учетом рекомендаций и указаний педагога, получить допуск к ее чтению в назначенное по расписанию время и испытать себя в качестве настоящего педагога.

 

Date: 2015-06-11; view: 3065; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию